Проект "Память сильнее времени"
проект (8 класс) на тему

Саттарова Елена Ивановна

  Цель  проекта  -  формирование гражданской позиции учащихся через изучение семейной родословной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_silnee_vremeni.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Память сильнее времени

Разработала Саттарова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» г. Чистополя Республики Татарстан.

                                   Описание проблемы

К 70-летию Великой Победы   был реализован проект «След, оставленный войной».

            В начале года  из беседы с учащимися 8  класса выяснилось, что они имеют довольно поверхностные знания о Великой Отечественной войне. Многие  из них не знают, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины.  Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с нашими родственниками, родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, среди которых есть еще и живые свидетели и участники тех героических событий.        

   Поэтому целью проекта стало формирование гражданской позиции учащихся через изучение семейной родословной. Были поставлены следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, своих близких.

2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.

4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в творческих работах.

Целевыми группами проекта стали ученики, учителя, родители, родственники, ветераны.  Продолжительность: 3 месяца

Таким образом, проект «След, оставленный войной» позволит более полно осуществить патриотическое воспитание, привить любовь к своему Отечеству, осознанию священного долга защиты своей Родины.

Содержание проекта

Эффективным способом решения поставленных задач станет реализация мероприятий по следующим основным направлениям деятельности педагогов и учащихся:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа.

2. Организация мероприятий, приуроченных к великой дате (уроки мужества, классные часы, творческие и спортивные мероприятия, совместные трудовые дела и т.д.).

3. Совершенствование технологий внеурочной работы с учащимися.

4. Краеведческая работа.

5. Обобщение результата работы, систематизация собранных материалов.

 Этапы и сроки реализации проекта

Проект реализуется   с 1 сентября 2014 года по 1 апреля 2015 года.

№ этапа

Название этапа

Продолжительность этапа

Основное содержание

Этап 1

Организационно-методический

Сентябрь-октябрь 2014 года

Знакомство с методической литературой, планирование работы

Этап 2

Экспериментально-внедренческий

Сентябрь-ноябрь 2014 год

Активизация работы педагогов и учащихся, внедрение проекта, посвященного 70-летию Великой Победы

Этап 3

Проектно-деятельностный

Сентябрь 2014- апрель 2015 года

Проведение юбилейных мероприятий, поисковая работа, совершенствование технологий внеурочной деятельности

Этап 4

Рефлексивный

апрель 2015 года

Подведение итогов, анализ эффективности деятельности, обобщение результатов

План мероприятий

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Творческо-поисковая работа учащихся «Мои родные в годы Великой Отечественной войны»

Сентябрь – февраль 2014-2015

Классные руководитель, родители

Участие в городском патриотическом центре «Ватан»  «Люди и судьбы»

Сентябрь 2014, 2015

Работники центра «Ватан», кл. руководитель

Конкурс сочинений, эссе (о ветеранах ВОВ) среди 8 классах

- «След войны в моей семье».

- «Листая семейный альбом».

- «Вспоминая военные годы»

Ноябрь-Декабрь

2014

Учителя русского языка, классный  руководитель

Оформление презентации  книги памяти «След войны в моем доме»

Декабрь

2015

Учащиеся 8 а класса

«Дни воинской славы России» - встреча с участниками ВОВ

Декабрь

2014, 2015

Преподаватель-организатор

Посещение музеев города Чистополь

Февраль

Классный руководитель

Книжная выставка «Ради жизни на Земле»

Январь-февраль

Библиотекарь

Уроки мужества, классные часы, внеклассные мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны: тружеников тыла:

- «Память пылающих лет».

- «Подвиг во имя жизни».

- «И помнит мир спасенный…».

- «Из семейной военной шкатулки».

- «Чистополь  в годы Великой отечественной войны» и.т.д.

В течение года и месячника оборонно-массовой и спортивной работы

2014

Классный руководитель

Литературная гостиная «Стихи о Родине» для учащихся 5-11-х классов

Январь-февраль

2015

Учителя русского языка и литературы

«Все для фронта, все для победы». Вечер встречи учащихся школы с тружениками тыла

Февраль

2015

Книжная выставка «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны»

Февраль

Библиотекарь

Классные часы:

- «Герои ВОВ  - уроженцы Чистополя».

- «Города - герои».

-«Исторические битвы ВОВ: Сталинградская битва, Курская дуга, битва под Москвой, оборона Ленинграда и т.д.»

Январь-февраль

2015

Классный руководители, учитель истории

Выпуск классных фотогазет «Детям о дедах» и «Ради Победы»

Март

2015

Классные руководители

Операция «Ветераны живут рядом»:

- оказание помощи ветеранам ВОВ;

- вручение открыток, сувениров, выполненных руками учащихся;

- подготовка ростков и саженцев для клумб и аллей «Зеленые островки памяти»

Апрель

2015

Классный руководитель и учащиеся 8 а класса

Составить видеофильм о Шаброве Н. И. иматериал для виртуального музея «Родные лица Победы»

Апрель

2015

Классный руководитель и учащиеся 8 а класса

                           Ожидаемые результаты

1. Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.

2. Приобщение учащихся к боевым и трудовым традициям народа.

3. Воспитание у школьников гордости за подвиги защитников Отечества.

4. Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.

5. Вовлечение учащихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.  

6. Увеличение количества участников научно- исследовательских работ.

Выводы

         

Таким образом, одной из важнейших задач по воспитанию подрастающего поколения является нравственное и военно-патриотическое воспитание. Осуществление этой задачи возможно  только на примерах жизни героев и участников Великой Отечественной войны, героев-земляков, которых в трудные годы войны объединяло общее – высокий патриотизм, беззаветная готовность отдать жизнь за Родину.

        Подвиги, совершённые ими, войдут в века, будут всегда служить образцом несгибаемой воли, стойкости и храбрости.

На основе примеров героических страниц Великой Отечественной войны мы стремились воспитать в детях чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, воспитать патриотов Отечества, способных встать на защиту государственных интересов страны.

Главная задача всех проводимых занятий – патриотический настрой школьников, воспитание в них гордости за своих отцов, дедов; желание в случае необходимости самоотверженно защищать Родину от врагов. А для этого были организованы разнообразные мероприятия (классно-урочные, научно-исследовательские, творческие, спортивные, трудовые), позволяющие ученикам глубже  познакомиться и изучить героическое прошлое нашей Родины.  Способствуют патриотическому воспитанию и хорошо подготовленные встречи с нынешними воинами, бывшими учениками школы.

В течение проекта многие учащиеся изучили свою родословную, подготовили материалы: сочинения, эссе, презентации о своих родственниках, проявивших героизм и мужество в Великой Отечественной войне.

 На подготовительном этапе были проведены мероприятия, мотивирующие участников: просмотр и обсуждение фильмов о войне, проведение урока «Поэзия, опалённая войной» и т.д. 

 На основном этап дети осваивали методику  изучения родословной, затем провели исследование семейных архивов, провели беседы с родственниками, ветеранами и оформили  материалы в виде летописей, презентаций.

На основе собранного детьми материала был проведён урок мужества, который стал не просто мероприятием, а вечером, где людей  четырех поколений объединили чувства, эмоции. Рефлексия была проведена в виде конкурса сочинений на тему «След, оставленный войной».

Наш проект получил дальнейшее развитие. Из локального он стал общешкольным.  Были проведены уроки мужества во всех классах школы. Организован  конкурс исследовательских проектов «Моя родословная». Кроме того данная  работа учащихся  на школьном конкурсе проектов, посвященных празднованию 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов»  заняла 1 место  и была рекомендована для участия в муниципальном конкурсе агитбригад «Отечество, доблесть и честь!», где заняла 3 место.  Учащиеся, познакомившись, с судьбой родственницы – зенитчицы  Окружнова Романа составили сценарий, посвященный зенитчицам, выступили перед школьниками лицея, а затем с этой литературно-музыкальной программой выступили  и  сцене перед учащимися города.  А ученицы Гусева С. и Чехонина Е., узнав о судьбах тех, кто не вернулся, написали авторские  работы, с которыми выступили в муниципальном фестивале детского творчества и молодежи «Золотой микрофон» и заняли призовые места.

На заключительном этапе будет проведен анализ проделанной работы. Результаты проекта  пока таковы:

  • отработана методика проектной деятельности
  • создан  видеоролик о Шаброве Н.И., разведчике ВОВ
  • созданы видеопрезентации
  • проведено выходное анкетирование, по результатам которого, 100 % участников проекта узнали историю своей семьи и овладели методикой составления родословной
  • победы на городских конкурсах и НПК.

        Таким образом, результативность соответствует поставленным задачам. Поскольку проект имеет социально-исследовательский характер, в нем необходимо выделить эффекты, т.е. так называемые отсроченные результаты. Для семьи - это улучшение взаимоотношений между членами семей, поддержание связи поколений. Для школы -  отработка комплексной модели реализации проектов социально-исследовательского характера.

   Создание семейных летописей – это предметный результат проекта, но самое главное – это те изменения, что произошли в душах и сердцах наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сильнее времени"

Цель:  1. Способствовать воспитанию патриотических чувств учеников. 2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за ...

«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»

Познакомить учащихся с Федеральным Законом «О днях воинской славы (победных днях) России».показать учащимся значение великого  подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, способство...

Урок мужества "Память сильнее времени"

Занятие посвящено 70-летию Великой Победы...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Память сильнее времени..."

Мероприятие предназначено для обучающихся 5-9 классов.Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераз...

разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"

Разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"нацелена на осуществлении следующих воспитательных задач:1.воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к родине;2.углу...

Память сильнее времени.

Великая Отечественная война – незабываемая страница памяти. Далеко в прошлом те страшные дни и ночи. И всё меньше тех, кто лично участвовал в далёкой той войне....

Программа внеурочной деятельности "Память сильнее времени" 6 класс

        Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с ...