Рабочие программы.
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

рабочая программа по истории 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istor_5_klass.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года .  (Приказ     Министерства образования и науки Российской Федерацииот 18.07.2003г.№2783).

Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273.

Примерной программы по истории: Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/;

На основе примерной Программы основного общего образования по истории и  авторской программы Вигасина А.А, Годера Г.И. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих госаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Учебного плана МКОУ «СОШ №11» а. Уллуби-Юрт .

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2014.

2. Вигасин,  А. А.  История  Древнего  мира.  5 класс  [Электронный  ресурс]  :  электрон.  прил.  к  учебнику  /  А.  А.  Вигасин,  Г.  И.  Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2014.

4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2014.

5.  Годер,  Г.  И.  Методическое  пособие  по  истории  Древнего  мира. 5 класс [Текст] : пособие для учителя / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2012.

Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2014).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 ч, в 5–9классах по 2 ч в неделю, 9. В 5 классе – 35учебных недели (70 ч).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Что изучает история

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.

Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого.

Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.

Россия – многонациональное государство.

Всеобщая история. История Древнего

Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.

Первобытное общество.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.

Зарождение искусства.

Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений.  Конфуций.  Научные  знания  и  изобретения.  Великая  Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Календарно-тематическое планирование по «Истории» 5 кл.

Название темы и разделов

Часы

Дата

Д/З

1

Введение

1

1.Жизнь первобытных людей.

2

Древнейшие люди.

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

5

Возникновения земледелия и скотоводства.

1

6

Появления не равенства и знати.

1

7

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первобытные люди».

1

2.Древний Египет.

8

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

1

9

Жизнь земледельцев и ремесленников Древнего Египта.

1

10

Жизнь египетского вельможи.

1

11

Военные походы фараонов.

1

12

Религия древних египтян.

1

13-14

Культура Древнего Египта.

1

15

Повторительно-обобщающий урок: «Контроль знаний».

1

3.Западная Азия в древности.

16

Древнее Двуречье.

1

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

18

Религиозные верования жителей Двуречья.

1

19

Города Финикии. Морская торговля и пиратство.

1

20

Древние Еврей. Царство Давида и Соломона.

1

21

Ассирийская держава.

1

22

Персидская держава.

1

4.Индия и Китай в древности.

23

Местоположение и природа Древней Индии.

1

24

Индийские касты.

1

25

Природа Древнего Китая. Учения Конфуция.

1

26

Объединения Китая. Деспотизм властелина.

1

27

Повторительно-обобщающий урок: «Контроль знаний».

1

5.Древняя Греция.

28

Природные условия Древней Греции. Критское царство.

1

29

Микенское царство. Троянская война.

1

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

32

Религия Древних греков.

1

33

Древняя Аттика. Положения земледельцев.

1

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

35

Древняя Спарта.

1

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

37

Олимпийские игры – общегреческие празднества.

1

38

Победа греков в Марафонской битве.

1

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

41

В городе богини Афины.

1

42-43

Культура Древней Греции.

2

44

Афинская демократия при Перикле.

1

45

Возвышение Македонии при царе Филиппе.

1

46

Поход Александра Македонского на Восток.

1

47

Распад державы Александра Македонского.

1

48

Повторительно-обобщающий урок: «Контроль знаний».

1

6.Древний Рим.

49

Местоположение и природные особенности Италии.

1

50

Завоевание Римом Италии.

1

51

Устройство Римской республики.

1

52

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

53

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

54

Рабство в Древнем Риме.

1

55

Земельный закон братьев Гракхов.

1

56

Восстание Спартака.

1

57

Единовластие Цезаря.

1

58-59

Установление империи.

2

60

Соседи Римской империи.

1

61

Рим при императоре Нероне.

1

62

Возникновение христианство в Риме.

1

63

Расцвет Римской империи.

1

64

Рим-столица империи.

1

65

Римская империя при Константине.

1

66-67

Разделение Римской империи на два государства.

2

68

Повторительно-обобщающий урок: «Контроль знаний».

1

69-70

Итоговая контрольная работа.

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ**

Должен знать:

•  основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

•  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•  изученные виды исторических источников.

Должен уметь:

•  определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

•  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

•  читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•  рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

•  использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

•  выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

•  группировать  исторические  явления  и  события  по заданному признаку;

•  объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

•  выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

•  определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Печатные пособия.

•  Список литературы для учителя:

1. Азимов, А. Древний Восток / А. Азимов. – М. : Аст, 2006.

2. Алексеев, С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс / С. И. Алексеев. – М. : Русское слово, 2006.

3. Бутромеев, В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Кн. 2 : энциклопедия для школьника / В. П. Бутромеев. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

4. Буданова, В. П.  Древний Рим  /  В. П. Буданова,  В. Н. Токмаков,  В. И. Уколова. – М. : Астрель : Аст, 2006.

5. Булычев, К. Тайны античного мира / К. Булычев. – М. : Дрофа-плюс, 2006.

6. Бейкер, Дж.  Август.  Первый  император  Рима  :  [пер. с англ.]  /  Дж. Бейкер. – М. : Центрполиграф, 2003.

7. Буркхард, Я. Век Константина Великого / Я. Буркхард. – М. : Центрполиграф, 2003.

8. Гиббон, Э. М.  История  упадка  и  крушения  Римской  империи  / Э. М. Гиббон. – М. : Олма-Пресс, 2002.

9. Коттерилл, Г. Б. Древняя Греция / Г. Б. Коттерилл. – М. : ЭКСМО, 2007.

10. Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. – М. : Центрполиграф, 2002.

11. Максимов, Ю. И. Тесты по истории  Древнего  мира.  5 класс  /  Ю. И. Максимов. – М. : Экзамен, 2010.

12. Саплина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. – М. : Дрофа, 1996.

13. Сухов, В. В. История Древнего мира и Средних веков. 5–6 классы : дидактические материалы / В. В. Сухов [и др.]. – М. : Дрофа, 2000.

14. Фицджералд, Ч. П. История Китая / Ч. П. Фицджералд. – М. :  Центрополиграф, 2004.

15. Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / М. Эдвардс. – М. : Центрополиграф, 2005.

16. Эббот, Дж. Ромул – основатель Вечного города / Дж. Эббот. –  М. : Центрполиграф, 2004.

17. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н. Ярхо. – М. : Лабиринт, 2004.

•  Список литературы для учащихся:

1. Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник. – М. : Просвещение, 2008.

2. Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Греки / М. Н. Ботвинник. – М. : Просвещение, 2008.

3. Бутромеев, В. Всемирная история в лицах. Древний мир : энциклопедия для школьника / В. Бутромеев. – М. : Олма-Пресс, 1998.

4. Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. – СПб. : Северо-Запад, 1992.

5. Гузик, М. А. Культура Древнего Востока. Занимательные  игры  /  М. А. Гузик. – М. : Просвещение, 1997.

6. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : ЭКСМО, 2010.

5. Лурье, С. Я. Заговорившие таблички / С. Я. Лурье. – М. : ЗАО «МК-Периодика», 2002.

6. Можейко, И. В. Тайны Древнего мира / И. В. Можейко. – М. : АСТ, 2010.

7. Слетер, Ф. Д. Чудо пылающего креста / Ф. Д. Слетер. – М. : АСТ, 2002.

8. Тудоровская, Е. А. Приключения Одиссея. Троянская война и ее герои / Е. А. Тудоровская. – М. : Астрель : АСТ, 2009.

2. Наглядные пособия.

Исторические карты:

1. Древний Египет.

2. Междуречье и Восточное Средиземноморье.

3. Египет и Междуречье.

4. Индия и Китай в древности.

5. Греция в IV в. до н. э.

6. Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства.

7. Древняя Италия до середины III в. до н. э.

8. Древняя Италия в VII–III вв. до н. э.

9. Римская империя в IV–V вв. Падение Западной Римской империи.

Демонстрационные таблицы:

1. Общество Древнего Египта.

2. Афинская демократия в V–IV вв. до н. э.

3. Римская республика в III–II вв. до н. э.

4. Рабство в Древней Греции и Древнем Риме.

5. Греко-персидские войны 500–449 гг. до н. э.

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. История Древнего мира. Загадки Сфинкса [Электронный ресурс]. – М. : Медиа Хаус, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира [Электронный ресурс]. – М. : Новый диск, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) [Электронный ресурс] / авт.-сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Интернет-ресурсы.

Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

Исторические фотодокументы,

репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html    

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6

http://www.sovr.ru

Исторические фотодокументы,

записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

Карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya

http://viki.rdf.ru

http://prezentacii.com/istori

http://pedsovet.su

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

http://www.uchportal.ru

http://metodisty.ru

http://ooc-school.ru

http://www.openclass.ru

http://www.history.lact.ru

http://mirppt.ucoz.ru

http://www.proshkolu.ru

http://ppt-presentation.ru

Справочные и дополнительные материалы по истории

Исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=lanskiy

http://www.rusarchives.ru

5. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3.  Компьютер.

4. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...