Устный журнал "Всё это было.."
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Урок повторения по теме: "Эпоха Л. И . Брежнева" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.vsyo_eto_bylo.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – устный журнал «Всё это было, было…….» по истории России

                                                  для 11 класса

Цели урока

  Обучающая:   обобщить знания учащихся по историческому периоду          

                          « развитого социализма»;

                          показать, что общественная атмосфера того времени  

                          была неоднозначна и противоречива;

                          выработать у учащихся собственную оценку эпохи

                          Л.И.Брежнева на основе предварительной исследовательской

                           работы;

 Развивающая:    способствовать  формированию у учащихся общих

                             компетенций:     

                          - способствовать   формированию умения

                            самостоятельной работы с текстом учебника и

                            дополнительными источниками информации;

                          - развивать мыслительную деятельность, элементы

                            исследовательских умений (сравнение, обобщение,

                            умение анализировать, делать выводы, рационально решать

                            проблемные задания);

                         -  осуществлять поиск и использование информации ,

                            необходимой для эффективного выполнения задач

                            личностного развития;

                         -  способствовать развитию навыков поиска и систематизации

                            информации, определения собственной позиции;

Воспитательная: создать условия для формирования уважения к    

                                историческому наследию России, интереса к истории

                               с помощью ярких примеров, дополнительной литературы

                              и источников.

Задачи:    1) организация индивидуальной и групповой работы с учащимися;

                  2) постановка и решение проблемных вопросов;

                  3) повторение материала на новом, более сложном уровне;

                  4) анализ исследовательской работы;

                 5) проверка умений и навыков работы с кластерами и синквейнами;

Оборудование: фотовыставка (фото из семейных альбомов 60-х-80-х г.г.),

                         подшивка газет и журналов этого периода; выставка атрибутов

                         трудовой и общественной жизни ( комсомольские и партийные

                         билеты, знаки трудового отличия, горн, барабан, пионерские

                         галстуки и т.д.), компьютер, проектор, документальные

                         источники, видеосюжеты.

                                         

                                     План проведения  урока:

                                                                        «Достойно, главное достойно

                                                       Любые встретить времена.

                                                    Когда эпоха то застойна,        

                                                    То взбаламучена до дна.»    

Е.Евтушенко

  1. Страница  « Человек за спиной.» (Личность Л.И. Брежнева)
  2.  Страница  «И стонут хозяйственники на Руси:

                     Проклятье, всего не хватает!»

  1. Страница   «Будь готов! – Всегда готов!»
  2. Страница    «Афганистан болит в моей душе.»

                                                     Ход урока:

(Звучит мелодия песни «И вновь продолжается бой!)

Вступительное слово учителя.

             Ребята, я прошу вас сейчас ненадолго забыть о том, что на пороге XXI век и мысленно перенестись в эпоху, непременными атрибутами которой были пионерские галстуки, комсомольские билеты и значки, горны и барабаны, партийные билеты. На первом месте были слова: коммунизм, партия, комсомол. Но чаще всего с экрана телевизоров и по радио можно было услышать имена В.И.Ленина и Л.И. Брежнева.

(Слайд № 1 – тема урока )

       «Когда начался закат Советского Союза?» - задавался вопросом известный итальянский журналист и историк Дж. Бофф, проживший в нашей стране немало лет. И в поисках ответа он назвал точную дату. Это 14 октября 1964 г. – день смещения Н.С. Хрущёва. Исследователь полагал, что именно с этого момента  начался медленный спад в нашей стране. Но советские и российские историки склонны видеть другую точку отсчёта. Это 1975 г. – год Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, прошедшего в Хельсинки. Это событие знаменовало могущество СССР. Никогда прежде наша страна не была столь влиятельной . Никогда прежде она не обладала  такой мощью. Так что же послужило причиной упадка?

     Обе эти даты связаны с именем одного человека: Л.И.Брежнева. Как же случилось, что закат империи начался именно с этой фигуры? Почему время его правления одни называют «золотым веком», а другие «периодом застоя»?

    Будучи при жизни рекордсменом по числу сочинявшихся о нём анекдотов, в СМИ всё чаще он предстаёт, как незаурядный человек, обладавший как привлекательными, так и негативными чертами. Попробуем сегодня без пристрастий дать взвешенную оценку деятельности и личности Л.И. Брежнева.

     Итак, мы открываем первую страницу нашего устного журнала. В этом мне поможет (………….)

  1.  «Человек за спиной» (Слайд № 2 – портрет Л.И Брежнева)

Выступление учащегося.

               Большую роль в истории играют личности. Л.И. стал символом 60-х-80-х г.г. Являясь руководителем СССР он несомненно оказал на неё большое влияние. Его личность и сегодня вызывает неоднозначные оценки. Всероссийский центр изучения общественного мнения приводит следующую статистику. По мнению россиян, 31% хотели бы жить в эпоху Брежнева; 50% считают, что Брежнев сыграл положительную роль в истории страны; 16% считают, что отрицательную. Нас эти статистические данные  заинтересовали и мы решили провести собственный социологический опрос. Респондентам (в основном педагогам нашей школы в возрасте от 35 до 60 – ти лет) были заданы вопросы:

 -   Как Вы относитесь к Л.И. Брежневу и его эпохе?

 -  Что, на Ваш взгляд, было положительным, а что отрицательным?

                         Предлагаем вашему вниманию видеосюжет.

Просмотр видеосюжета.

-  Эпоха Брежнева продолжалась 18 лет и охватить взглядом её всю просто невозможно. Но всё – таки мне бы хотелось услышать ваше собственное мнение о личности Л.И. Брежнева (Выступления учащихся)

II. « И стонут хозяйственники на Руси:

     Проклятье, всего не хватает!»

  1. Вводное слово учителя. (Слайд № 3 Решения XXIV съезда КПСС)

                    24 съезд КПСС провозглашал «..повышение благосостояния народа…высшей ценностью экономической политики ». Поэтому обеспечение роста жизненного уровня людей стало важной политической задачей. Это было тем более актуальным, что разрыв в уровне жизни между ведущими странами Запада и Советского Союза оставался существенным.

         Но как же обстояли дела в реальной жизни?

           Обратимся к курсу обществознания и вспомним определения следующих понятий: уровень жизни, производительность труда, экономика, показатели уровня жизни, прожиточный минимум. ( блиц - опрос учащихся)

  1. Составление кластера «Уровень жизни народа»

 (товарный дефицит, квартирный вопрос, средняя продолжительность жизни, уровень потребления, карточная система, улучшение материально положения, нефтедоллары, теневая экономика)

  1. Выступление учащегося. Исследовательская работа «Зарплата, цены – сопоставление, анализ, выводы» и её обсуждение.

Вопросы:- Почему эпоху Брежнева называют «золотым веком»?

                - Почему большинству населения казалось, что мы живём лучше  

                 всех в мире?

                - Чем это можно объяснить  с современной точки зрения?

  1. Просмотр клипа И. Талькова «Глобус» и прослушивание стихотворения Е.Евтушенко : «Нехватки».

           Внутриполитическая  жизнь страны всегда больнее всего отзывалась в душах людей творческих, заставляя их доносить до обывателя происходящее, опираясь, естественно, на своё собственное видение мира.

       Вашему вниманию предлагается  клип Игоря Талькова «Глобус» и стихотворение Е.Евтушенко «Нехватки».

   Задание:  Определитесь, чья точка зрения вам ближе и почему. Кто прав?

«Двужильность в народе. Двужильность во мне. 
Шатает, но сила не тает. 
На горе и счастье я рос на войне 
В стране, где всего не хватает. 
Бессмысленно очередь жалась чуть свет 
К пустой продуктовой палатке, 
Вздыхая, почесывал голову дед: 
“Где схватки с врагом, там нехватки…” 
Бинтов не хватало тогда на войне, 
Сапог, самолетов, тротила, 
Но все же материи красной вполне
На флаг над Берлином хватило.
 
Теперь побогаче пошли времена – 
В России никто не голодный, 
Теперь подавай апельсинов, джерси – 
Все чертова прорва глотает, 
И стонут хозяйственники на Руси: 
“Проклятье, всего не хватает!” 
Заплатки у нас на штанах, на шоссе, 
И бродят, как будто солдатки, 
По Волге, Печоре, Уралу, Шексне 
Нехватки, нехватки, нехватки. 
За нашей спиною пространств немота, 
У нас перед лицами – вьюга, 
Но нету нехватки у нас никогда 
В последней рубахе для друга. 
Такая страна. Мне не надо другой. 
Я болью ее не торгую. 
Была б она сытой и жадной каргой, 
Ее не любил бы такую. 
В ней лиха с лихвой. Принимаю лихву. 
В ней медленно, трудно светает, 
Но слов не хватает сказать, как люблю 
Страну, где всего не хватает.»

5. Историческая разноголосица, или кто прав.  (отстаивание своих точек зрения. За основу берутся следующие строки из клипа: «.на планете Земля страны  такой не сыскать, кроме той роковой, в которой Вы все не живёте, не живёте, потому что нельзя это жизнью назвать..» и из стихотворения: «Но слов не хватает сказать как люблю страну, где всего не хватает).

6 .Обобщение и подведение итогов.

III. «Будь готов! – всегда готов!» (звучит песня «Пионерия, комсомолия»)

1.Вводное слово учителя.

     Что же есть лицо, а что маска того времени, о котором мы сегодня ведём речь? Для сегодняшних учеников слова : пионер, комсомолец, партия – это эхо давно минувших дней, и, что греха таить: преданье старины глубокой. Но, прежде всего, это история. А для меня и моих ровесников – это жизнь. И была она связана с пионерией и комсомолом. Плохо это или хорошо? Какую роль играли детские и далеко не детские организации?

  1. Историческая справка (октябрёнок, пионер, комсомолец)
  2. Фрагмент пионерского сбора – инсценировка (учащиеся повязывают пионерские галстуки, учитель показывает , как правильно это делать и помогает)

  Председатель Совета отряда :

     - Отряд, равняйсь! Смирно! (обращается к учителю)

    - Товарищ, старшая пионервожатая, Отряд им. П. Морозова на торжественный сбор, посвящённый Дню рождения пионерии построен и готов к его проведению. Председатель Совета отряда………..

Ст. пионервожатая : Отряд, вольно!

 Пионер:

              В 1922 г. враги подло убили девятилетнего агитатора, юного Котю Мгеброва – Чекан, который не боялся угроз и каждый день читал революционные стихи в цехах заводов, в рабочих клубах. Рабочие Петрограда похоронили юного пионера на Марсовом поле рядом с героями революции.

Все вожатые:

Под военные грома раскаты

Поднимались на праведный бой

Пионеры, теперь уж солдаты,-

Знаменосец, горнист, звеньевой….

 Пионер:   И в это трудное для нашей  Родины время на поверке прозвучало новое имя рядом с героическими именами – Партия и Комсомол.

 Все вожатые:  Имя твоё?

Все пионеры: Пионерия!

Все вожатые: Год рождения?

Все пионеры: 1922 –й. Год, когда образовался СССР.

Все вожатые: Место твоего рождения?

Все пионеры ( по очереди) : Москва , Ленинград, Пермь, Архангельск, Липецк, Елец, Кострома, Харьков. Ярославль – все города и сёла, кишлаки и аулы, где жили и работали люди с горячими сердцами, кто слова В.И. Ленина о том, что « организация детей  - это лучший путь воспитания коммунаров», принял как программу жизни.

Все пионеры:                         Взвейтесь кострами

Синие ночи!

Мы, пионеры,

Дети рабочих,

Близится эра

Светлых годов.

Клич пионера:

« Всегда будь готов!»

Ст. пионервожатая: Юные пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!

Пионеры: Всегда готовы!

Слово учителя.

       В то время, когда пели задорные пионерские и комсомольские песни, звучали голоса детей, рапортующих съезду партии быть достойной сменой, всё плотнее становился «железный занавес», лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы, слушать музыку зарубежных авторов. Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» (диссиденты) выступали с сомнениями и собственными суждениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей.

                    Специфической чертой того времени была так называемая «магнитофонная революция». Записи песен, не поддававшихся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были: В.Высоцкий, А.Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава

Слайд (фото диссидентов)

Итоговое обобщение.

- Как вы думаете, почему запрещали слушать песни этих авторов?

     - Ребята, вам бы понравилось, если бы запрещали петь любимые песни, читать стихотворения и произведения понравившихся писателей ,если бы вы  говорили  обо всём только в своём доме, боялись сказать лишнего, чтобы не прослыть диссидентом?

  1. « Афганистан болит в моей душе».

Вводное слово учителя.

 -  Многое можно простить, принять, понять, в конце концов, но есть в истории нашей страны страницы, которые так хотелось бы забыть, вычеркнуть из памяти, как – будто их и не было. Но как вычеркнуть имена 14 тысяч погибших молодых ребят, искалеченные судьбы инвалидов, незаживающие раны матерей? Почему, зачем, кто?

Работа с историческими источниками

«24 декабря Д.Ф.Устинов подписал директиву № 312/12/001. в которой говорилось: « Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны. На территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

Вопросы к источнику:

- С какой целью на территорию Афганистана вводились советские войска?

-  Какой пост занимал Д.Ф.Устинов в руководстве страны?

-  Почему США отказались ратифицировать договор ОСВ-2 именно в 1979 г.?

- Какие последствия имело введение советских войск в Афганистан для дальнейшего развития страны, нашей области, нашего района?

Просмотр видеоклипа «Голубые береты. Афганистан»

Подведение итогов.

 - Можно ли оправдать Афганскую войну? Ответ обоснуйте.

  1. Итог урока.

     « И если всё переломалось,

       Как невозможно предрешить,

       Скажи себе такую малость:

       И это надо пережить»   (Е.Евтушенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Статья "Это было недавно, это было давно..."

Статья "Это было недавно, это было давно..." может служить отчетом о проделанной работе детскими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

Устный журнал "В начале было слово..."

Сценарий внеклассного занятия для предметной недели русского языка и литературы...

Устный журнал ко 130-летию В.И. Чапаева «Герой былого времени»

Устный журнал для учащихся 7-9 классов о жизни В.И. Чапаева...