Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Козютенко Светлана Ильинична

Разработка урока истории с применением презентаций по теме "Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв.

Тип урока  урок изучения нового материала.

Дата урока 01.12

Образовательные ресурсы История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Агибалов Е.В, Донской Г.М. – М.: Просвещение, 2012.

План урока: 1.Особенности развития культуры в XIV – XVIвеках. 2 Просвещение. Начало книгопечатания. 3.Устное народное творчество. 4. Литература. 5. Архитектура. 6. Живопись.7.Быт в XIV – XVIвеках.

Цели урока: Формирование представлений о развития культуры в XIV – XVIвеках. Подвести к пониманию, что избавление от ордынской зависимости и создание единого русского государства привели к формированию русской национальной культуры . Знакомство с памятниками русского просвещения, устного народного творчества, литературы.
Задача –  Какая тема становится главной темой литературных произведений?

Формы и методы обучения: работа с текстом и иллюстрациями, работа в парах

Основные термины и понятия: эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, Четьи Минеи, энциклопедия, «Домострой».

Планируемые образовательные результаты:  Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV - XVI в.в.
Проводить поиск информации для подготовки сообщений ( презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент.

Ребята, мы уже изучили многие вопросы развития государства в XVI веке. Какой вопрос истории Московской Руси мы еще не обсуждали?
Вспомните, что каждый период развития культуры имеет свои особенности? Как вы думаете, какие вопросы темы нам важно изучить?

Задание: - перечислите вопросы изучения темы развития культуры, записывают план.

 Обобщение вопросов беседы. Уточняется тема урока:
«Просвещение, устное народное творчество, литература в XV XVI вв
»

 Осмысленное восприятие материала, планирование работы по теме.

Актуализация знаний.

 Объявить план:
1.Особенности развития культуры в XIV – XVIвеках.
2 Просвещение. Начало книгопечатания. 3.Устное народное творчество. 4. Литература. 5. Архитектура.
6. Живопись.7.Быт в XIV – XVIвеках.

Работа в тетради, запись плана.

 Совместная формулировка цели урока

  Планирование работы на уроке. Определение важнейших вопросов темы.

Изучение нового материала

Учитель рассказывает об особенностях русской культуры XIV – XVIвека.

Задание. Слушая объяснение материала запишите в тетради по истории основные особенности развития русской культуры в XIV – XVIвв. Сравните их с особенностями предыдущего периода

Предлагаю вам познакомиться с творческими работами учащихся по теме урока. Запишите в тетради названия памятников культуры.

Выделяют особенности периода культуры:
Возрождение культуры Руси
Единство культуры
Москва – центр государства и центр культуры.
Национальные черты культуры – самобытность.

Ребята представляют творческие презентации на темы:
«Литература в XIV – XVIвека»;
«Устное народное творчество».
«Иван Федоров».

Беседа:
1.Чем характеризовался в истории государства период XII – XIII  веков?
2.Какие особенности развития культуры периода раздробленности можно назвать?

3. Назови памятники культуры.

Формирование устойчивого познавательного интереса 

Первичное осмысление и закрепление

 

 Вопросы. Назовите памятники культуры.

 Работа с учебником:  определение понятий: эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия, «Домострой».

 Выступления уч-ся, беседа.

Называть достижения культуры, памятники литературы XIV – XVIвека.

Итоги урока.

Рефлексия

 

 Каковы особенности развития культуры XIV – XVIвв? Какая тема становится главной темой литературных произведений?

 Знать новые понятия:. эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, Четьи Минеи, энциклопедия, «Домострой».

 Вопросы закрепления материала:

Я знаю
Я узнал
Я хочу узнать

 Участвовать в обсуждении вопроса

Домашнее задание

 

§ 29, вопрос 1-4. Творческое задание с.243.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему литература в XIV-XVI веках Подготовил Ляшок Андрей

Слайд 2

XIV-XVI век – эпоха культурного возрождения Руси В произведениях литературы, живописи, устного народного творчества идея объединения русских земель, укрепления могущества ведущей темой. Москва, возглавившая борьбу против ордынского владычества, постепенно становится главным культурным центром Руси. Туда съезжаются зодчие, живописцы и другие мастера искусства из разных стран; многочисленными становятся культурные контакты, особенно с Италией (к примеру, итальянские зодчие построили в Москве Успенский собор, Грановитую палату и прочие достопримечательности).

Слайд 3

Особенности русской литературы на рубеже XIV-XVI Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте .

Слайд 4

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан « Часословец » – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.

Слайд 5

Выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме « Задонщина », «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.

Слайд 6

Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.

Слайд 7

И тог : Таким образом, можно сделать вывод, что создание единого русского государства и освобождение от власти Орды привело к необыкновенному подъему культуры в России. Главной темой литературных произведений всех жанров становится не только тема борьбы с оккупантами, но и идея укрепления русского единого государства и власти царя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество в XIV - XVI веках Выполнила: Омельченко Марина

Слайд 2

1. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи.

Слайд 3

2.Процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.

Слайд 4

3. Главной темой становится укрепление мощи единого государства

Слайд 5

4. Интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру

Слайд 6

XIV - XVI веках наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Слагатели былин, чтобы подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времён Киевской Руси.

Слайд 7

Их героями были купец Василий Буслаев и богатый гость Садко.

Слайд 8

В этот же период появился новый жанр устного народного творчества — исторические песни.

Слайд 9

В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти, но осуждал царя за жестокость к простым людям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор в XVI века.

Слайд 2

Фольклор В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. В фольклоре смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события XVI века.

Слайд 3

Письменность и книгопечатание В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи. Первая русская типография открылась в 1553 году (выпустила 7 книг, имя печатника не указано, поэтому считается анонимной).

Слайд 5

Письменность и книгопечатание 1564 - начало книгопечатания в России: Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, первая книга – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», Первый букварь, Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для  7 КЛАССА по теме  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...