разработки уроков по истории
план-конспект урока по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Шоноев Тимур Иванович

разработки уроков по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_petr_1.docx20.62 КБ
Файл puteshestvie_v_srednevekove.docx20.35 КБ
Файл hozyaystvo_rusi_v_15_v.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Преобразовательная деятельность Петра Великого

Тип урока: Урок-практикум.

Цель урока: формирование информационной компетенции посредством работы с историческим источником.

Задачи урока:

Образовательная; углубить знания по разделу «Преобразования Петра Первого».

Развивающая: развитие  умений работать с информацией.  

Воспитательная; активизация познавательной деятельности путем вовлечения учащихся в обсуждение страниц истории России.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, исторический документ «Аттестат Петра Первого о прохождение курсов артиллерийских наук в Кенигсберге».

I. Постановка цели и задач урока.

II. Вводное слово учителя: Во время первого пребывания в Кенигсберге в составе Великого посольства Петр I осматривал город, присматривался к традициям и обычаям местных жителей. Особое его внимание привлекла Фридрихсбургская крепость, расположенная на левом берегу реки Прегель. Там он познакомился с руководителем артиллерийско-фортификационной службы в Пруссии полковником Штернфельдом и договорился с ним о тренировках в стрельбе из артиллерийских орудий.

Прочитайте документ и выполните задания к нему:

Аттестат Петра I

о прохождении курса артиллерийских наук

в Кенигсберге

Я, Генрих Штейтнер-фон-Штернфельд... над главною и полевою артиллериею полковник, над всеми крепостями Прусского княжества верховный инженер, свидетельствую, что предъявитель сего московский кавалер, именем господин Петр Михайлов, в минувшем году был здесь, в Кенигсберге, благоизволил дать мне знать, что желает он изучать огнестрельное искусство, в особенности метание бомб и гранат под моим руководством и наставлением. Я тем охотнее согласился удовлетворить его желание, что видел в нем высокопохвальное рвение к столь необходимому искусству, и при первом разговоре с немалым удивлением заметил, какая понятливая особа ищет моего содействия. Начало предвещало доброе исполнение, и я тем ревностнее, без потери времени, как здесь, в Кенигсберге, так и в приморской крепости Пиллау, ежедневно господина Петра Михайлова не только в теории науки, но и в практике частыми работами собственных рук его обучал и упражнял; в том и другом случае в непродолжительное время, к общему изумлению, он такие оказал успехи и такие приобрел сведения, что везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может. В чем сим свидетельством явственно и непреложно удостоверяю. <...> Дано в Кенигсберге, 2 сентября 1698 г.

   

 

 1 задание: Великое московское посольство прибыло в Пруссию:

  1. в 1689 г. 2. в 1690 г. 3. в 1697 г. 4. В 1968 г.

2 задание: Назовите современные названия городов Пруссии, которые упоминаются в тексте: Кенигсберг,  Пиллау.

3 задание: Объясните, почему в тексте Петр I назван господином Петром Михайловым?

4 задание:         Как относился, судя по тексту документа, к своему ученику прусский полковник? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.

5 задание: Каким учеником был Петр I? Приведите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.

6 задание: Объясните, как вы понимаете приведенное в тексте выражение: «исправный, осторожный, благоискусный, мужественный и бесстрашный огнестрельный мастер и художник»?

7 задание: Что нового об интересах, образе жизни Петра I вы узнали из текста документа?

IV. Совместная проверка работ.

Для обсуждения предлагаются вопросы:

На какие задания даны верные ответы и почему?

Что сделано неверно и почему?

Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?

Почему выстроили неверное умозаключение?

На что не обратили внимание при чтении?

Учитель руководствуется комментариями к оцениванию результатов в баллах.

Задание 1. Деятельность: аналитический выбор информации.

1 балл — ответ 3; 0 баллов — все другие ответы.

Задание 2. Деятельность: работа с дополнительной информацией.

2 балла — верный ответ: Кенигсберг — Калининград; Пиллау — Балтийск; 1 балл — верный ответ дан только по одному названию; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 3. Деятельность: привлечение дополнительных знаний, аргументация.

2 балла — верный ответ: Петр Михайлов — имя и фамилия Петра I в обыденной жизни. На такое имя ему был выдан паспорт для заграничной поездки в 1697 г.; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 4. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации.

2 балла — верный ответ: полковник Штернфельд относился к Петру с уважением и симпатией: он пишет, что видел в своем ученике «высокопохвальное рвение», называет его понятливым; указывает, что он охотно согласился обучать Петра Михайлова; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 5. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация.

2 балла — верный ответ: способный, трудолюбивый, любознательный. Это подтверждают слова из документа: «ежедневно господин Петр Михайлов не только в теории науки, но и в практике... упражнялся», «в непродолжительное время, к общему изумлению» Петр показал большие успехи, получил обширные знания; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 6. Деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний и личного опыта.

2 балла — может быть приведено следующее толкование: умелый, аккуратный, точно выполняющий все правила; достигший в своем деле высшего мастерства; мастер высшего уровня, профессионал; 1 балл — дан верный по смыслу, но неточный или неполный ответ; 0 баллов — неверный ответ или отсутствие ответа.

Задание 7. Деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, сопоставление информации.

2 балла — могут быть приведены следующие суждения: Петр I много времени уделял обучению военному искусству; это было ему интереснее, чем остальные занятия, был очень настойчивым, трудолюбивым, любо знательным; стремился все уметь и делать сам;        iвел себя не как царь, а как простой ученик;        

1 балл — дан верный по смыслу, но неточный        

или неполный ответ; 0 баллов — неверный         ответ или отсутствие ответа.

Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?

  1.  Носит ли этот указ шутливый характер?
  2. Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?
  3. Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?

Упражнение на развитие критического мышления

Указ Петра I от 09.12.1709:

Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Первый Петр

Неизвестна история издания этого указа. Был ли Петр I в веселом настроении и с присущим ему юмором и образностью речи издал этот документ, или указ соответствовал духу времени?

  1.  Носит ли этот указ шутливый характер?
  2. Если этот указ серьезен, почему он не будет воспринят современными людьми?
  3. Если он носит форму шутки, тогда почему в государственном акте самодержец позволяет себе шутить?



Предварительный просмотр:

«Путешествие в Средневековье»

викторина по истории Средних веков для учащихся 6-х классов

Цели викторины:

закрепить раннее изученный материал;

систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории средних веков;

развитие навыков работы в группе на основе товарищества, взаимовыручки, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

пробудить у учащихся интерес к всемирной истории;

развивать умение работы с текстом, учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственный связи, делать выводы.

Участники: ведущий, две команды по семь участников, жюри, болельщики.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри, команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Путешествие в Средневековье». Одни считают Средние века временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые пространства, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне. Именно в Средние века были созданы такие литературные произведения, как: «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Божественная комедия» Данте. Средневековье, это – сложная и противоречивая эпоха. И мы, надеемся, что «Путешествие в Средневековье» поможет нам лучше понять то далёкое время, увидеть живых людей, глубже и ближе познакомиться с их жизнью, бытом и нравами. Итак, начинаем!

Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов). Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!

Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри).

«Конкурс капитанов»

Ведущий: Уважаемые капитаны! Действительно победа в следующем туре зависит только от вас. Мы приветствуем вас аплодисментами и просим пройти к нам. Вам нужно выполнить следующее задание: У вас на руках исторические портреты, вы должны по описанию внешности, по поступкам определить о ком идет речь. (по 2 портрета.)

…Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о нем сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями.

2. Первые славянские просветители, монахи из Византии. Один из них … преподавал философию, знал языки разных народов. Другой … хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью, а затем, поступив в монастырь, вскоре его возглавил. В 863 г они были направлены в Великоморавскую державу …. Создатели славянской письменности.

3. Умный, энергичный, хорошо образованный, он умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и обходительностью в обращении с людьми скрывался беспощадный, двуличный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не показывая гнева, «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Крайне завистливый и подозрительный, он боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу.

4. Основатель этой религии житель Мекки принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой: о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке. После женитьбы оставил торговлю. Его посещали «видения» - он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 г. он выступил с проповедью новой религии.

5. Высокая, сильная, выносливая крестьянская девушка. Она обладала быстрым, находчивым умом и превосходной памятью, легко ориентировалась в сложной обстановке. С детских лет она видела вокруг себя страдания и бедствия народа. На ее родную деревню не раз нападали враги. Впечатлительной религиозной девушке казалось, что она слышит голоса святых, побуждающих ее к военному подвигу. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врага.  

6. Вырос в чешской крестьянской семье. Способному и трудолюбивому юноше пришлось перенести много лишений и трудностей, чтобы окончить университет. Вскоре он стал профессором, а затем – первым из чехов – возглавил Пражский университет. Он беспощадно обличал духовенство, требовал переустройства церкви.

7. Арабский врач, описал многие болезни. Был философом, астрономом, географом, поэтом. На Востоке его называли «главой ученых». (Ибн Сина, Авиценна 980-1037)

8. Знаменитый итальянский путешественник, около 25 лет жил в Китае, внимательно наблюдал жизнь этой страны. Его книга долгое время служила руководством для составления географических карт.

9. «Истинно только то, что доказано разумом», - так говорил автор книги «История моих бедствий». «Его ядовитые книги не лежат спокойно на полках, нет, их читают на перекрестках, они снабжены крыльями». (Петр Абеляр II пол. XII в.)

10. Поэт средневековья, автор «Божественной комедии» (Данте Алигьери 1265-1321).

11. Итальянский гуманист, автор 100 рассказов «Декамерон» (Джованни Боккаччо 1313-1375).

12. Живописец раннего Возрождения, автор картин «Рождение Венеры», «Весна» (Сандро Боттичелли 1445-1510).

 (Капитаны дают ответ, жюри подводит итоги.)

Ведущий: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды и каждого участника в отдельности. Каждый представитель одной команды должен задать исторический вопрос участнику другой команды. В конкурсе, таким образом, должны будут принять участие все члены обеих команд.

Блиц-турнир

Примерные вопросы:

1.Состязание средневековых рыцарей

2.народный герой средневековой Чехии

3.Отрезок времени, равный 100 годам

4.Создатели славянской азбуки

5.Кочевые арабы

6.Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается

7.Все работы на феодала

8.Церковный суд в средневековье

9.Священный город христиан

10.Священный город мусульман

12.Человек, дающий деньги под проценты

13.Сбор в пользу государства

14.Новая религиозная философия, возникшая в средние века

15.Владения римского папы

«Загадка из средних веков»

Ведущий: 3 тур называется «Загадка из Средних веков». Каждой команде вручается конверт, где находится литературная загадка. Ваша задача, как можно быстрее открыть конверт, прочитать загадку, обсудить варианты и дать правильный ответ.

Загадка 1. О ком А.Майков написал это стихотворение?

Бой, кипел… Она скакала

На коне, на вороном –

Гордо поднято забрало,

С орифламмой и копьём,

И везде, где чуть опасно,

Уж, звенит, на страх врагам,

Этот звонкий, этот ясный

Женский голос по рядам.

Загадка 2.О каком событии начала XV века идёт речь в стихотворении А.Майкова?

В длинной речи доктор чёрный,

Перебрав все истязанья,

Предлагал ему соборно

Присудить колесованье,

Сердце, зла источник, кинуть

На съеденье псам поганым,

А язык, как зла орудье,

Дать склевать нечистым вранам

Самый труп предать сожженью,

Наперёд прокляв трикраты,

И на все четыре ветра

Бросить прах его проклятый…

(Представители от команд дают ответы, жюри оглашает результаты.)

Вставь слова.

В этом конкурсе команды должны правильно вставить пропущенные слова в текст. Кто быстрее вставит нужные слова тот и выиграл.

Зачитываются выдержки из документов.

Воспитание рыцаря

Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного…..Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ….. рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……

(Слова: замок, 7 лет, паж, феодал, синьор, оруженосец, лошади, доспехи, оружие, рыцарь)

…Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о нем сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями.

 Первые славянские просветители, монахи из Византии. Один из них преподавал философию, знал языки разных народов. Другой, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью, а затем, поступив в монастырь, вскоре его возглавил. В 863 г они были направлены в Великоморавскую державу …. Создатели славянской письменности.

Основатель этой религии житель Мекки принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой: о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке. После женитьбы оставил торговлю. Его посещали «видения» - он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 г. он выступил с проповедью новой религии.

Вырос в чешской крестьянской семье. Способному и трудолюбивому юноше пришлось перенести много лишений и трудностей, чтобы окончить университет. Вскоре он стал профессором, а затем – первым из чехов – возглавил Пражский университет. Он беспощадно обличал духовенство, требовал переустройства церкви.

Воспитание рыцаря

Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного…..  Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ….. рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……

(Слова: 1)замок,2) 7 лет,3) паж,4) феодал,7) синьор,8) оруженосец,9) лошади, 10)доспехи,11) оружие,12) рыцарь)

Воспитание рыцаря

Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного….. Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ….. рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……

(Слова: 1)замок,2) 7 лет,3) паж,4) феодал,7) синьор,8) оруженосец,9) лошади, 10)доспехи,11) оружие,12) рыцарь)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15 вв.

План урока

  1. Хозяйство – от упадка к подъему.
  2. Крестьяне и холопы.
  3. Ремесленники и купцы.

«Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва»

Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний

Форма урока: постановка проблемы

Формы обучения:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • групповая работа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  проектор, экран, интерактивная доска,  авторский медиапродукт, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -5).

                                                           

Учебно-методическое обеспечение: Сахаров, А.Н. История России (с древнейших времён до конца ХVI века) ч. 1. М. “Русское слово” 2010 год.

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт, технологический сценарий:

  1. Среда  SMART Board
  2. Вид медиапродукта: рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)

Методы: проблемно-эвристические

  • Мозговой штурм
  • Эвристическая беседа 

Цель урока: Актуализировать знания старшеклассников по теме «Куликовская битва». Закрепить знания обучающихся об историческом значении Куликовской битвы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть битву на Куликовском поле;
  • Определить, как Дмитрию Ивановичу удалось объединить русские княжества для борьбы с Мамаем;
  • Определить историческое значение победы русского народа над войском Мамая.

Развивающие:

  • продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  • развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу событий истории России периода XIVвека..

 Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Проблемные вопросы:

  1. Почему Москва становится центром объединения русского народа в борьбе с монголо-татарами?
  2. Каковы причины победы русского войска на Куликовском поле?
  3. Почему Дмитрий Донской смог одержать победу над Мамаем и не смог предотвратить сожжения Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году?

Возможные риски урока:

Технологические:

  • Несоответствие программного обеспечения.
  • Поломка оборудования.
  • Отсутствие электроэнергии.

Личностные:

  • Недостаточный уровень подготовленности обучающихся.
  • Заболевание обучающихся.
  • Психологическая неготовность к сотрудничеству у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...