Главные вкладки

    методическая разработка урока по теме "Крещение Руси"
    методическая разработка по истории (6 класс) на тему

    Данный урок был проведен с использование ЭОР. Материал урока можно использовать не только для 6 класса, но и на уроках религии России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    __________________________________________

    ( Монголо-татарское нашествие на Русь )

    ФИО:  Портянова Ольга Валерьевна

    Место работы: МБОУ сош №2 г. Городца Городецкого района

    Должность: учитель истории и обществознания

    Предмет: история России

    Класс: 6

    Тема и номер урока в теме: тема 4 «Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках. Урок 1. «Нашествие Батыя на Русь»

    Базовый учебник: учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина)

    1. Цель  урока: создать у учеников представление о борьбе русских земель с внешними врагами в 13 веке.

    9. Задачи:

    - образовательные: выявление причин завоевания Руси монголо – татарами; примеров героизма и мужества русского народа в борьбе с монголо – татарами.

    -развивающие: Развитие у учащихся:

    - умений работы в группе;

    - умений работы с картой и дополнительными источниками;

    - умений решения проблемных заданий

    -воспитательные: продолжать воспитывать у учеников чувство патриотизма 

    1. Тип урока: комбинированный
    2. Формы работы учащихся: работа в группах, самостоятельная работа с материалом
    3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карточки – задания для работы в группах, дополнительный материал для работы в группах, доска, мел, учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина

    1. Структура и ход  урока
    1. оргмомент
    2. объявление новой темы
    3. изучение нового материала, работа в группах
    4. закрепление
    5. домашнее задание

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1

    Оргмомент

    Приветствие, отметка в журнале отсутствующих

    Приветствие

    1-2 мин.

    2

    Переход к изучению новой темы

    Объявляет тему урока и записывает её на доске:

    «Нашествие с Востока»

    Записывают в тетрадь название темы урока.

    1-2

    3

    Изучение нового материала

    1. Образовательный модуль «Татаро-монгольское нашествие на Русь»

    План урока:

    1. Армия монголов.
    2. Сражение на Калке.
    3. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.
    4. Поход на Новгород.
    5. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу.
    6. Причины завоевания Руси монголо – татарами.

    Ι. Вступительная беседа:

    Вопрос «Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге?»

    Вопрос «Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?»

    Объявляется тема урока «Монголо-татарское нашествие».

    Демонстрация модуля.

    Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданиями.

    Работа в группах.

    Первая группа «Армия монголов».

    Порядок работы:

    1. Изучите §14 учебника пункт 1 с. 96 – 97, дополнительный материал.

    Подготовьте ответ на вопрос.

      В чем причины силы армии монголов?

    Учитель дает группе дополнительный материал.

    Вторая группа «Сражение на Калке»

    Прядок работы:

    1. Изучите §14 учебника пункт 2 с. 97 – 98.

    Подготовьте ответ на вопрос.

    Почему русские князья, долгое время успешно боровшиеся с кочевниками, потерпели поражение от монголов на реке Калка? Какой урок князья могли извлечь из этого поражения?

    Третья группа «Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества».

    Порядок работы:

    1. Изучите §14 учебника пункты 3, 4 с. 100 – 103. документ с. 105 – 106.

    Подготовьте ответ на вопросы.

    Приведите примеры героизма рязанцев и владимирцев в борьбе с монголами.

    Какие чувства выражает автор документа?

    Четвертая группа «Поход на Новгород».

    Порядок работы:

    1. Изучите §14 учебника пункт 4 с. 100 – 103.

    Подготовьте ответ на вопрос.

    Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?

    Пятая группа «Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу».

    Порядок работы:

    1. Изучите §14 учебника пункт 6 с. 103 – 104.

    Подготовьте ответ на вопрос.

     Монголам удалось завоевать русские земли, но из Европы они были вынуждены повернуть назад. Почему?

    Ответ: «На юге восточные славяне граничили с кочевниками

    Ответ: «Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом Хазарского каганата, Ярославом Мудрым печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году».

    Записывают тему в тетрадь

    Просмотр, заметки в тетради по плану урока.

     

    Записывают в тетради

    вопросы.

    Дополнительный материал: «Поставив себе целью создание великой империи, Чингисхан блестяще использовал воинские навыки монголов. Все общество и государство было выстроено по военному образцу. Монголы получили четкую организацию, скрепленную родоплеменными связями, беспрекословным подчинением старшему и жесточайшей дисциплиной. Против тяжелой конницы монголов не могли устоять даже закованные в доспехи западноевропейские рыцари.

    Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, в котором служил этот воин».

    Ученики читают и готовят ответ.

    Ученики читают и готовят ответ

    Ученики читают и готовят ответ

    Ученики читают и готовят ответ

    25 мин.

    4

    Закрепление

    Ответы учащихся по группам

    Учитель дает под запись.

    • Жесткая дисциплина
    • Хорошая военная подготовка
    • Наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью

    Под запись:

                      Причины поражения русских князей в битве на Калке:

    • Отсутствие единого командования
    • Несогласованность действий русских князей и половцев
    • Для успешной борьбы с монголами было необходимо объединение всех сил Руси

    «В 1237-1238 гг. и 1239-1240 гг. произошло два похода монголов на Русь. Первыми встретили монголов  Рязанское и Владимирское княжества».

    под запись.

    Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?

    • Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном).
    • Недостаток продовольствия и фуража.
    • Боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности.  

    «В 1239 – 1240 гг. монголы совершают поход на южные и юго – западные княжества, в 1241 году они вторгаются на территорию Европы. Но в 1242 году монголы вновь возвращаются в восточные степи»

    Общее задание группам:

     В чем причины завоевания Руси монголами?

    Показывает последний слайд модуля с общим выводом.

    Первая группа: «Жесткая дисциплина в монгольской армии, хорошая военная подготовка, наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью».

    записывают

    Вторая группа: «Отсутствие единого командования, несогласованность действий русских князей и половцев. Для успешной борьбы с монголо - татарами необходимо было объединение всех сил Руси».

     

    Записывают

    Третья группа «Гибель княжича Федора и его жены Евпраксиньи, борьба Евпатия Коловрата, пятидневное сопротивление Москвы, сопротивление Владимирцев. Автор Суздальской летописи выражает чувства горечи и печали».

    Четвертая группа: «Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном), недостаток продовольствия и фуража, боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности».

    Записывают

    Пятая группа:

    «Ослабление силы монголов в результате сопротивления русских княжеств».

    Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии».

    Записывают общий вывод по теме.

    15 мин

    5

    Домашнее задание

    Параграф 14 (прочитать), выучить конспект в тетради, ответить на вопрос 5 страница 104

    Записывают задание в дневник.

    1-2

    Приложение 1

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»

    Информационный

    Образовательный модуль

    http://www.fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

    Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

    Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

    Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

    методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"

    Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся...

    Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

    Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

    Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                          ...

    Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс

    Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....

    Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

    Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...