методическая разработка урока по теме "Крещение Руси"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Данный урок был проведен с использование ЭОР. Материал урока можно использовать не только для 6 класса, но и на уроках религии России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________

( Монголо-татарское нашествие на Русь )

ФИО:  Портянова Ольга Валерьевна

Место работы: МБОУ сош №2 г. Городца Городецкого района

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: история России

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: тема 4 «Народы и государства на территории нашей страны в XIII – XIV веках. Урок 1. «Нашествие Батыя на Русь»

Базовый учебник: учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина)

  1. Цель  урока: создать у учеников представление о борьбе русских земель с внешними врагами в 13 веке.

9. Задачи:

- образовательные: выявление причин завоевания Руси монголо – татарами; примеров героизма и мужества русского народа в борьбе с монголо – татарами.

-развивающие: Развитие у учащихся:

- умений работы в группе;

- умений работы с картой и дополнительными источниками;

- умений решения проблемных заданий

-воспитательные: продолжать воспитывать у учеников чувство патриотизма 

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Формы работы учащихся: работа в группах, самостоятельная работа с материалом
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, карточки – задания для работы в группах, дополнительный материал для работы в группах, доска, мел, учебник по истории России для 6 класса (под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулина

  1. Структура и ход  урока
  1. оргмомент
  2. объявление новой темы
  3. изучение нового материала, работа в группах
  4. закрепление
  5. домашнее задание

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент

Приветствие, отметка в журнале отсутствующих

Приветствие

1-2 мин.

2

Переход к изучению новой темы

Объявляет тему урока и записывает её на доске:

«Нашествие с Востока»

Записывают в тетрадь название темы урока.

1-2

3

Изучение нового материала

1. Образовательный модуль «Татаро-монгольское нашествие на Русь»

План урока:

  1. Армия монголов.
  2. Сражение на Калке.
  3. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.
  4. Поход на Новгород.
  5. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу.
  6. Причины завоевания Руси монголо – татарами.

Ι. Вступительная беседа:

Вопрос «Вспомните, с кем граничили восточные славяне на юге?»

Вопрос «Как складывались отношения восточных славян и южных кочевников?»

Объявляется тема урока «Монголо-татарское нашествие».

Демонстрация модуля.

Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданиями.

Работа в группах.

Первая группа «Армия монголов».

Порядок работы:

  1. Изучите §14 учебника пункт 1 с. 96 – 97, дополнительный материал.

Подготовьте ответ на вопрос.

  В чем причины силы армии монголов?

Учитель дает группе дополнительный материал.

Вторая группа «Сражение на Калке»

Прядок работы:

  1. Изучите §14 учебника пункт 2 с. 97 – 98.

Подготовьте ответ на вопрос.

Почему русские князья, долгое время успешно боровшиеся с кочевниками, потерпели поражение от монголов на реке Калка? Какой урок князья могли извлечь из этого поражения?

Третья группа «Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества».

Порядок работы:

  1. Изучите §14 учебника пункты 3, 4 с. 100 – 103. документ с. 105 – 106.

Подготовьте ответ на вопросы.

Приведите примеры героизма рязанцев и владимирцев в борьбе с монголами.

Какие чувства выражает автор документа?

Четвертая группа «Поход на Новгород».

Порядок работы:

  1. Изучите §14 учебника пункт 4 с. 100 – 103.

Подготовьте ответ на вопрос.

Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?

Пятая группа «Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу».

Порядок работы:

  1. Изучите §14 учебника пункт 6 с. 103 – 104.

Подготовьте ответ на вопрос.

 Монголам удалось завоевать русские земли, но из Европы они были вынуждены повернуть назад. Почему?

Ответ: «На юге восточные славяне граничили с кочевниками

Ответ: «Между восточными славянами и кочевниками часто возникали военные столкновения. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. Примеры: разгром Святославом Хазарского каганата, Ярославом Мудрым печенегов в 1036 году, поход против половцев в 1111 году».

Записывают тему в тетрадь

Просмотр, заметки в тетради по плану урока.

 

Записывают в тетради

вопросы.

Дополнительный материал: «Поставив себе целью создание великой империи, Чингисхан блестяще использовал воинские навыки монголов. Все общество и государство было выстроено по военному образцу. Монголы получили четкую организацию, скрепленную родоплеменными связями, беспрекословным подчинением старшему и жесточайшей дисциплиной. Против тяжелой конницы монголов не могли устоять даже закованные в доспехи западноевропейские рыцари.

Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, в котором служил этот воин».

Ученики читают и готовят ответ.

Ученики читают и готовят ответ

Ученики читают и готовят ответ

Ученики читают и готовят ответ

25 мин.

4

Закрепление

Ответы учащихся по группам

Учитель дает под запись.

  • Жесткая дисциплина
  • Хорошая военная подготовка
  • Наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью

Под запись:

                  Причины поражения русских князей в битве на Калке:

  • Отсутствие единого командования
  • Несогласованность действий русских князей и половцев
  • Для успешной борьбы с монголами было необходимо объединение всех сил Руси

«В 1237-1238 гг. и 1239-1240 гг. произошло два похода монголов на Русь. Первыми встретили монголов  Рязанское и Владимирское княжества».

под запись.

Почему Новгороду удалось избежать разорения монголами?

  • Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном).
  • Недостаток продовольствия и фуража.
  • Боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности.  

«В 1239 – 1240 гг. монголы совершают поход на южные и юго – западные княжества, в 1241 году они вторгаются на территорию Европы. Но в 1242 году монголы вновь возвращаются в восточные степи»

Общее задание группам:

 В чем причины завоевания Руси монголами?

Показывает последний слайд модуля с общим выводом.

Первая группа: «Жесткая дисциплина в монгольской армии, хорошая военная подготовка, наличие стенобитных и камнеметательных машин, метательных снарядов с горючей смесью».

записывают

Вторая группа: «Отсутствие единого командования, несогласованность действий русских князей и половцев. Для успешной борьбы с монголо - татарами необходимо было объединение всех сил Руси».

 

Записывают

Третья группа «Гибель княжича Федора и его жены Евпраксиньи, борьба Евпатия Коловрата, пятидневное сопротивление Москвы, сопротивление Владимирцев. Автор Суздальской летописи выражает чувства горечи и печали».

Четвертая группа: «Действия жителей Торжка (сопротивление монголам и уничтожение складов с зерном), недостаток продовольствия и фуража, боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности».

Записывают

Пятая группа:

«Ослабление силы монголов в результате сопротивления русских княжеств».

Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии».

Записывают общий вывод по теме.

15 мин

5

Домашнее задание

Параграф 14 (прочитать), выучить конспект в тетради, ответить на вопрос 5 страница 104

Записывают задание в дневник.

1-2

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»

Информационный

Образовательный модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

методическая разработка урока по теме "Принятие Русью христианства"

Урок с применеием инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для самостоятельной работы учащихся...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                      ...

Методическая разработка урока "Ярослав Мудрый. Расцвет Руси" 6 класс

Форма урока - урок открытия нового знания. Тип урока - комбинированный. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта второго поколения....

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...