Конспект к уроку "Экономика в 1 половине XVIII в."
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Конспект к уроку истории 7 класс, экономика в эпоху Петра I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekonomika_nachala_18_veka.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Разработка урока по истории

«Экономика России в первой четверти XVIII века.»

7 класс

Автор: учитель Ткачева О.Д.

2012 г.

Тема урока: Экономика России в первой четверти XVIII века.

Класс: 7

Задачи:  

Образовательная:

  • Рассказать о хозяйственной политике Петра I на фоне его внешней и внутренней политики;
  • Охарактеризовать экономическое состояние России в его правление;
  • Дать представление о перестройке экономической структуры страны.

Развивающая:

  • Развитие умений работать с историческим документом;
  • Аналитических способностей, навыков работать самостоятельно и в парах.

Воспитательная:

  • воспитание чувств сопричастности прошлому, гражданской ответственности и патриотизма.

Оборудование урока: проектор, мультимедийная презентация, отрывки из исторического документа, УМК «История России  конец XVI – XVIII вв., список терминов.

Основные понятия: политика протекционизма, политика меркантилизма, экспорт, импорт, мануфактура.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1. Фронтальный опрос по теме «Реформы Петра I».

  • Какой период истории мы изучаем? (начало 18 века)
  • С именем какого правителя связано начало 18 века? (Петр 1)
  • Назовите дату царствования Петра 1. (1682 – 1725 гг.)
  • О каких событиях в истории нашей страны мы говорили на прошлом уроке? (Реформы Петра 1)
  • В каких областях общественной жизни были проведены реформы Петром 1?

Слайд 1 (реформа центральных органов управления)

(губернская реформа, городская реформа, церковная реформа, указ о единонаследии)

  • Какие  преобразования были проведены в органах центрального управления? (Отменена Боярская дума, создан Сенат – высший правительственный орган, обладающий законодательными, распорядительными и судебными функциями. Вводилась должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Сената. Также приказы были заменены 11 коллегиями, центральными органами управления). Слайд 1
  • Приведите пример коллегий, чем они занимались?
  • Какие преобразования были проведены в рамках церковной реформы? (Отменено патриаршество, патриарх назначался царем. Создан Синод – духовная коллегия, управляющая делами церкви. За деятельностью Синода наблюдал обер-прокурор, которого назначал император. Т.о. церковь находилась под полным контролем государства).  Слайд 1
  • В чем суть губернской реформы? (Страна была поделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. Губернаторы обладали административной, судебной, военной властью. Назначал губернаторов царь). Слайд 1
  • Т.о. под контролем Петра1 находились центральные органы управления, церковь, коллегии, губернии. Контролировал ли кто-либо самого Петра1? Как называется форма государства, в котором монарху, правителю, принадлежит неограниченная власть? (Абсолютизм)

III. Новая тема.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать эпоху Петра Великого. Слайд 2 Посмотрите на слайд и скажите, чему будет посвящен наш урок? (На слайде слова – рынок, торговля, деньги, ярмарки, промышленники – предприниматели, мелкотоварное производство, мануфактура)

(Экономике при Петре 1.)

Запишите тему урока: Экономика России в первой четверти 18 века. Слайд 3

Дом. Зад. Параграф 16, Выписать в тетрадь итоги экономического развития. Записи, упр. в РТ к пар.

И сегодня на уроке мы должны будем оценить значение экономических преобразований для государства и для населения страны. Слайд 4

А для этого мы должны рассмотреть такие вопросы как (план урока): Слайд 5

  1. Состояние экономики России к началу 18 века.
  2. Основные направления экономической политики Петра I.
  3. Экономические преобразования в сельском хозяйстве, торговле, мануфактурном производстве.

Знакомясь с новой темой, вы встретите новые термины, определения. Понять их значение вам поможет список терминов, некоторые из них мы запишем в тетрадь.

Прежде чем познакомиться с преобразованиями Петра 1 в экономике, мы должны узнать о состоянии экономики в начале 18 в. Расскажет нам об этом ….

(Сообщение обучающегося в рамках учебника. 

В начале 18 века Россия была феодальным государством, то есть были феодалы, владельцы земли и зависимые от них крестьяне. В стране существовали экономические проблемы: во-первых, не хватало собственного металла. Наша страна была вынуждена покупать металл в Швеции. Также к началу 18 века в стране существовало всего 30 мануфактур, поэтому населению не хватало промышленных товаров. Сельское хозяйство развивалось по старинке. Новые, современные способы обработки земли и орудия труда не использовали, поэтому и урожаи были небольшими. Т.о. Россия в своем экономическом развитии отставала от Европейских стран.)

- Какой факт из истории нашей страны начала 18 века доказывает нам слабость экономики России? (Нарвская конфузия) Слайд 6

Какие были главные направления экономической политики Петра 1? Что он делал для развития отечественной экономики? 

(Работа с учебником стр. 123) СЛАЙД: ОСОБЕННОСТИ политики Петра 1 в области экономики. (Читаем вслух, определяем особенности)

ОСОБЕННОСТИ политики Петра 1 в области экономики. Слайд 7

  1. Вмешательство государства в развитие экономики
  2. Поощрение частного предпринимательства
  3. Политика протекционизма (поддержка развития отечественной промышленности)
  4. Политика меркантилизма (преобладание вывоза товаров над ввозом с целью концентрации средств внутри страны)
  5. Сохранение монополии на соль

Физкульт. минутка

Встать – если термин касается истории России, сесть если термин не касается истории России.

  1. Смутное время
  2. Указ о заповедных летах
  3. Папирус
  4. Бояре
  5. Самозванец
  6. Реформация

Я называю сражение из истории России, если русские войска одержали победу – поднимаем руки, если проиграли – опускаем руки

  1. Полтавский бой
  2. Битва у деревни Лесная
  3. Нарвская конфузия
  4. Битва у мыса Гангут
  5. Сражение у острова Гренгам
  6. Прутский поход

Давайте более подробно рассмотрим  изменения, которые происходили в сельском хозяйстве, торговле и мануфактурном производстве.

Слайд 8     1 ряд – вы будете работать с отрывками из исторических документов «Берг – привилегии» 1719 г. и «Указ о покупке к заводам деревень». Ответить нужно на следующие вопросы:

  • Какие меры принимались Петром 1 для развития мануфактурного производства?
  • Рассмотрите карту в учебнике на стр. 127 и определите, где и какие мануфактуры возникали?

Слайд 8     2 ряд – работает также с учебником пункт сельское хозяйство, стр. 123. Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие нововведения были совершены Петром 1 в сельском хозяйстве?
  • Как повлияли все нововведения на урожайность полей?

Слайд 8     3 ряд – вы изучаете развитие торговли в период правления Петра 1. Это материал в учебнике на странице 126. Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом Петр 1 защищал отечественную торговлю от конкуренции иностранных товаров?
  • Какой товар экспортировали из России, какой товар импортировали в Россию?

(Работа по группам)

Предположительные ответы обучающихся:

3 группа:  

Каким образом Петр 1 защищал отечественную торговлю от конкуренции иностранных товаров?

Петр ограничивал или запрещал ввоз в страну тех товаров, которые в достаточном количестве производились в России. Также запрещал вывоз сырья, необходимого отечественным производителям.

Слайд 9   1724 год – принят Таможенный тариф, устанавливающий 75% пошлину на ввоз в страну иностранных изделий, если достаточно их производилось в России.

Какой товар экспортировали из России, какой товар импортировали в Россию?

Экспорт – вывоз товаров за границу.

Импорт – ввоз в страну иностранных товаров.

Слайд 10     Экспорт: пенька, лен, сало, юфть, поташ, лес, зерно.

Импорт: табак, металл и изделия из него, украшения, кружева, кофе.

2 группа:

Какие нововведения были совершены Петром 1 в сельском хозяйстве?

Слайд 11     В с/х начали использовать косу и грабли, что привело к экономии времени при уборки зерновых. Завозились новые породы овец, из шерсти которых производили сукно. Создавались конные заводы, без которых невозможно иметь большую кавалерию.

Разводили шелковичных червей, с помощью которых производился шелк для нужд двора.

  • Как повлияли все нововведения на урожайность полей?

Принудительный труд, отсутствие современной с/х техники не давали возможность собрать высокие урожаи.

1 группа:

Что такое мануфактура?

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Какие меры принимались Петром 1 для развития мануфактурного производства?

Петр разрешил разработку необходимых государству металлов и полезных ископаемых всем желающим, какого бы чина и достоинства ни был, на всех местах, как чужих, так и собственных. Разрешение строительства заводов помещикам и дворянам, если они пожелают. Коллегии предоставляли также ссуду на строительство заводов.

Также разрешалось вместе с заводом покупать деревни с крестьянами.

Слайд 12     Рассмотрите карту в учебнике на стр. 127 и определите, где и какие мануфактуры возникали?

В центре вокруг Москвы строились металлообрабатывающие и металлургические заводы, также были текстильные мануфактуры. На севере страны, в районе С. Петербурга, текстильные мануфактуры. На Урале  металлообрабатывающие и металлургические заводы.

Следует сказать, что к началу 18 в. В стране насчитывалось 30 мануфактур, а к 1725 – более 200-х.

Слайд 13     Оцените значение экономических преобразований для государства и для населения страны.   (Все преобразования Петра были направлены на усиление армии, флота, могущества государства. Для улучшения жизни простых крестьян, горожан изменения не были проведены)

Слайд 14     Д/З Дом. Зад. Параграф 16, Выписать в тетрадь итоги экономического развития. Записи, упр. в РТ к параграфу.

Слайд 14     IV. Рефлексия.

Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:
я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Отрывки из документов:

«Берг – привилегия» 1719

«Соизволяется всем и каждому даётся воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы…: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо… и минералов и всяких красок… Помещики или владельцы тех земель, в которых руды найдутся, имеют напередь позволение ко устроению тех заводов, когда заранее о том востребуют».

«Кто в своих землях полезные металлы… сыщет, и объявит в берг- коллегии и похощет завод построить, тому даётся из коллегии, по доброте руд смотря, в займе денег на строение…»

«Указ о покупке к заводам деревень»:

Позволяется нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхству (дворянству), так и купецким людям, к тем заводам и деревни покупать, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно (…).

Словарь терминов

по теме:

Экономика России в первой четверти XVIII века

  1. Гулящие люди - общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей без определенных занятий и места жительства. Не несли государственных и феодальных повинностей, жили главным образом работой по найму.
  2. Импорт – ввоз в страну иностранных товаров.
  3. Квалифицированные рабочие – профессиональные рабочие.
  4. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
  5. Пенька́ — волокна стеблей конопли. Волокна конопли отличаются особой прочностью и стойкостью к солёной воде. Канаты и верёвки из пеньки до сих пор используются, так как практически не изнашиваются от контакта с морской солью.
  6. Подушная подать – налог, который собирали с мужского населения (горожан, купцов, крестьян), вне зависимости от возраста.
  7. Политика меркантилизма - преобладание вывоза товаров над ввозом с целью концентрации средств внутри страны
  8. Политика протекционизма - поддержка развития отечественной промышленности
  9. Посессионные крестьяне – крестьяне, принадлежащие владельцу мануфактуры.
  10. Поташ - белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Поташ применяют для изготовления жидкого мыла, хрустального или тугоплавкого стекла, крашения, выращивания сельскохозяйственных культур.
  11. Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на заводах.
  12. Сукно́ — шерстяная ткань.
  13. Экспорт – вывоз товаров за границу.
  14. Юфть кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Экономическое развитие России во II-ой половине XVIII в."

Урок в 7 классе на тему "Экономическое развитие России во II-половине XVIII в."...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....

Наука и образование в России во второй половине XVIII века

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...