Урок по теме Смутное время
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Разработка урока для 10 класса к учебнику "История России с древнейших времен до конца XVII века" (авторы А. Н. Сахаров, В. И. Буганов). - М.: Просвещение, 2012 г. В разработке представлен сам конспект урока и необходимые приложения. Урок соответствует требования ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории России для 10 класса по теме «Смутное время 1598 — 1613 гг»

Автор-разработчик Музалевская Елена Александровна, учитель I квалификационной категории

Целеполагание

Ожидаемые результаты

Оснащение урока

После урока учащиеся смогут:

  • назвать причины Смутного времени, этапы Смутного времени;
  • дать определения «интервенция», «гражданская война», «самозванство»;
  • назвать причины свержения династии Годуновых, причины быстрого продвижения Лжедмитрия I, причины убийства Лжедмитрия I;
  • назвать причины восстания И.Болотникова, итоги восстания;
  • назвать причины иностранной интервенции;
  • сравнить деятельность I и II ополчений;
  • продолжить составлять рабочую карту урока;
  • задуматься над проблемой существования национальной идеи.

Предметные:

умение работать с текстом учебника по заданным вопросам и проводить анализ; умение выделять причины, итоги, следствия; владение понятиями данного периода;

Коммуникативные:

умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать точку зрения других учеников, умение доказывать свою точку зрения;

Регулятивный:

умение распределять обязанности и нести ответственность не только за индивидуальную работу, но о солидарную ответственность за деятельность группы;

Личностный:

развитие толерантности

Познавательный:

продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для написания мини-сочинения.

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века (авторы А. Н. Сахаров, В. И. Буганов). - М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Авторская презентация
  3. Фрагмент фильма «1612»
  4. Раздаточный материал «Аналитическая карта», задания для каждой группы

Ход урока

Этап урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствие

Приветствие

Мотивация

Вопросы:

1. Как вы считаете, может ли идея объединить людей? Приведите примеры.

2. В какие моменты истории идея становится очень важна?

3. Можем ли мы говорить, что период Смутного времени — это период тяжелейших испытаний для нашей страны? Почему?

Отвечают на вопросы. Приходят к выводу о необходимости национальной идеи, способной сплотить людей в период тяжелых испытаний.

Проблематизация

На основании выше изложенной беседы предлагает определить проблему урока.

Сформулировать идею, которая смогла сплотить и преодолеть период Смуты.

Предоставление новой информации

Дает задания.

1. Составить кластер «Причины Смутного времени»

2. Каждой группе дает индивидуальное задание по заполнению аналитической картой

Используя учебник, анализируют текст, составляют кластер, заполняют соответствующий раздел аналитической таблицы.

Создание нового продукта

1. Выслушивает ответы учеников по поставленным вопросам, корректирует ответы

2. Представляет фрагмент фильма и возвращает учащихся к проблеме

Представляют ответы, просматривают фрагмент и приходят к выводу о существовании следующей национальной идеи:

сохранение национальной независимости благодаря «избранию царя волей народа» и без помощи государства.

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся проанализировать свою деятельность:

Я узнал..., Я научился..., Я понял....

Учащиеся анализируют свою деятельность

Домашнее задание

 формулирует д/з, разъясняет, если не понятно

параграф 30-31, продолжить заполнять аналитическую карту,  составить характеристику  одного из действующих лиц Смутного времени.

Записывают д/з



Предварительный просмотр:

Аналитическая карта урока истории по теме «Смутное время»

Этапы Смутного времени

Основные события (логическая цепочка)

Правитель (назовите его имя и даты правления)

На какие слои опирался?

Почему этому правителю не удалось укрепить власть?

Итоги этапа

I этап: 1598 – 1605 г.

Современники признавали за ним милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя:

II этап: 1605 – 1610 г.

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря. Гришка Отрепьев выдавал себя за

Имя

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя

Его происхождение неизвестно, одни его называли воскресшим царевичем Дмитрием, другие – «тушинским вором»

Имя

III этап:

1610 - 1613 г.

Москва присягала пустому трону, т.к. королевич __________________________

не приехал, и власть находилась в руках________________



Предварительный просмотр:

Задание для группы №1

  1. Заполнить аналитическую карту (I  этап), используя текст учебника с. 246 (со слов «После кончины Федора Ивановича») до с. 247  (до слов «В октябре 1603 г. оба войска сошлись к западу от Москвы»).
  2. При ответе на вопрос: «Почему не удалось правителю укрепить власть?»  использовать формулировку: «Мы считаем, что (имя) не удалось укрепить власть, потому что…»

Задание для группы №2

  1. Заполнить аналитическую карту (II  этап 1 часть), используя текст учебника с. 247 (со слов «Первый самозванец») до с. 249  (до слов «Восстание Болотникова»).
  2. При ответе на вопрос: «Почему не удалось правителю укрепить власть?»  использовать формулировку: «Мы считаем, что (имя) не удалось укрепить власть, потому что…»

Задание для группы №3

  1. Заполнить аналитическую карту (II  этап, 2 часть), используя текст учебника с. 249 (от выделенной даты 1606 г. до слов «Бежавшие из Москвы сторонники ЛжедмитрияI), с. 250 (от слов «Восстание Болотникова) до с. 251 (текст, написанный мелким шрифтом), с. 251 – 252.
  2. При ответе на вопрос: «Почему не удалось правителю укрепить власть?»  использовать формулировку: «Мы считаем, что (имя) не удалось укрепить власть, потому что…»

Задание для группы №4

  1. Заполнить аналитическую карту (II  этап, 3 часть), используя текст учебника с. 253 – 254
  2. При ответе на вопрос: «Почему не удалось правителю укрепить власть?»  использовать формулировку: «Мы считаем, что (имя) не удалось укрепить власть, потому что…»

Задание для группы №5

  1. Заполнить аналитическую карту (III  этап), используя текст учебника с. 254 – 256. Обратить внимание на причины неудачи I ополчения.
  2. При ответе на вопрос: «Почему не удалось правителю укрепить власть?»  использовать формулировку: «Мы считаем, что (имя) не удалось укрепить власть, потому что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Обобщающий урок по теме: " Смутное время"

Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"...

Обобщающий урок по теме: " Смутное время"

Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"...

уроки по теме ""Смутное время" для 10 класса.

Представлены конспекты уроков по теме "Смутное время" для 10 класса (базовый уровень)....

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7

План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимн...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время"

Повторение пройденного материала по теме "Смутное время" в 7 классе в игровой форме...