Обобщающий урок по теме: " Смутное время"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кириченко Надежда Ивановна

Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_scnariy.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема: Обобщающий урок: «Смутное время (начало XVII ) в России.»

Цель урока: 1. повторить и обобщить пройденный материал;

                     2. проверить знания учащихся по данной теме;

                     3. учащиеся должны определить:- в чем заключается патриотизм русского народа

                         в период Смуты.

                     

                                                 План урока.

Организационный момент;

Основная часть урока;

Подведение итогов.

Домашнее задание.

                                      Ход урока.

Учитель и ученики подготавливаются к уроку.

Основная часть:

        А). Учитель: Сегодня у нет новой темы, мы будем повторять и обобщать пройденный

      материал. Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока ответили на вопрос: «В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?  » Как   называется тема   о которой сейчас пойдет речь?  /ученик отвечает:  

     «Смутное время» (Смута). / Какой период это время охватывает?

     / с 1598 по 1613 гг./

      Назовите причины Смутного времени?

      /1.Опричнина Ивана Грозного … .;

       2.Каждое сословие заботилось только о себе … .;

       3.Народ считал, что власть должна принадлежать «природному царю» … ./

          За каждый правильный ответ учитель дает ученику жетончик, количество

          жетончиков потом подсчитывается.

Б). Сейчас откройте тетради будем играть в «крестики-нолики»: условия игры – вы  

      чертите прямоугольник следующего размера: по горизонтали 5 см. (10 клеточек, а

      по вертикале – 4 см (8 клеточек), далее вы делите прямоугольник на «ячейки»,

      сторона каждой ячейки ровна 1 см. (2 клеткам). По горизонтали вы ставите номера

      вопросов (5 вопросов), а по вертикале – ответы (обозначаются буквами: а, б, в, г.

      Диктуется вопрос с вариантами ответа. Вы ставите крестик в том квадратике, ответ

      который вы считаете правильным. После завершения работы, учитель подходит к

      каждому ученику и прикладывает трафарет, если клеточка пустая, то ставится

      нолик, в зависимости от того сколько «крестиков-ноликов» и выставляется оценка.

      Ученик сам подсчитывает сколько у него «+» и сколько «0». Учитель: Поднимите

      руки у кого нет «0»?и т.д.

      Вопросы к игре:

Кто правил в России с 1606 по 1610 гг.?

а).Борис Годунов; б).Семибоярщина; в). Василий Шуйский; г). Федор Романов

                   2.   Кто возглавил I Ополчение?

                         а). Ляпунов; б). Минин и Пожарский; в). Болотников; г). Скопин-Шуйский

                   3.  Какое событие произошло 22 октября (4 ноября) 1612 г.?

                        а). взятие Китай-города, начало освобождения Москвы; б). воцарение М.Ф.

                        Романова; в). снята осада с Троице-Сергиева монастыря; в). разбиты войска

                       «Тушинского вора»;

        4.  Что является причиной начала Смуты?

             а). гибель царевича Дмитрия;; б). прерывание династии Рюриковичей;

            в).интервенция со стороны Польши ; г).восстание Хлопка Косолапа;

       5.  Какой представительный орган был созван, чтобы выбрать нового царя,

            в 1613 году?

             а). Боярская Дума; б). Избранная Рада; в). Земский собор; г).Негласный комитет

                 

В). А сейчас я буду показывать вам портреты, а вы, подняв руку, будите называть, чей  

      это портрет и коротко рассказывать о нем.  / портреты прилагаются/.( Портреты

     показываю на уроках, но не все, чтобы ученики, методом исключения, смогли сами

     догадаться чей это портрет.

Г). Перед вами на партах лежат карточки с терминами и понятиями, ваша задача в

      течении минуты заполнить их. Через минуту, учитель спрашивает: поднимите руку

      у кого термин, например, «ополчение»? /учитель может сам назвать кто будет

      отвечать, а может по желанию./ Если ответ прозвучал правильно, то проверяют все  

      и если кто-то ошибся, то исправляет.

Д). Сейчас сюда выдут 5 человек. Вы, наверное, обратили внимание, что в кабинете

       лежат шары, все они с сюрпризом. Возьмите по одному шару.  Проткните их.

       Из шаров выпадают вопросы. Даю полминуты на, чтобы вы подготовились к

       ответу. Нужно время? /если да, то включается отрывок из увертюры к опере «Иван

       Сусанин  или « Борис Годунов»./

       Вопросы:

                    1.В чем суть «угличского дела»?

                    2.Какую позицию занимало дворянство в период правления Василия Шуйского?

                    3.Какова роль иностранных государств в Смутном Времени?

                    4.Какие обстоятельства привели к краху авантюры Лжедмитрия II?

                    5. Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?

                        Сколько лет будем мы отмечать в этом году данного события?

             Е). Вы знаете, что без дат не бывает в истории. Поэтому сейчас мы вспомним

                   некоторые из них. Я буду показывать даты, а вы будите называть события,

                   если несколько дат, то все какие вы знаете.

                    Даты –события:

                    1598 -1613 гг. – хронология Смутного времени;

                    1598-1605 гг.  – годы правления Бориса Годунова;

                    1589 г.             – введение сана патриарха.

                    1591 г.             – гибель царевича Дмитрия В Угличе;

                    1606-1607 гг.  – восстание И.И.Болотникова;

                    1606-1610 гг.  – хронология правления Василия Шуйского

                    22 октябрь 1612 г. – начало освобождения Москвы К.Мининым и Д.Пожарским.

                    1613 г.                избрание М.Ф.Романова на царство, начало правления династии

                                                Романовых. Окончание Смуты.

             Ж). Любые события имеют последствия, Смута не исключение. Вопрос:

                    Каковы  последствия Смуты?

                    1.Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: … ;

                    2.Экономическая разруха и обнищание народа;

                    3.Ухудшение положения государства и потеря ряда территорий … ;

                    4.Воцарение новой династии Романовых …;

                    5.Расстройство местничества ослабило старую аристократию … .

 Теперь хотелось бы услышать ответ на основной вопрос:

В чем заключается патриотизм русского народа в период Смуты?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и прежде всего о действии II Ополчения.

Домашнее задание: повторить пар. с 1 по 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Обобщающий урок по теме: " Смутное время"

Обобщающий урок по истории для 7 класса на тему "Смутное время"...

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7

План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимн...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время"

Повторение пройденного материала по теме "Смутное время" в 7 классе в игровой форме...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс...