Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время» 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smutnoe_vremya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история России

 Класс: 10

 Тема урока: повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время»

 Цели урока:

Образовательная цель: повторить, систематизировать, обобщить знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями из источников и исторической литературы;

Развивающая цель: продолжить формирование умений и навыков делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами; формировать у школьников навыки оценки исторических личностей, анализа и обобщения источников и исторической литературы, самостоятельного построения умозаключений;

Воспитательная цель:  объективно оценить драматический период в истории страны - способствовать воспитанию коллективизма и ответственности (в ходе совместной деятельности) и любви к родной земле (на примере защитников «земли русской»).

Тип  урока :  урок  повторения и контроля знаний

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, самоконтроль, игровые.

Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа.

Оборудование:

портретная «галерея» исторических личностей XVII века, мультимедийная аппаратура, экран, доска, компьютер,  иллюстрации(слайды), листы самоконтроля, электронное учебное пособие: “Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.”, “Коминфо”. ЗАО “Новый диск”, 2004 г.; раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Вопрос уч-ся: назовите тему, которую мы изучали последние три урока.

  События конца XVI - начала XVII века в русской истории получили название Смута или Смутное время.Смута никого не оставила равнодушным и безучастным. Все население России оказалось захвачено вихрем неожиданных и грозных событий.

Да, конечно, и раньше Россия знала и народные восстания, и братоубийственные феодальные усобицы. Но очаги этих столкновений всегда были четко ограничены и пространством, и количеством участников. Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать наши знания о представителях эпохи Смутного времени, дополняя их новыми сведениями из источников и исторической литературы; сформировать личностную позицию по понятию «смута», ее причинах, характере и феномене самозванства в России.

2. Основная часть.

- Итак, первое с чего мы начнем – это составление плана работы. Подумайте, какие вопросы, и в каком порядке стоит рассмотреть при повторении темы. Ваши предложения?

(Ответы учащихся, запись учителем плана на доске)

План

1. Понятие и причины Смуты.

2. Понятия, термины.

3. Основные события, хронология.

4. Люди на фоне эпохи.

5. Роль и место Смуты в истории России.

Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.

Давайте и  мы сегодня на  уроке  попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку  Смутного   времени.

Нам предстоит решить сегодня проблемную задачу: начало 17 века – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?

Даются разъяснения по форме проведения урока, поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки.

1. Понятие и причины Смуты.

Говоря о таком сложном явлении в истории, как Смута, прежде всего необходимо определить, что следует понимать под этим термином.

Термин «смута» появился еще в ХVII веке и активно использовался в обиходной речи, в делопроизводстве московских приказов, а также на официальном уровне. Этот термин, предложенный  Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотические движения.

В словаре Владимира Даля термин «смута» определяется как возмущение, восстание, крамола, «общее неповиновение», раздор меж народом и властью. (слайд 2)

Григо́рий Ка́рпович Котоши́хин (или Кошихин; он же Иван-Александр Селицкий, ум. 1667) — чиновник российского Посольского приказа, перебежавший в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века

Учащимся предлагается на основе знаний с предыдущих уроков и знаний, полученных при изучении данной темы в первом концентре, сформулировать свое определение термина «смута». (слайд 3)

Причины Смуты?

Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков. (слайды 4-15

Дополнительный материал

Многие знаменитые историки прошлого и настоящего пытались оценить факты истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”, “буйство народное”, “разврат русских людей от черни до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. Н.М. Карамзин называл Смуту “делом ужасным и нелепым”, результатом “разврата”, подготовленного тиранством Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и “противуобщественных” (родовых) начал русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как “сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых”. Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было “яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики”.

Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Современники рассматривали Смуту так: “Смута – божья кара за грешную жизнь”. (“Новая повесть о российском царстве”, 1610 – 1611 гг.). Н.М. Карамзин считал, что Смута вызвана вмешательством иноземных врагов России. Н.И. Костомаров сводил кризис к политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – “династическим кризисом”, а также с “дурным состоянием нравственности в обществе”, обращал внимание на эгоистичность устремлений различных социальных групп общества, особенно антигосударственную роль вольного казачества. В.О. Ключевский выстроил концепцию “смутного времени” как порождения сложного социального кризиса. Согласно данной концепции, поводом к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей, представителей которой народное сознание признавало в качестве “природных государей”. Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.

Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России

Н.М. Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М. Соловьёв

Нравственное и моральное разложение общество.

Н.И. Костомаров

Следствие католической интриги.

В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов

Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И.И.Смирнов, В.И. Буганов, В.И. Корецкий и др.)

Смута – это высшая форма борьбы угнетённых против эксплуататоров.

Современная историография (Р.Г. Скрынников, А.Л. Станиславский)

Смута – это гражданская война в России.

Объяснение работы в группах (игровой этап урока) (слайд 16)

2. Словарь эпохи (понятия, термины). (слайды 17-29)

3. Хронограф Смуты.(слайд 30)

Полтора десятилетия, которые получили название «Смута», вместили в себя столько событий, что хватило бы на целый век.

- Платонов выделил в этих событиях три периода: династический, социальный и национальный. Какие события, по-вашему мнению, относятся к каждому из периодов? (слайд 31)

4. История в лицах (люди на фоне эпохи). (слайды 32-82)

- история в лицах

- женщины в истории

- детали

- В критические моменты жизни государства, как никогда, велика роль личности. Смута дала истории большое количество имён.

5. Роль и место Смуты в истории России.

Вопрос:

- Каковы итоги и последствия Смуты? (слайд 83)

-Проблемная задача: начало 17 века – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии? (обсуждение) (слайд 2)

- Какие же уроки должен был извлечь народ и страна из Смуты?

3. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Имена Минина и Пожарского увековечены. Позднее через 200 лет им был поставлен памятник перед собором В.Блаженного на Красной площади в Москве с надписью: Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 г.” (слайд 84)

4 ноября – День народного единства и согласия (слайд 85)

4.Домашнее задание.  (слайд 86)

Эссе. Темы на выбор:

  1. Смута – трагедия, очищение и возрождение России.
  2. Проблема самозванства в истории России.
  3. Рост национального самосознания в начале 17 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

уроки по теме ""Смутное время" для 10 класса.

Представлены конспекты уроков по теме "Смутное время" для 10 класса (базовый уровень)....

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7

План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимн...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Смутное время"

Повторение пройденного материала по теме "Смутное время" в 7 классе в игровой форме...

Открытый урок по теме "Смутное время" 8 класс (коррекция)

Конспект и презентация предназначены для учащихся 8 класса (коррекция), конспект сделан на основе учебника Пузанова "История России" для 8 класса....