Статья по краеведению "Из опыта работы учителя".
статья по истории (5, 6, 7 класс) по теме

Гундерина Инна Аскаровна

Методика работы по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gunderina_statya_1.docx267.58 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя

Гундерина Инна Аскаровна,

учитель по истории и культуре Санкт-Петербурга ГБОУ № 43

        В 90-ые годы прошлого века в нашем городе вырос интерес к проблеме изучения Санкт-Петербурга. В то время это считалось настоятельной необходимостью, продиктованной потребностями общества. Краеведение стало одним из компонентов обязательного образования. Разрабатывались разнообразные подходы и программы с учетом наиболее удобного варианта изучения этого предмета для учителя. Это было оправдано и районом, в котором располагалась школа, и контингентом учащихся, и личным отношением учителя к городу. Мне, как коренной петербурженке, представилась возможность передать своим ученикам всю любовь и гордость за свой край.

         В 1997-1998 годах мною был освоен полный курс «Университета Петербурга», что дало право на преподавание истории и культуры Санкт-Петербурга в учебных заведениях города. За время обучения в университете были прослушаны следующие курсы: Городоведение; История Санкт-Петербурга; Культура Санкт-Петербурга; Архитектура Санкт-Петербурга;Методика преподавания. Лекции, экскурсии читали и проводили удивительные люди – ученые, архитекторы, искусствоведы, писатели нашего города. Такие как Г.А. Богуславский, А.В Даринский, Л.К. Ермолаева, С.С. Бордин, Г.С. Вежель, И.А. Лисаевич, В.И. Старцев, С.К. Лебедев, В.Г. Лисовский, М.М. Сафронов и многие другие. Все это дало возможность всесторонне изучать свой родной край и делиться знаниями с подрастающим поколением.

В настоящее время, к сожалению, краеведению стали уделять меньше внимания. В 5-ых классах этого предмета уже нет в школьной программе, а именно в этом возрасте лучше всего закладываются и формируются такие нравственные чувства как гордость и интерес к истории своего края, уважение к предкам, восхищение красотами города. Будет вовсе обидно, если предмет полностью исчезнет из программы петербургского школьника.

В стратегии школьного образования краеведение решает ряд важных задач, таких как вопросы этнокультуры; вопросы, связанные с общечеловеческими российскими ценностями; формирует взгляд на историю и культуру. Что сегодня особенно актуально в условиях ФГОС. Несмотря на все вышеизложенное, работа по изучению города продолжается. И можно дополнить наработанный в урочное время материал экскурсиями, выставками, прогулками по городу, классными часами, беседами, мероприятиями во внеурочное время.

        Преподавание предмета «Краеведение» или «История и культура Санкт-Петербурга» не представляется без таких педагогических приемов как:

  • Умение выстраивать свой маршрут по схеме-карте города
  • Организация учебной работы в экспозициях музеев Санкт-Петербурга
  • Выработка навыков и умений самостоятельной исследовательской деятельности
  • Написание и участие в постановке спектаклей

        Тот специальный опыт, который учащийся получает при изучении «Краеведения» дает возможность будущему горожанину осознанно воспринимать город, уметь с ним взаимодействовать и грамотно использовать его ресурсы.  Максимально приближает школьника к современным условиям, ставит его в такие рамки, которые требуют от него самостоятельных действий на основе личного опыта. Составляющим такого опыта может быть умение работать в команде; умение анализировать и делать выводы из предложенного материала; умение находить нужную информацию, используя различные источники; освоение методов проектной деятельности. Большое значение при приобретении необходимых умений и навыков, получаемых на уроках в рамках школьной программы, должно отводиться и внеурочной деятельности.

        Более фрагментарное исследование объектов краеведческого материала дают экскурсии, учебные прогулки. Это яркие эмоциональные знакомства с городом, создающие особый настрой на изучение материала. Здесь возможны различные варианты исследования объектов на месте. Например, при изучении в 5-х классах «Истории Древнего Мира» (Краеведение – Санкт-Петербург -  наследник мировых цивилизаций) можно совершить прогулку на Васильевский Остров к сфинксам на Университетской набережной.

        Вспомнить, что такое подлинные памятники, в чем их ценность? Какова история этих произведений искусства, как они к нам попали? Какие известны легенды о сфинксах?

        В сильных классах можно поиграть в экскурсовода и дать опережающее задание учащимся. Для экскурсовода необходимы: отточенная речь, минимум жестов, актерское мастерство. Важно выбрать объект – этот главный герой экскурсии. Описание объекта дается по плану:

  1. Адрес объекта (Местонахождение)
  2. Название
  3. Дата появления. Создатель. Предназначение.
  4. Описание объекта (Материалы, цвет, вес, размеры)
  5. Особенности архитектуры, декора, орнамента

        На таких экскурсиях актуально не только передать школьнику информацию, но и научить видеть за этими объектами культуры других народов и поколений. Учителю необходимо заранее подобрать объекты и объединить их главной темой, чтобы они были территориально досягаемы для пешей экскурсии. Например, Северная Война -> Петропавловская Крепость -> Домик Петра I -> Кронверк -> Троицкая площадь (7 Класс).

        Другая организация учебной деятельности -  работа в экспозициях музеев[1] Санкт-Петербурга. Наиболее удобным и часто посещаемым для меня стал Эрмитаж. Здесь можно проводить экскурсии по программе «Санкт-Петербург – наследник мировых цивилизаций». Это Египетский зал (№ 100), залы Греции (№ 111-114), зал культуры и искусства Средней Азии (№ 89), Ассирия (№ 90) и другие.

        Действия учителя должны быть направлены не столько на организацию работы учащегося в музее, сколько на обучение активному репродуктивному восприятию и отражению в своем собственном изложении. Для этого используются специальные путевые листы. Они составляются заранее на основе содержания экспозиций музея (приложение 1).  Схема путевого листа может быть составлена в соответствии со следующими параметрами:

  1. Фамилия, имя
  2. Класс
  3. Название путешествия
  4. Задание.  Вопросы. Новая полезная информация.
  5. Пожелания

        Задание и вопросы должны строго соответствовать пройденному материалу  на уроках истории и краеведения.

        Следующим этапом в работе с листами ( путевыми – маршрутными - рабочими) может служить создание учащимися собственных экскурсий или маршрутов для одноклассников. Например, при изучении Петропавловской крепости ученики могут создать свой маршрут, используя учебные пособия, схемы, карты  (приложение 2).

        Еще одной организационной формой обучения служит образовательный проект. Он дает возможность ученикам провести самостоятельную исследовательскую работу. Здесь важно правильно поставить перед учащимися проблему исследования. Например: «Справедливо ли утверждать, что наш город возник на пустом месте, и не имеет своей истории до своего появления?».  

Работа учащихся  ведется в группах по трем направлениям:

  • Животный и растительный мир Ленинградской области
  • Жители края с давнейших времен до 18 века
  • Военная история края

Ученики могут сами сформировать группы.

        По мере прохождения программы (7 класс) учителю целесообразно составить памятки с текстом задания и списком информационных ресурсов для каждой группы. Сбор материала может продолжаться в течение 1-2 месяцев. Но следует обязательно осуществлять промежуточный контроль.

        Форма представления проекта может быть любой – презентация, сообщение, макет, карта Ленинградской области, инсценировка (Например, жизнь и быт в ижорской деревне), рисунки костюмов. Эту форму работы я заимствовала из методических рекомендаций «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2014» для учителей 5-8 классов.

        Сценическая постановка на исторические темы – это всегда праздник для участников и зрителей таких проектов. Инсценировки позволяют на эмоциональном уровне оценить историческое событие и погрузиться в мифы древних народов.

        Используя «Мифы и легенды Древней Греции», «Калевалу», «Старшую Эдду», былинный эпос Руси, можно оживить античную скульптуру; почувствовать себя богатырем-героем, прекрасной дамой и даже коварным богом; проникнуться мировоззрением, культурой и обычаями предков.         Все это можно обыграть мини-спектаклями, которые ученики способны создать сами. Задача учителя организовать процесс – оговорить эпоху, историческое событие, объем сценки, выбрать актеров, помочь с костюмами, провести репетиции.

        Самое главное в преподавании краеведения – это любовь педагога к городу, к его истории и культуре. Создание интегрированных знаний о своем крае, духовно-ценностных и практических ориентаций поможет сформировать гордость за свой город, чувство сопричастности и бережному отношению к его наследию у подрастающих горожан.

        Составляя задания важно, чтобы их форма была интересна и познавательна ученикам, чтобы она затрагивала эмоционально-психологическую сферу (музыка, сценки). Задания на дом необходимо ограничить, уроки не должны превращаться в лекцию и начитывание информации. Они должны проходить в виде постоянного диалога, взаимообмена. Пусть это будет урок-удовольствие.

        Хочется надеяться, что предмет вернется в программу образования петербургского школьника при внедрении Федерального Образовательного Стандарта в основной школе.

Приложение 1

Путевой лист.

Фамилия, Имя, класс_______________________________________

Добрый день, уважаемый исследователь!

Сегодня твоя задача – изучить подлинные древнеегипетские предметы, находящиеся в Эрмитаже. При посещении музея помни о правилах поведения.

  1. Используй схему музея и найди зал «Древний Египет» (№ 100).
  2. Осмотри весь зал, в котором находится экспозиция. Какое впечатление он произвел на тебя?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди в зале древние экспонаты. Что это за предметы? Для чего они были созданы? Назови дату их создания?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди стеллаж, посвященный письменности древних египтян. Из чего сделан материал, на котором они писали? Перечисли принадлежности, используемые для письма?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди экспонаты, связанные с верованиями в Древнем Египте. Перечисли богов, которые имели вид священных животных. Опиши их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найди экспонаты, рассказывающие о погребениях у древних египтян. Как они выглядят. Опиши их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Глядя на экспозицию, приведи пример, чем занимались жители Древнего Египта. Когда были выполнены эти экспонаты, для чего? _______________________________________________________________________
  2. Что нового ты узнал об Эрмитаже? Какую ценность представляют экспонаты Египетского зала для современных ученых и посетителей музея? Обоснуй свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

*** Если ты испытываешь сложности - используй информационный стенд в зале.

Приложение 2

Класс, фамилия имя:____________________________________________

                                        Дорогой путешественник!

Сегодня ты совершишь прогулку по Петропавловской крепости[2].

*Если ты испытываешь трудности, обратись  к информационным стендам.                    

Сейчас   ты  находишься около первой постройки нашего города.  Перед  тем как зайти туда, ты пройдешь по мостику.  Посмотри налево и воде на свае увидишь фигурку.

1.Фигуру какого животного ты  увидел (а) в воде?

_____________________________________________________________________________            

Сейчас  ты проходишь  через первые  ворота крепости. Опиши их ниже:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вот ты и  попал(а) в крепость.

2.Вспомни, сколько  бастионов у крепости, напиши их названия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Немного пройдя прямо, ты увидишь Петропавловский собор, который построен в стиле Петровского барокко. Ответь на вопросы о  соборе:

Перечисли  элементы здания, которые присутствуют в соборе:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему собор назвали именно так, в честь кого он назван?

_____________________________________________________________________________

На верху шпиля собора высится ангел-хранитель города. Как называется этот элемент здания?

_____________________________________________________________________________

Если сейчас перед тобой шпиль собора, то обернувшись назад, ты увидишь Монетный Двор.

4. Что производят на Монетном дворе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потом  вернись к собору и пройди прямо, увидишь Великокняжескую усыпальницу. Для чего она была построена?

_____________________________________________________________________________

Опиши ее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После нее поверни направо и иди до упора. Увидишь Невскую куртину.

Вспомни, что такое куртина?

_____________________________________________________________________________

Затем, иди налево.  И, ты увидишь флаг. Если видишь - ты попал (а) на Нарышкин бастион.  

Так же там есть башня с флагом, подумай, как она  называется, и напиши ниже:

_____________________________________________________________________________

Какая традиция есть в крепости с  18 века? Она связана с выстрелом пушки:

_____________________________________________________________________________

Посмотри, какая панорама открывается с бастиона, опиши ее:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если тебя заинтересовали другие экспонаты или выставки ты можешь продолжить прогулку самостоятельно.

Выйти ты можешь через Кронверкские ворота,  и вернуться к метро «Горьковская».                                                      

Желаю удачи в изучении Санкт-Петербурга!


[1] При создании листов можно дополнительно воспользоваться сайтом – www.hermitagemuseum.org, и использовать рабочую тетрадь «Краеведение – Санкт-Петербург – город-музей» (Авторы: Л.К. Ермолаева, Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова).

[2] Маршрутный лист составлен учащейся 5 класса  Бобровой Алиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Статья. Из опыта работы. Учитель - организатор учабно-воспитательного процесса.

Формирование мотивации учения - одна из главных проблем современной школы. Стремлюсь к тому, чтобы мои дети учились с интересрм и желанием. В данной статье описываю те педагогические средства, ко...

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

статья "Контроль знаний как способ поддержания интереса к изучаемому предмету" из опыта работы учителя английского языка

В данной статье приводятся примеры разнообразных нестандартных форм контроля знаний учащихся на уроках  английского языка, способствующих развитию интереса к изучаемому предмету. Только устойчивы...

статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"

Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....