РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «История», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16.04.2008г. по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ», 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, 08.02.09 «МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»,08.02.03 «ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ»

 

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_pervyy_kurs.doc539.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Белгород 2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины «История», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 16.04.2008г. по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ», 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, 08.02.09 «МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»,08.02.03 «ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ»

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Разработчик:

Игнатенко Николай Анатольевич, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Рекомендована методическим советом ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Протокол № 1___ от___30_августа___________ 2014__ г.

Заместитель директора по учебной работе

____________________

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол № __1_ от__30 августа_____________ 2014__ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ», 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, 08.02.09 «МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»,08.02.03 «ПРОИЗВОДСТВО НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общеобразовательной подготовки, принадлежащая к образовательной области «Обществознание».

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 147 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

Реферат

10

Доклад

4

Проект

3

Сообщение

11

Домашнее задание

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

во втором семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины история

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

1

2

История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

1

1.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Российская история как часть мировой истории».

1

Тема 2. Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

2

1

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

1

2

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

1

2.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение  « Формы первобытной религии»

1

Раздел 2.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

4

Тема 2.1. 

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

2

1

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

1

2

Новоегипетская держава. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

1

3

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

1

3.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Боги и мифы Древнего Египта».

1

Тема 2.2. Античная цивилизация

Содержание учебного материала 

2

1

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм.

1

2

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

1

Раздел 3.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

8

Тема 3.1

Китайско-конфуцианская цивилизация. Буддизм на Востоке в Средние века.

Содержание учебного материала

2

1

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

1

2

Буддизм на Востоке в Средние века.

1

3

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

1

4

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

1

4.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Конфуций и его учение. Зарождение буддизма и его основные принципы».

1

Тема 3.2. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала 

2

1

Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

1

Тема 3.3. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала 

2

1

Хронологические рамки западного Средневековья.

1

2

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

1

3

Великое переселение народов и его исторические результаты.

1

4

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

1

5.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Великое переселение народов: основные вехи».

2

Тема 3.4 .

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

2

1

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города.

1

2

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

1

3

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

1

Раздел 4.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА

22

Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек. 

Племена и народы Восточной Европы в древности.

Содержание учебного материала

2

1

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

2

2

Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

2

6.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Культурное наследие Византии».

1

Тема 4.2. Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян

Содержание учебного материала

2

1

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

2

2

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности».

1

Тема 4.3 

Рождение Киевской Руси. Крещение Руси

Содержание учебного материала

2

1

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

2

2

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

2

7.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад «Варяги в истории Древней Руси».

1

Тема 4.4. 

Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Содержание учебного материала 

2

1

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

2

2

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

2

Тема 4.5. 

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала 

2

1

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

2

2

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

2

3

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

2

4

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

2

5

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

2

Тема 4.6. 

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Содержание учебного материала 

2

1

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

2

2

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

2

3

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

2

Тема 4.7 

Русь на пути к возрождению. 

От Руси к России

Содержание учебного материала 

2

1

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

2

2

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

2

3

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

2

4

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

2

Тема 4.8. 

Россия в царствование Ивана Грозного

Содержание учебного материала 

2

1

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

1

2

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

1

3

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

1

8.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Иван Грозный — человек и политический деятель», «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия», «Освоение Сибири. Характер русской колонизации».

1

Тема 4.9. 

Смута в России начала XVII в.

Содержание учебного материала 

2

1

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

1

2

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

1

3

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

1

Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII в.

Содержание учебного материала 

2

1

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

1

2

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

1

3

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

9.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения «Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви», «Воссоединение России и Украины», «Восстание под предводительством С.Разина».

Тема 4.11. 

Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Содержание учебного материала

2

1

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

1

Раздел 5. 

ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.

11

Тема5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации

Содержание учебного материала 

2

1

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

2

10.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Научная революция XVII в.: основные вехи».

1

Тема5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала 

2

1

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

2

2

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

2

11.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Титаны эпохи Возрождения».

1

Тема5.3. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время

Содержание учебного материала

2

1

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые.

2

2

Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

2

Тема5.4. 

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Век Просвещения

Содержание учебного материала 

2

1

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

1

2

Секуляризация общественного сознания. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.«Просвещенный абсолютизм».

1

Самостоятельная работа обучающихся: домашнее задание «Монтескье и теория разделения властей», «Руссо и теория «общественного договора».

1

Тема5.5. Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Содержание учебного материала 

1

1

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

1

Самостоятельная работа обучающихся:  домашнее задание «Промышленная революция в Англии: основные вехи».

1

Тема5.6. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества

Содержание учебного материала 

2

1

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

1

2

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

1

Раздел 6 

РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

7

Тема 6.1.

Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала 

2

1

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

1

2

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

1

3

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить проекты «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение», «Культурные преобразования в Петровскую эпоху», «Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков».

3

Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников

Петра I

(1725–1762 гг.)

Содержание учебного материала 

2

1

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

2

2

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

Тема 6.3. 

Россия во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

2

1

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

2

2

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2

Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала 

1

1

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

2

Раздел 7. 

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

6

Тема 7.1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Содержание учебного материала 

2

1

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США.

2

2

Славянское Возрождение и Россия.

2

Тема 7.2. 

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Содержание учебного материала 

2

1

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

Тема 7.3. Особенности духовной жизни нового времени

Содержание учебного материала 

2

1

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Дарвин и дарвинизм»

1

Раздел 8. 

ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

3

Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Содержание учебного материала 

1

1

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

1

Тема 8.2.

?

Содержание учебного материала

2

1

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

1

Раздел 9. 

РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

13

Тема 9.1. 

Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала

2

1

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

2

2

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

2

3

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

2

4

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

2

Тема9.2. Внешняя политика Александра I и Николая I.

Содержание учебного материала 

2

1

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

2

2

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

2

3

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

2

4

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

2

5

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

2

12.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить рефераты «Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России», «Крымская война и ее значение для России».

2

Тема 9.3. Интеллектуаль-ная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Содержание учебного материала 

2

1

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

1

2

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

1

3

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить рефераты «Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.», «Повседневная жизнь разночинцев в России XIXв.».

2

Тема 9.4. 

Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала

2

1

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

2

2

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

2

3

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

2

4

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

2

Тема 9.5. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений

второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

2

1

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства.

2

2

Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства.

2

3

Общественное движение: спад и новый подъем.  Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2

Тема 9.6. Интеллектуаль-ная и художественная жизнь пореформенной России. Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Содержание учебного материала

2

1

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

2

2

Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутри-семейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

2

3

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

3

4

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

3

Тема 9.7. Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Содержание учебного материала  

1

1

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

3

2

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

3

Раздел 10.

ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ

10

Тема 10.1. Международные отношения в начале XX в. Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.

Содержание учебного материала

2

1

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

1

2

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

1

3

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

2

Тема10.2. 

Россия в начале XX в.

Содержание учебного материала  

2

1

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

2

2

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

2

3

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

2

13.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Политические партии в России начала ХХ в.».

1

Тема 10.3. 

Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала  

2

1

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

2

2

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение  «Русские герои первой мировой».

1

Тема 10.4. Февральская революция в России

Содержание учебного материала  

1

1

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

2

Тема 10.5. 

Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала

3

1

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

2

2

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

2

3

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

2

4

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

2

5

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

2

Раздел 11.

МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

8

Тема11.1. 

Страны Европы в 20-е годы ХХ в. Запад в 30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала

2

1

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Тема11.2. 

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала  

2

1

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия? Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.

Тема 11.3. Строительство социализма в СССР:

модернизация на почве традиционализма

Содержание учебного материала  

2

1

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.

2

Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

3

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Тема 11.4. Строительство социализма в СССР:

модернизация на почве традиционализма

Содержание учебного материала  

2

1

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

2

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

3

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Раздел 12.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

5

Тема 12.1.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  : причины ,ход , значение.

Содержание учебного материала  

2

1

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

14.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклад  Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.

1

Тема 12.2.

СССР в годы Великой Отечественной войны.

Содержание учебного материала  

2

1

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Общество в годы войны.

2

Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Тема 12.3.

СССР в годы Великой Отечественной войны.

Содержание учебного материала  

1

1

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

15.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия».

2

Раздел 13

МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

5

Тема13.1. «Холодная война»

Содержание учебного материала  

2

1

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

2

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Тема 13.2. Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала  

2

1

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации.

2

Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.

16.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщение «Формирование новой научной картины  мира. Дегуманизация искусства».

1

Тема 13.3.. Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала

1

1

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Раздел 14.

СССР В 1945–1991 ГОДЫ

8

Тема 14.1. 

СССР в послевоенный период: углубление

традиционных начал в советском обществе

Содержание учебного материала  

2

1

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

2

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

3

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

Тема 14.2. Советский Союз в период частичной либерализации режима

Содержание учебного материала  

2

1

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

2

Культурная жизнь общества. «Оттепель».

3

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

4

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

5

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Тема 14.3.

СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Содержание учебного материала

2

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Тема 14.4. 

СССР в период перестройки

Содержание учебного материала 

2

1

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

2

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

3

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

4

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Раздел 15. 

РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ–—XXI ВЕКОВ.

4

Тема 15.5. Российская Федерация на современном этапе

Содержание учебного материала 

2

1

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

2

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

3

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

17.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Российская экономика в мировой экономической системе».

1

Тема 15.6. 

Мир в ХХI в.

Содержание учебного материала

2

1

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.

2

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.

3

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

18.Самостоятельная работа обучающихся: подготовить реферат «Место России в международных отношениях».

1

Всего:

147

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

        

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью;
  • опорные схемы, макеты, исторические атласы, электронные учебники, учебные фильмы;
  • библиотека кабинета.

Технические средства обучения:

  • проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) М., «Мнемозина», 2013.

2.Волобуев О.В. Клоков В.А. Россия и Мир М., «Дрофа», 2013.

3.Загладин Н.В. Всемирная история М., «Новое Слово», 2012.

4.Данилов А.А. Россия и Мир М., «Просвещение », 2012.

5.Уколова В.И. Всеобщая история  М., «Просвещение », 2012.

6. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю./Подред. Чубарьяна А.О. Всеобщая

история. Новейшая история (базовый и профильный уровни) М., «Просвещение », 2012.

7.http://historyru.com/ http://rushistory.stsland.ru

8.http://www.historic.ru

9.http://rulers.narod.ru

Дополнительные источники

  1. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М. «Веди-принт» 2009.
  2. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., «Веди-принт»2009.
  3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., «Владос» 2011.
  4. http://www.ancientrome.ru
  5. http://www.ellada.spb.ru
  6. http://geocities.com/Athens/Academy/3923/Greek.htm

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Выполнение индивидуальных заданий

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Реферат

Решение познавательных  заданий

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Контрольная работа, тестирование

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Защита реферата, проекта, доклада

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

Написание исторического сочинения, эссе

Участие в конференциях, дебатах

Участие в работе исторического кружка

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

Участие во внеклассных мероприятиях

Усвоенные знания:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

Тестирование, устный ответ

периодизацию всемирной и отечественной истории;

Тестирование, контрольная работа

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Защита реферата, проекта, доклада

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Защита реферата, проекта, доклада

основные исторические термины и даты;

Тестирование, исторический диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "история".

Рабочая программа учебной дисциплины "история" для образовательных учреждений НПО и СПО....

Рабочая программа учебной дисциплины История Специальность 050146

ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «История»1.1. Область  применения  программы           Рабоча...

Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.

Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....

Рабочая программа учебной дисциплины «История» по специальности 190209 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Аннотации рабочих программ учебной дисциплины "История".Разработчик Бандурина Г.Ю.

Аннотации содержат краткое описание рабочих программ учебной дисциплины "История"...

Рабочая программа учебной дисциплины "История"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 09.02.02 «Компьютерные сети»....

Рабочая программа учебной дисциплины "История автомобилестроения"

Программа сосатвлена для изучения истории автомобилестроения, прослеживается связь дисциплины "История"и специальности "Автомеханик"...