Конспект урока по истории 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ход урока по теме "Раздробление Древнерусского государства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Раздробление Древнерусского государства».

Цель: охарактеризовать развитие Древнерусского государства во второй половине XI – начале XII века, объяснить закономерность феодальной раздробленности; выявить причины и последствия государственной раздробленности; продолжить развитие умений: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; излагать суждения о причинно-следственных связях; оформлять презентацию и публикацию; вызвать чувство гордости за историческое прошлое своей Родины.

Основные понятия: феодальная раздробленность, усобица, суверенность, уделы, рать, ростовщик.

Эпиграф: «Киевская Русь была зерном, из которого

вырос колос насчитывающий несколько

                                                                  новых зёрен – княжеств»

Рыбаков Б.А.

Опроса домашнего задания нет, так как это первый урок нового раздела.

План изучения нового материала.

  1. Правление Ярославичей.
  2. Любечский съезд.
  3. Правление Владимира Мономаха.
  4. Причины раздробленности Древнерусского государства.
  5. Государственное правление в период раздробленности.
  6. Последствия феодальной раздробленности.

I. Работа с картой: «Русь в IX – X в.», «Русь в XII – начале XIII в.»

Сравните две карты. Какие выводы вы можете сделать?

Вспомните, что такое феодальная раздробленность?

Какие известные вам Европейские страны переживали период феодальной раздробленности?

Назовите признаки феодальной раздробленности в Западной Европе.

Опираясь на знания истории средних веков, вспомните причины раздробленности в Западной Европе.

Делаем вывод: раздробленность это закономерный процесс, который не миновали государства Европы и Азии. Следовательно, у него должны быть объективные причины.

Задание для учащихся.

Выясните причины феодальной раздробленности Руси.

II. Самостоятельная работа с текстом параграфа 9, стр. 73.

Прочитав материал, заполните пропуски схемы. Покажите на карте города. Где стали править сыновья Ярослава.

Ярослав Мудрый

Изяслав                Святослав           Всеволод                    Вячеслав           Игорь

Святополк         Олег      Давыд    Владимир Мономах        Борис             Давыд

III. Учащиеся работают с документом и характеризуют порядок управления, который сложился после смерти Ярослава Мудрого.

Документ: «Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу… на верху лествицы стоял старший из наличных князей, великий князь киевский… это старшинство давало ему кроме обладания лучшей волостью известные права и преимущества над младшими родичами… «Быть в отца место» - эта юридическая фикция поддерживала политическое единство княжеского рода при его естественном распадении… Великий князь распределял владения между младшими родичами, «наделял» их, разбирал их споры и судил их, заботился об их осиротелых семьях… но руководя Русью и родичами, великий князь в более важных случаях действовал не один, а собирал совет, снем или поряд…»

Вывод: после смерти Ярослава Мудрого на Руси был установлен порядок управления, названный впоследствии В.О.Ключевским «лествиничным».

IV. Учитель, опираясь на схему и карту, кратко знакомит учащихся с историей усобиц.

Беседа с учащимися. Каковы были причины конфликтов между князьями?

V. Учащимся предлагается записать в тетрадь дату Любического съезда, а также познакомиться с документом (стр. 83-84).

VI. Вопросы учащимся.

  1. Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев – фактом, способствовавшим объединению русских земель?
  2. Как вы думаете, могли князья выполнить решение съезда?

VII. Самостоятельная работа с текстом учебника. (стр. 76-78).

Учащиеся выполняют следующие задания:

  1. Выпишите в тетрадь дату и причины восстания.
  2. Как вы думаете, почему Мономах вначале отказался прийти в Киев и отверг просьбу киевлян? При ответе обратите внимание на порядок престолонаследия.
  3. Какие дополнения внёс Владимир Мономах в Русскую Правду?

VIII. Краткая характеристика внутренней и внешней политики Владимира Мономаха. (Рассказ учителя).

IX. Обсуждение проблемного вопроса: Причины феодальной раздробленности. Составление таблицы.

Причины раздробленности

Древнерусского государства

Экономические причины раздробленности

Политические причины раздробленности

Развитие натурального

хозяйства

Усиление власти князя в

своих землях (вотчинах)

Рост городов в отдельных

землях, развитие в них

ремесла и торговли

Умножение рода

Рюриковичей и

запутанность определения

порядка старшинства

По ходу объяснения учитель задаёт опережающие вопросы:

  1. Вспомните, как развивалась внешняя торговля на Руси. С какими странами и чем торговали славяне? Какое значение имел для развития внешней торговли путь «из варяг в греки»?
  2. Дайте определение натурального хозяйства.
  3. Как в условиях натурального хозяйства развивалась торговля между отдельными княжествами?
  4. Вспомните причины княжеских усобиц. Почему, например, Владимир Мономах, имея возможность дважды занять киевский престол после смерти отца, не делал этого?

X. Краткий рассказ учителя об управлении государством в период раздробленности.

XI. Самостоятельная работа с учебником. (стр. 81-83).

Определите положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности Руси. Заполните таблицу.

Положительное

Отрицательное

Развитие хозяйственной жизни

Расцвет городов

Расцвет культуры

Сохранение единого языка, единой культуры.

Усобицы (борьба между знатными феодалами)

Конфликты между боярами и князьями

Дробление княжеств между наследниками

Ослабление обороноспособности и политического единства страны

XII. Введение в проект.

Как представить Русь того времени? В каком облике? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада – устремились на него. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в рыцарские доспехи. Труднейшие обстоятельства. В них решалось – быть России или не быть. Какой же враг наступал с востока?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подготовить проект «Монголо-татарское иго в истории России».

При выполнении проекта вы должны подготовить презентацию на тему «Монголо-татары варвары, которые строили города», публикацию «Где находится могила Чингисхана», сообщение «Как иго повлияло на историю России».

Деление класса на группы, раздача заданий.

XIII. Закрепление.

Отметьте красным цветом политические, а зелёным цветом экономические причины раздробления Древнерусского государства.

  1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.
  2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
  3. В Древнерусском государстве не было чёткого порядка наследования киевского престола.
  4. Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.
  5. Возвышение новых городских центров.
  6. Упадок торгового пути «из варяг в греки».
  7. Оседание княжеской дружины на землю.

XIV. Домашнее задание.

Параграф 9, даты, понятия, начать подготовку проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Конспект урока по истории Класс: 5

Конспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Культура Древней Греции эпохи классики. Цели урокаКонспект урока по истории  Класс: 5 Тема: Олимпийские игры в древней Греции Цели урока...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...