рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Мотина Людмила Владимировна
Рабочая программа по курсу «история» для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (Москва, 2004 Примерной программы среднего (полного) общего образования, авторской программы О.В. Волобуев, В.А. Клокова «История. Россия и мир» утверждённой Министерством образования РФ (Москва, 2009 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10_klass.docx85.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Павловская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: « История»

для 10 класса

на 2014-2015 учебный год

Уровень программы: базовый

Учитель: Мотина Людмила Владимировна

Программа составлена в 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу «история» для  10  класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (Москва, 2004

Примерной программы среднего (полного) общего образования, авторской программы О.В. Волобуев, В.А. Клокова «История. Россия и мир» утверждённой  Министерством образования РФ (Москва, 2009 год).        

  Место предмета «История» в учебном плане школы.

Предмет «История » изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета .

В 10 классе на изучение истории отводится 2 ч в неделю.

 Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю).  

Изучение истории на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основными задачами данного курса являются:

- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

- обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

- формирование у учащихся исторического мышления,   понимания  причинно-следственных  связей, умения оперировать основными научными понятиями;

- осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

- воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;

- формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

- воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

Общая характеристика курса

Весь учебный материал разбит на 9 больших тем: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья; Древняя Русь; Западная Европа в XI-XV вв.; Российское государство в XIV-XVII вв.; Запад в Новое время; Российская империя в XVIII в.; Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации; Россия на пути модернизации; Культура XIX в. Таким образом,  сначала освещаются явления и процессы, имевшие место в разных регионах мира, а затем в тех же хронологических рамках анализируются явления и процессы отечественной истории. В основе построения каждого отдельного тематического блока лежит модульный принцип.  
     Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащений социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. 

  Антикоррупционная проблематика поднимается в темах  « Древний Восток и античный мир»,

« Государство и общество Древней Руси», «Экономическое и политическое развитие Запада в  XI- XV вв.», «Раздробленность Руси», « Российское государство в XIV- XVII вв.», «Российская империя в XVIII в.», « Особенности развития стран Запада во 2-ой пол. XIX в.», « Реформы 1860-1870-х гг.».        

Методы обучения:

-словесный  (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);

- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);

- практический (упражнения, игры).

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

В результате изучения истории  ученик должен:

  Знать, понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории;

периодизацию  отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.                            

Система контроля:

Предполагается учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья.

7

3

Древняя Русь.

10

4

Западная Европа в XI- XV веках.

4

5

Российское государство в XIV- XVII веках.

9

6

Запад в Новое время.

7

7

Российская империя в XVIII веке.

5

8

Запад в XIX веке. Становление индустриальной  цивилизации.

9

9

Россия на пути модернизации.

8

10

Культура XIX века.

6

11

Итоговое повторение

4

Содержание программы

Введение ( 1ч.)

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Рос сия и мировой исторический процесс.

Раздел.  1 Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья ( 7 ч.)

Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Вели кое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье.

Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальней шее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и свет ская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности раз вития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

Раздел   2 Древняя Русь ( 10 ч.)

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян.

Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние при родной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Пер вые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Прав да.

Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Нов городская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов.

Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским на шествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

Раздел   3.  Западная Европа в XI—XV веках. ( 4 ч.)  

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Раздел 4.  Российское государство в XIV—XVII веках. ( 9 ч.)

Москва во главе объединения русских земель.

Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского.           Куликовская   битва   и   ее   значение.   Василий I.

Василий П. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва— третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский со бор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное

Уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура. Общая характеристика раз вития культуры. Книжное дело. Литература. Ар хитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

Раздел  5. Запад в Новое время ( 7 ч.)

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в раз личных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

Раздел   6. Российская империя в XVIII веке. ( 5 ч.)

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Даль него Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Со здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази тельное искусство.

Раздел   7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. ( 9 ч.)

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Про возглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-полити ческие перемены в Европе. Поход Наполеона в Рос сию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного пере ворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в В ликобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение

монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй поло вине XIX в.

Раздел   8. Россия на пути модернизации. ( 8 ч.)

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I.

Противоречивость    внутренней    политики.    Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре формы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней поли тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение соци ал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

Раздел   9.  Культура XIX века ( 6 ч.)

Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная

культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные на правления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Итоговое повторение. ( 4 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся  10 класса.

должны знать \ понимать:

факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

должны уметь:

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации;

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

представлять результаты изучения исторического материала в формах доклада, презентации, конспекта, рецензии.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно-методическое обеспечение

УМК по  курсу.

1)О.В. Волобуев, В.А. Клоков .Россия и мир. 10 класс. М. Дрофа, 2010.

2) О.В. Волобуев, В.А. Клоков. Методические рекомендации  к учебнику Россия и мир 10 класс. М. Дрофа, 2008.

Литература

Для учителя

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. M. 1997.
  2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. M. 1993.
  3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M. 1995.
  4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. M. 1969.
  5. Ильина Т. Западноевропейское искусство M. 1983.
  6. Кейнс. Дж. Избранные произведения. M. 1993.
  7. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M. 2002.
  8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. M. 1994.
  9. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. M. 1996.
  10. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Ч. 1 - 2. Под ред. А.M. Родригеса. M. 1998.
  11. Пономарев M.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. M. 2000.
  12. Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад. M. 1998.
  13. Строганов Л.И. Новейшая история стран Латинской Америки. M 1995.
  14. Тоффлер Э. Третья волна. M. 1999.
  15. Черепков А. «Теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева. http:/marketing.spb.ru/read/artcle/a45.htm
  16. Шпенглер О. Закат Европы. M. 1993.
  17. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.
  18. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.
  19. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.
  20. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001
  21. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.
  22. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.
  23. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.
  24. История России. 1861- 1917. M. 1996.
  25. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.
  26. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.
  27. История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.
  28. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.
  29. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.
  30. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6.
  31. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.
  32. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.
  33. Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.
  34. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.
  35. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.
  36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.
  37. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

 для учащихся

  1. Бурин С.Н. Новейшая история. ХХ век. M. 2000.
  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.
  3. Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.
  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
  5. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
  6. Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран». M. 2003.
  7. Страны мира. Справочник. M. 1998.
  8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.
  9. Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории. M. 2002.
  10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.
  11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всеобщая история. M. 1993.
  12. ЭОР
  13. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  14. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2002
  15. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2003
  16. Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
  17. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Названия тем и уроков

Цели изучения темы

Содержание

Основные понятия и термины

Планируемые умения и навыки

Вид контроля

Д/з

Дата

п

ф

1

Вводный урок

Обобщить знания учащихся.

Основные периоды истории человечества: каменный век, медный век, бронзовый век, железный век. Влияние природных условий на развитие человечества.

Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство

Анализировать материал, обобщать знания, делать выводы.

Входная диагонос-тика

Инд-ые сооб-ия

Тема 1. Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья.

Сформировать у уч-ся представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально-экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей.

2-3

Древний мир и античный мир.

Ранние цивилизации. Государство на Востоке. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии.

Развивать умение работать с исторической картой.

Уметь характеризовать  процесс развития общества.

Устный опрос.

Тест

« Др. Восток и античный мир».

§1-2 инд-ые сооб-ия

4

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Поздняя Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Влияние античности на политическую жизнь и право в эпоху Средневековья. Наследие варварских народов. Христианство.

Развивать умение работать с исторической картой.

Прослеживать особенности различных цивилизаций.

Устный опрос, индивидуаль-ные тесты.

§4

5

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

Западная Европа: природа и хозяйство. Варварские королевства. Империя карла Великого и ее распад. Феодальная собственность на землю и вассальные отношения. Западная Европа в эпоху феодальной раздробленности. Сословия феодального общества. Католическая церковь.

Феодал, феодализм, вассал, сословия.

 Развивать умение работать с исторической картой, текстом учебника, делать выводы.

Устный опрос.

§5

6

Византийская империя и восточнохрис-тианский мир.

Природа и население Византийской империи. Античная и христианская традиции в жизни византийцев.

Государственная власть и церковь в Византийской империи. Византия между Западом и Востоком. Византия и славяне.

Религия.

Развивать умение работать с исторической картой. Выделять особенности исторического развития.

Тест.

§4

7

Исламский мир.

Возникновение ислама. Победа ислама в Аравии и начало арабских завоеваний. Арабский халифат во 2-ой пол.VII-Xвв. Мусульманская культура.

Ислам

Развивать умение работать с исторической картой, текстом учебника, выделять главное из текста, делать выводы.

Устный опрос.

§5, повт.§1-4

8.

Обобщение

 « Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья»

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал, выделять главное, причинно-следственные связи.

Тест по теме.

Тема 2. Древняя Русь.

Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей.

9.

Народы Восточной Европы.

Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария.

Природно-географическая среда и хозяйственно-культурные типы, индоевропейская языковая общность, племенные союзы.

Уметь работа с исторической картой, текстом учебника

§6

10.

Восточные славяне  в древности.

Занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение восточных славян.

Племенные союзы. Язычество.

Уметь работа с историческим источником.

Самостоятель-ная работа с исторической картой.

§7

11.

Возникновение Древнерусско-го государства. Крещение Руси.

От племенных союзов к Древнерусскому государству. Укрепление Древнерусского государства. Русь и Византия. Крещение Руси.

Государство, полюдье, погост, урок, вервь, община.

Уметь работать с историческим текстом, тестом учебника при составлении таблицы.

Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное.

Уметь объяснять причинно-следственные связи.

Устный опрос.

§8

12.

Государство и общество.

Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда».

Вотчина, барщина, оброк, тиун, закуп, рядович, смерд, холоп, князь.

Знать основные категории населения Древней Руси, уметь их характеризовать, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос.

§9, зад.2

13.

Церковь и культура.

Русская православная церковь. Архитектура и живопись. Образование и литература.

Фреска, мозаика.

Уметь работать с историческим текстом, тестом учебника.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

§10

14.

Раздробленность Руси.

От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Политическое развитие Руси в период раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля. Культура Руси в XII – нач. XIIIв.

Усобицы, раздробленность, вече, посадник, тысяцкий, князь.

Работа с исторической картой.

Уметь объяснять причины раздробленности, последствия.

Формировать конкретные представления и общие понятия об усилении и обособлении отдельных княжеств.

Устный опрос, индивидуаль-ные тесты.(задания из ЕГЭ)

§11

15-16.

Русь между Востоком и Западом.

Монгольская держава  и ее завоевания. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу. Монгольская держава и ее судьба. Русь под властью Золотой Орды. Русь между монголами и Западом. Александр Невский.

Тьма, орда, крестоносцы. Баска, ордынский выход, дань.

Уметь работа  с исторической картой, текстом учебника.

Знать основные даты, связанные с борьбой против иноземных завоевателей.

Устный опрос.

§12-13, повт.

§6-12

17.

Обобщение

« Древняя Русь».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест по теме. (из ЕГЭ)

Подг. К зачету

18.

Зачет по теме

« Древняя Русь».

По теме.

По теме.

Проверить знание основных понятий, дат, умений.

Тема 3. Западная Европа в XI- XV веках.»

Сформировать у учащихся представление об особенностях средневековой европейской цивилизации. Показать процесс ее взаимодействия с восточнохристиан-ским миром и исламскими странами.

19.

Экономическое и политическое развитие.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековый город. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни общества.

Внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства

Знать основные положения урока.

Уметь работа с исторической картой, текстом.

§14

20.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств.  Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Крестовые походы, Реконкиста, ересь.

Знать основные положения урока.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, исторической картой, выделять главное.

Самостоятель-ная работа с текстом учебника.

§15, инд-ые ссоб-ия

21.

Культура средневекового Запада.

Мир идей Средневековья.

Христианство и культура. Рыцарская культура. Крестьянская культура. Городская культура.

Знать основные положения урока.

Уметь самостоятельно готовить сообщения по заданной теме.

Устный опрос.

§16, повт.

§14-15

22.

Обобщение «Западная Европа в XI- XV веках.»

По теме

По теме

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест по теме

«Западная Европа в XI- XV веках.»

Тема 4. Российское государство в XIV- XVII веках.

Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представление о России как о многонациональном и многоконфессинальном государстве.

23-24.

Москва во главе объединения русских земель.

Новые политические центры Руси: от раздробленности к объединении. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость государства.  Наследники Донского. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Централизованное государство.

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника.

Характеризовать важнейшие рамки и периоды значимых событий и процессов.

Уметь характеризовать деятельность московских князей.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

§17-18, инд-ые сооб-ия

25.

Россия: третье православное царство.

От Руси – к России. На путях централизации государственной власти. « Москва- третий Рим». Экономический подъем Руси. Формирование сословий.

Централизованное государство.

Знать основные положения урока.

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

§19, повт.

§17-18

26-27.

Кризис государства и общества. Смутное время.

Опричнина. Итоги и последствия правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народное ополчение.

Опричнина, Смута, интервенция, народное ополчение.

Уметь объяснять причинно-следственные связи, работать с историческим текстом, картой.

Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Устный опрос.

Мини-самостоятель-ная работа.

§20-21

28.

Становление самодержавия Романовых.

Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономике и социальном строе. Новые явления в экономике общества.

Самодержавие, крепостное право, мануфактура, церковный раскол.

Уметь работа с исторической картой, текстом учебника.

Сравнивать данные различных источников, выявлять их сходства и различия.

Тестирование.

(задания из ЕГЭ)

§21, инд-ые зад-ия

29.

Начало формирования многонацио-нального государства.

Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение левобережной Украины.

Ясак, казачество,

Знать основные положения урока.

Уметь работать с исторической картой.

Уметь искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках.

Тест по теме

« Россия в 17 в.» (из ЕГЭ)

§22, повт. §21

30.

Русская культура.

Подъем русской культуры. Книжное дело и литература. Архитектура. Живопись.

Шатровый стиль. Парсуна.

Опираясь на исторические условия развития русской культуры показать наличие и борьбу двух культур: культуру господствующего класса и народных масс.

Уметь самостоятельно готовить сообщения по культуре, давать характеристику культурным памятникам.

Устный опрос.

§23, повт.

§17-22

31.

Обобщение «Российское государство в XIV- XVII веках.»

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест по теме

 « Культура 15- 17 вв». (из ЕГЭ)

Тема 5. Запад в Новое время.

Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа на Западе.

32.

Европа в начале Нового времени.

Экономика Европы в начале Нового времени. Начало эпохи Великих географических открытий и первые колониальные захваты. Географические открытия XVI – XVIIвв. И их последствия. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация и Контреформация в Европе. Зарождение новой европейской цивилизации.

Мировая торговля, Реформация, протестанты, буржуазия.

Уметь характеризовать причины и последствия Великих географических открытий;

характеризовать изменения в экономике и социальной сфере;

давать определения понятий «реформация», «буржуазия»;

уметь работать с исторической картой.

§24

33.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. Абсолютизм в Европе. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI – XVII вв. Английская революция XVII в.

Мировая торговля, капиталистические отношения, абсолютизм,

Характеризовать изменения, произошедшие в обществе, давать характеристику европейскому абсолютизму.

Объяснять значение английской буржуазной революции.

Тест «Европа в начале Нового времени».

§25, инд-ые сооб-ия

34.

Эпоха Просвещения.

Революция в естествознании. Общественные идеи Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

Просвещение, абсолютизм.

Готовить самостоятельно индивидуальные сообщения из дополнительной литературы.

Устный опрос.

§26 повт.

§25

35-36.

Революции XVIII столетия.

Западная Европа накануне революционной эпохи. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII в. Американская революция. Франция накануне революции. Начало Великой французской революции. Свержение королевской власти во Франции. Установление якобинской диктатуры.

Революция, конституция, президент, Декларация, якобинцы.

Давать характеристику революциям XVIII столетия, находить общее и особенное.

Тест « Эпоха Просвещения». Самостоятель-ная работа с текстом учебника.

§27-28, инд-ые сооб-ия

37.

Тенденции развития европейской культуры XVI- XVIII веков.

Эпоха Возрождения. Искусство барокко. Придворное искусство абсолютизма.

Возрождение, гуманизм, барокко, рококо.

Готовить самостоятельно индивидуальные сообщения из дополнительной литературы.

Устный опрос.

§29, повт.

§24-28

38.

Обобщение

« Запад в Новое время».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал

Тест по теме

Тема 6. Российская империя в XVIII веке.

Показать учащимся многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II.

39.

Власть и общество

Необходимость преобразований на рубеже XVII –XVIIIвв.Внешняя политика и военная реформа.»Регулярное» государство Петра I.Борьба за наследие Петра. « Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.

«Регулярное государство» Петра I, просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» российского дворянства.

Знать основные положения урока.

Уметь объяснить причины преобразований Петра.

Уметь показать необходимость и последствия преобразований Петра, характеризовать положение различных сословий в годы петровских преобразований.

Работа с понятиями

 « золотой век», «просвещенный абсолютизм», давать оценку деятельности историческому деятелю.

Уметь работать с текстом учебника.

Устный опрос

§30

40.

Социально-экономическое развитие страны.

Деревня и город на рубеже XVII –XVIIIвв. Развитие мануфактурной промышленности.

Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй.

« Золотой век» российского дворянства.

Меркантилизм, протекционизм, ассигнации.

Выявлять особенности и изменения в социально-экономическом развитии страны;

уметь давать объяснения происходившим изменениям.

Устный опрос.

§31

41.

Расширение территории государства.

Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.

Рекрутские наборы.

Знать основные положения урока.

Уметь работа с исторической картой, текстом.

Индивидуальное тестирование. (задания из ЕГЭ)

§32, инд-ые сооб-ия

42.

Образование, наука и культура.

Новая эпоха в отечественной культуре. Образование и наука. Литература.

Архитектура. Изобразительное искусство.

Рационализм, классицизм, гравюры.

Знать основные положения урока.

Готовить самостоятельно индивидуальные сообщения из дополнительной литературы.

Устный опрос.

§33, повт.

§30-32

43.

Обобщение «Российская империя в XVIII веке».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал

Тест по теме (задания из ЕГЭ)

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной  цивилизации.

Сформировать у учащихся представление о складывании гражданского общества и правового государства как результат социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы , России и стран Востока.

44.

Эпоха наполеоновских войн.

Франция: от республики к империи Наполеона. От войн республики к войнам империи. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот, индустрия,

Знать основные положения урока.

Уметь работа с текстом учебника, исторической картой;

Уметь объяснять последствия наполеоновских войн для Европы.

Устный опрос

§34, инд-ые зад-ия

45.

Отечественная война 1812 года.

Причины, ход, итоги войны 1812 г. Значение заграничного похода русской армии.

Народное ополчение, рескрипт, партизаны.

Знать основные положения урока.

Уметь работа с текстом, исторической картой;

готовить индивидуальные сообщение по теме.

Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.

Устный опрос

§43

46.

Промышлен-ный переворот и становление индустриального запада.

Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Промышленный переворот, индустрия,

Работа с текстом учебника, уметь объяснять основные последствия промышленного переворота.

Тест

 « Отечественная война 1812 г.» (из ЕГЭ)

§35, зад.1 с.267

47-48.

Революции и реформы.

Венский конгресс и Священный союз. Июньская революция во Франции. Революция сер.XIXв. во Франции. Революционные движения в Европе. Реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США.

Революция.

Показывать причины европейских революций, их последствия;

уметь на примере показать развитие революционного процесса.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

§36-37

49.

Идейные течения и политические партии.

«Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе.

Либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства.

Знать основные положения урока.

Уметь работать с текстом учебника, составлять таблицу, делать выводы.

Самостоятельная работа по составлению таблицы.

§38, повт.

§24

50.

Колониальные империи.

Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландия, Франция, Англия. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в латинской Америке.

Колония. Политика

 « закрытия страны».

Знать основные положения урока.

Работа с текстом учебника, исторической картой.

Устный опрос

§39

51.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в.

Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры в мировой экономике. Новые явления в экономике стран запада. Колониальные захваты. Общественные отношения и политические партии во 2-ой пол. XIX в.

Монополия, монополизм.

Знать основные положения урока.

Уметь характеризовать особенности развития стран Запада, сравнивать, делать выводы

Устный опрос.

§40, повт.

§34-39

52.

Обобщение

«. Запад в XIX веке.

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал

Тест по теме

 Тема 8. Россия на пути модернизации.

Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики.

53.

Российской государство в первой половине XIX в.

Российское государство на рубеже столетий: Павел I. «Либерал»  на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в 1-ой пол. XIX

Полицейское государство

Знать основные положения урока.

Уметь работать с текстом учебника;

Уметь выявлять проблемы в обществе и сравнивать пути решения .

Искать необходимую информацию по одному или нескольким источникам.

Устный опрос

§41

54.

Общественная жизнь в первой половине XIX в.

Общественные настроения в нач. XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Декабристы, славянофильство, народничество, западничество, «русский социализм»

Сравнивать общественное движение России с Западом, делать выводы.

Устный опрос, индивидуаль-ные задания.

§42

55-56.

Реформы 1860-1870-х гг.

Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х гг. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформа. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенное время.

Модернизация, реформа, отрезки, выкупные операции, выкупные платежи, мировой посредник, гласный.

Знать причины проведения реформ;

Давать характеристику реформам, их последствиям для России, делать выводы

Тест

 « Общественное движение в первой половине XIX в.». (из ЕГЭ)

Устный опрос.

§43-44. Зад.3

57.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Русский либерализм, народничество, возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Консерватизм, либерализм, народничество, радикализм.

Давать характеристику общественному движению России во второй половине XIX в.,

Уметь сравнивать, выявляя общее и особенное.

Тест «Реформы 60-70 -х гг.» (из ЕГЭ)

§45. Зад.1 с.338

58-59.

Россия-многонациона-льная империя.

Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война. Крымская война.  Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Пути создания империи.

Империя.

Знать основные положения урока.

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника, дополнительной литературой.

Устный опрос.

§46-47, инд-ые зад-ия. Повт.

§41-45

60.

Обобщение «Россия на пути модернизации».

По теме.

 По теме.

Обобщать материал, выявлять особенности развития.

Тест по теме. (из ЕГЭ)

Инд-ые зад-ия

Тема 9. Культура XIX века.

Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, бурный процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры XIX века.

Научно-технический прогресс, классицизм, реализм, импрессионизм.

61-62.

Научно-технический прогресс и общество.

Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации.  НТП и общество.

Эволюция, НТП.

Уметь объяснять изменения в обществе, произошедшие благодаря научно-техническому прогрессу, уметь готовить сообщения из дополнительной литературы,

Самостоятельно составлять план –перечисление научных достижений.

Устный опрос.

§48. Зад.1 инд-ые сооб-ия

63.

Мировая литература и художественная культура.

Литература и жизнь. Национальная литература и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

Ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, акмеизм, натурализм.

Давать характеристику стилям в развитии мировой культуры.

Устный опрос.

§49, инд-ые сооб-ия

64.

Культура России в XIX в.

Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Сентиментализм, «передвижники»,

« Могучая кучка», реализм.

Самостоятельно готовить сообщения на основе текста учебника, дополнительной литературы. Определять художественные стили. Выявлять изменения в культуре страны.

Устный опрос.

§50, инд-ые сооб-ия

65.

Урок-экскурсия

 « Мои любимые русские художники и архитекторы».

Изобразительно искусство и архитектура XIX в

Уметь самостоятельно готовить сообщения, компьютерные презентации, проекты по теме.

Устный опрос, защита проектов, презентаций

Инд-ые зад-ия, защита проектов

66

Обобщение «Культура XIX в.»

По теме

 По теме.

Обобщать материал, выявлять особенности развития.

Тест по теме. (из ЕГЭ)

Инд-ые зад-ия

67-70.

Итоговое повторение.

По курсу. Решение заданий ЕГЭ

По курсу.

Задания ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...