рабочая программа по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Мотина Людмила Владимировна
Рабочая программа по курсу «история» для 11 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (Москва, 2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования, авторской программы О.В. Волобуев, В.А. Клокова «История. Россия и мир» утверждённой Министерством образования РФ (Москва, 2009 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya11_klass.docx89.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Павловская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: « История»

для 11 класса

на 2014-2015 учебный год

Уровень программы: базовый

Учитель: Мотина Людмила Владимировна

Программа составлена в 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу «история» для  11  класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (Москва, 2004),

Примерной программы среднего (полного) общего образования, авторской программы О.В. Волобуев, В.А. Клокова «История. Россия и мир» утверждённой  Министерством образования РФ (Москва, 2009 год).

Место предмета «История» в учебном плане школы.

Предмет «История » изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета .

В 11 классе на изучение истории отводится 2 ч в неделю.

 Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю).  

Изучение истории на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основная цель курса - формирование целостного представления исторического пути России ХХв.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Основные образовательные задачи

Главными задачами курса «Россия и мир. История XX века» являются

- систематизация и закрепление исторических знаний, получаемых учащимися;

- обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

- правильное представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

формирование у старшеклассников исторического мышления, понимания причинно следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

- осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, верное восприятие ими ее цивилизационных характеристик; анализ взаимосвязи истории страны с мировой историей, понимание вклада России в мировую культуру;

- воспитание у школьников гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным  культурам;

- формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции — неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

- воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

Общая характеристика курса

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащений социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Антикоррупционная проблематика поднимается в темах  «Экономическое развитие страны в нач.XX в.», «Русско-японская война 1904-1905 гг.», « Россия в Первой мировой войне», « Революция 1917 г.», « Гражданская война в России», « Советская страна в годы НЭПа», «Образование СССР», «Политическая система в 30-е гг.»,» Общественно - политическое развитие Запада в 40-60- х гг.»,   «Кризис «развитого социализма», « СССР в период перестройки», « Становление новой России», «РФ: новые рубежи в политике и экономике», «Мир на пороге XXI в.».

Методы обучения:

-словесный  (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);

- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);

- практический (упражнения, игры).

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

 

В результате изучения истории в средней школе учащиеся должны овладеть

следующими знаниями, представлениями, умениями:

знать/понимать:  

 - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность,

целостность исторического процесса;

-  принципы и способы периодизации всемирной истории;

 - важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и

мировоззренческую основу;

 - особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического,

историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и

явлений прошлого;

-  историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов,

систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

 взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной;

конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

 уметь: 

 - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

 осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство

источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

 - классифицировать исторические источники по типу информации;

-  использовать при поиске и систематизации исторической информации методы

электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах

(текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной

знаковой системы в другую;

 - различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения,

гипотезы и теории;

 - использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального,

временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и

явлений;

 - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих

представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

-  формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая

формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных
историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование

ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

 - участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты

дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,

использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения

и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

 - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной

деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме,

рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:  

-  понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

-  определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни,

исходя из их исторической обусловленности;

-  формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с

исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

 - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с

разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;  

- осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
 
Система контроля:

Предполагается учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

        

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Вводный урок

1

1

Россия и мир в начале 20 века.

8

2

Мировая война и революционные потрясения.

11

3

Мир в межвоенный период.

4

4

Социалистический эксперимент  в СССР.

6

5

Вторая мировая война.

8

6

Биополярный мир и « холодная война».

4

7

СССР и социалистические страны Европы.

4

8

Запад и «третий мир» во второй половине 20 века

5

9

Россия и мир в современном мире.

9

10

Духовная жизнь

5

Итоговое повторение

3

Содержание программы

Вводный урок  ( 1ч.)

Основные теденции и результаты мирового исторического процесса  к концу XIX в.

Раздел  1. Россия и мир в начале ХХ вв. ( 8 ч.)

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

 Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.Становление российского парламентаризма.

 «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Раздел  2. Мировая война   и революционные потрясения. ( 11 ч.)

 Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – начале ХХ вв. Мировая войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.  

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Складывание международно-правовой системы. Лига наций.

Раздел  3. Мир в межвоенный период. ( 4 ч.)

Мировой экономический кризис. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Раздел  4. Социалистический эксперимент в СССР.( 6 ч.)  

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

 Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. 

Основные этапы развития системы международных отношений накануне второй мировой войны. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 г

Раздел  5. Вторая мировая война.  ( 8 ч.)

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны.

Вторая мировая война в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Раздел  6. Биполярный мир и «холодная война». (4 ч.)

Складывание международно-правовой системы. ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва.  Афганская война и ее последствия.

Раздел  7. СССР и социалистические страны Европы.( 4 ч.)

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя. 

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. 

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Формирование мировой социалистической системы. 

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма.Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы.

Раздел  8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века. ( 5 ч.)

«Государство благосостояния». «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

 «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в.  Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». 

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. 

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Раздел  9. Россия в современном мире. ( 9 ч.)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства.Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. 

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности  в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика  руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. 

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и  политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Тема 10. Духовная жизнь.( 5 ч.)

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в.

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Идеология и культура в военные годы. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

Итоговое повторение. ( 3ч.)

Требования к уровню подготовки обучающихся  11 класса.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Учебно-методическое обеспечение

УМК по  курсу.

1)О.В. Волобуев, В.А. Клоков .Россия и мир. 11 класс. М. Дрофа, 2009.

2) О.В. Волобуев, В.А. Клоков. Методические рекомендации  к учебнику Россия и мир 11 класс. М. Дрофа, 2008.

3) Волобуев О. В., Кулешов С. В. Россия в 90-е годы XX – начале XXI века. Дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 классов общеобразовательных учреждений. М., Мнемозина, 2002.

4) Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева и др. Россия и мир. История XX в. 11 класс. М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2008.

Литература

Для учителя

  1. Нормативные документы
  2. Конституция РФ
  3. Закон «Об образовании»
  4. А. Данилов, Л. Косулина.. История России 20 в. в таблицах
  5. История России 20 в.  Компьютерный учебник.
  6. История России 20 в. Документы и материалы. М., «Дрофа», 1999 г.
  7. ЕГЭ. КИМы. История 2002 г. М. «Просвещение» 2002 г.
  8. А, Колосков История России 20 в. 11 класс. Дидактические материалы. М. «Дрофа» 2001 г.
  9. Отечественная история 20-начала 21 века. 11 класс. Документы и справочные материалы. М. «Просвещение» 2005 г.
  10. Л. Алексашкина. Мир в 20 веке. 9-11 класс. Дополнительные материалы и практикум. М. «Дрофа» 2000 г.
  11. В. Дмитренко. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
  12. В. Островский, А. Уткин. История России 20 век. 11 класс. М. «Дрофа» 1997 г.
  13. Н. Бердяев «Самопознание»
  14. В. Короленко «Дневник 1920-1921 гг»
  15. И. Липсиц. Экономика. Базовый курс. 10-11 класс. М. «Вита» 2004 г.

Для учащихся:

  1. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Мифология (Двуречье, Египет, Греция, Рим), Сост. О.А.Могила; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»». 2001г.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Культура, Сост. Н.В.Чудакова ; М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». 1997г.
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Архитектура, Сост. Л.Л.Бурмистрова; М.: ООО  «Издательство Астрель». 2002г.
  4. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Религия, Сост. О.А.Могила; М.: ООО  «Издательство АСТ». 2001г.
  5. Я познаю мир: Дет. энцикл. : История, Сост. Н.В.Чудакова; М.: ООО  «Издательство АСТ». 19998г.
  6. Энцикл.: История от Средних веков до 1914г., Сост. Энн Миллиард; М.: «РОСМЭН», 1997г.
  7. Энцикл.: Когда, где, как и почему это произошло, Редактор Майкл Уорт Дэвисон; Лондон- Нью-йорк – Сидней – Кейптаун - Монреаль: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1998г.

ЭОР

  1. http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=9 методика
  2. http://www.teacher.syktsu.ru/kabinet/liter/005.htm  тесты
  3. http://www.praviteli.org/  правители России сайт
  4. http://history.machaon.ru/all/number_03/istori4e/witte/index.html  Витте
  5. http://festival.1september.ru/subjects/7/  уроки и статьи
  6. http://edu.tsu.ru/historynet/scince/rus_history/mideviel_11_12.htm
  7. исторические документы в школе
  8. http://revhistory.narod.ru/revol1905_predposylki.htm
  9. http://www.hrono.info/biograf/lenin.html  Ленин
  10. http://www.krugosvet.ru/articles/110/1011006/1011006a1.htm Кругосвет
  11. http://russia.rin.ru/guides/6996.html
  12. http://his.1september.ru/2000/no25.htm Брусиловский прорыв
  13. http://www.stel.ru/museum/Russian_revolution_1917_rus.htm Ленин и революция
  14. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/003/821.htm
  15. http://revhistory.narod.ru/revol1917_kornilov.htm корниловский мятеж
  16. http://rushistory.stsland.ru/War.html войны
  17. http://r-ugolok.narod.ru/sh261001/grazhdw.htm война в Амурской области
  18. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/34713/34721/  атака на капитал
  19. http://www.army.lv/?s=809
  20. http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_14.html
  21. http://gkaf.narod.ru/mindolin/lect-hist/lec12.html первые пятилетки
  22. http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/History/it_a1.htm
  23. http://www.m-s-k.newmail.ru/1/gl_1_4.htm
  24. http://aleho.narod.ru/book2/ch09.htm коллективизация
  25. http://istorik.org/?cat=406
  26. http://www.stalin.su/book.php?action=header&id=12 культ личности
  27. http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200100302 урок
  28. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/269314
  29. http://battles.h1.ru/twentieth_century.shtml
  30. http://nauka.relis.ru/10/0503/10503050.htm
  31. http://de.ifmo.ru/--books/0048/10_3_3.HTM
  32. http://www.emc.komi.com/09/08/06.htm тесты
  33. http://velikvoy.narod.ru/index.htm
  34. http://www.ideafix.r52.ru/voina/glossary/a_d/Generlss.html  военный словарь
  35. http://www.coldwar.ru/
  36. http://www.himvoiska.narod.ru/firstmain.html атомная бомба
  37. http://hirosima.scepsis.ru/weapon/index.html сайт об атомном оружии
  38. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5012c008-fa56-486a-8a25-0993596b9f57/index_listing.html задания
  39. http://www.zkp42.ru/cold_war/cw_stages.html
  40. http://www.coldwar.ru/stalin/stalin3.php  Сталин
  41. http://www.hronos.km.ru/dokum/doklad20.html доклад  Хрущева
  42. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19942
  43. http://russia.rin.ru/guides/7176.html
  44. http://www.coldwar.ru/hrushev/khrushev.php сайт о великих
  45. http://www.hrono.info/biograf/brezhnev.html
  46. http://n-t.ru/nl/fz/kapitsa.htm Капица
  47. http://www.hrono.ru/biograf/kurchat.html  Курчатов
  48. http://www.stalin.su/book.php?action=header&id=25 оттепель
  49. http://exlibris.ng.ru/kafedra/2004-11-11/3_ottepel.html оттепель
  50. http://www.ogoniok.com/archive/1997/4532/49-40-44/  о выставке в Манеже

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Названия тем и уроков

Цели изучения темы

Содержание

Основные понятия и термины

Планируемые умения и навыки

Вид контроля

Д/з

п

ф

1

Введение

Обобщить знания учащихся об основных тенденциях и результатах мирового исторического процесса к концу 19 века.

Дать общую характеристику периода новейшей истории.

Новейшая история и ее периоды. Модернизация в странах Запада.

Новейшая история. Теория модернизации. Индустриальное общество, НТП

Уметь обобщать и анализировать материал. Доказывать, что страны Запада к нач. XIX в. Были индустриальными державами.

Устный опрос.

Входная диагностика

§1

Тема 1. Россия и мир в начале 20 века.

Раскрыть особенности модернизации в России. показать нарастание социальных противоречий в стране. Ознакомить учащихся с причинами, основными этапами первой русской революции, кратко охарактеризовать главные события 1905 г., рассмотреть деятельность основных политических сил в условиях революции, становления парламентаризма и многопартийности. Выявить значение аграрной реформы Столыпина, ее последствия. Охарактеризовать место России в системе международных отношений.

Индустриальное общество, НТП, авторитарная власть, реформизм, новый либерализм, социал-демократия, новое народничество. Советы рабочих депутатов, парламентаризм, кадеты, октябристы, куриальная система выборов, хутора, отруба, гегемония.

2

Новые тенденции в развитии общества.

Россия в начале XX в. Политическое и экономическое развитие. Модернизация и ее препятствия.

Индустриальное общество, НТП, авторитарная власть, реформизм, новый либерализм, социал-демократия

Овладеет знаниями фактического материала по теме.

Уметь на основе текста § и статистических данных анализировать принципы развития стран.

Работать с историческим материалом и систематизировать его с целью нахождения характерных черт в развитии общества

Устный опрос.

* (индивидуальные задания)

§1

3-4

Первая российская революция.

Причины и этапы революции. Формы революционной борьбы. Новый политический строй. Социалисты и революция. Либеральные партии. Организации правых. Начало российского парламентаризма.

Революция, Советы рабочих депутатов, парламентаризм, кадеты, октябристы, куриальная система выборов, гегемония

Уметь систематизировать исторический материал, формировать собственный алгоритм решения исторических задач.

Уметь сравнивать и сопоставлять исторические события разных эпох с целью нахождения общего и особенного.

Тест» Россия в нач. 20 в.»

 ( из ЕГЭ)

§2-3

§4с.24-27

5

Российское общество и реформы.

Программа правительства Столыпина. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Непоследовательность реформаторского курса.

Реформы, хутора, отруба, гегемония.

Овладеть фактическим материалом  по теме, пониманием.

Уметь использовать принципы причинно-следственных связей для изучения исторических процессов и явлений.

Устный опрос.

* (индивидуальные задания)

§5 повт.§2-3, зад-ия по понятиям

6

Семинар «Первая российская революция и реформы».

Причины и этапы революции. Формы революционной борьбы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим

Революция, Советы рабочих депутатов, парламентаризм, кадеты, октябристы, куриальная система выборов, гегемония, реформы, хутора, отруба,

Отрабатывать умения работать с поставленной проблемной  задачей.

Тест. ( из ЕГЭ)

§5чит.

зад.4 с.32

7

Россия в системе мирового рынка и международных союзов.

Экономический подъем в России. Россия и индустриальные страны Запада.  Внешнеполитическое развитие России. Россия и военно-политические союзы.

Экономический подъем.

Контрибуция. Аннексия.

Уметь анализировать ситуацию в развитии международных отношений.

Уметь работать с исторической картой.

Устный опрос.

§5, повт.§1-4,

? нас. 40

8

Российская культура

 « серебряного века».

«Серебряный век». Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.

Модерн, авангард, акмеизм, Футуризм, символизм.

Уметь рассматривать процесс в его развитии и взаимосвязи, систематизировать историческую информацию.

Формировать свой алгоритм сообщений из дополнительной литературы

Устный опрос.

*

§47, инд. зад-ия

9

Обобщение

« Россия в начале 20 века».

По теме

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Обобщающий тест « Россия в нач. 20 в.» ( из ЕГЭ)

§8 чит. Сост-ть синк-вейн

Тема 2. Мировая война и революционные потрясения.

Раскрыть обстановку накануне войны. Разъяснить учащимся предпосылки и причины войны. Охарактеризовать планы  России, ее союзников и противников. Показать ход военных действий на основе театра войны, особенно подчеркнуть роль второго фронта в Первой мировой войне. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в годы войны. Дать характеристику революционных событий февраля 1917 года, развития политической и социально-экономической ситуации после февраля. Показать исторические альтернативы 1917 г. Раскрыть причины прихода к власти большевиков. Охарактеризовать причины Гражданской войны, ее основные этапы и события.

Выяснить итоги Первой мировой войны, ее последствия, влияние послевоенного урегулирования на развитие международных отношений. Показать противоречивость Версальского мирного договора. Охарактеризовать влияние Первой мировой войны и революционного движения в России на революционные процессы в Европе и на Востоке, на судьбы народов колониальных стран.

10-11

Первая мировая война.

Начало всемирного конфликта. Первые месяцы боевых действий. Борьба на море и на суше. Военные действия в 1916-1917 гг. Военное положение в воюющих странах. Окончание первой мировой войны.

Мировая война. Инфляция, демократическая революция, социалистическая революция, коалиционное правительство, политическая доктрина, мировая революция, международное право, аннексия, контрибуция,

Получение и углубление знаний, их систематизация на основе разнообразных источников, развитие аналитических умений.

Развивать навыки работы  с исторической картой.

Устный опрос.

§6-7

12.

Послевоен-ное урегулирование и революционные события в Европе.

Начало мирного урегулирования. Заключение мирных договоров. Революционный процесс в Европе.

Репарации.

Уметь работать с текстом учебника, исторической картой.

Тест. (Задания из ЕГЭ)

§13. Инд сообщ.

13

Практикум

 « Новая политическая карта Европы»

Политическая карта после второй мировой войны.

Практическое овладение работы с исторической картой.

Самостоятельная работа по карте.

Инд.

сообщ.

14-15

Российская революция

1917 г.

Падение монархии. На пути к Учредительному собранию. Будущее демократии: парламент или Советы? Большевики приходят к власти. Новый политический режим. Точки зрения на революционные события 1917 г.

 Общественное сознание, пролетариат, диктатура пролетариата, Советы, рабочий контроль, национализация, однопартийная система, конституция, советская власть.

Умение работать с различными источниками получения информации, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос.

*

§8-9

С.54-59

16-17

Гражданская война в России.

Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Война « внутри демократии». Красные против белых. « Военный коммунизм» и его последствия.  

Гражданская война, белое движение, продразверстка, экспроприация, государствен-ный суверенитет

Умение работать с различными источниками информации, исторической картой, делать вводы.

Тест. ( из ЕГЭ)

§8-9повт., инд-ые зад-ия,

§10-11

18

Семинар

« Победа большевиков в России: причины и последствия».

Революция 1917 г. Гражданская война. Причины победы большевиков.

Общественное сознание, пролетариат, диктатура пролетариата, Советы, рабочий контроль, национализация, однопартийная система, конституция, советская власть. Гражданская война, белое движение, продразверстка, экспроприация, государствен-ный суверенитет

Умение работать с различными источниками получения информации, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос.

§10-11

19

От Российской республики Советов к СССР.

Российская революция и национальный вопрос. Создание Российской Федерации. Новые государства на карте бывшей империи. Образование СССР.

Государствен-ный суверенитет, автономия, федеративное государство, союзное государство, унитарное государство

Уметь проводить сравнительный анализ ситуации в стране, т.е. обобщать и анализировать  итоги исторического процесса, уметь соотносить проекты реформаторской деятельности в стране и выявлять в них общее и особенное.

Мини-с/р

 « Россия в годы гражданской войны.»

§12, повт.§8-11

20

Обобщение

« Россия в годы революций и гражданской войны»

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест « Россия в годы революций и гражданских войн». (задания из ЕГЭ)

Повт. понятия

Тема 3. Мир в межвоенный период.

Показать предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира. Охарактеризовать основные мероприятия «Нового курса» в США. Сравнивать выход из кризиса, предложенный левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами. Раскрыть политику правительства Народного фронта во Франции.

Показать причины, особенности и истоки тоталитарных режимов в Европе. Раскрыть внутреннюю политику нацистов и итальянских фашистов. Показать нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса. Дать представление учащимся о процессах модернизации в странах востока.

21

Мировой экономический кризис.

Эпоха «процветания» на Западе. Великая депрессия. Преодоление кризиса в США. Кризис в Англии и Франции.

Свободная рыночная экономика, банкротство, экономический кризис, депрессия, либеральная экономика, девальвация, государственный контроль, система социального обеспечения, социальные реформы, профсоюзы, лейбористы, дефицит бюджета

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

с/р с текстом на с. 98 № 2.

§14

22

Тоталитарные режимы в Европе.

Рождение тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти в Германии национал- социалистов. Гитлеровский режим.

фашизм, социалисты, забастовочное движение, тоталитарные режимы, тоталитаризм, культ сильной личности, оппозиционные партии, корпорации, автаркия, расизм, антисемитизм, нацизм, пропаганда, концлагеря, СМИ,

Уметь работать с текстом учебника, сравнивать явления, выявлять общее и особенное, делать выводы.

Устный опрос.

§15, инд-ые зад-ия

23

Модернизация в странах Востока.

Восток после окончания Первой мировой войны. Революционные события в Турции. Национально- освободительное движение в Индии. Революция в Китае.

Колониализм, мандатная система, светское государство, этатизм, концессии, модернизация, национально-освободительное движение, ненасилие, религиозная рознь, сатьяграха, хартал, кампания гражданского неповиновения.

Уметь сопоставлять и сравнивать материал.

Устный опрос.

§16, повт.

§14-15

24

Обобщение

« Мир в межвоенный период»

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест « Мир в 1924 -1939 гг».

Повт.§

10-11, инд-ые зад-ия

Тема 4. Социалистичес-кий эксперимент  в СССР.

Раскрыть причины введения нэпа, его основные направления. Выявить трудности нэпа, противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Раскрыть причины отхода от нэпа. Охарактеризовать процесс сращивания партийного и государственного аппарата. Проследить формирование сталинского режима, дать оценку курса на построение социализма в одной стране. Раскрыть противоречия курса на индустриализацию и коллективизацию, показать их последствия.

Охарактеризовать причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы и появления новых центров силы в Европе и Азии. Рассказать об эволюции внешнеполитического курса СССР в условиях агрессии в Европе и Азии.

 

 

25

Советская страна в годы нэпа.

« Временное отступление». Результаты и противоречия НЭПа.

« Культурная революция». Наследники Ленина.

Социальное равенство, политика «военного коммунизма», НЭП, государственная собственность, коллективная собственность, многоуклад-ность, государственный сектор. Хозрасчет, плановый характер экономики, инакомыслие, отделение церкви от государства, индустриализация, денежная реформа, кооперация, продналог, культурная революция»,  

Уметь проводить сравнительный анализ ситуации в стране, т.е. обобщать и анализировать  итоги исторического процесса, уметь соотносить проекты реформаторской деятельности в стране и выявлять в них общее и особенное

Устный опрос.

§17,

зад-ие на с. 124-125

26-27

Пути большевистской модерниза-ции.

Особенности модернизации в СССР. « Развернутое наступление социализма по всему фронту». Советская экономическая модель. « Вождь мирового пролетариата». Изменения в общественном сознании.

Милитаризация экономики, социалистичес-кая модерни-зация, коллекти-визация сельс-кого хозяйства, кулачество, командно-административная система, дефицит, урбанизацион-ные процессы, ментальность, элита, бюрократия,.

Овладение знаниями по теме.

Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

Использовать для аргументации исторические сведения , учитывать различные мнения и интегрировать идеи.

Готовить сообщения, эссе по теме.

Устный опрос.

*

§18-19, зад-ие 4 с. 135, инд-ые сооб-ия

28-29

СССР в системе международных отношений.

Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Германия между Россией и западом. Международные связи Советского союза. Политика СССР на Дальнем Востоке. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны.

Пропаганда, мировая революция, дипломатия, реконструкция народного хозяйства, демилитаризованная зона, Коминтерн, вооруженные конфликты, реваншистские настроения, Весальско-Вашингтонская система,  единый антифашистский фронт, репрессии, агрессия.

Уметь работать с исторической картой, текстом учебника.

Уметь характеризовать цели внешней политики СССР, сравнивать, делать выводы.

Мини-с/р

« Пути большевистской модернизации».

§20-21, повт.

§17-19

30

Обобщение

« СССР в 20-30 гг».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тестирова-ние

« СССР в 20-30 гг».(задания из ЕГЭ)

Тема 5. Вторая мировая война.

Показать причины и характер Второй мировой войны, ее основные этапы. Охарактеризовать ход военных действий на основе театра войны. Особо выделить советско-германский фронт, подчеркнуть его значение в разгроме врага. Последить основные этапы формирования антигитлеровской коалиции. Раскрыть роль тыла в войне, подчеркнуть значение движения Сопротивления. Обозначить цену войны для мирного населения. показать итоги, значение победы в войне, роль в ней СССР.

31

Агрессия гитлеровс-кой Германии.

Причины и Периодизация войны. Разгром Польши.

« Странная война». Разгром Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Африке и на Балканах.

Антигитлеровская коалиция, гегемония, государства-агрессоры, сателлиты, молниеносная война, этническая граница, «странная война», капитуляция

Уметь работать с различными историческими источниками, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Устный опрос.

§22

32

СССР накануне Великой Отечествен-ной войны.

Подготовка СССР к войне. Советско-финская война. Дальнейшее территориальное расширение СССР.

Территориаль-ные приобретения, мобилизация

Развивать навыки дискуссии при оценке военной доктрины  СССР, анализировать, делать выводы.

Тест « Начало 2-ой мировой войны». (Из ЕГЭ)

§23

33.

Начало Великой Отечествен-ной войны.

Нападение Германии на СССР. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Зимнее контрнаступление Красной Армии.  Оборонительные бои Красной Армии летом и осенью 1942 г. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Складывание антигитлеровской коалиции.

Мобилизация, эвакуация, оккупация, стратегия.

Развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его.

Уметь работать с исторической картой.

Тест « СССР накануне Великой Отечественной войны» ( из ЕГЭ)

§24, инд-ые сооб-ия

34-35

Коренной перелом

Победы советских войск под Сталинградом и на Курской дуге. Сражение в Северной Африке и на Тихом океане. Советское общество в годы войны. Советские люди на оккупированных территориях.

 Коренной перелом, театр военных действий, ленд-лиз, патриотизм, партизанское движение.

Развитие умения работать с исторической картой, различными источниками, текстом учебника.

Устный опрос.

*

§25, инд-ые сооб-ия

36

Победа антигитлеровской коалиции.

Наступление Красной армии в 1944 г. Военные действия на западе в 1944 г. Положение в германии. Движение Сопротивления. Завершение войны в Европе. Завершение войны на дальнем Востоке.  Итоги Второй мировой войны.

Движение Сопротивления, сверхдержавы, деколонизация.

Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа,

Составлять хронологические таблицы.

Устный опрос.

*

§26, повт.

§24-25

37

Обобщение

 « Великая Отечественная война»

По теме.

По теме.

Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках различного типа.

Уметь работать с дополнительной литературой и поиск исторического материала по заданию.

Обобщающий тест « Великая отечественная война». (Задания из ЕГЭ)

§23-26

38

Обобщение

« Вторая мировая война».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Обобщающий тест « Вторая мировая война» (из ЕГЭ)

§22-26

Тема 6. Биополяр-ный мир и

« холодная война».

Раскрыть политические итоги войны, охарактеризовать решения союзников в отношении Германии. Показать противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Раскрыть причины возникновения «холодной войны», ее последствия для международных отношений. Охарактеризовать основные этапы и события « холодной войны». Показать причины начала разрядки международной напряженности, ее противоречия и достижения.

39

Начало противостояния.

Истоки « холодной войны». Раскол Европы. Начало ядерного противостояния. Проба сил: война в Корее.

«Холодная война». Внутриполитический кризис, гонка ракетно-ядерных вооружений, эскалация вооруженного конфликта, военно-морская блокада.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника.

Самостоятельная работа по тексту учебника.

§27

40

Мир на грани ядерной войны.

Отношения СССР со странами Запада в сер 50-х-начале 60-х гг. Карибский кризис. Борьба за влияние в

« третьем мире». Война во Вьетнаме.

Военно-морская блокада, нераспространение ядерного оружия, разрядка международной напряженности, страны

 « социалисти-ческой ориентации», региональные конфликты, геополитические интересы, страны Восточного блока, просоветский режим, антивоенное движение.

Выявлять противоречивость внешней политики СССР.

Умение делать выводы о факторах международной напряженности

Устный опрос.

*

§28

41

От разрядки к новому противостоянию.

Разрядка международной напряженности. Последний виток «холодной войны». Идеологическая борьба.

Разрядка международной напряженности, ядерный паритет, ограничение стратегических вооружений, «холодная война», государства

« третьего мира».

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника.

Устный опрос.

*

§29, повт.

§27-28

42

Обобщение «Биополярный мир и « холодная война».

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест «Послевоен-ное устройство мира. Холодная война». (задания из ЕГЭ)

Инд-ые сооб-ия

Тема 7. СССР и социалистические страны Европы.

Показать экономические последствия войны. Обозначить противоречивость послевоенного экономического развития СССР, трудности и успехи. Разъяснить учащимся особенности политического режима в СССР после войны. Охарактеризовать усиление идеологического давления на общество. Показать изменения после смерти И. Сталина: наследие сталинского политического режима. Проследить эволюцию политического и экономического курса, проводившегося в СССР в 50-70-е гг., его успехи и поражения. Назвать причины установления в странах Восточной Европы  и Азии просоветских режимов. Охарактеризовать причины и последствия внутриполитических кризисов в социалистических странах.

43

СССР: от Сталина к началу десталинизации.

Послевоенное восстановление. Сталинская диктатура. Хрущев: реформаторство и утопизм. Конец хрущевского десятилетия.

Идеологические капмании, космополитизм, экономические методы управления, территориальная организация хозяйственной жизни, десталинизация, реабилитация, депортированные народы, субъективизм, волюнтаризм, идеологические стереотипы.

Анализировать политику, делать выводы.

Сравнивать исторические явления. Делать выводы.

Устный опрос.

§30

44

Кризис

 « развитого социализма».

Власть номенклатуры. Проблемы экономики. Кризис догматизированной идеологии. Диссидентство. Углубление кризиса

« развитого социализма»

Номенклатура, экономические реформы, НТР, коррупция, партийно-государственный аппарат, официальная идеология, правозащитное движение, диссидентское движение.

Умение раскрывать особенности происходящих процессов.

Тест « СССР в 1945-1964 г.». (из ЕГЭ)

§31

45

Социализм в Восточной Европе.

Установление просоветских режимов. Конфликт Тито-Сталин. Югославская модель социализма. Германия: разделенная нация. События 1965 г. в Польше и Венгрии.

« Пражская весна».

«Югославская модель» социализма, либерализация общественной жизни.

Анализировать политику, делать выводы.

Сравнивать исторические явления. Делать выводы. Умение раскрывать особенности происходящих процессов.

Устный опрос.

*

§32, повт.

§30-31

46

Обобщение «СССР в послевоенное время.»

По теме.

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Устный опрос.

* ( тест)

Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине 20 века.

Охарактеризовать послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада, вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития. Раскрыть процесс формирования экономической политики в рамках концепции « государства благосостояния». Показать социально-политические процессы в странах Запада, роль НТР в изменениях в обществе. Дать характеристику идейно-политических течений в странах Запада. Проследить социально-политические противоречия и охарактеризовать пути их решения. Оценить итоги развития стран Запада к началу 90-х гг. Дать характеристику основных групп стран « третьего мира», особенностей их развития и места в современном мире. Показать поиски путей развития освободившихся стран. Раскрыть истоки внутренних и международных конфликтов в « третьем мире».

Военно-политический потенциал, этнорасовые отношения, расовая сегрегация, расовая дискриминация, демократический социализм, концепция «государства благосостояния», «средний класс», социальная напряженность, энергетический и сырьевой кризис, «общество потребления», движения социального протеста», «новые левые», движение «зеленых», неоконсерватизм, эмбарго, монетаристская политика, постиндустриальное общество, прозападная модернизация, «новые индустриальные страны», вестернизация, традиционные культурные ценности, исламская революция, террористические организации, политика «большого скачка», китайская «культурная революция», «казарменный социализм», «третий путь» развития, развивающиеся страны, доктрина Монро, политика импортозаме-щения, популизм.

47.

Обществен-но-политическое развитие Запада в 40-60-х гг.

США после Второй мировой войны. Политическая жизнь западной Европы. Возникновение концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния»

Военно-политический потенциал, этнорасовые отношения, расовая сегрегация, расовая дискриминация, демократичес-кий социализм, концепция «государства благосостояния», «средний класс»,

Уметь работать с различными источниками исторической информации.

Устный опрос.

*

§33

48

Научно-техническая революция и общество в 70-80-х гг.

Начало НТР. Социальные последствия ТНР. Социально-экономические проблемы НТР. Социальные движения протеста в странах Запада. Кризис «государства благосостояния» и переход к политике неоконсерватизма.

Социальная напряженность, энергетический и сырьевой кризис, «общество потребления», движения социального протеста», «новые левые», движение «зеленых», неоконсерватизм эмбарго, монетаристская политика, постиндустриальное общество

Уметь работать с различными источниками исторической информации.

Выявлять причинно-следственные связи между последствиями НТР.

Устный опрос.

*

§34

49-50

Страны Азии. Африки и Латинской Америки.

Ликвидация колониальной зависимости. Прозападная модернизация в Южной Азии. Япония и «новые индустриальные страны». Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Идеи социализма в

« третьем мире». Особенности Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX в.

Вестернизация, традиционные культурные ценности, исламская революция, террористические организации, политика «большого скачка», китайская «культурная революция», «казарменный социализм», «третий путь» развития, развивающиеся страны, доктрина Монро, политика импортозаме-щения, популизм.

Развивать историческое мышление, уметь выявлять общее и особенное в развитии стран.

Самостоятельная работа по тексту учебника.

§35-36, повт.

§33-34

51

Обобщение «Запад и «третий мир» во второй половине 20 века.»

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Тест ««Запад и «третий мир» во второй половине 20 века.»

Тема 9. Россия и мир в современном мире.

Раскрыть предпосылки преобразований в СССР. Показать непоследовательность шагов по реформированию экономики в годы перестройки. Показать противодействие консервативных сил экономической реформе и ее неудачи. Разъяснить учащимся причины неудачи в экономических преобразованиях. Проследить основные шаги в общественно-политических реформах. Охарактеризовать подъем общественных и национальных движений. Раскрыть сущность политики « нового мышления» во внешней политике, ее итоги и последствия. Проследить связь между внутриполитическими изменениями в СССР. Новой внешней политикой и революциями в Восточной Европе. Охарактеризовать их итоги и значения. Дать оценку политических изменений в Европе после краха социалистической системы. Показать обострение социальных и национальных проблем в СССР. Дать оценку событий 1991 г., причин и последствий распада СССР.

52-53

СССР в период перестройки.

Начало перестройки: причины и этапы.   Гласность и эволюция государственного строя. « Новое мышление» и окончание

 « холодной войны». Кризис власти. Два президента. Август 1991 г.: революционный поворот истории. Распад СССР и создание СНГ.

«Ускорение» социально-экономического развития, процесс демократизации, гласность, реформы государственного строя, политический плюрализм,

« обновление социализма», многоэтническое государство, национальные и националистические«общеевропейского дома», политика «нового мышления», многопартийная система, референдум, конфедерация.

Умение раскрывать особенности происходящих процессов

Устный опрос.

*

§37-38, инд-ые соб-ия

54

Крах социализма в Восточной Европе.

Предпосылки преобразований. Революции 80-х гг. Национальные конфликты и экономическое проблемы.

«Бархатная революция», приватизация, «шоковая терапия», радикальные реформы. «протестный электорат

Уметь работать с текстом учебника. Выявлять причинно-следственные связи.

Устный опрос.

Тест

« Перестройка в СССР» ( из ЕГЭ)

§39

55

Становление новой России.

Реформирование экономики: шоковая терапия. Президент и Верховный совет: противостояние властей. Политический кризис 1993 г. Выборы в Федеральное Собрание.

«Протестный электорат», правовое государство, президентская республика, постсоветское пространство, этнополитические конфликты, финансовый капитал, гиперинфляция, правительственный кризис, маргинальные группы.

Уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, делать выводы

Устный опрос.

*

§40

56-57

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.

Новая Конституция РФ. Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Расстановка политических сил в 1995-1996 гг. Финансовый кризис августа 1998 г. Новый облик российского общества.  Социально-экономическая и политическая ситуация на рубеже XIX- XX вв.

Антитеррористическая операция.

Уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, делать выводы

Устный опрос.

* (тест)

§41-42

58

Семинар

 « Российская Федерация: от социализма к новому обществу».

Россия на путях строительства демократического общества и правового государства.

Интеграционные процессы, глобализация экономики, международные организации.

Уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, делать выводы

Устный опрос.

*

§40-42

59

Мир на рубеже 20-  21 века

Современная мировая цивилизация: пути развития. Интеграционные процессы. Национализм, сепаратизм, экстремизм. Международные отношения. Международные организации и движения.

Уметь комплексно работать с различными источниками информации.

Устный опрос.

*

§43, сооб-ия, повт.

§37-38, 40-42

60

Обобщение

 « Россия в современном мире»

По теме.

По теме.

Уметь обобщать и систематизировать материал.

Контрольная работа. (Задания ЕГЭ)

Тема 10. Духовная жизнь.

Раскрыть характер революционных изменений, произошедших в 20 в. во взглядах человека на природу, в развитии техники: обозначить качественные изменения во взаимодействии общества с окружающей средой. Показать противоречивость НТП, его позитивные и негативные стороны. Рассмотреть общие тенденции развития литературы и искусства в 20 в., их связь с другими сторонами жизни общества –политикой, экономикой, развитием техники.

Обозначить место нашей страны в духовной жизни человечества в 20 столетии. Раскрыть основные проблемы развития культуры на современном этапе российской истории.

Естественнонаучная картина мира, мегаполис, информационный переворот, технологический переворот, переход в постиндустриальную стадию развития общества, авангардизм, реалистическое искусство, неореализм, модернизм, урбанизация. Массовая культура, «серебряный век», культурный синтез, декадентство, социалистический реализм, художественная интеллигенция, деилогизированность и плюрализм творческого поиска, коммерциализация литературы и искусства.

61

Развитие научной мысли.

Теория относительности. Проникновение в микромир. Космология. Познание тайн живой природы. Учение о ноосфере.

Естественнонаучная картина мира, ноосфера.

Уметь работать с дополнительной информацией, готовить самостоятельно сообщения, презентации.

Устный опрос.

*

§44

62

Научно-технический прогресс.

Развитие транспорта. Ядерное оружие и атомная энергетика.  Ракетостроение и космонавтика. Информационные и компьютерные технологии.

Мегаполис, информационный переворот, технологический переворот, переход в постиндустриальную стадию развития общества,

Уметь работать с дополнительной информацией, готовить самостоятельно сообщения, презентации.

Устный опрос.

*

§45

63

Основные тенденции развития мировой художественной культуры.

Авангардизм. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура  к. XX в. Музыка. Архитектура.  Массовая культура.

Авангардизм, реалистическое искусство, неореализм, модернизм, урбанизация, массовая культура

Уметь работать с дополнительной информацией, готовить самостоятельно сообщения, презентации.

§46, повт.§45

64-65

Культура России: от соцреализма к свободе творчества.

Революция и культура. От художественного плюрализма к социалистическому реализму. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура  второй половины XX в. Основные тенденции развития постсоветской культуры.

Социалистичес-кий реализм, художественная интеллигенция, деилогизирован-ность и плюрализм творческого поиска, коммерциализация литературы и искусства.

Уметь рассматривать процесс в его развитии и взаимосвязи, систематизировать историческую информацию.

Формировать свой алгоритм сообщений из дополнительной литературы

Мини с/р

« Духовная жизнь»

§48-49

66-68

Итоговое повторение

Повторение курса 11 класса. Решение заданий ЕГЭ.

Уметь применять полученные знания на практике.

Задания ЕГЭ

По курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...