Методическая разработка внеурочного занятия по истории "Война глазами детей"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Крупенина Ирина Георгиевна

Духовность и нравственность - важнейшие базисные характеристики личности, существующие в неразрывном единстве  Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание с помощью фактического  материала, в частности, на примере родной истории. Правильно подобранные исторические факты – сведения о поступках людей и исторических событиях прошедших эпох, несущие воспитательный характер, – должны непременно присутствовать на уроках истории и  факультативных занятиях,  направленных  на воспитание  гражданской  позиции  учащихся.  Внеурочное занятие по теме «Война глазами детей», составлено на основе  личных впечатлений учащихся о Великой Отечественной войне. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеурочного занятия.

Тема. Война глазами детей

Цели:

Образовательная: расширять знания учащихся  о Великой Отечественной войне;

Развивающая: продолжить работу по формированию  навыков  связной монологической речи,  умений  работать с историческими и литературными источниками, анализировать события и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать такие духовно- нравственные качества, как: патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;

Оборудование: электронная презентация, рисунки и сочинения  учащихся,  экспонаты военных лет.

Ход занятия.

1.Вступительная беседа.

-  Мы встречаемся с вами в преддверии великого праздника – Дня Победы. Ежегодно в нашей стране широко отмечается этот день,  но сколько бы мы ни говорили о нем, этого не будет много. Сегодня я предлагаю вам обратиться к теме Великой Отечественной войны.

Слайд № 1.  (на белом фоне запись  о начале Великой Отечественной войны)

- Вставьте пропущенную дату, связанную  с началом Великой Отечественной войны.

- Когда окончилась  война  и назовите дату Победы, которую будем отмечать?

-  Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне?  Из каких источников вы узнали о войне?

Слайд  № 2.  (с высказываниями учащихся о войне)

1) «О Второй мировой войне знают все. Наши бабушки и дедушки защищали Родную землю, свое Отечество от фашистов. Хочется верить в то, что наши дети ценят Великую Победу…»

                                                      Анна Товмасян, 5 класс  «А»

2) «О  Великой Отечественной войне знает весь мир. Многие погибли, защищая нашу Родину…»

                                                Виктория Чернова,  5  класс «Б»

3)  «Великая Отечественная война - это рана в человеческих сердцах. Это была самая страшная война в истории человечества. В эту страшную войну люди показали, на что способен русский народ, какая великая сила есть у нашей страны - России…»

                                                Семен Забияко, 5  класс «Б»

4) «У  каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тяжёлые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая Родина, Родина-мать, всё преодолеет. Такое тяжёлое испытание выпало на долю нашего народа, когда началась великая война. Её назвали Отечественной, потому что нужно было защищать своё Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, вообще жизнь…»

Инна Сергеева, 5 класс «В»

3. Страница 1.  Великие битвы.

- В этой великой войне было много сражений. С каждым днём приближалась победа. Всё ближе и ближе продвигалась наша армия к городам врага. Какие битвы и сражения вам  известны?

Слайд № 3 (Брестская крепость)

1)  «Первым городом на пути фашистов был небольшой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжалось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушёл далеко от  крепости,  и многие территории были захвачены, а защитники всё не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов, и подчас не было даже глотка воды…»

Иван Сердюков, 5 класс «Г»

Слайд №4 (Битва за Москву)

2) «Москва, столица нашей Родины. Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэтому на Москву рвалось множество гитлеровских  войск, туда были брошены отборные войска. Но опять просчитались фашистские генералы. Они собирались закончить войну ещё до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса»,  по которому планировалось благодаря неожиданному нападению очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор…»

Семён Потапов, 5 класс «Б»

Слайд № 5 (Сталинградская битва)

3) «Я помню рассказ моего прадедушки о том, что он и его товарищи отвоевывали город Сталинград во время войны. Немцы много раз пытались взять город, но все попытки были безуспешны…»

                                                                             Алексей Красников, 5 класс «А»

Слайд № 6 (Курская дуга)

4) «Говоря о сражениях Великой Отечественной войны, нельзя не вспомнить сражение на Курской дуге. Фашисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фронта, которая огибала дугой наших солдат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что ночью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вражеских солдат.  Они растерялись, началась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень жестокой, в ней сошлись тысячи танков…»                      

Дмитрий Андрианов, 5 класс «Г»

Слайд №7 (Взятие Берлина)

5)  «Взятием  Берлина победоносно завершилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопротивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Берлин, то так же, как в Сталинграде, пришлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем, ни ночью. В центре города возвышалось здание рейхстага, где заседало фашистское командование. Квартал за кварталом советские войска прорывали оборону и всё ближе продвигались  к рейхстагу. Прорвать сопротивление врагов было очень трудно, но после тяжёлых боёв рейхстаг был взят, и ранним утром 1 мая над рейхстагом был поднят штурмовой флаг! Когда враг был окончательно разбит, многие солдаты оставили свои подписи на стенах рейхстага…»

Страница  2.  Следы войны.

Слайды №№ 8, 9, 10, 11, 12

-  Историческая память – это непросто знание исторических фактов прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. Сегодня  у нас в гостях ученик  9 класса нашей школы,  Новосёлов Данил, который является участником  патриотического  отряда «Сибиряк». Он  неоднократно был  в  поисковых  экспедициях,  связанных с  событиями Великой Отечественной войны.

(выступление гостя)

-  Сохранить историческую память помогают нам не только литература, воспоминания вдов, тружеников тыла, но и те, вещи, которые принадлежали когда-то этим людям, участникам и свидетелям трагедии.

(учащиеся рассматривают экспонаты с Великой Отечественной войны и слушают комментарии к ним)

1 экспонат - хвостовая часть боевого снаряда

        В большом количестве до сих пор на полях былых боев попадаются минометные мины. В минувшую войну применялись осколочные, фугасные и осколочно-фугасные мины. Все эти разновидности мин по внешним признакам ничем не отличаются друг от друга. Мина состоит из корпуса и разрывного заряда. Она очень чувствительна к удару по взрывателю и стабилизатору.

2 экспонат - каска советского бойца.
(об этом говорит форма каски и красная звезда в центре)

        В 1940 году была принята на вооружение каска нового образца — «Шлем стальной обработки 1940 г.», которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. Внутри каски в нижней части по окружности заклепками крепится кожаная деталь, называемая тулейкой. Эта деталь прорезями разделяется на лепестки, которые в верхней части соединяются шнурком. Это устройство обеспечивало равную посадку шлема на голове, исключая контакт головы с металлом и играло роль амортизаторов, смягчая удары от пуль или осколков мин. 

3 экспонат - котелок – посуда полевой кухни

        Котелок представляет собой ёмкость с выпукло-вогнутым профилем дна, вогнутым с одной стороны. Снабжается проволочной рукояткой- петлёй для подвешивания и переноски. При ношении на поясном ремне вогнутая сторона должна располагаться к телу. Крышка котелка может использоваться в качестве сковороды при разогреве или приготовлении второго блюда. Рукоятка крышки предназначена для её удерживания, надёжно запирает крышку при переноске. Объём котелка 1,3 литра, объём крышки 0,5 литра. Изготавливался из алюминия. 

4 экспонат – немецкая фляжка

         Она изготовлена из алюминия, емкость фляжки 0,8 литра. Почему немецкая? А потому что именно в Германии выпускались фляжки с логотипами :ESB 41 – это код завода и год выпуска. Значит, эта фляжка была выпушена в 1941 году. Применялась для переноски напитков, чаще всего это вода и алкоголь. Как и у немцев, так и у русских никто не отменял фронтовые 100 грамм водки. Стандартная фляжка вермахта M31 состоит из самой фляги, крышки, стаканчика, войлочного чехла и ремешка с карабином. 

5 экспонат - офицерская полевая сумка. 

        Полевая сумка — специальная сумка для командного состава (офицеров, прапорщиков, и сержантов), используемая для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт, приказов), письменных принадлежностей и необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель и так далее), в ранних моделях включала в себя ещё сумку палетку.Во время войны эта сумка была самым важным предметом для разведчика. И они вели на них «охоту», добытая сумка – это владение тактикой боя противника, расшифровка его планов.

-Каждый военный экспонат имеет длинный исторический путь преобразований и изменений. За каждой из этих вещей стоят люди – изготовители, разработчики и простые слесари. За каждым экспонатом - судьба русского человека. Каждая вещь может рассказать о владельце, показать не легкую судьбу солдата. Историческая память жива, пока жива память людей.

Страница 3.  Загляните  в семейный альбом.

Слайд № 13. (фотография военных лет)

-  Какое  ужасное слово-война.  Прошло  70 лет со Дня Победы, а отголоски тех лет до сих пор живут почти  в каждом  доме. Об этом говорят и ваши     сочинения.  Расскажите о своих родственниках или знакомых,  причастных к войне.

(учащиеся читают выдержки из сочинений)

«Со слов моей бабушки на фронт из семьи ушли 5 человек, двое из них погибли, один пришел израненный. Мой прадедушка Распопов Александр Максимович в 1941 году совсем юным был призван в ряды Советской армии. Он принимал участие в боевых действиях Второго Украинского фронта и  за боевые заслуги награжден орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», медалью «За взятие Вены», «За взятие Будапешта». После войны трудился на благо нашей Родины, был участником Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки СССР в 1955 и 1956 годах… Я горжусь своей семьей»

                                                Софья  Мусорина, 5  класс «Г»

«У меня есть прадедушка, Михаил Лазаревич, ему 86 лет. Он был тружеником тыла. Сейчас он живет в деревне, и мы каждое лето приезжаем к нему в гости и с интересом слушаем его рассказы о войне»

                                                Ксения Кацура, 5 класс «Б

«Моя мама рассказывала о моем прадедушке, который воевал и пришел с войны без ноги, но вся его грудь была покрыта орденами. Спасибо тем, кто отстоял нашу Родину Россию. Хотелось бы, чтобы войны больше никогда не было»

Артем Косилов, 5 класс «Б»

«Война. Такое страшное слово. Вместе с мужчинами воевали женщины и дети. В 1940 году моя прабабушка в возрасте 16 лет пошла работать на КМК, где проработала 40 лет. Во время войны она делала на заводе танки и снаряды…»

                                                Дарья  Молчанова, 5 класс «Г»

«Мои земляки не слышали взрывов бомб и снарядов, но война вошла в каждый дом, в каждую семью. Моей прабабушке было тогда 7 лет, но она помнит все, будто это было вчера. Всех мужчин, начиная  с 14 лет, отправляли на войну»

                                                Мария  Чадова, 5 класс «Г»

Страница 4. Память.

Слайд 14.  (фотографии Веры Соломиной)

        -Великую Победу вместе со всеми ковали и наши кузбассовцы. Тысячи людей  приходили в военкоматы  записываться на фронт. Среди них была и Вера Соломина,  секретарь Куйбышевского райкома комсомола, ей посвящен мемориальная доска на стене нашей школы.

-  Какой материал вы нашли о Вере Соломиной?

- Что ещё знаете об участии Кузбасса в Великой Отечественной войне?

«…главной задачей партии и комсомола г. Сталинска стала помощь в обороне страны. Тыловая работа имела огромное значение. Здесь формировались боевые резервы Красной Армии, велась титаническая работа по бесперебойному снабжению фронта вооружением и продовольствием. Под крышами цехов КМК и на заводской площадке было размещено большинство эвакуированных предприятий, образовав новые агрегаты и цеха, усилив производственные мощности комбината. Многие кузнечане награждены орденами и медалями , более 50-ти человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, один из них Герой Российской Федерации- Соснов Сергей Алексеевич. Сталинск внёс огромный вклад в победу над фашистской Германией».

                                                Диана Вострикова, 5  класс «Б»

«Люди тыла были незримыми участниками тяжелых сражений и великих побед Великой Отечественной войны. Благодаря самоотверженному труду сибирских и уральских металлургов было ликвидировано превосходство фашистов в технике. Сталевару А.Я. Чалкову была присуждена Государственная премия…»

                                                Мария Клестер, 5 класс «Б»

Заключительное слово.

Слайд 15.  (Георгиевская лента)

        Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Скоро стартует ежегодная акция «Георгиевская ленточка». Эта лента – символ мужества и победы. Занятие подходит к концу, давайте сейчас обратимся друг к другу с пожеланиями, передавая этот символ победы из рук в руки. Что вы можете пожелать?

Рефлексия.

- Что нового узнали о событиях Великой Отечественной войне?

- Кому посвящена мемориальная доска  на стене родной школы?

-  Что  обозначает для вас слово война?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"

Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...

Методическая разработка внеурочного занятия по математике; Интеллектуальный десант по теме: "Нам циркуль строить и жить помогает "

От современного человека сегодня  требуются  умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающ...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....