Методическая разработка внеурочного занятия по математике; Интеллектуальный десант по теме: "Нам циркуль строить и жить помогает "
методическая разработка

Бутакова Галина Николаевна

 

      От современного человека сегодня  требуются  умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающие знания, использовать их, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

       Именно на развитие таких качеств направлена данная разработка внеклассного мероприятия по математике.  В процессе работы юный школьник  мобилизует свои силы, знания, умения для достижения цели, учится выбирать из потока информации нужный материал, сравнивать данные, сопоставлять факты, делать выводы, умозаключения.

      Внеклассное мероприятие по математике «Интеллектуальный десант» по теме «Нам циркуль строить и жить помогает» проводится в форме ролевой игры. Оно требует большой, (прежде всего длительной ) подготовительной работы. Предназначено  для учащихся 7-9 классов,  проявляющих к изучению математики повышенный интерес... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnyy_desant.docx22.07 КБ
Файл prilozhenie_1.docx1.95 МБ
Файл prilozhenie_2.docx2.84 МБ
Файл prilozhenie_3.docx848.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ Управление Образования Джидинского района

МБОУ «Булыкская средняя общеобразовательная школа»

Всероссийский  конкурс

методических разработок «Работаем по ФГОС»

Номинация:

методическая разработка внеурочного занятия по математике;

Интеллектуальный десант

по теме:

"Нам циркуль строить и жить помогает"

Исполнитель:

Бутакова Галина Николаевна

Учитель математики – физики.

Республика Бурятия

Джидинский район,

село Булык,

ул. Чапаева 51, 671920

Аннотация.

      От современного человека сегодня  требуются  умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать недостающие знания, использовать их, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

       Именно на развитие таких качеств направлена данная разработка внеклассного мероприятия по математике.  В процессе работы юный школьник  мобилизует свои силы, знания, умения для достижения цели, учится выбирать из потока информации нужный материал, сравнивать данные, сопоставлять факты, делать выводы, умозаключения.

      Внеклассное мероприятие по математике «Интеллектуальный десант» по теме «Нам циркуль строить и жить помогает» проводится в форме ролевой игры. Оно требует большой, (прежде всего длительной ) подготовительной работы. Предназначено  для учащихся 7-9 классов,  проявляющих к изучению математики повышенный интерес, и отвечает следующим основным целям:

        оптимального развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

        развития навыков научно-исследовательского характера;

        Умения презентовать, полученные результаты.

     Мероприятие было задумано в связи с проведением недели математики. Направлено на развитие познавательного интереса, и постепенного погружения в тему.

Проводится мероприятие по разработанному сценарию, и включает в себя несколько этапов:

1 этап  носит характер мотивации к познавательной деятельности, четко формулируется проблема и познавательная ценность предстоящей работы

На 2 этапе в работу  включаются ученики. Они  распределяются по ролям, по группам. Работу проводят по конкретным рекомендациям.

3 этап – творческий отчет. Это событие! Оно может проходить в различной форме -  в виде круглого стола, конференции, математического кофе, с приглашением большого количества зрителей. Каждая группа презентует свой материал.

Форма подачи материала может быть различной: презентация, выпуск буклетов, газет , брошюр, заметок для рубрики «Знаете ли вы, что…»;оформление вэб- страниц и т. д.

     Уникальность  данного мероприятия - в возможности использования его материалов и на уроках, и на кружках, и для математического школьного музея. А также, это просто увлекательная и познавательная игра, позволяющая повысить интерес не только к математике, но и другим школьным предметам для развития личностных, коммуникативных качеств школьника .

      Цель: развитие поисковых способностей у учащихся и привитие им определенных навыков научно-исследовательского характера.

Задачи:   образовательные:

o        вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

o        собрать научную и занимательную информацию о циркуле;

o        работая с Интернет-ресурсами сформировать представление у учащихся о чертежном инструменте – циркуле

развивающие:

o        развивать интерес к предмету, творческие   способности  учащихся;o        формировать навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами;

o        расширять кругозор, эрудицию.

воспитательные:

o        воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение выбранной работы.

o        создание условий для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский .

Оборудование: ПК с выходом в Интернет, мультимедиа проектор.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, групповая работа.

1 этап. Подготовительный.

     На математическом  стенде размещаются материалы- (ребусы, кроссворды и загадки  о циркуле)

  Многих заинтересовал этот скромный предмет, который мы очень часто используем на уроках, и нужен он, наверное, не только за школьной партой, а важную роль играет в жизни людей серьезных профессий. Где применяют циркуль? Как? Вообще, откуда он взялся, кто придумал его?

Проблема! ? Казалось  - бы простейший инструмента, а сколько в нем тайного, неизведанного!

Итак: Внимание, внимание! Необходимо провести научное расследование!

2 этап: В работу включаются ученики, они распределяются по ролям: историки- археологи, этимологи , журналисты, математики-практики, нумизматы. Работают по конкретным рекомендациям .

3 этап.  «Творческий отчет»

Эпиграф:

«Развитие и образование ни одному человеку не  могут быть даны или сообщены. Всякий,  кто желает к ним приобщиться, должен  достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.»

А. Дистервег

Ведущая: Мы   приветствуем наше научное математическое сообщество, и начинаем нашу конференцию.

Итак, у нас представители различных профессий, которые занимались исследованием чертежного  инструмента- циркуля. Перед участниками стояла цель - узнать как можно больше о циркуле , когда он появился, кто его изобрел, зачем он нужен. И, каждый работал в своем направлении.

Ученик:

Циркуль, циркуль две ноги,

Циркуль делает шаги.

Шаг один и два и три

Одинаковы, равны.

Циркуль мерить, строить может,

И тебе, мой друг, поможет,

Если нужно тебе вдруг

Очертить в тетради круг.

Инженер, строитель, техник,

Астроном и мореход,

Чтят по праву инструмент

Нужный им в любой момент.                                                      Е. Шляховер

1 выступление этимологов.

Нами  была проведена очень большая работы, мы изучили различные источники, словари, где дается объяснение, значение  слова циркуль. В результате своего поиска мы выпустили  листовку, и предлагаем ее вам. (приложение )

2 выступление – историки- археологи.

Кто придумал циркуль? Какие  были циркули в древности.(приложение )

3 группа – практики-современники

Современные циркули.

Основные виды циркулей.

      Со  временем конструкция циркуля практически не изменилась, но ему придумали массу насадок, так что теперь он может вычерчивать окружности радиуса от 2 миллиметров до 60 сантиметров,  кроме того, обычный графитный грифель можно заменить насадкой с рейсфедером для черчения тушью.

Есть множество типов циркулей.   (приложение)

Циркуль в навигации и картографии. Для того чтобы отмечать и измерять расстояния на карте, яхтсмену понадобятся пара измерителей и циркуль.(приложение)

  Циркуль на производстве  .

Для  разметки радиусов от центров готовых отверстий, для резки окружностей различных диаметров, для измерения расстояния на сельскохозяйственных полях

4 группа - математики-практики

     Чаще всего циркуль используют на уроках геометрии и черчения. Особенно интересны задачи на построения с помощью циркуля и линейки. Это простейшие задачи на построение  ,задачи на построение треугольников, правильных многоугольников,

     Таким образом, можно сделать вывод, что циркуль и линейка это неотъемлемые инструменты при решении задач на построение. А задачи на построений с помощью только одного циркуля – увлекательная и развивающая игра воображения

Группа5. Нумизматы.

Циркуль как символ.(приложение).

Изучая значения изображений циркуля на различных предметах, можно сделать вывод, что оно является символом математики, умственного труда и правильного поведения.

4 этап: « Заключительный»

Ведущая.

Сегодня мы завершили очень кропотливую работу. Познакомилась  с историей и различными аспектами применения,  казалось бы, такого маленького, невзрачного предмета, как циркуль.  Но  какая у него история! Получилось что, занимаясь математикой, мы изучили ряд вопросов из истории мировой культуры, вопросы из медицины, навигации, астрономии и даже производства. А, выполняя построения с помощью циркуля и линейки, наблюдали  красоту и эстетику геометрических фигур. При этом,  узнали много новых интересных  геометрических фактов о правильных многоугольниках и их углах. Мы  еще больше полюбили геометрию .  Узнали, что в космосе есть созвездие Циркуля, неформальное общество масонов поклоняется этому предмету, его изображение присутствует на гербах и монетах.

    Таким образом,  маленькое изобретение Талоса  циркуль, оказалось  таким полезным, что нашло свое применение и в науке и в культуре.  Циркуль до сих пор служит нам верой и правдой, помогая  строить, измерять, производить продукцию, понимать и принимать культурное наследие человечества, и просто  любоваться ... Сколько   мы сделали открытий!

Список литературы

1.        Анатасян Л.С. и др.,  учебник "Геометрия 7-9", М. "Просвещение",   2009 г.

2.        Анатасян Л.С. и др.  Геометрия. Дополнительные главы к  школьному учебнику 9 класса,  М., "Просвещение", 2007 г.

3.        Библиотека интересной научной литературы knigitut.net.  http://knigitut.net/1/3-1.htm

4.     "Математика", приложение к газете "1 сентября", №21, 1999

5.      Интернет-журнал «Циркуль», http://cirkul.info/article/istoriya-tsirkulya.

6.        «Кто изобрёл чертёжные принадлежности?»    http://lemill.net/commmunity/people/evelina0013.

         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Циркуль в живописи
Великий Архитектор Уильям Блейк (английский живописец, гравер, поэт), 1794

Художник, изучающий законы перспективы

Гравюра на дереве работы Альбрехта Дюрера, 1525

Из трактата Дюрера о перспективе и пропорциях Руководство к измерению циркулем и линейкой

                                                   

Циркуль в спорте

В фигурном катании под циркулем понимается элемент, при котором одну ногу фиксируют на льду с помощью зубцов или пятки конька, другая описывает окружность, центром которой является точка фиксации:

Циркуль в архитектуре
Круглая площадь (площадь Ленина) в г. Петрозаводске за свою более чем двухсотлетнюю историю меняла своё название несколько раз. Первоначально площадь носила название Круглая площадь. Её также называли Циркульной или Полуциркульной. Их она получила из-за того, что здания на ней располагались «по циркулю», т.е. площадь имела форму круга. 29 июня 1873 года в центре площади был установлен памятник Петру I, а Круглую (Полуциркульную) площадь переименовали в Петровскую.

маленькое изобретение Талоса  циркуль, оказалось  таким полезным, что нашло свое применение и в науке и в культуре.  Циркуль до сих пор служит нам верой и правдой, помогая  строить, измерять, производить продукцию, понимать и принимать культурное наследие человечества, и просто  любоваться ... Сколько   мы сделали открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку по теме "Моя семья"

                            Аннотация.Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских

Данный урок является составной частью темы "Мораль,  искусство и религия как элементы духовной культуры"  дисициплины "Обществознание".  Урок построен на основе технологии "педагогическ...

Методическая разработка внеурочного занятия на английском языке по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.»

Методическая разработка внеурочного занятия объединения «Школа гидов» по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.». Занятие было проведено в группе учащихся 5 класса....

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ ТЕЛА»

Во время кружковой работы по английскому языку в начальных классах часто использую технологию игрового обучения. В связи с этим я создала такой прием- «My toy» (Моя игрушка). Он помогает оригинально р...