Учебный комплект "Учись учиться"
учебно-методический материал по истории на тему

Чистякова Лариса Ивановна

Учебный комплект представляет из себя памятки для работы на уроке, дома с учебным материалом. Составлен на основе материалов интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki2.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный материал «Учись учиться»

№1 Правила конспектирования 

  1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
  2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
  3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
  4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
  5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
  6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

№2 Рецензия на ответ товарища 

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
  2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
  3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
  4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
  5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

№3  Составление плана при работе с текстом 

  1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
  2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

№4 Памятка для решения познавательных задач 

  1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
  2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Если в условии не хватает каких– либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
  4. Свое решение обязательно докажите.
  5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
  6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

№5 Оценка исторического события 

  1. Установите причины события.
  2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
  3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.).
  4. Установите связь с другими подобными событиями.
  5. Определите значение:

А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.

№6 Характеристика общественных выступлений 

  1. Время и место выступления.
  2. Связь с другими событиями.
  3. Причины.
  4. Социальный состав участников.
  5. Требования, лозунги, цели.
  6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т.д.).
  7. Масштабы выступления.
  8. Уровень организованности.
  9. Имена участников, руководителей.
  10. Развитие событий, основные этапы.
  11. Значение выступления, его результаты.

      №7 Характеристика войн 

  1. Причины войны, хронологические рамки.
  2. Воюющие страны или группировки стран.
  3. Цели сторон.
  4. Соотношение сил воюющих стран.
  5. Повод к войне.
  6. Ход военных действий (по этапам):
    а) планы сторон в начале каждого этапа;
    б) военные и политические итоги этапа.
  7. Характер войны.
  8. Условия мирного договора.
  9. Военные и политические итоги войны.
  10. Значение.

     №8 Памятка – сравнение крестьянских войн.

 

1.     Причины крестьянской войны.

2.     Характеристика предводителя движения.

3.     Участники войны, их цели.

4.     Характер крестьянской войны.

5.     Ход войны.

6.     Причины поражения.

7.     Историческое значение.

№9  Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

№ 10 Сравнение.

 

1.     Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно сравнивать изучаемые явления.

2.     Установи их общие существенные признаки.

3.     Определи существенные различия между ними.

4.     Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из сравнения.

  №11  Памятка по написанию реферата.

 

1.     Выберите тему своей работы.

2.     Структура реферата состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения.

3.     Во введении обязательно указываются цели и задачи работы, актуальность, новизна, причины по которым выбрана эта тема, характеристика используемой литературы.

4.     В основной части раскрывается содержание темы. Желательно использовать литературу с различными точками зрения на исследуемую тему.

5.     В заключении делаются выводы, исходя из поставленных целей и задач, автор может отметить, с какими трудностями он столкнулся в работе над рефератом.

6.     Обязательно в конце должен быть список литературы (указать название, автора или под чьей редакцией написана книга, издательство и год издания, количество страниц).

7.     Реферат может сопровождаться приложениями (после библиографического списка), где могут быть фотографии, диаграммы, таблицы и другие сведения, наиболее ярко иллюстрирующие основные моменты, содержащиеся в нём.

8.     Абсолютно не приветствуются работы, полностью и бездумно скачанные из Интернета и прочих электронных источников. Работая с Интернетом, не стоит забывать, что там встречается очень много непроверенных данных, не имеющих особой ценности. Подходите критично к литературе и источникам, используемым в работе.

№12  Работа над докладом. 

1. Прочти материал учебника по заданной теме.

2. Составь план своего рассказа.

3. Подбери дополнительную литературу по данной теме.

4. Привлекая наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры диафильмов и так далее.

5. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам.

6. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграммы, таблицы.

7. Во время выступления следи за правильностью речи.

8. Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекаясь на пересказ содержания.

  №13 Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля 

  1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
  2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
  3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
  4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
  5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
  6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?

    №14 Требования к характеристике и оценке исторического деятеля 

  1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
  2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
  3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
  4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
  5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
  6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.

      №15 Памятка для анализа политической карикатуры 

  1. Какова главная идея данной карикатуры?
  2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение; политическое событие или явление)?
  3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
  4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
  5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Свой ответ аргументируйте.
  6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
  7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

       №16 Искусствоведческий анализ произведения художника.

 

1.     Имя автора и время создания произведения.

2.     Содержание произведения: его сюжет, кто изображён, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, интерьер помещения, пейзаж).

3.     Средства выражения (объёмность, пропорциональность, перспективность, цвет).

4.     Какие чувства и идеи вложил художник в своё творение?

 

№17  СХЕМА РАЗБОРА УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ И ЗЕМЕЛЬ

1.  ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ТЕРРИТОРИЯ, НАЛИЧИЕ ВОДНЫХ И СУХОПУТНЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ

2.  РЕЛЬЕФ МЕСТНОСТИ, ПОЧВЫ, КЛИМАТ

3.  ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (ПЕРЕЧИСЛИТЬ)

4. НАСЕЛЕНИЕ: ПЛОТНОСТЬ, ОСЕДЛОСТЬ

5.  ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • СКОТОВОДСТВО
  • ПРОМЫСЛЫ
  • ТОРГОВЛЯ
  • РЕМЁСЛА

6. ОСНОВНЫЕ ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ

7. ГРАНИЦЫ КНЯЖЕСТВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

8. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

9. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

№18 СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма правления                       Форма гос. устройства         Политический режим  

                           Политическая сфера

                           Экономическая сфера

Тоталитарный режим

                                 

Одна политическая сила

Одна форма собственности

Авторитарный режим

Одна политическая сила

Разные формы собственности

Демократический режим

Плюрализм

Разные формы собственности

№19 Памятки для учащихся, помогающие писать эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе: 

  1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
  2. уясните особенности заявленной темы эссе;
  3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
  5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
  6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе: 

  1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
  2. Проанализируйте содержание написанного;
  3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
  4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе 

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

План работы над темой исторического эссе

 по предложенной цитате или отрывку

1. Уяснение терминологии источника

2. Формулирование проблемы

3. Атрибуция источника: личность автора; время, место и обстоятельства создания данного документа, вид источника (исторический документ, отрывок из историографической литературы, мемуары, литературное произведение и пр.)

4. Реконструкция и анализ ценностных установок, характерных для времени и обстоятельств создания источника, вписывание источника в исторический контекст

5. Отношение автора цитаты к поставленной проблеме

6. Аргументация позиции автора (с приведением конкретных исторических фактов)

7. Наличие иных точек зрения на данную проблему

8. Аргументация противоположных точек зрения (с приведением конкретных исторических фактов)

9. Критика источника, сомнение в достоверности источника, анализ авторских мотивов, личная заинтересованность автора в возможном манипулировании  фактами

10 Прояснение исторической ценности текста для изучения данной проблемы

11. Выводы

План работы над эссе по обществознанию:

  1. Внимательно прочитать высказывание и постараться понять его смысл.
  2. Попытаться определить, к какому историческому периоду относится это высказывание.
  3. Если текст содержит сложные, непонятные или не употребляемые в современной речи слова, постараться адаптировать текст, мысленно заменяя эти слова более понятными и современными.
  4. Если текст содержит специфические термины, попробовать вспомнить, что они означают.
  5. Определить, о какой сфере жизни общества идёт речь в данном высказывании, если это возможно.

Чтобы понять смысл высказывания, ищите подсказки в самом тексте (даты, имена, стиль речи, географические названия, ключевые слова и т.п.)!!!

Структура эссе:

  1. Объяснить смысл высказывания и проанализировать его.
  2. Кратко охарактеризовать автора и его историческую эпоху.
  3. Рассмотреть затронутую проблему с различных точек зрения, демонстрируя знание терминов, исторических фактов, событий современности.
  4. Высказать собственное суждение по проблеме, аргументировав его.
  5. Сформулировать выводы.

Требования к эссе:

  1. Единый стиль
  2. Знание теории и научной  терминологии.
  3. Умение аргументировать собственные суждения и подкреплять их фактами.
  4. Парадоксальность

       5.   Логичность изложения

Правила оформления библиографии 

  1. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда.– Харьков,2007.
  2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
    Кан–Калик В.А., Никандров В.Д.Педагогическое творчество. – М.,1990.
  3. более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов “ и др.”, например:Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.– Петразаводск,1992.
  4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики.– М., 1996.
  5. Камнский Я.А. Соч.: В 2 т. – М., 1982. – Т. 1. – С. 201–242.
  6. Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. – Л.: Лениздат, 1991. – С. 642;
    Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. – № 6. – С. 64.

№ 20 Памятка участнику дискуссии 

  1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
  2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
  3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
  4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
  5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
  6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не “ по бумажке”.
  7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
  8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии 

  1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
  2. Цель дискуссии – не в определении победителя, а в консенсусе.
  3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
  4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
  5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
  6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
  7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
  8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
  9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.
  10. В заключении всегда должны подводиться итоги.

 

 

 

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учебного проекта "Учимся находить плотность вещества"

Учебный проект был реализован с учащимися 7-х классов. Расчитан на 1 учебный час (лабораторная работа) и 2 внеучебных часа на оформлениее презентации.В отличиие от традиционной лабораторной работы по ...

Развитие интереса к учебному труду через занятия школы "Учимся учиться"

Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредото...

Учебный проект "Учимся говорить и писать выразительно"

Данный проект направлен на формирование речевых навыков обучающихся при изучении изобразительно-выразительных средств языка....

Учебно-методическое пособие "Учись учиться".

Известно, что устают больше оттого, что работают неумело, чем оттого, что работают много.  В пособии отражены алгоритмы и памятки по формированию универсальных учебных действий учащихся....

Рабочая учебная программа УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Предлагаемый курс составлен на основе элективного курса «Учимся проектировать на компьютере», созданного авторским коллективом М.Ю.Монаховым, С.Л. Солодовым, Г.Е. Монаховой....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Рабочая программа разработана по учебному курсу " Учимся жить безопасно" 5 класс.

Курс «Учимся жить безопасно» открывает цикл изучения вопросов ОБЖ в основной школе. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...