Главные вкладки

    Урок истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Смотрова Марина Федоровна

    В папке представлен конспект урока, тестовое задание к данному уроку и все видеоматериалы необходимые для проведения урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока истории в 5-м классе по теме

    «Поэма Гомера "Илиада"»

    Цели:

    Предметные

    • Формирование у учащихся общее представление о целях, ходе и результатах. Троянской войны.
    • Знакомство учащихся с основными героями поэмы Гомера «Илиада».

    Личностные

    • Формирование толерантного отношения к истории другого народа.
    • Формирование уважительного отношения к достижениям культуры другого народа.
    • Повышение интереса к предмету.
    • Повышение общей эстетической культуры.

    Метапредметные

    • Развитие навыков работы с картой, ориентирование по сторонам света, расширение географического кругозора.
    • Развитие навыков групповой работы.
    • Развитие монологической речи учащихся.
    • Развитие умения работать с различными источниками информации.
    • Развитие навыков решения исторических задач.
    • Развитие умений вести дискуссию.

    Оборудование:

    Презентация, репродукции картин в виде пазлов, карточки с именами героев, карточки с филвордом по именам героев, видеофрагменты, карточки с тестами.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Содержание

    Деятельность учеников

    Организационный момент

    Приветствует

    Видеофрагмент.

    Здравствуйте и садитесь.

    Несколько уроков назад мы с вами перешли к одной из больших и важных тем  в истории древнего мира – теме «Древняя Греция». Давайте вспомним, что представляла собой Греция, как древняя страна? (местоположение, климатические условия, основные занятия).

    Перечислите города Древней Греции?

    Совершенно верно. Сегодня мы также будем говорить о Древней Греции. А вот конкретно о каком этапе в ее развитие вы сейчас определите сами.

    Внимание на экран.

    (принимаются ответы учащихся, и определяется тема урока).

     

    Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся со многими героями Древней Греции, узнаем некоторые тайны Троянской войны по произведению древности – поэме Гомера «Илиада».

    И тема нашего урока соответственно «Поэма Гомера "Илиада"»

    Слушают. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока.

    Актуализация знаний

    Организует работу с тестами (Приложение 1)

    Демонстрирует яблоко, коня и пятку.

    Организует беседу по причине войны.

    Но прежде чем перейти к теме нашего урока, я предлагаю проверить свои знания, полученные на предыдущем уроке.

    Возьмите, пожалуйста, тесты и ответьте на 5 вопросов о начале Троянской войны.

    Поменяйтесь тестами проверьте работу соседа по парте.

    Сравните с ответами на слайде.

    Я покажу вам три вещи, а вы скажите, как они связаны с Троянской войной и какие известные изречения появились в связи с этим.

    Итак, согласно мифу, причиной троянской войны стал спор из-за яблока. Давайте запишем это с одной стороны листка, а с другой запишем причину, о которой говорят сегодня ученые. Посмотрите на карту и вспомните, какие народы на рубеже 3–2 тыс. до н.э. завоевывают Балканский полуостров?

    (северные племена) Итак, народа стало много, что мы можем предположить дальше? Правильно, людям необходимо куда-то переселяться. Куда? Совершенно верно. Один из Вариантов в Малую Азию.

    Тогда запишем еще одну причину: переселение части греков на полуостров Малая Азия.

    Пишут тест.

    Проверяют

    Яблоко раздора. Троянский конь. Ахиллесова пята.. Рассказывают.

    Беседа.

    Записывают в тетрадь.

    Открытие новых знаний. Вопрос №1. Гомер и его поэма «Илиада».

    Рассказывает

    О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого Гомера, в которых тесно переплетаются действительность и вымысел. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. За честь называться его родиной спорили семь городов. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. До нас дошли две его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Сегодня мы познакомимся с одной из них – «Илиадой». Раньше поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, не связанные с действительностью. Весь мир того времени склонялся к мнению, что они соединили содержание различных мифов. И только археолог Г.Шлиман подошёл к ним как к историческим источникам. Произошло важное событие, вследствие которого историки изменили своё мнение о содержании поэм. В 70-е годы XIX века немецкий археолог он провёл раскопки на полуострове Малая Азия и обнаружил там руины древнего города.

    Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Каким же он был?

    Слушают

    Видеофрагмент фильма «Троя»

    Город строился постепенно, как показано на слайде. Когда же туда прибыло греческое войско, он выглядел так.

     

    Вопрос №2. Герои Троянской войны и хронология событий.

    Физминутка для глаз

    Организует работу с различными источниками информации в группах по 4 человека.

     

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. Возьмите пазлы. Соберите картину, прочитайте текст, который у вас есть и на основании текста и картины придумайте название этого эпизода.

    Мы немного устали и поэтому Богиня Гера подготовила для нас физминутку для глаз. Внимательно глазами следите за её движением на экране.

    Теперь я показываю картину, та группа, у которой был этот эпизод, говорит, как они его назвали и кратко пересказывает суть. А остальные ребята записываю название эпизода в тетрадь.

    В эпизоде с троянским конем вопрос: Как вы думаете, как троянцы могли перехитрить Одиссея и узнать, что в коне кто-то спрятался.?

    Выполняют задание в группах. Анализ картины и отрывка из поэмы или мифа.

    По 1 человеку от группы рассказывает о результатах работы. Записывают в тетрадь хронологию событий.

    Предлагают решения задачи

    Закрепление знаний.

    Организует работу с филвордами и заполнение таблицы

    Итак, Троянская война завершилась победой греков над троянцами. В каждом из сражавшихся лагерей было множество славных героев. Найдите их имена на карточке с филвордом и запишите их в таблицу.

    Филворды (или Венгерские кроссворды) – такая разновидность кроссвордов, в которой все слова уже вписаны и их нужно только найти в мешанине букв. Слова могут ломаться в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются. Каждая буква может быть использована только один раз или говоря по иному – только в одном слове.

    Карточки проверяются(обмениваются с соседней партой).

    Отгадывают в парах имена, зашифрованные в филвордах и разносят их в таблицу (Приложение 3)

    Рефлексия

    Подводит итог урока

    Отвечают на вопросы.

    Домашнее задание

    Диктует.

    На оценку «3» - § 26  стр.129-проверьте себя №1,2;

    На оценку «4» - Крылатые выражения «ахиллесова пята», «троянский конь». В каких случаях их можно употреблять сейчас? (примеры);

    На оценку «5» - составить кроссворд по теме «Древняя Греция».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории 6 класс. Тема урока. Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

    Урок освящае события истории Росии конца 15 - начала 16 вв. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства ру...

    Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

    1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

    Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

    Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.Цели урока:1.      Сформировать у учащихся представление о х...

    Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

    Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

    Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

    Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

    Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

                Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...