Рабочая программа по истории для 9 классов 2014г
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Рабочая программа по истории
для 9 «А, Б, В» классов в 2014-2015 учебном году соответствует ГОСт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_9_klass_2014g.docx | 89.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Пионерский.
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования Протокол № _____ « ___» 09. 2014 г. Руководитель кафедры _________/И.М. Гудукас/ Согласовано Зам. директора __________ /К.С.Казанцева/ « ____» 09. 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № ___ « ___» ________2014 г. |
Рабочая программа по истории
для 9 «А, Б, В» классов
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2014 год.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования с использованием:
- Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – Москва: Просвещение,2011г;
- Программы для общеобразовательных школ (предметная линия учебников А.А.Вигасина, О.С. Сороко-Цюпа 5-9 классы), авторы: А.А.Вигасин и Г. И. Годер, Москва, Просвещение, 2011год;
Цель: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической
последовательности.
Задачи:
- Овладеть знаниями об историческом пути России и других стран мира в новейшее время, конкретных фактов, событий, процессов отечественной и всемирной истории;
- Овладеть элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
- Овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Сформировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма.
Общая характеристикаучебного предмета, курса: Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. У учащихся в процессе обучения формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. t
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.
Основные содержательные линии примерной программы в V— IX классах реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Место учебного предмета «История» в учебном плане: предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 – 9 классах, по 2 часа в неделю. В 9 классе – 35 учебных недель – 70 часов.
Ценностные ориентиры: рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования ( раздел «История»). Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
В программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Существенным вкладом данного учебного курса в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т.д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Программа формируетсяс учётом психолого-педагогических особенностей развитиядетей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерныхдля начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и переходаот самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных плановво временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничестваот классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Обучающиеся 9-х классов имеют разные учебные возможности, Учащиеся 9в и 9б классов – достаточно мотивированны и работоспособны. В работе преобладает творческий подход, развиты информационные и коммуникативные компетенции. Для данных учащихся предусмотрены различные формы работы (индивидуальные и групповые), задания со сравнительной, аналитической, исследовательской и творческой деятельностью. Для обучающихся 9а класса – класса компенсирующего обучения, содержание материала необходимо передавать с использованием наглядности (настенные карты, картины и иллюстрации, раздаточный материал) и преобладанием фронтальных и индивидуальных форм работы.
Содержание учебного предмета
1 блок: Россия в Новейшее время. XX– началоXXIвв (часов)
Российская империя в началеXX в.Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX—XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С. Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904—1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905—1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала XX в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914—1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Россия в 1917 – 1921 гг.Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л. Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы. Политика «военного коммунизма». Создание Красной Армии. С. С. Каменев. М. В. Фрунзе. С. М. Буденный. Белое движение. А. В. Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н. И. Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.
СССРв1922 - 1941гг .Социально-экономический и политический кризис 1920—1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Переход к политике нэпа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия нэпа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л. Д. Троцкий. Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин. Свертывание нэпа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х — началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939—1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война1941—1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г. К. Жуков. А. М. Василевский. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР с середины1940-х до середины 1950-х гг.Послевоенное восстановление хозяйства. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. «Холодная война». Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны».
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной4'войны. Идеологические кампании конца 40-х — начала гг. Новая волна массовых репрессий.
Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930—1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И. В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И. В. Курчатов. С. П. Королев. Ю. А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти. Л. И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю. В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А. Д. Сахаров. А. И. Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
СССР в годы перестройки (1985—1991 гг).Переход к политике перестройки. М. С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР.
Введение должности Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация в 90-е гг.XX— начале XXI вв. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б. Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992—1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже XX—XXI вв. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
2 блок: Новейшая история. XX – начало XXI в. (часов)
Мир к началу XXвека. Понятие «Новейшая и современная история», периодизация.
Мир в 1900 – 1914 гг. Страны Европы и США в 1900-1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900 – 1914 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий XXв. в странах Азии.
Первая мировая война (1914 – 1918 гг). причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Мир в 1918—1939 гг.Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918—1919 гг. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф. Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920— 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920—1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война (1939-1945 гг). Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И. В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мир во второй половине XX - начале XXIв. Изменения политической карты мира. Формирование биполярного мира.«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. III. деГоллъ. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х — начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XXв. Мао Цзэдун. Дэн Сяопин.
Завершение «холодной войны» и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Учебно-тематическое планирование:
№ раздела | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Примечания |
Россия в Новейшее время. XX – начало XXIвв ( 44часа) | В том числе в каждом разделе предусмотрены повторительно - обобщающие уроки – всего 7 часов, проектные и исследовательские уроки и 2 контрольных работы: 1) по теме «Россия в XXв»; 2) итоговая контрольная работа | ||
1. | Российская империя в началеXX в. | 8 | |
2. | Россия в 1917 – 1921 гг. | 11 | |
3. | СССР в 1922 - 1941 гг . | 6 | |
4. | Великая Отечественная война 1941—1945 гг. | 5 | |
5. | СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. | 3 | |
6. | Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг. | 4 | |
7. | СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. | 3 | |
8. | СССР в годы перестройки (1985—1991 гг). | 3 | |
9. | Российская Федерация в 90-е гг. XX— начале XXI вв. | 3 | |
Новейшая история. XX – начало XXI в. ( 26 часов) | |||
1. | Мир в 1900 – 1914 гг. | 1 | |
2. | Первая мировая война (1914 – 1918 гг). | 4 | |
3. | Мир в 1918—1939 гг. | 4 | |
4. | Вторая мировая война (1939-1945 гг). | 3 | |
5. | Мир во второй половине XX - начале XXI в. | 12 | |
ИТОГО | 70 |
Учебно-методическое обеспечение:
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX – начало XXI века » - М.: Просвещение, 2009 г
- О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история 9 класс» - М.: Просвещение, 2009 г.
- Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI века. В двух выпусках./ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2009
- Поурочные разработки по истории России. XX – начало XXI века / автор—составитель О.В. Арасланова, А.В. Поздеев – М.: Вако, 2007г;
- Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века. 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы / автор-составитель С.В. Парецкова, И.И. Варакина – Волгоград: учитель, 2007 г.
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
- даты основных исторических событий;термины и понятия, значительных процессов и основных событий, их участников; изученные виды исторических источников.
- результаты и итоги событий отечественной и всемирной истории периода новейшего времени;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в XX веке;
уметь
- сравнивать исторические явления и события отечественной и всемирной истории;объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискуссировать;
- анализировать исторические источники, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- читать историческую карту;
- группировать (классифицировать) исторические события по указанному признаку, сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории;
- сравнивать оценки исторических событий деятелями новейшего времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями
- коммуникативной;
- смыслопоисковой компетенцией;
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
- использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
- анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
- представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
- раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
- сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,других государств в ХХ — начале XXI в.;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определениепринадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||||
Россия в Новейшее время. XX – начало XXIвв ( 44 часа) Раздел I. Российская империя в начале XX в.( 8 часов) | |||||||
1 | 1 | Ведение. Российская империя на рубеже веков | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Государство, империя, | Обобщить и систематизировать знания. | 02.09 | 9а- 9б- 9в- |
2 | 2 | Государство и политическое развитие России в начале XX века | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Государство, империя, автономия, индустриальное общество, модернизация. | Обобщить и систематизировать понятие «модернизация»; выявить основные противоречия и проблемы социально-политического развития России. | 03.09 | 9а- 9б- 9в- |
3 | 3 | Социально-экономическое развитие России в начале XX века | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Основные понятия: геополитика, модернизация, индустриальное общество, аграрное общество | Оценить место России в мировой экономике на рубеже веков. Определить основные альтернативы дальнейшего развития государства. | 09.09 | 9а- 9б- 9в- |
4 | 4 | Внешняя политика. Русско-японская война | Комбинированный | «Маленькая победоносная война», революционный кризис | Уяснить расстановку сил на мировой арене к началу XX века, основные направления внешней политики России в контексте ее геополитических интересов, причины, характер, итоги и последствия русско-японской войны. | 10.09 | 9а- 9б- 9в- |
5 | 5 | Первая российская революция. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Революция, «зубатовский социализм», «гаппоновское движение», манифест, забастовка, «Кровавое воскресенье» | Выявлять причинно-следственные связи, выявлять причины, предпосылки, задачи, движущие силы, характер, значение, особенности революции в России 1905-1907 гг. Дать оценку Манифесту 17 октября, и его исторических последствий. | 16.09 | 9а- 9б- 9в- |
6 | 6 | Столыпинская аграрная революция | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Хутор, отруб, община, «политика переселения» | Уяснить расстановку сил в России после революции 1905-1907 гг., классовую сущность третьеиюньской политической системы, суть столыпинской реформы. | 17.09 | 9а- 9б- 9в- |
7 | 7 | Россия в Первой мировой войне. | Комбинированный | Военно-политический союз, позиционная война, империалистическая война, экспансия. | Уяснить геополитическую ситуацию в мире в 1906-1914 гг., основные направления внешней политики России в 1906-1914 гг, причины, характер, состояние России в ходе первой мировой войны. | 23.09 | 9а- 9б- 9в- |
8 | 8 | Повторение по теме «Россия в 1906-1916 гг.». | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 24.09 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел II. Россия в 1917 – 1921 гг.(11 часов). | |||||||
9 | 1 | Февральская революция. | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Кризис политической власти, республика, двоевластие, временное правительство, советы. | Выявлять причинно-следственные связи, иметь представление о Февральской революции как о попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны: показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов, уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы лево-радикальных сил | 30.09 | 9а- 9б- 9в- |
10 11 | 2 3 | Россия весной – летом 1917 г. Октябрьская революция. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Кризис временного правительства, «Апрельские тезисы», коалиционное правительство, контрреволюция, выступление генерала Корнилова | 01.10 07.10 | 9а- 9б- 9в- | |
12 | 4 | Становление советской власти. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Вооруженное восстание в Петрограде, Петроградский Совет, Съезд Советов, декреты, аннексия, контрибуция. | 08.10 | 9а- 9б- 9в- | |
13 | 5 | Гражданская война, причины, периодизация. | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Красная армия, белое движение, всеобщая мобилизация. | Выявлять причинно-следственные связи, знать периодизацию гражданской войны, уяснить суть и причины изменений взглядов большевицкого руководства на проблемы социально-экономической политики; иметь представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России, определять цел, политические и экономические программы, социальный состав, ход и результаты войны, ее значение и последствия. | 14.10 | 9а- 9б- 9в- |
14 | 6 | На фронтах гражданской войны | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Демократическая контрреволюция, красный и белый террор, интервенция. | 15.10 | 9а- 9б- 9в- | |
15 | 7 | Экономическая политика красных и белых. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Политика «Военного коммунизма», национализация. | 21.10 | 9а- 9б- 9в- | |
16 | 8 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Окончание гражданской войны. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Денационализация. | 22.10 | 9а- 9б- 9в- | |
17 | 9 | Новая экономическая политика. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | НЭП, продналог, товарно-денежная система, хозрасчет, непман, хлебозаготовительный кризис. | Уяснить что причины перехода к НЭПу прежде всего политические и НЭПовская модель ориентирована на восстановительный период, была малопригодной для решения задач индустриальной модернизации; выявлять противоречия НЭПа, проводить аналогию с современным рынком. | 28.10 | 9а- 9б- 9в- |
18 | 10 | Внешняя политика России в 20-е годы. | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Союзный договор, суверенитет, федерация, международное положение, Генуэзская конференция, Раппальский договор, дипломатический конфликт, Коминтерн. | Уяснить причины, предпосылки и принципы построение СССР, суть борьбы за власть в руководстве страны и причины возвышения Сталина, уяснить, что противоречивый характер советской внешней политики в 20-е годы определялся двумя подходами: идеологическим и прагматическим. | 29.10 | 9а- 9б- 9в- |
19 | 11 | Повторение по теме «Россия в поисках перспектив» | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 11.11 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел III. СССР в 1922 - 1941 гг(6 часов) | |||||||
20 | 1 | Экономическая система в 30-е годы | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Эпоха сталинизма, индустриализация, пятилетка, Стахановское движение, коллективизация, «великий перелом», колхоз, кулачество. | Иметь представление о причинах экономического кризиса 1927-1928 гг, выявить возможные пути выхода из него, уяснить причины победы сталинского варианта выхода из кризиса, усвоить причины и сущность индустриализации и сплошной коллективизации, социально-политические последствия. | 12.11 | 9а- 9б- 9в- |
21 | 2 | Политическая система в 30-е годы | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Тоталитаризм, идеология, культ личности, репрессии, Конституция. | Владеть понятиями темы, характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия установления тоталитарного режима в стране. | 18.11 | 9а- 9б- 9в- |
22 | 3 | Социальная система в 30-е годы | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Номенклатура, интеллигенция, крестьяне и рабочие. | Характеризовать основные социальные группы советского общества, определять изменения, произошедшие в жизни рабочих и крестьян за годы индустриализации и коллективизации, оценивать положение советской интеллигенции. | 19.11 | 9а- 9б- 9в- |
23 | 4 | Внешняя политика СССР в 30-е годы | Вводный, изучение и первичное закрепление материала | Изменение внешнеполитического курса, антифашистский фронт, фашизм, советско-германское сближение, секретные протоколы. | Усвоить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг, проследить взаимосвязь внутренней и внешней политики СССР, оценить положение СССР в системе международных отношений. | 25.11 | 9а- 9б- 9в- |
24 | 5 | Культура 20-30-х годов | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Цензура, «утечка мозгов за границу», «сменовеховство», атеизм, конструктивизм | Знать выдающихся деятелей и достижения отечественной культуры начала XX века, систематизировать материал, составлять таблицу, подготовить сообщение о выдающемся представителе отечественной науки и культуры начала XX века. | 26.11 | 9а- 9б- 9в- |
25 | 6 | Повторение по теме «Сталинская модернизация России» | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 2.12 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел IV. Великая Отечественная война 1941-1945 гг (5 часов) | |||||||
26 | 1 | Начало Великой Отечественной войны | Урок получения новых знаний | Договор «Молотова - Рибентропа», секретные протоколы, Советско-финская война, «план Барбаросса», массированное наступление, оккупация, блокада Ленинграда, битва за Москву. | Уяснить причины, характер взаимоотношений СССР накануне войны, начала войны и события первого этапа ВОВ. Трагизм и героизм советского народа в годы войны. Сформировать представление о сущности коренного перелома в ходе войны, его истоки. Уяснить историческое значение победы Красной армии под Москвой. Уяснить значение основных операций Красной армии в 1944 г, освободительный характер европейского похода Красной армии; роль СССР в разгроме вооруженных сил Японии; значение международных конференций и историческое значение победы советского народа в ВОВ | 3.12 | 9а- 9б- 9в- |
27 | 2 | Коренной перелом в ходе войны | Урок получения новых знаний | Приказ № 227, Битва за Кавказ, Сталинградская битва, Курская битва, партизанское движение, антигитлеровская коалиция, Тегеранская конференция | 9.12 | 9а- 9б- 9в- | |
28 | 3 | Советский тыл в годы войны | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Национальное братство советского народа в годы войны, национальные движения | 10.12 | 9а- 9б- 9в- | |
29 | 4 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | «Десять сталинских ударов» ,Крымская конференция, Постдамская конференция, вступление в войну с Японией, итоги Второй мировой войны. | 16.12 | 9а- 9б- 9в- | |
30 | 5 | Семинар по теме «Великая Отечественная война» | Повторительно-обобщающий урок | 17.12 | 9а- 9б- 9в- | ||
Раздел V. СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг.(3 часа) | |||||||
31 | 1 | Восстановление экономики | Урок получения новых знаний | Послевоенная экономика, репатриация граждан, демобилизация, военно-промышленный комплекс, курс «закручивания гаек» | Дать общую оценку сталинской экономической системы, уяснить необходимость реформ в стране. Выявить суть экономических новаций 1953-1964 гг. | 23.12 | 9а- 9б- 9в- |
32 | 2 | Политическое развитие | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | «Железный занавес», номенклатура, положение советской интеллигенции, новый виток репрессий, космополитизм. | Усвоить наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития – демократической и тоталитарной; определить причины второй альтернативы. Альтернативы развития СССР после смерти Сталина, показать их через персоналии лидеров партии. | 24.12 | 9а- 9б- 9в- |
33 | 3 | Внешняя политика | Урок получения новых знаний | Международное положение, «холодная война» | Рассмотреть состояние международного положения СССР к моменту смерти Сталина, проанализировать развитие внешней политики нового советского руководства, раскрыть сущность мирного сосуществования государств с различным общественным строем | 13.1 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел VI. Советское общество в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.(4 часа) | |||||||
34 | 1 | Политическое и экономическое развитие страны | Урок получения новых знаний | Ротация, реабилитация, «оттепель», расширенное воспроизводство, предприятия группы «А», «Б», диссидент, паритет, разоружение, пацифизм. | Дать общую характеристику политических и экономических реформ Хрущева Н.С., сформировать представление о «волюнтаризме» и «субъективизме» в политике Хрущева. | 14.1 | 9а- 9б- 9в- |
35 36 | 2 3 | «Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Политика мирного сосуществования, «оттепель», развитие науки и образования в период «оттепели». | Усвоить предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. | 20.1 | 9а- 9б- 9в- |
37 | 4 | Повторение по теме «СССР в 1953 – 1960 годы» | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 21.1 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел VII. СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. (4 часа) | |||||||
38 | 1 | Консервация политического режима | Урок получения новых знаний | Консерватизм, «золотой век» партийно-государственного аппарата, геронтократия, усиление роли КГБ, Конституция СССР 1977 г. | На конкретных примерах показать, что смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964 г означала и смену политического курса, откат от ряда демократических идей и начинаний Хрущева. | 27.1 | 9а- 9б- 9в- |
39 | 2 | Экономика развитого социализма | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Аграрная реформа 1965 года, НТП. | Показать неизбежность изменений советской экономической системы в середине 60-х годов, раскрыть основные направления экономической реформы 1965г, раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. | 28.1 | 9а- 9б- 9в- |
40 | 3 | Политика разрядки: надежды и результаты. | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Визит Никсона, СБСЕ, война в Афганистане, региональные конфликты, «доктрина Брежнева» в отношениях с соцстранами, интеграция. | Уяснить, что главной предпосылкой разрядки международной напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом в конце 60-х годов | 3.2 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел VIII. СССР в годы перестройки (1985—1991 гг). (3 часа) | |||||||
41 | 1 | Реформы политической системы: цели, этапы, итоги | Урок получения новых знаний | Кадровая революция, перестройка, гласность, августовский политический кризис 1991 г | Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и социально-экономической системы и рассмотреть альтернативы пути ее осуществления. | 4.2 | 9а- 9б- 9в- |
42 | 2 | Экономические реформы 1985-1991 гг | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Стратегия ускорения, программа «500 дней», инфляция. | 10.2 | 9а- 9б- 9в- | |
43 | 3 | Диалектика нового мышления | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | «Новое мышление», начало разоружения, разблокирование региональных конфликтов, распад соц. системы, биполярная система международных отношений. | Усвоить радикальные изменения геополитического положения России после распада СССР, а также определить необходимость корректировки ее внешней политики в новых условиях. | 11.2 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел IX. Российская Федерация в 90-е гг. XX— начале XXI вв. (3 часа) | |||||||
44 | 1 | Российская экономика на пути к рынку | Урок получения новых знаний | «Шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, рыночная экономика, финансовый кризис, валютный коридор, интеграция в мировую экономику. | Сформировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 года, содержании различных планов перехода России к рынку, основных направлениях экономической политики государства | 17.2 | 9а- 9б- 9в- |
45 | 2 | Политическая жизнь России на рубеже веков. Геополитическое положение и внешняя политика России на рубеже веков | Комбинированный, изучение и первичное закрепление материала. | Конституция, референдум, многопартийность. | Усвоить принципиальное и отличие политической системы России от советской модели организации власти, осмыслить первые итоги ее функционирования, давать характеристику результатов политического развития страны в 90-е годы. Определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны. | 18.2 | 9а- 9б- 9в- |
46 | 3 | Итоговая контрольная работа по теме «Россия в XXв» | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 24.2 | 9а- 9б- 9в- |
Новейшая история. XX – начало XXI в. (26 часов) Раздел I. Мир в 1900 – 1914 гг ( 1 час) | |||||||
47 | 1 | Мир в начале XX века | Вводный | Индустриализация, НТР, антимонопольная политика, миграция, неравномерность экономического развития | Сформировать представление об основных чертах западной индустриальной цивилизации в начале ХХ века | 25.2 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел II. Первая мировая война (1914 – 1918 гг). ( 4 часа) | |||||||
48 | 1 | Начало Первой мировой войны | Комбинированный | «Новый империализм», военно-политические союзы, «сердечное согласие» | Учащиеся должны уметь давать оценку международным отношениям на кануне войны, определять предпосылки, причины, планы сторон, определить основные фронты войны. | 3.3 | 9а- 9б- 9в- |
49 | 2 | На переломе войны | Комбинированный | ПпланШлифена, битва на Майне, Четверной союз, «Верденская мясорубка» | Учащиеся должны иметь представление о позиционном характере войны, новой техники ведения боя, определять экономическое и политическое положение воюющих стран. | 4.3 | 9а- 9б- 9в- |
50 | 3 | Последние годы войны | Комбинированный | Военно-государственно-корпоративный капитализм, Брестский мир, сражение под Амьеном. | Учащиеся должны уметь охарактеризовать социальные противоречия воюющих стран, давать оценку основным событиям войны, результатам и последствиям войны. | 10.3 | 9а- 9б- 9в- |
51 | 4 | От новых революций к стабилизации в Европе | Комбинированный | «Восстание масс», интернационал, революции в Европе | Учащиеся должны уметь оценить войну как источник социальной нестабильности, определять сущность создания системы международной безопасности. | 11.3 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел III. Мир в 1918—1939 гг. (4 часа) | |||||||
52 | 1 | Экономический кризис США. «Новый курс» | Урок получения новых знаний | Кризис и его последствия, «новый курс» Рузвельта, профсоюзное движение. | Уяснить предпосылки, характер мирового экономического кризиса. Познакомиться с мероприятиями «нового экономического курса» | 17.3 | 9а- 9б- 9в- |
53 | 2 | Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе. | Комбинированный | Тоталитаризм, фашизм, корпоративизм, диктатура, милитаризация | Проанализировать взаимосвязь последствий мировой войны и установления тоталитарных режимов в Европе, как способов преодоления кризиса. | 18.3 | 9а- 9б- 9в- |
54 | 3 | Страны Азии и Африки между мировыми войнами | Комбинированный | Традиции и модернизация, национально-освободительные движения | Определить влияние Версальско-Вашингтонской системы на страны Востока. Определить суть национально-освободительного движения и противоречия модернизации стран третьего мира. | 31.3 | 9а- 9б- 9в- |
55 | 4 | Культура, наука и общество Запада в межвоенный период | Комбинированный | Неоромантизм, символизм, экспрессионизм, кубизм, | Дать оценку изменениям в образе жизни европейцев, развитию науки и техники, формированию массовой культуры. | 1.4 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел IV. Вторая мировая война (1939-1945 гг). (2 часа) | |||||||
56 | 1 | Начало Второй мировой войны | Урок получения новых знаний | Крах Версальско-Вашингтонской системы, причины и начало войны | Выявить причины и характер второй мировой войны. Дать оценку событиям 1 этапа войны. | 7.4 | 9а- 9б- 9в- |
57 | 2 | Перелом в ходе войны | Комбинированный | Пёрл-Харбор, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления | Дать оценку событиям 2 этапа войны, роли СССР в ходе войны, складыванию антигитлеровской коалиции. | 8.4 | 9а- 9б- 9в- |
58 | 3 | Заключительный этап войны | Комбинированный | Второй фронт, Крымская конференция, Берлинская конференция, капитуляция Японии | Дать оценку движению Сопротивления, внутреннему кризису фашистских режимов. Подвести итоги войны, выявить уроки войны. | 14.4 | 9а- 9б- 9в- |
Раздел V. Мир во второй половине XX - начале XXI в. (1939-1945 гг). (12 часов) | |||||||
59 | 1 | Раскол послевоенного мира на Запад и Восток | Урок получения новых знаний | Распад антигитлеровской коалиции, мирное урегулирование, образование ООН, Нюрнбергский процесс | Выявить особенности и противоречия создания послевоенного мира. Определить закономерности, причины и последствия локальных кризисов. | 15.4 | 9а- 9б- 9в- |
60 | 2 | От разрядки к новому противостоянию | Комбинированный | «Холодная война», гонка вооружения, создание военно-политических блоков, ОВД | Дать оценку международным отношениям в конце 70-х-первой половине 80-х гг. | 21.4 | 9а- 9б- 9в- |
61 | 3 | Восстановление Европы. Превращение США в сверхдержаву. | Урок получения новых знаний | Либерализация, интеграция, соглашение о свободной торговле | Сформировать представление о послевоенных изменениях в экономике и политике стран запада и возрастанию экономической и политической роли США. | 22.4 | 9а- 9б- 9в- |
62 | 4 | Социально-экономическое развитие стран Запада в 60-80-е гг | Урок получения новых знаний | Экономические кризисы, НТР, постиндустриальное общество, пацифизм, антимилитаризм, феминизм и левые движения | Сформировать представление об экономических кризисах начала 70-х гг., основных этапах и проблемах экономической и политической интеграции стран Запада, формирования единого экономического пространства в Европе. Сформировать представление о развитии демократии: достижениях и противоречиях, эволюции «общества потребления» | 28.4 | 9а- 9б- 9в- |
63 | 5 | Политические события в странах США и Европы во второй половине XX века | Урок получения новых знаний | Идейно-политические течения, переход к либеральной демократии | Сформировать представление об американском варианте западной цивилизации, выявить проблемы и противоречия. Сформировать представление о социально- экономических кризисах данного периода, крахе колониальной политике во Франции и в Великобритании Сформировать представление о проблемах , связанных с расколом послевоенной Германии, выборе пути дальнейшего развития Германии и Италии. | 29.4 | 9а- 9б- 9в- |
64 | 6 | Японские и азиатские «драконы» | Урок получения новых знаний | Экономическое чудо, утопии, культурная революция | Сформировать представление о положении Японии после капитуляции и проблемах модернизации и сохранения национальной духовной культуры стран - колониального мира. | 5.5 | 9а- 9б- 9в- |
65 | 7 | Страны Латинской Америки | Урок получения новых знаний | Национал-реформизм и модернизация, неоконсерватизм | Сформировать представление о латиноамериканском варианте западной индустриальной цивилизации. | 6.5 | 9а- 9б- 9в- |
66 | 8 | Восточноевропейские страны после окончания второй мировой войны | Урок получения новых знаний | «Строительство социализма», кризис тоталитарного социализма, революции 1989-1990 гг, «шоковая терапия» | Сформировать представление об особенностях развития стран Восточной Европы. Выявить общие черты кризиса стран социализма | 12.5 | 9а- 9б- 9в- |
67 | 9 | Страны Востока на пути модернизации. Традиционализм и национализм. | Урок получения новых знаний | Деколонизация, выбор путей развития | Сформировать представление о проблемах стран третьего мира и поиске путей развития освободившихся стран. Выявить роль ислама во внутренней и внешней политике в странах Азии и Африки, национализма и трайбализма в политическом развитии стран | 13.5 | 9а- 9б- 9в- |
68 | 10 | Международные отношения после окончания «холодной войны» | Урок получения новых знаний | Гонка ядерных вооружений, политика разрядки, движение несопротивления, региональные конфликты, | Уяснить расстановку сил на мировой арене, определить суть и проблемы связанные с «разжиганием» региональных конфликтов. | 19.5 | 9а- 9б- 9в- |
69 | 11 | Культурные процессы во второй половине XX века и глобальные проблемы человечества | Урок получения новых знаний | НТР, реализм, модернизм, авангард, концептуализм, глобализация и её противоречия. | Сформировать представление о глобализации проблем и противоречий, выявит пути их разрешения. Сформировать представление о процессах, происходящих в современной мировой культуре, науке. | 20.5 | 9а- 9б- 9в- |
70 | 12 | Итоговая контрольная работа по теме «Итоги развития человеческой цивилизации в XX веке» | Повторительно-обобщающий урок | Тест с разноуровневыми заданиями | Контроль и коррекция ЗУН | 21.5 | 9а- 9б- 9в- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 9 класс. 2014г.
Рабочая программапо Истории России. 1800-1900гг. (8 класс) Пояснительная запискаРабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образова...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс. 2014г.
Пояснительная запискаРабо...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...