"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Сафрыгин Борис Борисович

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 г

Тема: «Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».

 

Тип урока:  Обобщение изученного материала

 

Педагогические технологии:   технология проблемного обучения, метод проекта, ИКТ технологии.

 

Оборудование:    проектор, ноутбук с выходом в интернет, учебник, тетрадь.

 

Оценка педагогической ситуации:   обучающиеся владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные учащиеся – на повышенном уровне. Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются ведущими для старшеклассников. В ходе урока учитель выступает в роли  консультанта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolgkarat-uroka-11-kl-belyie-i-krasnyie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сафрыгин Б.Б.. – учитель истории и обществознания

МБОУ «Перхляйская ООШ»

Технологическая карта урока истории  обобщения изученного материала по технологии

проблемного обучения в 11 классе по теме:  

«Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 г

Тема: «Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».

Тип урока:  Обобщение изученного материала

Педагогические технологии:   технология проблемного обучения, метод проекта, ИКТ технологии.

Оборудование:    проектор, ноутбук с выходом в интернет, учебник, тетрадь.

Оценка педагогической ситуации:   обучающиеся владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные учащиеся – на повышенном уровне. Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются ведущими для старшеклассников. В ходе урока учитель выступает в роли  консультанта.

Цели урока:  

1. Образовательная:   выяснить причины победы большевиков в гражданской  войне

2. Развивающие:  развивать навыки работы с различными источниками информации, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, развивать самостоятельность в учебной деятельности, умения ставить задачу и добиваться ее выполнения, развивать творческие способности на основе содержательного и системно-деятельностного компонента.

3. Воспитательные:  способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, воспитание ответственного отношения к поставленной задаче.

Задачи:

  1. Обобщить информацию о государственной политике большевиков в годы гражданской войны, социально-экономической политике «красных» и «белых», о колебаниях крестьян, о роли интервенции в гражданской войне.
  2. Проанализировать учебный материал и сделать выводы о причинах победы большевиков.
  3. Сделать презентацию и  донести информацию до учащихся.

Формы работы учащихся:    индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Педагогические задачи

Средства обучения

Организационные формы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат, оформление результата

1.Постановка проблемы

Актуализация знаний и умений. Активизация познавательной деятельности

Учебник, материалы презентации по теме

Диалог, индивидуальная работа, деление на группы

Задает вопросы по исторической ситуации, организует работу в группах

Определение понятий, обнаруживание противоречия

Сформулирована тема, цели и задачи урока, сделаны записи в тетради

2.Формулирование

гипотезы

Сформировать прием разрешения противоречия и умения планировать деятельность

Записанные в тетради задачи и материалы презентации

Групповая работа

Организует работу в группах, определяет условия работы

Составление плана работы в соответствии с задачами

Сформулирована гипотеза

3.Доказательство гипотезы

Развить коммуникативные навыки, построение логических связей, причинно-следственных умозаключений, активизировать творческое мышление

Учебный материал, презентация

Групповая и индивидуальная работа, анализ, сравнение, соотношение

Определяет время работы на каждом этапе, высказывает свою точку зрения после всех выступлений

Анализ материалов презентации и учебного материала, оценка мнения автора, аргументация собственной или групповой оценки

Запись выделенных причин в тетради. Оценка результатовтивности

4.Общий вывод

Обобщить систему доказательств гипотезы или ее опровержение

Записи причин и выводов в тетради, слайды, презентация

Групповая и индивидуальная работа, сопоставление, анализ, обобщение

Дает оценку работе группы

Установление  соответствия причин и последствий событий

Озвучивание результатов работы, оценка выступлений, индивидуальные оценки в группах

5.Рефлексия

Самооценка и самоанализ деятельности

Анкета

индивидуальная

Обрабатывает информацию для решения трудностей

Оценивают свои успехи и трудности

Эссе по проблемам урока, темы формулируют  сами учащиеся. Учитель предлагает варианты, например, «Триумф или трагедия», «Закономерная победа  большевиков», «Патриоты или предатели».

                 Занятие проводится в  форме анализа изученного материала и обмена мнениями. Организационными формами и методами обучения стали индивидуальная и групповая работа, сопоставление, анализ, обобщение и выводы.

На первом этапе постановки проблемы учитель создает значимую для учеников проблемную ситуацию: «В советский период героями гражданской войны считались «красные». В годы перестройки о «белых» стали говорить как о героях. Ребята, что такое гражданская война? Могут ли быть победители  в гражданской войне?»

Ситуация мотивирует учащихся на формирование вопросов и постановку проблемы. Результатом деятельности учащихся являются варианты тезисов и вопросов:

  1. Почему со временем изменилась оценка деятельности «красных и «белых»?
  2. Можно ли считать героями участников гражданской войны?
  3. Что было общего в деятельности «белых» и «красных»?
  4. Каковы были перспективы «белых» и «красных» в ходе гражданской войны?
  5. Кого можно считать победителями в гражданской войне и почему?

После этого учащиеся формулируют  основное противоречие: лагерь «белых»  имел больше возможностей для победы в годы гражданской войны, но победили «красные». Тему урока формулируют учащиеся. Варианты учителя: «Белые» и «красные»: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922г.г.»

Целью урока ставится разрешить проблемную ситуацию.

Задачи: 1. Сформулировать гипотезу

              2. Определить план действий

              3. Ответить на поставленные вопросы

              4. Обменяться мнениями по полученным результатам

На втором  этапе урока в качестве гипотезы может быть сформулировано следующее положение: «победа большевиков в гражданской войне – закономерный итог развития России к 1920 годам.»

               Группы составляют план работы, выделяют главный вопрос. Учитель предлагает затрудняющимся план действия:

  1. Сравнить экономическую политику «белых» и «красных».
  2. Сравнить государственные и национальные идеалы «белых» и «красных»
  3. Соотнести территориальное размещение с национальными идеалами «красных» и «белых»
  4. Сравнить организацию управления на территории «белых» и «красных»
  5. Отношения с интервентами

На третьем и четвертом этапах роль учителя сводится к регламентации деятельности и высказыванию  собственной точки зрения, но не навязыванию ее. Обучающиеся представляют обобщения, выводы, сделанные в результате установления причинно-следственных связей, оценивают результативность работы. Оценка деятельности учащихся проводится внутри группы совместно с учителем по 5-ти бальной системе на основе следующих критериев:

  1. участие в формулировке вопросов,  тезисов, гипотезы
  2. участие в поиске доказательств
  3. участие в формулировке выводов

Общий вывод урока:    победа большевиков в гражданской войне закономерный итог развития России к 1920 годам, «белые» упустилим шанс на победу по объективным и субъективным причинам.

Самоанализ и самооценка учащихся осуществляются в результате анкетирования. (См. приложение № 1)

Приложение № 1

АНКЕТА

  1. ФИО учащегося  ________________________________________________________________________

      2. Степень участия в уроке:   а) активное                            б) пассивное                                 в) не участвовал

      3. Уровень знаний по теме до урока:              а) высокий                           б) средний                               в) низкий

      4. Уровень знаний по теме после урока:         а) высокий                          б) средний                               в) низкий

       5. Затруднения встретил в следующих видах деятельности:

           А) определение противоречий

           Б) формулирование гипотезы

           В) Определение плана действий

           Г) Анализ и сравнение обобщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

Гражданская война 1918-1922 (Симбирск, Поволжье, Комуч)

Конспект урока по теме Гражданская война в России для учащихся 11 классов. Работа направлена на углубление знаний учащихся о региональной стороне гражданской войны, о роли симбирян и пути сформированн...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Тезнологическая карта урока истории России " Северная война" 7 класс

Технологическая карта к уроку по истории России в 7 классе. Подходит к любому учебнику....

технологическая карта урока истории в 9 классе "Гражданская война "

Урок призван показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, сформулировать причины Гражданской войны, раскрыть цели и политическую программу Белого  и Красного ...