Нравственный выбор князя Владимира и его влияние на формирование русской цивилизации
статья по истории на тему

Овчинникова Елизавета Александровна

Актуальность выбранной темы заключается в том, что моральный, нравственный выбор в X веке привёл к коренным изменениям во всех сферах жизни древнерусского общества. Это свидетельствует о важности и объединяющей силе православия, когда закоренелые язычники по велению сердца отказываются от своих обрядов и верований. Сейчас, в начале XXI века, российское общество также стоит перед нравственным выбором и от того, каким будет этот выбор, зависит дальнейшая судьба всего государства, всего народа.

Цель данной работы – рассмотреть изменения, произошедшие в общественной, политической и культурной жизни Руси после принятия христианства, и выяснить стало ли принятие новой веры ключевым моментом в формировании русской государственности; провести историческую параллель и попробовать обозначить для современной России возможные нравственные пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennyy_vybor_knyazya_vladimira.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Нравственный выбор князя Владимира

  и его влияние на формирование русской цивилизации.

Овчинникова Елизавета Александровна

социальный педагог

Кашира, 2014 г.

Введение.

Тема крещения Руси князем Владимиром сама по себе очень интересна, так же как интересной и спорной является личность самого князя. Информация, достойная внимания, крайне скудна – это Повесть временных лет, Иоакимовская летопись и др. немногочисленные письменные источники X - XV веков. Подлинность этих источников в среде учёных всегда вызывала многочисленные споры. Но если принять, что данные летописи подлинны, то всё равно необходимо при их интерпретации учитывать исторические реалии, различия в менталитете, образном мышлении и языковом строе периода написания документов и современности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что моральный, нравственный выбор в X веке привёл к коренным изменениям во всех сферах жизни древнерусского общества. Это свидетельствует о важности и объединяющей силе православия, когда закоренелые язычники по велению сердца отказываются от своих обрядов и верований. Сейчас, в начале XXI века, российское общество также стоит перед нравственным выбором и от того, каким будет этот выбор, зависит дальнейшая судьба всего государства, всего народа.

Цель данной работы – рассмотреть изменения, произошедшие в общественной, политической и культурной жизни Руси после принятия христианства, и выяснить стало ли принятие новой веры ключевым моментом в формировании русской государственности; провести историческую параллель и попробовать обозначить для современной России возможные нравственные пути.

Для достижения указанной цели необходимо рассмотреть личность князя Владимира, тот нравственный подвиг, который он совершил, сознательно отказавшись от привычной жизни; изучить социально-политические аспекты принятия православия, меры, принятые для насаждения новой веры повсеместно; выявить изменения, произошедшие в политической, культурной, социальной, духовной, экономической жизни страны. Важной задачей также является сравнение реалий Х века и века ХХI по следующим параметрам: готовность к нравственным переменам, особенности морали, варианты дальнейшего развития.

Часть 1. Князь Владимир.

Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. Первоначальной мечтой Владимира было установление крепкой языческой веры, способной объединить все племена восточных славян. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. 

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». 

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Понятно, что целиком полагаться на «Повесть временных лет» не следует: летописец, бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином. Впрочем, если преувеличение и есть, то лишь количественное. О князе Владимире мы ведь знаем и из зарубежных источников. И тут важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, скольких противников он убил, — важно, что, приняв святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Заметим, что изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать.

Тем не менее, князь Владимир смог. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.

Часть 2. Крещение Руси.

По возвращении из Херсонеса, Владимир крестил своих двенадцать сыновей и дружину. С этого момента началось массовое принятие православия.

В массе своей народ не понимал всю глубину христианского вероучения, но принимал его в простоте сердца, по доверию. Это вообще очень характерная деталь для патриархальных обществ: «Так сделали старшие, и мы этому будем подражать». Например, «Повесть временных лет» так передает эту позицию: если бы князь, и бояре, и дружина не оценили бы положительно этой веры, не сочли бы ее своей, то они не имели бы основания креститься. Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Это прежде всего многоженство. Кроме того, изменилось отношение к зависимым людям: холопам, закупам, крепостным и так далее (в древнерусской жизни существовали разные формы зависимости). В подобных людях начали видеть своих собратьев во Христе, таких же грешников, каким является и сам господин, исповедующий христианскую веру. Далее, очень быстро ушли в прошлое те элементы народной жизни, которые были явно чужды христианству, в частности умыкание жен, которых воровали во время игрищ меж селами. Что же касается «бытового» язычества, то оно ушло в дома и в каких-то формах существует и доселе. Причем мы в этом отношении не уникальны — в Европе происходило то же самое.

Насаждение христианства происходило мирно, все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду — крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности. Однако он содержит уникальные сведения и потому вызывает интерес у историков, тем более на фоне других источников по домонгольской Руси, которых совсем немного. Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, для того чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но, тем не менее, своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе Крещение.
Тут есть интересный момент — в этой летописи упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход. То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь Православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже была почва для принятия новой веры.

Почему же христианство так легко вошло в жизнь русского общества? Тому есть несколько причин. Славянское язычество было, если можно так выразиться, неконкурентоспособно. Типологически оно было близко к скандинавскому, но находилось только в начале своего становления — не было ни священных книг, ни оформившегося культа. Вторая причина, по которой наши предки легко приняли Крещение, — это то, что была подготовлена почва. К концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Так что в целом русские люди крестились охотно. Не было ни массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы.
Еще одна причина, почему христианство на Руси не встретило активного сопротивления, состоит в том, что богослужение велось на понятном народу языке — в отличие от латинского обряда в Польше и Поморье.

Изменения в жизни общества.

 Православие фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры.

Известный историк первой половины прошлого века Антон Карташев, говоря о пирах князя Владимира, куда тот начал приглашать простонародье, утверждал, что князя подвигло на это прочтение Евангелия — тот решил обустроить социальную жизнь своего княжества по евангельской мерке.
В дополнение к пирам с дружиной, князь Владимир учредил и пиры с духовенством, и пиры для нищих, увечных. Такие пиры, помимо всего прочего, еще и демонстрировали отношение князя как к священникам и монахам, так и к бездомным, увечным, беспомощным людям, то есть обозначали некие приоритеты в государственной политике. Кроме собственно пиров для нищей братии, по Киеву на телегах развозили пропитание для нуждающихся. Скорее всего, князь Владимир действительно делал это из христианских соображений.

Существовали так называемые церковные дома — мы сейчас в точности не знаем, что это такое, но, видимо, это были, если применить современные аналогии, своего рода социально-благотворительные центры. Есть предположения, что существовали больницы, богадельни, странноприимные дома.
       Что же касается преемственности этой политики, то при Ярославе, сыне князя Владимира, помощь нуждающимся осуществлялась не в меньших масштабах.

Экономическая и политическая жизнь Руси также претерпела существенные изменения: страна вышла на принципиально новый уровень и с принятием христианства вышла на мировую арену в новом качестве единого христианского государства. Это существенно оживило внешние экономические и политические связи и активизировало международные отношения.
        Вообще, время правления князя Владимира не следует считать каким-то случайным историческим эпизодом, после которого все «вернулось на круги своя». Совершенно очевидно, что выбор веры стал поворотным моментом в жизни молодого государства и во многом определил его будущее.

Заключение.

Крещение Руси стало поворотным моментом в её развитии: сформировалось государство с единой верой, понятной внутренней политикой, культурной жизнью. Соседние государства стали относиться к Руси с большим доверием, так как она стала более предсказуемой, отношения с соседями основывались на христианской морали.

Таким образом, христианство преобразило не только самого князя, его приближённых и духовную жизнь целого народа – оно фактически сформировало новое государство.

Как и в Х веке, сейчас наша страна находится на распутье, нравственные перспективы неясны, культурный уровень населения падает год от года, единой морали не существует.

Формально православие у нас существует, но в большинстве случаев человек идёт в церковь по следующим причинам: чтобы поставить свечки, написать записочки; потому что все идут; потому что так надо. Возникает вопрос: а кому надо? Зачем соблюдать обряды, выполнять ритуалы, уподобляясь язычникам Х века?  

Как и во времена князя Владимира Россия в ХХI веке стоит перед выбором между верой истинной, православной, и ритуалом, выполняемым, потому что так надо; между духовностью и бездушием, автоматизмом во всём; между искренней верой, самоотречением, состраданием и себялюбием, корыстью, индивидуализмом. Сможет ли современная Россия, погрязшая в различных «пережитках», западных установках на личностный успех, меркантилизме, огромном количестве сект и лжеучений, сделать единственно верный шаг, который был сделан очень давно, нашими предками, и забыт за ненадобностью?

Огромную роль в становлении русской государственности, в формировании новых общегосударственных нравственных и моральных установок сыграла сильная личность – князь Владимир Святославович, в народе называемый Красное Солнышко. В Х веке авторитет правителя был много выше, чем сейчас, так как общество было патриархальным, князь рассматривался как отец, который в любом случае своим детям зла не пожелает, любое его решение принималось. Тем не менее именно князь Владимир удостоился такого прозвища, которое не удалось заслужить ни одному князю, царю. Вероятно, народ оценил тот нравственный подвиг, который совершил Владимир Святославович, изменив всю свою жизнь, приняв христианскую мораль как руководство к действию. Князь стал образцом нравственности, примером для своего народа.

Именно такого примера и не хватает в современной России. Мы привыкли относиться к власти с уважением, подчиняться закону, но в тех, кто нами управляет, видим просто людей: со всеми слабостями, недостатками, ошибками. Авторитет власти падает год от года, винить в этом народ смысла нет.

Российскому народу необходима помощь со стороны власти, чтобы сделать правильный нравственный выбор. Дело не в религии, не в православии, не в посещении богослужений. Наша страна всегда была многонациональной, многоконфессиональной, веротерпимой. Российский народ всегда верил и теперь хочет верить в доброго правителя-отца. Хочется видеть во власти поддержку, видеть, как оказывается реальная и достаточная помощь нуждающимся, видеть нравственность и духовность в поступках, а не на словах.

Если русский человек сейчас увидит в тех, кто им управляет, образец нравственности, поверит, что «князь плохого не посоветует», то и выбор он сделает правильный, как и в Х веке, когда благодаря князю Владимиру, его действиям, сформировалось сильное государство, пугавшее врагов, поддерживавшее союзников и заботившееся о своём народе.

Список литературы.

1. Карташев А.В. Святой великий князь Владимир - отец русской культуры. - Париж, 1939. 24 с.

  2. Лесной С. Истории руссов в неизвращенном виде. Вып.5 (1955г.). Глава 1. Иоакимовская летопись и ее значение. с. 430-431

3. Повесть временных лет, http:/www.vehi.net

4. Православный журнал «Фома», http:/www.foma.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная творческая работа на тему: «Князю Владимиру - крестителю земли русской посвящается»

В год памяти князя Владимира Максим Веселов подготовил сообщение о нем, заинтересовал учащихся своим выступлением. В дальнейшем решил рассказать об этом в своем сочинении, написанном в жанре былины....

Четвертые региональные Рождественские образовательные Чтения. Статья «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси».

Статья представляет собой описание опыта работы по технологии открытого образования - образовательного путешествия....

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...