Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса
методическая разработка по истории на тему

Этот материал  поможет  тем,  кто занимается  с  учащимися  экскурсиями. Сейчас  многие  школы  имеют  автобусы. Замечательно,  если есть дети, интересующиеся  городом,  своей  малой  Родиной,которые  хотят  проводить  экскурсии  для  своих  товарищей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса.

 Занятия  в  «Школе  юных экскурсоводов», образованной на базе  ГБОУ СОШ № 4 им. Кусто   Василеостровского  района,  позволяют  учащимся  расширить  знания  по истории и культуре  Санкт- Петербурга. Занятия проходят  не только в классе, но и непосредственно  на улицах, площадях  и  набережных,   музеях  и  архивах. Занятия   создают  условия для  осознания  ребятами  своей  локальной  идентичности ,помогают  учащимся узнать  больше  о  достижениях  города  и  горожан,  испытать  чувство  гордости  за прошлое  и  настоящее  Санкт-Петербурга.

Занятия  позволяют  выработать  культуру  речи, образность  языка, развить  память,  коммуникативные  навыки  и  артистизм, ребята  впоследствии  смогут  выступать  перед   любой  аудиторией. Школьники,  используя  методику,  проводят  самостоятельные  экскурсии  по  различной  тематике.  

При разработке  и  проведении  экскурсий  учащиеся  руководствуются  определенными  методиками: методика  показа – большая  по  объему  и  более  сложная  и  методика  рассказа-   меньшая   и  носящая  подчиненный   характер. Методика   показа  не  должна  сводиться  к  зрительному  показу  объектов,  к  их  восприятию  только  с  помощью  зрения. Необходимо  расширять  действенность  звуковой  наглядности,  использовать,  например,  шум  леса, пение  птиц. Такие  элементы  делают  рассказ  более  убедительным. Можно  использовать  краски  солнечного  заката (Мраморный   дворец), отражение  зданий  на  водной  поверхности (Петропавловская  крепость, здания  Эрмитажа).

Методическая  разработка  для   показа   конкретного  памятника  предполагает  осмотр   со  всех сторон,   поэтому  тем, кто   на  экскурсии  предлагают  обойти   его.

Правила  экскурсионной  методики:  помочь  увидеть,  услышать  и  ощутить то,  что  имеет  отношение  к  данной  теме;  содействовать  в  усвоении  навыков   анализа  объекта;  обеспечить  устойчивое  внимание  к  теме,  к   показу  и  рассказу  на   протяжении  всей  экскурсии. В  первые  минуты  это  обеспечивается  интересом   к  теме.  Затем  оно  поддерживается  увлекательностью  содержания  рассказа  и   такими  качествами  объектов,  как  их  известность,  неповторимость,  внешняя  выразительность,  познавательная  ценность,  а  также  правильной   последовательностью  показа. Устойчивость  внимания  обеспечивается  оптимальным  количеством  отобранных  объектов.  

Методика  показа  основана  на  « способности»  объекта  привлечь  внимание. Один  объект  можно  рассматривать 5 минут,  другой-   более  1-2  минут. Это  качество  объекта  определяет  длительность  рассказа,  служит  основой  методики   изложения  материала. Говоря  о  последовательности  показа  и  рассказа,  методика  дает  однозначный  ответ:   от  показа  к  рассказу.

С  учетом  требований  методики  строится   рассказ:  определяется  его   содержание,  форма,   продолжительность,  устанавливается  связь  с  показом. Форма  рассказа, его  длительность,  структура  зависят  от  степени  сохранности  памятника ( объекта),  от  его  места  в теме  экскурсии,  от характера  самого  объекта. Необходимо  следить  за  тем ,  чтобы  объект  был  правильно  воспринят. Большую  роль  в этом  играет  эмоциональная  окраска. Сильные  эмоции испытывают  ,  на  пример,  на  месте  дуэли   и  смертельного  ранения  А.С. Пушкина.

Учащиеся  «  Школы  юного  экскурсовода» хорошо  знакомы  с   требованиями   проведения  экскурсий. Ежегодно  участвуют  в  городском  конкурсе  на  звание  «Лучший  юный  экскурсовод  года»,  Квалификационном  конкурсе  на  звание  «Экскурсовод – школьник»,в  региональной  олимпиаде  по  краеведению.

Районный    отборочный  тур   проходит  на  базе  ГБОУ  СОШ № 4  им.  Кусто  с  2007 года.  Это   -результат  доверия  Оргкомитета.

Оценка  выступления  конкурсанта  производится  профессиональным  жюри  по  следующим  критериям:

- владение  методикой  показа  и  рассказа;

-дидактический  подход   в  экскурсии ( ориентация  на  определенный  возраст  как  по  отношению  к  экскурсантам,  так и  по   отношению  к  юному  экскурсоводу) ;

-осмысленное  владение  материалом  экскурсии,  компетентность  экскурсовода ;

-эмоциональность, коммуникативная  культура,  образность  языка  экскурсовода ,артистизм ;

-культура  речи.

Оценка  конкурсантов  производится  по  11- бальной  системе.  Участники  конкурса,  получившие оценку  8  и  более  баллов, допускаются  во  второй  тур.

Во  втором   туре  конкурсанты  должны  провести  свою  экскурсию  на  маршруте с  группой  учащихся  в  присутствии  одного  из членов  городского  или   районного  жюри. К  критериям  добавляются  следующие :

-хорошее  знание  и  рациональное  построение   маршрута,  умение  выбирать  место  для  группы  на  остановках;

-логические  мостики-  переходы  от  одной  остановки  к  другой;

-общение  с  группой,  умение  организовать  ее  на  маршруте;

- постановка  голоса ( модуляция).

Юные  экскурсоводы,  успешно  сдавшие  экскурсию  на  маршруте, представившие в  Оргкомитет  отзыв  о  проведенных  экскурсиях, получают  право  участия   в  финале.

Для   участия  в городском  Квалификационном  конкурсе  на  звание « Экскурсовод- школьник» учащиеся  готовятся  по  тем  же  критериям   и  защищают  перед  профессиональным   жюри  свою  авторскую  экскурсию. После  успешного   выступления,  они  получают  документ- удостоверение  экскурсовода – школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы и критерии для определения результатов и качества образовательного процесса.

Обследование физического состояния воспитанников в условиях детского дома....

Диагностические материалы по определению уровня осознанности чтения

Данная диагностика позволяет выявить уровень развития такого метапредметного навыка, как осознанности чтения....

Диагностические материалы для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 1 класса

в соответствии ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Входная  диагностика по предметам учебного плана)...

Критерии и диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей "Танцевальная аэробика"

В материале представлены мною разработанные диагностические материалы (конкретные задания и упражнения) для определения степени развития у детей чувства ритма, координации движений, выносливости, гибк...

Приказ № 717-0 Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

Приказ № 717-0  Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...

Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...