Урок истории в 5 классе «Древняя Спарта».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Афанасьева Марина Геннадьевна

Урок истории в 5 классе. Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок истории в 5 классе.801.34 КБ
Файл urok_dr._sparta.rar15.88 КБ

Подписи к слайдам:

Презентацию выполнила: Афанасьева Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ пос. Кутузовский
Разминка. ВОПРОСЫ ЕГИПТЯНАМ:1. Вавилоняне знали 360 способов использования фиников. Назовите несколько из них.2. Что в Египте делали из тростника? 3. Из чего состояло Египетское войско.
ВОПРОСЫ ПИРАТАМ:1. Что было написано и нарисовано на столбе Хаммурапи?2. Когда, кем была открыта гробница фараона Тутанхамона и что там было обнаружено?3. Опишите одежду египтян.
ВОПРОСЫ СПАРТАНЦАМ:1. Кого называют в Спарте «илотами»?2. Кто командовал войсками в Спарте?3. Краткая, меткая и точная речь?
Зашифрованное слово(Домашнее задание)


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кутузовский

Муниципального района Сергиевский Самарской области

Урок истории в 5 классе

«Древняя Спарта»

                                               Выполнила работу: Афанасьева Марина Геннадьевна,

                                                                                      учитель  истории и обществознания

                                                                                    ГБОУ  СОШ  пос. Кутузовский,

                                                                                                  Самарской области, Сергиевского района,

                                                                                                   пос. Кутузовский, ул. Центральная, д.24.

пос. Кутузовский,

2015г.

Тема урока: «Древняя Спарта».

   

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Форма урока: урок – исследование.

Цель урока: Формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте;

- познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, изучить быт и нравы спартиатов;

- определить положительные и отрицательные стороны воспитания в Древней Спарте.

Задачи:

- Познакомить с особенностями географического положения Древней Спарты.

- Дать характеристику населению Спарты в сравнении. Через показ фрагмента фильма «300 спартанцев» проиллюстрировать образ спартанцев.

- Выделить особенности государственного устройства Спарты.

- Закрепить изученный материал через работу с документами, тестом.

2. Урок является третьим при изучении темы «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».

    В начале урока дети делятся на 2-е команды. У них свои отличительные атрибуты, костюмы.

1 часть. Вводная. Мотивация, постановка цели.

Изюминка урока.     Создание на уроке атмосферы Древней Спарты благодаря демонстрации фрагмента фильма «300 спартанцев».

Учитель: мы совершили небольшое путешествие по Спарте. Интересно, не правда ли?

А хотелось бы вам жить в этом полисе? Сразу и не ответишь.

Для того чтобы решить этот вопрос мы должны узнать о нем больше.

    Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лаконики и Мессении, хорошо знает жизнь и обычаи этой страны.

Начнем с разминки:  

  • а) Работа с картой: На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?
  •  Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?  (Полисы)
  • С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?
  •  Определить положение Древней Спарты.

б) Миф о  происхождении названия полуострова Пелопоннес.

    (Приложение №1) Рассказ ученика.

2. а) Работа с терминами: 

  • Лакония  – область Спарты
  • Мессения – область Спарты
  •  спартанцы – коренные жители Спарты
  •  илоты – захваченные народы
  •  Совет старейшин – гос-венный орган
  •  народное собрание – из мужчин спартанцев
  •  демократия – власть народа
  •  цари – командиры войск (2 предводителя)
  •  лаконичность – речь (кратко, метко, точно)

        б) Отношение спартанцев к илотам (на стр. 41. и вопросам)

Вопросы к ученикам:

1. Кому принадлежат земли?

2. Кто на них работал?

3. Учитель:

Воспитание подрастающего поколения в Спарте осуществлялось особыми методами и получило название «Спартанское воспитание». В чём же оно заключалось мы с вами сейчас выясним, поработав с историческими источниками.   Приложение №2

 

Учитель: хотели бы вы жить в Спарте?

Действительно спартанцы окутали своё государство, покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.

  б) Рассказ учителя.

4. Изучение государственного устройства Древней Спарты проводится по а) слайду презентации с пояснениями учителя. (Слайд 13).

б) Ролевая игра (выборы старейшины).

(Выполняет роль физминутки).

ВОПРОСЫ: 1. Нужны ли были в Спарте искусные повара?

Рассказ ученика. Строго соблюдая за тем, чтобы роскошь не затронула спартанцев: питались вскладчину, и позором считался отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

  1. Какие основные продукты питания использовали спартанцы? 
  2. Почему было такое отношение к пище?

ВОПРОСЫ: Угадай, о каком полисе идет речь?     (Приложении №3.)

 Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А.     Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б.       Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Учитель: мы уже говорили о «спартанском воспитании», сейчас давайте поговорим об Спартанской армии.   (Рассказ ученика). 

Рассказ:

Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:

Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,

Родину-мать от врагов обороняя в бою.

Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми.

Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.

Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.

Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.

В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.

Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2— 6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Учитель:  Провожая сына на войну, мать подавала ему щит и произносила:

«С ним или на нем».

Что хотела сказать этими словами женщина?

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?

Закрепление материала.

- Для вас пришло письмо от Мюнхаузина.

Игра «Найди ошибки в рассказе Мюнхаузуна».

Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.

Что в этом рассказе не соответствует действительности?

Выводы урока: Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно приходила в упадок яркая культура. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.

Рефлексия.  (Поднимите карточки – смайлики с таким настроением, какое у вас осталось от урока?)

Домашнее задание и выставление оценок.

    Приложение №1.

       

       Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес».

Знатный юноша Пелопс бежал, спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашёл приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая – прекрасную Гипподамию и полюбил её. Но царь не желал отдавать дочь замуж, ему было предсказано, что он погибнет от руки её будущего мужа. Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязаниях на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было ему равных  в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьём. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая. Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить в состязании. Решил он подкупить слугу царя Миртила: «Если поможешь мне победить Эномая, то я женюсь на его дочери, завладею всем царством и отдам тебе полцарства. Ты только замени металлический стержень в царской колеснице на восковой. Пусть колёса соскочат с оси во время погони. Долго колебался Миртил, но, наконец, обещал сделать Пелопсу то, о чём тот просил.  И вот состязание началось. Пелопс погнал коней во весь опор. Далеко за Пелопсом слышится грохот колесницы Эномая. Всё ближе и ближе Эномай. Пелопс уже чувствует за спиной дыхание его коней. Взмолился Пелопс богам и боги услышали его молитву. Колёса с осей колесницы царя Эномая соскочили, колесница опрокинулась, насмерть разбился Эномай. Пелопс взял в жёны Гипподамию и завладел всем царством Эномая. С тех пор Южная Греция стала называться «островом Пелопса», по-гречески – Пелопоннесом.  

 Приложение №2

Воспитание в спартанской школе.

  • При рождении мальчика отец брал его, и относили на край пропасти  Апофеты (гр. «место отказа» — ущелье в горах Тайгета), где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть.
  •  А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали дети, были очень грубыми и жесткими.
  • В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали.
  • Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. Этот процесс проходил в три этапа.
  • На первом этапе (7–15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным образом оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках).
  • На втором этапе воспитания (15–20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, кто терпел неудачу. К 20 годам их посвящали в воины и получали полное вооружение.
  • В течение третьего этапа (20–30 лет) они постепенно приобретали статус полноправных членов военной общины. В результате всех перечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием своего времени.

Жизнь в период воспитания

 

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность.

 

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазать по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19–20 лет.

 

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного — никаких правил. Запрещалось лишь применять оружие.

 

Как только юноши подрастали. Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).

  

Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившей выражение в коротких и весомых фразах — лаконичных выражениях — которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: «Завтрак — здесь, ужин — в Аиде».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс Древний Вавилон

Презентация 5 класс Древний ВавилонИстория древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/В.И.Уколова,Л.П.Маринович; под-ред. А.О.Чубарьяна;Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение».-М.: ...

урок истории 5 класс Древний мир

урок посвящен искусству  семь чудес света...

презентации к урокам истории 5 класса Древний мир- раздел I

презентации будут полезны тем, кто работает с различными инновационными технологиями- проблемного обучения, развития критического мышления, коммуникативной технологии и дискуссионной. Требования ФГОС ...

конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди

Тема: Древнейшие людиЦель:1.Предметные:-        Формулировать  отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;-...

Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"

Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"...