конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема: Древнейшие люди

Цель:

1.Предметные:

-        Формулировать  отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;

-        Знать основные вехи в истории древнейших людей;

-        Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;

-        Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;

-        Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.

2.Метапредметные:

-        Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

-        Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;

-        Развивать логическое мышление;

-        Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.

3.      Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_drevneyshie_lyudi.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5а, 5б

Дата:    .09.2015

Урок истории - 2.

Тема: Древнейшие люди

Цель: 

1.Предметные:

  • Формулировать  отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
  • Знать основные вехи в истории древнейших людей;
  • Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
  • Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;
  • Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.

2.Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
  • Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
  • Развивать логическое мышление;
  • Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.
  1. Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, карта мира, ноутбук, проектор, презентация.

Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда,  рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.

содержание

примечание

1

Организационный момент Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока. 

-  Дайте определение истории как науки.

- Для чего  нужно изучать историю?

- Что изучает Всеобщая (Всемирная) история?

- Какой этап Всемирной истории мы будем изучать в этом учебном году?

- Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира?

- Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?

-  Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить  найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.

Первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.

Тема урока «Древнейшие люди». Сегодня на уроки мы узнаем о …

(Учащимся предъявляется план урока на слайде):

  1. Происхождение человека.
  2. Облик первобытного человека.
  3. Орудия труда.
  4. Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.
  5. Овладение огнем.

После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются, каждому выставляется отметка

2

карта

Изучение нового материала

-Какие версии происхождения человека вам известны?

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки? (Подвожу учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны) 

Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

Работа с картой:

Историческая карта, как важный источник информации, нужна нам сегодня на уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

-  На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

-  Что такое, по-вашему, прародина?

Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(физическая карта Восточного полушария)

    Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

 - Почему  прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

 - По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на  наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте) (родиной человечества является Африка).

Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. Их назвали австралопитеками – «южными обезьянами». Они появились на земле около 6 млн лет назад.

-Когда появились первые люди на земле?

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями:

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

4.Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени. Так появился «человек разумный». Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появились наши прямые предки. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного человека почти совпадали.

Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный».

3

Первичное закрепление изученного материала.

1.Кого мы называем первобытным человеком? (Необходимо обратить внимание на то, что первобытным был не только древнейший человек, но и человек разумный).

2.Работа с лентой времени:

-начерти ленту времени

-отметь на ней когда появилась письменность

-отметь на ней, когда появились первые люди на земле

-отметь на ней когда появился «человек разумный»

-посчитай, сколько прошло тысячелетий, прежде чем «человек разумный» изобрел письменность.

3.Покажи на карте часть света, где впервые появились древнейшие люди.

4.В чем состоит главное отличие древнего человека от животных?

5.Для чего древний человек мог использовать рубило.

6.Работа по составлению схемы «Развитие древнего человека». (При работе над схемой учащихся можно попросить обратиться за помощью к материалу учебника.)

4

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Пересказ параграфа.

Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?

Составить план рассказа «Овладение древним человеком огнем».

Выучить записи в тетради.

Выполнить задание по контурной карте.

5

Рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке меня удивило…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока 5 класс "Известные люди.Прошедшее время"

Технологическая карта урока 5 класса "Известные люди.Прошедшее время" по УМК Ю.А.Комаровой...

Конспект урока 5 класс "Древнейшие люди"

Данный урок предназначен для ознакомления учащихся с обликом и образом жизни древнейших людей....

Урок истории "Жизнь древних людей" 5 класс

Урок истории "Жизнь древних людей" для 5 класса разработан по технологии "перевернутый урок" с применением электронной формы учебника....