Урок обществознания в 9 классе "Права и обязанности человека и гражданина"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Шишкина Татьяна Евгеньевна

Данный материал содердит план- конспект урока, технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_cheloveka_i_grazhdanina.rar694.26 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока обществознания в 9 классе

на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Цель:

        расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.

Задачи:

Обучающие:  ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;  сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить  формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

Содержательная часть:

I.  Этапы  урока.  (слайд – представление № 1)

1. Организационный этап.

Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка       внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1.Работа по карточкам (3 ученика).

2. Фронтальный опрос:

― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ ст. 15).

― Какие принципы правового государства нашли отражение в ст. 2,10, 15, 17, 18?

― В чём заключается высшая ценность для государства? ст. 2.

― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

― Всегда ли люди были равны?

― Что такое дискриминация?

Мини-итог.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1.  Вызов.

― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что такое ежемесячное детское пособие?

― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно? (227,72р)

― А где не получают?

― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

― А можно ли это назвать законным? Вот в этом нам с вами придется разобраться сегодня.

- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

(слайд - «Права и свободы человека и гражданина» № 2)

2. Постановка цели и задач урока.

― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите, как этот урок может    вам помочь в решении данной проблемы?

― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

(слайд - Цель: расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов № 3)

Как мы будем добиваться поставленной цели?

Перед вами лежат документы (слайд № 4), что мы должны сделать? (слайд № 5)

1. Ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.

2. Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции.

3. Показать способы их реализации и защиты в жизни.

IV. Этап усвоения новых знаний.

Работать мы с вами будем по следующему плану (слайд - план урока № 6)

1. Работа с учебником.

― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на стр.121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

 ― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь. (слайд  №7)       

Право это…

- законодательно закреплённые нормы;

- выражают меру свободы;

- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав).

2. Беседа.

― Скажите своими словами, что же такое право?

― Как принято называть совокупность правовых норм? (каталогом прав человека)

3. Разбор ситуации.

Беседа:  Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему, свобода имеет границы?

― И чем же определяются данные границы? (слайд – свобода № 8)

 (слайд – афоризм № 9)

4. Работа с источником в планшете и переход к работе с Всеобщей Декларации прав человека).

Комментарии учителя.

5.Работа с документом (Декларация).

― Откройте учебник на стр.126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и выделите основную мысль этого документа.

― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

― Сделайте вывод. (Декларация- это эталон международного права и каждое государство должно стремиться к выполнению этого документа).

6. А теперь обратимся к Конституции РФ. Глава 2.

Давайте сравним нашу Конституцию с Декларацией (раздача карточек разного цвета).

Подводим итог.

7. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.

― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

Работа в группах по слайду (стр.131) (слайд № 10)       

- Президент РФ – главный гарант.

- Правительство РФ.

- Уполномоченный по правам человека.

- Судебная система.

8. Работа с документом.

Вступительная беседа: Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста? стр. 132

Работа с Конвенцией Прав ребенка (читаем Преамбулу, выделяем главную мысль)

(Слайд № 11)

1959г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически - обязующий документ 193 страны)

Цели:

1. закрепить правовой статус ребёнка;

2. закрепить обязанности государств - участников.

9. Работа с документом.

Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

10. Работа в группах. Разбор ситуаций.

Взаимооценка работы в группах.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

― Что является основой этих документов?

― Все права человека  должны быть такими, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле.

― Может ли человек защищать свои права? Как?

― Имеет ли свобода границы? Какие?

― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие? (Ст.57-59)

VI. Этап обобщения и систематизации.

― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему? (Пояснения)

ст.38-39.

― Как выяснить – кто виноват?

VII. Этап рефлексии.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Закончите предложения:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

- Я смог…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Д/задание:

Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст,

ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...

Права и обязанности человека и гражданина.

Права и обязанности человека и гражданина....

Урок обществознания по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"

Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе....

Обществознание. Урок. 9 класс. Права и свободы человека и гражданина.

Урок-практикум с применением групповой работы....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...