Конспект урока "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.
2. Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.
3. Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.
Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.
План изучения нового материала
1. Религиозные объединения.
2. Права религиозных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_religioznye_obedineniya.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 11
Тема урока: Религиозные объединения и организации Российской Федерации.
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.
Задачи:
- Ознакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.
- Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.
- Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.
Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.
План изучения нового материала
- Религиозные объединения.
- Права религиозных организаций.
- Межконфессиональные отношения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
Тестирование по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
1. В состав политической элиты входят
- руководители регионов
- лица, принимающие ключевые, общегосударственные решения
- профессиональные работники политических организаций и государственных органов
- все перечисленные
2. Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная группа людей задают стандарты
поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом.— это
- политическая культура
- политическая элита
- политическое лидерство
- политический процесс
3. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным
положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с
использованием государственной власти или воздействием на неё,— это
- политическая культура
- политическая элита
- политическое лидерство
- политический процесс
4. К признакам политического лидера относится (- ятся)
- имеет авторитет
- обладает непостоянным влиянием
- воздействует на малые группы людей
- все перечисленные
5. Верны ли следующие суждения о формировании политической элиты?
А. Формирование политической элиты в традиционных политических системах осуществляется продвижением выходцев из любых общественных слоев, благодаря высокой конкуренции и значимости их личных качеств. Б. Формирование политической элиты в демократических политических системах осуществляется узким кругом высших руководителей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
6. В обществе Д. существуют авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их
социальный статус и существующие общественные барьеры перекрыли дорогу к сфере управления. Однако они всё
равно стремятся к власти. Это пример
- административной элиты
- контрэлиты
- псевдоэлиты
- антиэлиты
7. В государстве М. власть политического лидера узаконена установленными нормами права, основана на признанных
обществом конституционных принципах и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве М. существует легальное
политическое лидерство?
- вера масс в установленный порядок вещей
- вера масс в особые экстраординарные способности политического лидера
- лидерство основано на передаче власти по наследству
- в основе лидерства лежит разум
8. Найдите в приведённом списке характерные черты политической элиты и запишите цифры, под которыми они
указаны.
- организаторские способности
- значительный объём государственной и информационной власти
- низкий социальный статус
- большая социальная группа
- непосредственное участие в осуществлении власти
- нейтральна в отношении принятия политических решений
III. Сообщение темы и цели урока: Тема сегодняшнего урока называется «Религиозные
объединения и организации Российской Федерации». Известно, что Российская Федерация, как
зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством.
- Ребята, ответьте на вопрос, что означает светское государство? (Светское государство означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства.)
- Правильно, а в чем же проявляется светский характер? (Проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определённую религию, а также в равенстве приверженцев всех вероисповеданий и атеистов перед законом).
- Ситуация с деятельностью религиозных объединений в современной России является непростой.
С одной стороны, ученые-религиоведы отмечают, что в условиях политических, социальных, экономических преобразований в стране заметно меняется и ситуация в духовной жизни. Повышение престижа религиозных объединений, активизация их деятельности в самых разных сферах — безусловно позитивные процессы.
С другой стороны, ситуация начала 90-х гг. XX в. привела к расширению влияния различных деструктивных сект, миссионерской деятельности разного рода организаций, финансируемых зарубежными религиозными центрами, увлечению вне вероисповедной мистикой, различными формами оккультизма.
В настоящее время деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в группах:
- Далее будем работать в группах. Используя текст учебника, Конституцию РФ, раздаточные
материалы выполните задания из предложенных карточек. На выполнение заданий дается 20
минут. Затем каждая группа поочередно выступит.
Первая группа: «Религиозные объединения» Вторая группа: «Права религиозных организаций». Третья группа: «Межконфессиональные отношения»
Задания:
1. Что такое религиозное объединение?
Характеристика | Религиозные группы | Религиозные организации |
Общие признаки | ||
Отличия |
3. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.
Задания:
1. В чем различие специфических прав религиозных организаций от типичных?
2. Заполните таблицу «Права религиозных организаций в РФ»:
Типичные права | Специфические права |
3. В чем заключается смысл статьи 5 «Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях».
Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
«1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору
индивидуально или совместно с другими.
- Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка.
- Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
- По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии -вне рамок образовательной программы».
Задания:
1. В чем проявляется рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и
политические процессы?
2. Заполните таблицу «Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей
стране»:
Проблема | Содержание проблемы |
3. Какие религиозные организации называются экстремистскими?
2. Выступление групп.
(На выступление каждой группе отводится по 5 минут).
3. Физкультминутка (2 мин.)
(Проводится после выступления первой группы).
4. Выводы и дополнения учителя по выступлениям:
- Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.
- Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.
- К концу XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.
V. Закрепление изученного материала.
Составление синквейна: религия, молитва, экстремизм.
VI. Подведение итогов.
Рефлексия - Метод «Зарядка» - Ребята, я предлагаю вам оценить наш сегодняшнее занятие, дать оценку своей деятельности на уроке.
VII. Домашнее задание: - прочитать параграф 18,
- выполнить задания к документу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»Материалы пре...
Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»
Цель изучения курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья....
КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____ КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...
Концепция преподавания учебного предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы 2018г
Концепция преподавания учебного предмета Технология...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Изменения в преподавании учебного предмета ОБЖ...
Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...