Конспект урока "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Петрова Алина Анатольевна

Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.

2.   Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.

3.       Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.

Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.

 

План изучения нового материала

1.            Религиозные объединения.

2.            Права религиозных организаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_religioznye_obedineniya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 11

Тема урока: Религиозные объединения и организации Российской Федерации.

Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России.
  2. Раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом Российской Федерации.
  3. Подвести к пониманию необходимости поддержания межрелигиозного мира в условиях социальных изменений в современной России.

Тип урока: комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника и обсуждение заданий, выполненных учащимися до урока.

План изучения нового материала

  1. Религиозные объединения.
  2. Права религиозных организаций.
  3. Межконфессиональные отношения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II Актуализация знаний по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

Тестирование по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

1.        В состав политической элиты входят

  1. руководители регионов
  2. лица, принимающие ключевые, общегосударственные решения
  3. профессиональные работники политических организаций и государственных органов
  4. все перечисленные

2.        Тип политического взаимодействия, при котором один человек или ограниченная   группа людей задают стандарты
поведения и цели деятельности для больших социальных групп или общества в целом.— это

  1. политическая культура
  2. политическая элита
  3. политическое лидерство
  4. политический процесс

3.        Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным
положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с
использованием государственной власти или воздействием на неё,— это

  1. политическая культура
  2. политическая элита
  3. политическое лидерство
  4. политический процесс

4.        К признакам политического лидера относится (- ятся)

  1. имеет авторитет
  2. обладает непостоянным влиянием
  3. воздействует на малые группы людей
  4. все перечисленные

5.        Верны ли следующие суждения о формировании политической элиты?

А. Формирование политической элиты в традиционных политических системах осуществляется продвижением выходцев из любых общественных слоев, благодаря высокой конкуренции и значимости их личных качеств. Б. Формирование политической элиты в демократических политических системах осуществляется узким кругом высших руководителей.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

6.        В обществе Д. существуют авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их
социальный статус и существующие общественные барьеры перекрыли дорогу к сфере управления. Однако они всё
равно стремятся к власти. Это пример

  1. административной элиты
  2. контрэлиты
  3. псевдоэлиты
  4. антиэлиты

7.        В государстве М. власть политического лидера узаконена установленными нормами права, основана на признанных
обществом конституционных принципах и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве М. существует легальное
политическое лидерство?

  1. вера масс в установленный порядок вещей
  2. вера масс в особые экстраординарные способности политического лидера
  3. лидерство основано на передаче власти по наследству
  4. в основе лидерства лежит разум

8.        Найдите в приведённом списке характерные черты политической элиты и запишите цифры, под которыми они
указаны.

  1. организаторские способности
  2. значительный объём государственной и информационной власти
  3. низкий социальный статус
  4. большая социальная группа
  5. непосредственное участие в осуществлении власти
  6. нейтральна в отношении принятия политических решений

III.        Сообщение темы и цели урока: Тема сегодняшнего урока называется «Религиозные
объединения и организации Российской Федерации».   Известно, что Российская Федерация, как
зафиксировано в статье 14 Конституции РФ, является светским государством.

  • Ребята, ответьте на вопрос, что означает светское государство? (Светское государство означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Церковь отделена от государства.)
  • Правильно, а в чем же проявляется светский характер? (Проявляется в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определённую религию, а также в равенстве приверженцев всех вероисповеданий и атеистов перед законом).

  • Ситуация с деятельностью религиозных объединений в современной России является непростой.

С одной стороны, ученые-религиоведы отмечают, что в условиях политических, социальных, экономических преобразований в стране заметно меняется и ситуация в духовной жизни. Повышение престижа религиозных объединений, активизация их деятельности в самых разных сферах — безусловно позитивные процессы.

С другой стороны, ситуация начала 90-х гг. XX в. привела к расширению влияния различных деструктивных сект, миссионерской деятельности разного рода организаций, финансируемых зарубежными религиозными центрами, увлечению вне вероисповедной мистикой, различными формами оккультизма.

В настоящее время деятельность религиозных объединений регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый в 1997 году.

IV.        Изучение нового материала.

1. Работа в группах:

-        Далее будем работать в группах. Используя текст учебника, Конституцию РФ, раздаточные
материалы выполните задания из предложенных карточек. На выполнение заданий дается 20
минут. Затем каждая группа поочередно выступит.

Первая группа: «Религиозные объединения» Вторая группа: «Права религиозных организаций». Третья группа: «Межконфессиональные отношения»

Задания:

1. Что такое религиозное объединение?

Характеристика

Религиозные группы

Религиозные организации

Общие признаки

Отличия

3. На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.

Задания:

1. В чем различие специфических прав религиозных организаций от типичных?

2. Заполните таблицу «Права религиозных организаций в РФ»:

Типичные права

Специфические права

3. В чем заключается смысл статьи 5 «Федерального закона «О свободе совести и о религиозных

объединениях».

Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

«1.   Каждый  имеет право  на получение религиозного  образования  по  своему  выбору

индивидуально или совместно с другими.

  1. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учётом права ребёнка.
  2. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
  3. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии -вне рамок образовательной программы».

Задания:

1. В чем проявляется рост влияния религиозных организаций на общественную жизнь и

политические процессы?

2. Заполните таблицу «Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей
стране»:                        

Проблема

Содержание проблемы

3. Какие религиозные организации называются экстремистскими?

2.        Выступление групп.

(На выступление каждой группе отводится по 5 минут).

3.        Физкультминутка (2 мин.)

(Проводится после выступления первой группы).

 

4.        Выводы и дополнения учителя по выступлениям:

  1. Реализация права на объединение по интересам включает возможность создавать общественные объединения религиозного характера.
  2. Религиозные организации вносят значительный вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества, атмосферы свободы совести, свободы вероисповеданий, благоприятно влияют на развитие религиозной жизни РФ и т.д.
  3. К   концу   XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями, которое перенесло человечество (революции, мировые и религиозные войны, последствия НТР). Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, церкви, в вере и религия помогает обрести человеку душевное спокойствие. Но наряду с этой позицией, в современной религиозной деятельности значительно повысилась доля фанатизма и религиозного экстремизма, неприятие инакомыслящих и инаковерующих.

V.        Закрепление изученного материала.

Составление синквейна: религия, молитва, экстремизм.

VI.        Подведение итогов.

Рефлексия - Метод «Зарядка» - Ребята, я предлагаю вам оценить наш сегодняшнее занятие, дать оценку своей деятельности на уроке.

VII.        Домашнее задание: - прочитать параграф 18,

- выполнить задания к документу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»Материалы пре...

Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»

Цель изучения  курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья....

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____  КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...

Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...