Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»
элективный курс на тему

Громадюк Татьяна Николаевна

Цель изучения  курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная  некоммерческая организация  

«Институт  развития  местных  сообществ»,  

Институт  российской истории  Российской  академии  наук,  

Комитет  Государственной  Думы  

По федеративному  устройству  и  вопросам  местного  самоуправления  

при информационной  поддержке  Федерального  государственного  бюджетного

образовательного  учреждения  высшего  образования  

«Российская  академия народного  хозяйства  и  государственной  службы  

при  Президенте  Российской Федерации»,

научно-практического журнала «Местное право»

Всероссийский конкурс

среди общеобразовательных организаций

Российской Федерации

«ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ»

Разработка  элективных  курсов  (по  выбору)  

по  теме:

«История местного  самоуправления  моего края».

Элективный курс разработан учителем

истории и обществознания МОУ

«СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области»

Громадюк Татьяной Николаевной

Пояснительная записка.

Актуальность курса. 

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Особую роль в организации эффективной работы государства играют органы местного самоуправления. Курс «История местного  самоуправления  моего края» для учащихся 10-11 классов необходим для успешной социализации выпускников и безболезненного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества.

Цель изучения  курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья.

Задачи курса:

- рассмотреть процесс формирования органов местного самоуправления на территории Саратовского Поволжья в контексте развития российской истории;

- показать основные функции органов местного самоуправления;

- сформировать представление о деятельности органов местного самоуправления, как элемента гражданского общества;

- способствовать формированию активной гражданской позиции;

- создать базу для ориентации учеников в  современном экономическом и культурном пространстве.

Место элективного курса в образовательной программе учреждений:

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов. Продолжительность одного занятия 45 минут. Курс может быть введен в программу общеобразовательного учреждения за счет школьного компонента.

Формы и методы работы:

- Лекция. Главная задача учителя дополнить имеющиеся представления обучающихся об истории органов местного самоуправления, расширить их представления о функциях этих органов и их роли в жизни общества. Лекция может носить характер беседы с постановкой проблемных вопросов. На лекцию могут быть приглашены работники органов местного самоуправления.

- Игра. Занятие может осуществляться в форме моделирования конкретной жизненной ситуации.

Контроль может осуществляться в форме устного опроса, написании исследовательской работы, защиты проекта.

Компетенции обучающихся, формирующиеся в результате изучения элективного курса:

Личностными результатами изучения курса  являются:

- осознание себя как члена общества и государства; понимание социальных проблем общества и участие в их обсуждении; понимание связей органов местного управления и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире социальных и политических отношений;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; участие в принятии решений.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются:

- понимание основных принципов жизни общества: представление о роли органов местного самоуправления;

- понимание и правильное использование политических терминов;

- освоение приемов работы с информацией, ее осмысление;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для жизни в современном обществе;

- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки различных ситуаций;

- развитие кругозора в области социально-политической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание и структура элективного курса.

Содержание элективного курса.

Тема 1. Становление местного самоуправления в России. Модели местного самоуправления, цели, основные черты. Этапы становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12-14 веках.

Введение в тему: Этапы становления местного самоуправления в дореволюционной России. Этапы развития федерального законодательства о местном самоуправлении.

Зарождение общинного местного самоуправления. Производственно-территориальный характер самоуправления. Вечевая форма управления. Принятие христианства: церковное и монастырское самоуправление. Старосты и сотские. Земщина в период монгольского нашествия.

Основные термины и понятия: местное самоуправление, вервь, континентальная модель, народное вече, вечевая форма управления.

Тема 2. Земская реформа Ивана Грозного. По страницам истории: основание Саратова. Три крепости на Волге.

В XVII веке система управления Поволжьем - Приказ Казанского дворца, местное управление - воеводы и дьяки. Приказная изба, таможенная изба, житная изба, деловой двор, рыбный двор и т.д. Территориальная основа местного самоуправления: уезды, малые города, волости, станы, погосты. Походы Ивана Грозного. Самара – Царицын – Саратов – заслон против набегов. Григорий Осипович Засекин: три города – одно лицо. Экономическое развитие – необходимость освоения новых земель. Судебники: описание местного самоуправления. Земская реформа.

Основные термины и понятия: Земский двор, приказ, приказная изба, воевода, губной староста, земский староста.

Тема 3. Перемены XVIII века: флотилия Петра.

Указ 1689 года – свободное распоряжение городов землями. Указ об учреждении земских изб. Учреждение Главного магистрата в 1720 году. Азовские походы Петра I и изучение Нижнего Поволжья. Социальные протесты и бегство с Дона на Волгу. Воеводское (комендантское) управление и канцелярия. Саратовский комендант И. К. Бошняк. Перемены в организации городского общественного управления. Саратовская земская изба и бурмистры. Создание городового магистрата.

Основные термины и понятия: выборная система, регламент, устав, городовой магистрат.

Тема 4. Екатерина II: выборы  в Городскую Думу.

Принципы всесословности и самостоятельности. Системный подход в организации управления обществом. Торгово-транспортное значение Волги. Развитие фабричного производства. Европейские переселенцы. Дальнейшее развитие местного самоуправления было завершено двумя жалованными грамотами Екатерины II – дворянству и городам Российской империи «на права и выгоды» от 21 апреля 1785 года.  Выборы «городского головы» и городской Думы. Социальная сфера в ведении приказа общественного призрения. Города как административные единицы, подчиненные непосредственно губернии. Собрание городского общества, общая городская дума, шестигласная  дума.

Основные термины и понятия: городовое положение, городская дума, городской голова, земские суды, наместничество.

Тема 5. Реформы Александра II. Саратовская губерния в конце XVIII – первой половине XIX века.

Требования земской реформы. Главный орган сельского самоуправления – сход домохозяев. Дела первой и второй категории. Компетенции старосты. Земства и их функции. 30 апреля 1798 г. губернскому правлению была предъявлена «единственно составленная» дворянская родословная книга – первая в губернии. Алексей Давыдович Панчулидзев. Михаил Николаевич Галкин-Враской. Андрей Иванович Косич. Князь Борис Борисович Мещерский. Петр Аркадьевич Столыпин.

 Основные термины и понятия: городская дума, городской голова.

Тема 6. Трансформация управленческих структур в Среднем Поволжье после реформ Александра II. 1870 год - новое Городовое Положение.

В 1870 году органами городского самоуправления стали городская Дума и городская Управа с состоящими в ней исполнительными органами. 
Городская Дума состояла, под председательством городского головы, из гласных (депутатов), избиравшихся на 4 года. Подготовительные комиссии. Волостные правления в составе волостного головы и двух заседателей по полицейской и хозяйственной части. Волостная расправа.

Управление в сельских обществах. Земские участковые начальники.

Тема 7. Саратовская губерния на рубеже веков.

Городские управы – исполнительные органы городских дум. Избирались из представителей городских дум в составе председателя - городского головы - и 1-6 членов управы. Управы подчинялись губернаторам (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и Министерству внутренних дел. В Саратовской губернии городские управы были созданы в ходе городской реформы 1870 г.

Тема 8. Советская система местного управления в Саратовском Поволжье (1917–1941)

Дуют ветры февраля: Саратовский городской Совет. Саратовский городской Совет как революционная организация. 25 ноября 1917 года Дума была распущена, и обязанности городской Управы были переданы Совету городских Комиссаров. С 1922 года были восстановлены местные бюджеты. Издано новое Положение, согласно которому Советы, в пределах своего ведения, являлись высшими органами власти на территории города. В Положении так же рекомендовалось, чтобы работа горсовета происходила по секциям и комиссиям. Секции создавались по всем основным отраслям деятельности горсовета. 

Советы и земства. Двоевластие в центре, на местах - многовластие: общественные исполнительные комитеты, советы, комиссары Временного правительства, городские думы, земские управы и т. д. В конце месяца в Саратове состоялся губернский съезд городских и уездных исполнительных комитетов, на котором присутствовало свыше 120 человек. Председателем Саратовского губернского исполнительного комитета был избран кадет А. А. Токарский. Одновременно создавались советы рабочих депутатов. Сначала они появились в Саратове, Царицыне, Балашове. По мере того как образовывались советы солдатских депутатов, происходило их объединение с советами рабочих депутатов. 4 марта в Саратове был избран временный городской комитет большевиков. В него вошли М. И. Васильев-Южин, В. П. Милютин, К. И. Плаксин, Я. Г. Фенигштейн, М. И. Хрынин, А. М. Марцыновский, С. Я. Раппопорт.

Тема 9. В годы Великой Отечественной войны: Деятельность Саратовского городского комитета обороны.

Бюро Саратовского обкома ВКП (б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся.

Тема 10. Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов.

 «Саратовский городской Совет народных депутатов». Городской Совет народных депутатов и его деятельность.  Исполнительным и распорядительным органом городского Совета народных депутатов являлся избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет.

Тема 11. Перестройка. Реформы на рубеже 1980– 1990-х гг. Деятельность местных Советов в новых условиях. 

29 апреля 1990 г. образование Городского Совета народных депутатов.

Тема 12. Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Тема 12. Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реформа местного самоуправления 2003-2009 годы. Создание Саратовской областной думы и принятие Устава Саратовской области (1994). 

Восстановление должности губернатора. Губернатор Д. Ф. Аяцков (1996–2005).  Референдум, Устав города, депутаты городской Думы. Высшим должностным лицом города стал мэр города - глава городского самоуправления, избранный из числа депутатов. 1997 год - определены основные направления деятельности Думы, образованы 4 постоянные комиссии. Дума второго созыва, избранная 24 декабря 2000 года, продолжила работу по разработке нормативной базы для функционирования городского хозяйства. Федеральный закон №131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и  новый Устав города Саратова. Глава муниципального образования «Город Саратов». Администрация муниципального образования «Город Саратов». Контрольный орган контрольно-счетная палата.

Тема 13. Новые органы городского и сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции. Саратовская городская дума.

Способы осуществления местного самоуправления: референдум, муниципальные выборы, прямое волеизъявление (собрания, сходы).

Функции органов самоуправления: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных налогов; охрана общественного порядка и др. Структура, функции органов самоуправления определяются Уставом.

Органы самоуправления города Саратова: мэрия города Саратова, администрации районов города Саратова, Саратовская городская Дума. Органы самоуправления области: администрации городов, районов, поселков, сел и т.д.

Тема 14-17. Проектная деятельность.

Структура элективного курса.

Тема занятия

К/час

1

Тема 1. Становление местного самоуправления в России. Модели местного самоуправления, цели, основные черты. Этапы становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12-14 веках.

1

2

По страницам истории: основание Саратова. Три крепости на Волге.

1

3

Перемены XVIII века: флотилия Петра. Перемены в организации городского общественного управления.

1

4

Екатерина II: выборы  в Городскую Думу.

1

5

Реформы Александра II. Саратовская губерния в конце XVIII – первой половине XIX века.

1

6

1870 году - новое Городовое Положение.

1

7

Состав Саратовской городской управы.

1

8

Дуют ветры февраля: Саратовский городской Совет. Советская система местного управления в Саратовском Поволжье (1917–1941)

1

9

В годы Великой Отечественной войны: Деятельность Саратовского городского комитета обороны.

1

10

Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов 

1

11

Перестройка. Реформы на рубеже 1980– 1990-х гг. Деятельность местных Советов в новых условиях.

1

12

Конституция РФ 1993 года, Федеральный закон №154-ФЗ от28.08.95  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Создание Саратовской областной думы и принятие Устава Саратовской области (1994). Восстановление должности губернатора. Губернатор Д. Ф. Аяцков (1996–2005).

1

13

Новые органы городского и сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции. Саратовская городская дума.

1

14

1

15

Защита проектов

1

16

Защита проектов

1

17

Защита проектов

1

 

Список литературы:

1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова -Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987

2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008.

3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

http://history64.ru/saratov16-18vek/saratov18s.html

https://disk.yandex.ru/client/disk

https://nsportal.ru/user/114144/page/istoriya-mestnogo-samoupravleniya-moego-kraya - разработка курса.
Посмотреть или скачать файл «Презентация курса.rar» — https://yadi.sk/d/CCPx88YA3U2ZEB 
Посмотреть или скачать файл «Тема 1.ppt» — https://yadi.sk/i/KuMESMc53U2ZHe 
Посмотреть или скачать файл «Тема 2.ppt» — https://yadi.sk/i/yZ7So-KI3U2ZLc 
Посмотреть или скачать файл «Тема 3.ppt» — https://yadi.sk/i/Ds8LPZLj3U2ZSB 
Посмотреть или скачать файл «Тема 4.ppt» — https://yadi.sk/i/sEH_r2803U2ZWM 
Посмотреть или скачать файл «Тема 5.ppt» — https://yadi.sk/i/OINUAoMj3U2ZaB 
Посмотреть или скачать файл «Тема 6.Трансформация управленческих структур в Среднем Поволжье после реформ.ppt» — https://yadi.sk/i/4rXGPo0V3U2Zf8 
Посмотреть или скачать файл «Тема 7.pptx» — https://yadi.sk/d/YFFoqirx3U2Z6q 
Посмотреть или скачать файл «Тема 8.ppt» — https://yadi.sk/i/ybueWI1s3U2ZiA 
Посмотреть или скачать файл «Тема 9.ppt» — https://yadi.sk/i/xXIA_XGs3U2Zn7 
Посмотреть или скачать файл «Тема 10.ppt» — https://yadi.sk/i/wpvHrAnP3U2ZqY 
Посмотреть или скачать файл «Тема 11.ppt» — https://yadi.sk/i/IQ6u60tm3U2Zsc 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»Материалы пре...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____  КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...

История местного самоуправления своего края

В работе рассказывается об органах местного самоуправления села Каменки...

Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...