разработка урока по Истории в 5 классе "Героическая поэма Гомера «Илиада»"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сильченко Татьяна Викторовна

5 класс. Цель: Знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_5_kl._silchenko_t.v.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории: Сильченко Т.В.

КОНСПЕКТ  УРОКА ИСТОРИЯ

КЛАСС: 5

Тема урока: Героическая поэма Гомера «Илиада»

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Методы работы: групповая технология, технология сотрудничества, проблемное обучение

Задачи урока:

Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.

Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», развитие навыков анализа исторического документа, анализировать его содержание и делать собственные выводы;

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Образовательная среда: Интерактивная доска, презентация, иллюстративный материал к учебнику истории Древнего мира, поэма Гомера «Илиада», историческая карта «Древняя Греция», оценочный лист, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный этап – (1 мин) Приветствие. Создание положительного эмоционального фона, настой на рабочий лад.

II. Постановка целей и задач урока учащимся  Мотивация учебной   учащихся - 3 (мин)

Уметь составлять план урока, определять его задачи, раскрывать  понятия и их суть.

 III Актуализация знаний- (7 мин)

           И так, ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героической поэмой аэда Древней Греции Гомера “Илиада”.

Итак, чтобы начать наш анализ поэмы, нужно ответить на вопросы:

Вопросы,

  • Давайте вспомним географическое положение Древней Греции?
  • На каком полуострове расположена Древняя Греция?
  • Уточним, что находится с востока относительно Древней Греции?
  • По отношению к морям, где находится Древняя Греция?
  • С Запада?
  • С Востока?
  • Сделайте полное описание географического положения Древней Греции.

Работа с контурной картой: работа с контурной картой, в учебнике стр. 117

А теперь, ребята, займем место на палубах наших кораблей, и приготовимся к плаванию. А для этого в контурных картах каждая команда обозначит территорию Греции, Малой Азии, Ионическое и Эгейские моря. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой на экране.( 1-2 мин)

 А теперь представьте свой маршрут! (1 мин) ( представление карт)

Учитель: Молодцы! Все справились! Теперь уверенно можно идти вперед!

Курс на Балканский полуостров!

О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

Сформулируйте ваши предположения. (1мин) Проверим ваши предположения в течение нашего путешествия.

Версии учащихся

Учитель: Что принесло известность Гомеру? (Создание проблемной ситуации)

Ученики: Дети выдвигают свои гипотезы.

 

IV. Первичное усвоение новых знаний - (7 мин.)

В героической поэмах Гомера “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”.  Давайте вспомним предыдущий параграф, и проговорим с вами о начале Троянской войны. Что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны? А что же послужило действительной причиной Троянской войны.

Но вернемся к поэмам Гомера.

Учитель: В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев: Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора и др. Главный герой “Илиады” – Ахиллес.

Работа с учебником учащиеся делятся на 3  группы (страница 125-126 учебника А. А. Вигасина).

Динамическая пауза. Под речевку ученики выполняют несколько упражнений, позволяющих снять мышечное напряжение.

Работа и ответы учащихся

Учитель: Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? Каково современное значение этого крылатого выражения?

V. Первичная проверка понимания - (7мин.)

Учитель: Давайте ознакомимся с результатами вашей работы

У каждой группы на столе лежит папирусы с кроссвордом. Ваша задача - быстро, а главное, правильно найти ответы на вопросы, данные к нему, и назвать ключевое слово.

У каждой группы своё задание.

Какое ключевое слово нашего путешествия у вас получилось? Троя.

VI. Рефлексия – (4 мин.)

Учитель: ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились

1) Каков сюжет «Илиады»?

2) Кто главный герой «Илиады»?  

3) Когда написана «Илиада»?

4) Какова действительная причина Троянской войны??  

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (5 мин.)

§26, Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (по выбору).

Пожеланию:

Рисунок к мифу Гомера Илиада

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (5 мин)

Давайте подведем итог урока:

  1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

  1. Саморефлексия:  Оцените работу  всего класса и свою работу, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. 

Комментарий:

в колонку Оценка работы класса и группы ставим знак «+» ;

в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию.

Цветовая схема

Оценка работы группы

Оценка работы класса

Моя работа

 Отлично!

 

 

 Хорошо!

 

 

 Можно и нужно лучше!

 

 

IX. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.(1 мин)

" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "

Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками....

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

Урок истории в 5 классе по теме "Поэма Гомера "Илиада"

В папке представлен конспект урока, тестовое задание к данному уроку и все видеоматериалы необходимые для проведения урока....

Разработка урока по истории 5 класс "Поэма Гомера ""Илиада"".

Разработка урока по истории 5 класс "Поэма Гомера ""Илиада""....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

Предствление о личности Гомера,знакомство с  событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...

Урок истории древнего мира в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

познакомить с литературными произведениями Гомера, с содержанием поэмы «Илиада» и ее основными героями; фор­мировать навыки исследовательской работы на основе документальных источников...

Урок истории древнего мира в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

познакомить с литературными произведениями Гомера, с содержанием поэмы «Илиада» и ее основными героями; фор­мировать навыки исследовательской работы на основе документальных источников...