"Этническая толерантность тувинцев"
статья по истории на тему

Ооржак Шончалай Дадар-ооловна

      Национальное самосознание личности является одним из условий психического здоровья, целостности и гармоничного существования. Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

     Безусловно, сейчас, значимой задачей человеческого общества  стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы  объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение  к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны вслушиваться  во мнение окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_etnich-ya_toler-st_tuvintsev.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Доклад на тему: Этническая толерантность тувинцев.

      Национальное самосознание личности является одним из условий психического здоровья, целостности и гармоничного существования. Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

     Безусловно, сейчас, значимой задачей человеческого общества  стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы  объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение  к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны вслушиваться  во мнение окружающих.

     Россия издавна была и остается страной многонациональной. И это является одной из богатств нашей страны.

     К сожалению, сегодня в России остро стоит проблема межнациональных конфликтов, национальной нетерпимости, терроризма. Увеличивается количество преступлений, совершенных на национальной почве. Важным условием оптимизации межэтнических отношений в обществе является развитие национального самосознания личности. Уровень развития национального самосознания личности определяет характер отношения к представителям других этносов. Высокий уровень развития национального самосознания связан с толерантным поведением, являющимся условием эффективности межэтнического взаимодействия. Мы исходим из положения, что только человек, положительно относящийся к собственной этнической принадлежности, знающий и уважающий свою культуру, будет принимать и понимать другие народы и на этой основе строить эффективное межэтническое взаимодействие.

         В нашей малой Родине – в Республике Тыва живут представители  многих национальностей. В основном это коренное - тувинское и русское население. По времени переселения в Туву русское население можно подразделить на старожилов, ведущих свое происхождение от русских переселенцев конца XIX начала XX века (до 20-х годов), и приехавших позднее. К 1924 году в Туве жило около 12 тыс. русских. По данным Тувинской сельскохозяйственной и демографической переписи 1931 года, в Туве насчитывалось 2163 хозяйства русских крестьян, включавших 12153 человека. Они жили в ряде созданных ими поселках, главным образом в центральной и восточной Туве (Уюк, Суш, Туран, Знаменка, Бояровка и др.) Значительную часть русских переселенцев составляли старообрядцы. Их отношения с тувинцами были в основном дружескими.  Резко возросло число русских в Туве лишь после 1944года, т.е. после вхождения ТНР в состав СССР, когда в Туву приехали многие специалисты, в том числе строительные рабочие, трактористы, врачи, учителя, ученые и другие. Именно эти специалисты помогли построить молодое государство.

      До «перестроечных» времен в Туве не было каких-либо серьезных конфликтов на национальной почве между русскими и тувинцами. Однако в конце 80-х годов, как и во многих других регионах СССР, межнациональные отношения стали обостряться. Это привело к тому, что многие нужные республике специалисты покинули ее пределы.

     Сегодня у нас в республике проблема межнациональных отношений не так остра, как в годы перестройки. Наверное, это связано с этнической толерантностью тувинского народа, которая ориентирована на традиционные восточные ценности. Это-уважение к старшим, гостеприимство, любовь к своей природе, культуре, терпимость, религиозные установки. Тувинский народ отличается такими качествами, как скромность, застенчивость, сдержанность в проявлениях чувств.

            На специфику национального самосознания тувинцев могут влиять такие историко-культурные особенности  Республики Тыва, как:

-географическая изолированность от других регионов, труднодоступность.

-относительно непродолжительное межэтническое взаимодействие тувинского и русского населения по сравнению с остальными народами Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, обусловленное поздним вхождением Тувы в состав СССР(1944г);

-наличие этнокультурной и фенотипической дистанции между этническими группами тувинцев и русских, проживающих в одном жизненном пространстве;

-преобладание в составе населения республики жителей коренной национальности – тувинцев, причем 80% из них – жители сел (кожуунов).

-национально-психологические особенности тувинского народа: чувство единой родоплеменной и национальной принадлежности, сплоченность, привычка взаимопомощи и др.

   Как   нам представляется, высший уровень развития национального самосознания личности может быть таким качеством, как этническая толерантность, в основе которой лежит, с одной стороны, этническое самоуважение личности, с другой – принятие людей других национальностей.

      Тувинский народ, их традиции и обычаи являются частью общечеловеческой цивилизации. Согласно традициям и обычаям, человек должен был жить в гармонии и в ладу не только с окружающими людьми, но и с природой.

     Священные обряды, которые тувинцы устраивали в честь родной земли, тайги, озер, рек, леса, водных источников, были направлены на то, чтобы все люди относились к ним с любовью, оберегали богатство природы, что свидетельствует об их любви к родине. Например, наши предки летом вообще не охотились. Не стреляли в зверей, забежавших близко к стоянке. Охотники не стреляли в косулю, если она была с детенышем, в маралуху с теленком. Ходили на охоту за зверями только в сезон охоты.

     В древней Туве  было не принято пугать человека резким появлением. Подъехав к юрте, человек должен был покашлять, тем самым давая знак, что собирается войти в юрту. Снимает со своего пояса нож так, чтобы он в ножнах висел внизу, и только потом может войти в юрту. Любого человека, зашедшего в юрту, принимают как почетного гостья. Не принято сразу же спрашивать его имя.

     Подростки и молодые тувинцы никогда не спорили с пожилыми и взрослыми людьми. До тринадцати лет мальчики и девочки не могли ни в чем перечить родителям. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.  Согласно традиции угроза человека человеку строго-настрого запрещалась.

     Соблюдение этики уважения – это значит воспитывать детей с самого раннего возраста, прежде всего, быть скромными, обходительными и толерантными людьми.

                                  Использованная литература:

  1. Ондар Л.М. Национальное самосознание личности.
  2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев.
  3. Москаленко Н.П. Этнополитическая ситуация в Республике Тува.1992 год

Министерство образования и молодежной политики Республики Тыва.

                                      Доклад на тему:

 «Этническая толерантность тувинцев».

                                                                                   Выполнила: учитель истории      

                                                                                    МОУ СОШ №2 г. Кызыла

                                                                                    Ооржак Ш.Д.    

        Кызыл - 2010

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этническая толерантность"

Подготовка учащихся к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп....

Программа "Воспитание у школьников этнической толерантности"

Актуальность программы состоит в том, что в России увеличивается  количество поликультурных семей (смешанные браки), в ОУ увеличивается % нерусских детей. Программа позволяет воспитывать толерант...

Сценарий театрализованного представления для семинара-практикума "Воспитание у школьников этнической толерантности"

Рекомендуется к использованию для школ с разным национальным составом обучающихся....

Этническая толерантность среди подростков

В последнее время, в связи с ростом числа иностранных граждан, приезжающих на  работу или учебу и активным ростом агрессивности, экстремизма, ксенофобии, вновь становится актуальной проблема этни...

Воспитание этнической толерантности у школьников.

В статье рассматривается важность этнического воспитания на данном этапе развития нашего общества....

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Цель:   Попытаться   осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...