Разработка урока истории 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сапахова Сара Кинатовна

Методическая разработка уроки истории

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.greko-persidskie_voyny.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока: Борьба греков за свою свободу

Жанр – урок

Предмет – история Древнего мира

Класс -5

Тип урока – комбинированный

Ожидаемые результаты:

Предметные –

       Учащиеся смогут познакомиться  с основными сражениями греко-персидских войн и их причинами, в которых греки одержали  столь важную моральную и военную победу над непобедимыми персами ,смогли  объединиться и отстоять свою свободу ,руководствуясь лучшими побуждениями во имя спасения родины и преподали для персов очередной урок.

 Смогут доказать, в ходе изучения и обсуждения темы, что главное преимущество для  греков состояло в том, что для них война имела справедливый характер , а для персов захватнический.

Метапредметные –

     смогут продолжить совершенствовать навыки и умения работы с текстом учебника в ходе  группового и межгруппового сотрудничества, навыки по составлению  хронологической таблицы « основные сражения греко-персидских войн» ( марафонская битва, битва у Фермопил, Саламинское сражение) с опорой на памятку №10.

Личностные –

      смогут  приобщиться к главным ценностям общества, таким как СВОБОДА, НЕЗАВИСИМОСТЬ, РОДИНА , проявившихся в ходе греко-персидских войн ( подвиг 300 спартанцев под руководством царя Леонида, марафонский бег, создание  морского Афинского союза в 449 г. до н.э.)

Краткое описание занятия – Урок по этой теме занимает важное место в системе уроков раздела III «Древняя Греция», так как на уроке закладываются в доступной форме важные ценностные ориентиры учащихся, формирующих у  них уважительное отношение к истории в целом и истории Древней Греции. Урок разработан в соответствии с  основными требованиями ФГОС с применением следующих технологий: технологии критического и проектного обучения.

Оборудование урока:

 учебник по истории Древнего мира под редакцией Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной  для 5 класса, рабочая тетрадь  под редакцией Э.В.Ваниной, А.К.Даниловой, компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал для работы  учащихся в группах, историческая карта «Греко -персидские войны»

                                             Раздаточный материал

Понятийный ряд:

Война – это военное столкновение (противостояние) двух и более государств, сопровождающееся полной или частичной потерей  СВОБОДЫ, НЕЗАВИСИМОСТИ (самостоятельности) и захватом территории побежденного государства.

Войны справедливые – это войны, в которых  граждане при нападении другого государства сознательно и добровольно готовы отстаивать  и защищать честь, свободу  своей страны, объединяться и жертвовать чем-то во имя своей родины и проявлять самые лучшие человеческие качества.

Войны несправедливые ( захватнические) - это войны, направленные на захват чужих территорий с целью обогащения, порабощения, истребления других народов ,установления господства над ними, ликвидации СВОБОДЫ и НЕЗАВИСИМОСТИ государства.

- это войны, в которых используются недостойные средства борьбы: подкуп, предательство, насилие, запугивание.

Ценности - это наиболее значимые для общества нравственные категории. Это такие категории, как   СВОБОДА,  ЕДИНСТВО,  РОДИНА.

Мораль - это представления людей о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо, представления о  правильном поведении.

         Шаблон  для заполнения таблицы «Греко-персидские     войны»

                                        на основе памятки №10

Историческое событие

его хронологические рамки

Исторические личности, участники события

Причины войны

и

Где происходило событие?

Итоги и значение события

1

Марафонское сражение

490 г. до н.э.

2.

Строительство флота 486-480 г. до н.э.

3.

Строительство моста через пролив Гелеспонт

4.

Битва у Фермопил

480 г. до н.э.

5.

Гибель спартанцев

6.

Саламинское сражение 480 г. до н.э.

         

         таблица после выполнения учащимися  заданий в группах

Историческое событие

его хронологические рамки

Исторические личности, участники события

Причины войны

и

Где происходило событие?

Итоги и значение события

1

Марафонское сражение

490 г. до н.э.

Дарий I - царь Персии

 Стратег Мильтиад

Марафонец, посланник Мильтиада с доброй вестью

  • Дарий I - царь Персии мечтал завоевать весь мир: сначала малоазиатские полисы, а затем и Грецию, требуя «земли и воды», полного подчинения Греции

Марафонская равнина, Балканский полуостров

  • Греки одержали блестящую победу. Мильтиад проявил талант оратора, полководца, убедив афинян в том, что победа в сражении избавит их от рабства и укрепит СВОБОДУ.
  • Афиняне развеяли миф о непобедимости персов.
  •  Города Платеи  и Афины объединились, но Спарта не присоединилась к союзу, сославшись на обычай
  • в память о марафонце появился новый олимпийский вид состязаний

2

Строительство флота 486-480 г. до н.э.

Архонт и стратег Фемистокл

Город Афины

  • Фемистокл использовал новые источники доходов казны, создал боеспособный флот. Афинский флот стал самым сильным в ЭЛЛАДЕ ( 180 триер)
  • Греческие полисы объединились в морской союз под предводительством Спарты

3

Строительство моста через пролив Гелеспонт

Ксеркс-царь Персии, сын Дария I

Между Азией и Европой

  • Построил дважды понтонный мост через пролив Гелеспонт для захвата Греции

4

Битва у Фермопил

480 г. до н.э.

Ксеркс-царь Персии

Спартанский царь Леонид и 300 спартанцев

  • Ксеркс-царь Персии решил воплотить неосуществившуюся мечту Дария I захватить  и подчинить Грецию с более мощным флотом и многочисленной армией.

Узкий Фермопильский проход между северной и средней частью Греции

  • Ксеркс-царь Персии использовал все, в том числе подкуп предателя-грека, свою лучшую гвардию «БЕССМЕРТНЫХ» для вторжения в Среднюю часть Греции. 

  • Его войско понесло огромные потери при вторжении, но добиться поражения греков не удалось

  • 300 спартанцев погибли в неравном бою во главе с царем Леонидом

5

Гибель спартанцев

Спартанский царь Леонид и 300 спартанцев

Узкий Фермопильский проход между северной и средней частью Греции

  •  «Честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим» - БЕССЧЕСТИЕ ДЛЯ НАС СТРАШНЕЕ СМЕРТИ!

6

Саламинское сражение 480 г. до н.э.

Архонт и стратег Фемистокл Ксеркс-царь Персии

Саламинский пролив в Эгейском море

  • Греки одержали победу 28 сентября 480 г. до н.э.
  • Ксеркс покинул Элладу, потерпев поражение.
  • В 449 г. до н.э. образовался Афинский морской союз
  • Персия по условиям мира признала независимость не только балканских, но и малоазиатских греческих полисов, но не имела права плавать в Эгейском море

                                    Карточка-задание для группы №1.

1.Вставьте недостающую информацию на схеме «Марафонское сражение» и составьте рассказ о нем.

2.Чем прославился Мильтиад?

Заполните с помощью памятки №10 сначала только ту часть  таблицы, которая отражает содержание вашей карточки. Остальное в ходе  обсуждения выполненных группами  заданий

3.Какой вывод вы можете сделать, прочитав фрагмент источника : «Дарий I, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды». Фессалия и большинство полисов подчинились персам, не видя возможности противостоять персам. Лишь Афины и Спарта отказались подчиниться персам. В Афинах послов сбросили в пропасть, в Спарте же - в колодец, заявив, что там, на дне  его вы найдете и землю и воду».

                                    Карточка-задание для группы №2

  1. Вставьте недостающую информацию на схеме «Битва у Фермопил» и составьте по памятке №10 рассказ о ней.

2.Чем прославился Леонид?

 Заполните с помощью памятки№10  сначала только ту часть  таблицы, которая отражает содержание вашей карточки. Остальное заполните в ходе  обсуждения выполненных группами  заданий

  1. Какой вывод вы можете сделать, прочитав фрагмент источника .«Перед началом битвы Ксеркс потребовал грекам сдать оружие. Ответ Леонида был краток «Приди и возьми». Угроза того, что стрелы персов закроют солнце, вызвала только насмешливое замечание одного из спартанцев: «Прекрасно, мы будем сражаться в тени». На могиле погибших спартанцев была выбита надпись «СТРАННИК, ВЕСТЬ ОТНЕСИ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ ЛАКЕДЕМОНА: ЧЕСТНО ИСПОЛНИВ ЗАКОН, МЫ В МОГИЛЕ ЛЕЖИМ»

                                   Карточка-задание для группы №3

  1. Подпишите недостающую информацию на схеме «Саламинское сражение» и составьте по памятке №10 рассказ о ней.

2.Чем прославился Фемистокл?

 Заполните с помощью памятки№10 сначала только ту часть  таблицы, которая отражает содержание вашей карточки. Остальное заполните в ходе  обсуждения выполненных группами  заданий

3.Какой вывод можно сделать из фрагмента трагедии Эсхила «Персы»? В чем Эсхил видит поражение персов?

                  Сперва стояло твердо войско персов,

                Когда же скучились суда в проливе,

                Дать помощи друг другу не могли,

                И медными носами поражали

                Своих  же - все тогда погибли,

                 А эллины искусно поражали

                 Кругом их. И тонули корабли.

               И под обломками судов разбитых,

           Под кровью мертвых скрылась гладь морская.

               Покрылись трупами убитых скалы.

                И берега, и варварское войско

               В нестройном бегстве все отплыть спешило

I организационный блок 3 мин- 

 Учитель.  Сегодня мы продолжаем изучение истории Древней Греции. Работа  на уроке будет организована в группах. У каждой группы будет отдельное задание разной степени сложности. Всего групп — 3. Определите по цвету жетона, в какой группе вы будете работать. В группе вам предстоит выбрать руководителя, который будет контролировать работу группы и представлять итоги ее работы. Каждая группа получает оценочный лист, где каждый участник группы фиксирует результаты своей работы. По окончанию работы каждый участник группы оценивает свои результаты и выставляет оценку в соответствии с критериями, которые указаны в оценочном листе.

II мотивационный блок 5- 7мин - 

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок-иллюстрацию  росписи на вазе в учебнике «бой грека с персом» и ознакомиться с высказыванием Древнегреческого историка Геродота об отношении персов к грекам : «Войной на греков не ходить в будущем. Каким бы сильным наше войско не было, сама земля их с ними заодно».

Затем обращается к учащимся с вопросами:

1.Какую основную мысль хотел донести до читателя в своем высказывании Геродот?

2..Нет ли в этом высказывании  какого-либо противоречия? Если учесть тот факт, что в борьбе побеждает сильнейший.

3.Какую учебную проблему мы можем сформулировать из вышесказанного?

Вероятные ответы.

  • Геродот обращает внимание на тот факт, что непобедимые  и сильные персы почему-то испытывали страх перед греками, предостерегали об опасности войны с ними, признавали за ними истинное превосходство. Это и есть противоречие, ведь побеждает сильнейший.

Учебная проблема -  Почему грекам удалось одержать убедительную победу над персами?

Далее учащиеся формулируют  тему урока в тетради самостоятельно. Для облегчения задания учитель предлагает вернуться к рисунку и посмотреть на заголовок исторической карты «Греко - персидские войны»

Для  самостоятельного  определения цели урока учащимся предлагают  восстановить последовательность предложения, используя предложенный шаблон и словарь урока.

победы греков над персами Выяснить причины в  греко-персидских войнах.

Цель: Выяснить причины победы греков над персами в  греко-персидских войнах.

Задачи урока:

1.ознакомившись с текстом параграфа 27-28 , заполнить таблицу

2.Выполнить  предложенные в раздаточном материале задания по группам. Формируются 3 группы и получают раздаточный материал

III информационный блок  10-15 мин

Учащиеся  знакомятся со слайдами презентации и работают с учебником, раздаточным материалом и выполняют задания по группам .Заполняют  т III IV аналитический блок  .15 мин

Каждая группа выступает с выполненным заданием с последующим обсуждением , заполнением таблицы и формулировкой выводов. 

Выводы группы №1 -греки, где бы они не жили , в полисах на Балканах или в Малой Азии они гордились тем ,что их родина - ЭЛЛАДА. Они  высоко ценили свою СВОБОДУ и ради нее готовы были сражаться с оружием в руках ,бесстрашно в Марафонском сражении до последнего. Перед лицом грозной опасности  только Спарта не приняла участия в сражении  и не вступила в союз. Это стало уроком. Стратег Мильтиад сделал все возможное для победы. Он воодушевил войско и стал примером для воинов. Миф о непобедимости персов был развеян. Война для греков стала принимать  справедливый характер.

Группа №2.В этой битве греки доказали, что способны не только сражаться за свою свободу, особенно спартанцы под руководством царя Леонида. Они показали самые лучшие человеческие качества: храбрость, смелость, отвагу. Спартанцы совершили подвиг. Погибли все, защищая свою РОДИНУ, СВОБОДУ. На наш взгляд, победителями в сражении у Фермопил персы себя не могли назвать. Ксерксу лишь оставалось при больших потерях лишь продвигаться дальше. На такой подвиг персы были не способны .Для них война была захватнической. Памятник спартанцам это дань уважения  своим героям.

Группа №3 В Саламинском сражении греки  блестяще победили, благодаря умелой тактике стратега Фемистокла. Прежде всего, греками  был создан боеспособный флот. Было правильно выбрано место сражения, где на мелководье большие корабли персов самоуничтожались, сталкиваясь друг с другом. А главное, греки объединились под руководством Афин в морской союз. Не дали никакого  шанса Ксерксу. Война для греков носила справедливый характер.

Учащиеся отмечают в общем выводе,

  • что греки победили в греко-персидских войнах благодаря справедливому характеру войны для греков,
  • высоким моральным качествам, присущим грекам,
  • полководческому таланту  стратегов  Мильтиада и Фемистокла,  подвигу  и героизму спартанцев и организации греческого войска.
  •  Они свято чтили свои традиции и обычаи. Ценили свою свободу, родину.
  • Греки объединились в морской союз

  V рефлексивный  блок  . Учитель предлагает определить учащимся свое отношение к итогу   работы групп в оценочном листе  в цветовой гамме

Красный - на «отлично»,                  и объяснить свой выбор

зеленый - «хорошо»,

 синий - « удовлетворительно»

желтый - «неудовлетворительно»

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                             Оценочный лист

Ф.И. учащегося _и № группы_______________

Выбранный уровень задания ______________(необходимый,  программный)

Результат подчеркнуть цветным карандашом

Необходимый уровень

Программный уровень

«3»

+  -

«4»

+  -

«4+»

+ -

«5»

+ -

-Рассказ в основном соответствует плану.

-Есть незначительные ошибки в речи, не мешающие пониманию излагаемого.

-Рассказ соответствует плану.

Предложения построены правильно и понятны слушателю.

-Причины и следствия (аргументы) определены в основном правильно

-Предложения записаны без ошибок

-Причины и следствия (аргументы) определены в основном правильно

-Предложения записаны без ошибок

  VI  оценочный  блок  

Обращается к учащимся с вопросом: «Какие вопросы у вас остались после проведения урока?»

Что можно было бы изменить на уроке?

Над чем еще нужно поработать?

Домашнее задание. Первый уровень - ответить на вопросы $ 27-28

Повышенный - составить план $ 27-28 и пересказать

Высокий - подготовить презентацию с последующей защитой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...