Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»
статья по истории на тему

Никифорова Надежда Владимировна
Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования. Создание системы универсальных учебных действий выступает как инвариантная основа образовательного процесса, направленная на развитие умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»

Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования. Создание системы универсальных учебных действий выступает как инвариантная основа образовательного процесса, направленная на развитие умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся опыт жизни в мегаполисе и приобрести новый: научиться ориентироваться в городском пространстве, «считывать» информацию с окружающих зданий, скульптур; освоить традиции межличностной коммуникации и поведения петербуржцев. Таким образом, в центре внимания учителя краеведения должна оказаться личность школьника, а учебная дисциплина имеет ярко выраженный ценностный и практикоориентированный характер, и, значит, необходимость подготовки к преподаванию истории и культуры Санкт-Петербурга в соответствии с ФГОС основного общего образования неоспорима.

На этом уроке приоритетное внимание должно уделяться формированию нравственно-этических основ личности с опорой на ведущие ценности отечественной и мировой культуры. Поэтому в числе основных задач курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга» можно назвать:

- формирование основ знаний о многогранности и значимости петербургского наследия, что должно способствовать пониманию взаимосвязи природы, человека, социума, города и культуры как единого целого;

- способствование осознанию значимости роли каждого гражданина в сохранении и развитии культурного потенциала города, места и роли петербургского наследия в отечественной и мировой истории и культуре;

- содействие формированию умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, умения ориентироваться не только среди музейных экспонатов, но и в быстро меняющейся городской среде мегаполиса;

- формирование у обучающихся потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию и т.д.;

- социальная адаптация, развитие гражданских качеств личности, через использование технологий коллективных творческих дел, организацию временных творческих групп для реализации проектов культурологической, исследовательской, социальной направленности.

Перечисленные задачи создают условия для работы над личностными универсальными учебными действиями, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Изучение истории Петербурга невозможно без освоения городского пространства. Для целостного приобщения учащихся к культурному наследию города необходимо сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий, то есть многоканальное изучение городского пространства. Источниками освоения культурного наследия и, как следствие, формирования универсальных учебных действий, могут служить различные источники знаний:

- топонимы, памятники, здания, автобусные и виртуальные экскурсии;

- просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение и обсуждение книг патриотического содержания;

- путешествие по памятным и историческим местам;

- Интернет;

- сюжетно-ролевые игры;

- участие в творческих конкурсах и туристско-краеведческих экспедициях;

- участие в социальных проектах;

- музей.

В ходе изучения курса «История и культура Санкт-Петербурга» маленький петербужец может понять свою связь с окружающим миром, научиться грамотно взаимодействовать с ним, осознать его проблемы; осознать ценность и значимость исторического наследия родного города для себя и своих современников. Обучающиеся начинают воспринимать наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия, интересоваться жизнью города, обучаются самостоятельно находить необходимую информацию, активно используя богатый культурный потенциал Санкт-Петербурга, что является показателем формирования личностных УУД. Критериями их сформированности следует считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Эти умения необходимы человеку на протяжении всей жизни. Кроме практических результатов, изучение уникального наследия Санкт-Петербурга инициирует приобщение школьников к духовным ценностям, позволяет им осознать значимость окружающего микромира, может способствовать развитию таких чувств, как гордость за свой город, уважение к землякам, сопричастность к судьбе города.

Таким образом, организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, привлечение краеведческого материала на уроках «Истории и культуры Санкт-Петербурга» – это важные условия успеха формирования толерантного сознания школьников, интереса к изучаемой области знаний, а также социальных компетенций обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Осуществление внеурочной деятельности в рамках преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга

В соответствии с федеральным государственным стандартом в общеобразовательных учреждениях Петербурга образовательные программы в учебных учреждениях реализуются не только через урочную, но и вне...

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...