Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики
статья по теме

Коробова Юлия Аркадьевна

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса.

Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №21 г. Коврова

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно- этического оценивания

Работу выполнила:

Учитель физики

Коробова Ю.А.

Ковров 2013г.

                                                          Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб,

                                                             народ, который думает на 10 лет вперёд –

            выращивает сад,

народ, который думает на 100 лет вперёд –

выращивает молодое поколение.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса.

Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия разделяют на 3 части:

самоопределение – процесс и результат выбора Личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, т.е. это основной механизм обретения и проявления человеком свободы.

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Самоопределение

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению  на основе развития самосознания и  мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Эльконин Д.Б., Кон И.С., Эриксон Э.).

Определены требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:

-  создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание  о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,

- уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- сформированность  позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

На уроках физики мы реализуем воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну, (Рассказываем про великих ученых наших соотечественников, о различных открытиях и достижениях нашей страны в области физики)

любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; (говорим об энергосбережении,  о ценности здоровья например при изучении радиоактивности)

Развитие Я-концепции и  идентичности личности

Подростковый возраст является чрезвычайно важным этапом развития самосознания и формирования такого базового личностного образования, как чувство собственного достоинства.

Самооценка – важнейший регулятор активности личности, механизм саморегуляции (А.В.Захарова). Формируясь в деятельности, самооценка соотносится с этапами деятельности личности и выполняет функцию ее регуляции.  

Успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте.

Целенаправленное формирование самооценки  способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности себя и сверстников. Однако неудовлетворенность собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного самопринятия и самоотношения учащегося. Отрицательное отношение к себе выступает препятствием и деструктивно влияет на развитие личности.

Для формирования самооценки мы проводим рефлексии в конце урока

рефлексия может быть направлена и как на отношение к происходящему так и на формирование самооценки ученика (сравни знания до урока и после урока, отметь на лесенке где ты находишься,  оцени свою работу на уроке и поставь себе оценку)

При проведении урока решения задач (рефлексии) давая заведомо сложную задачу ребенок формулирует что в начале урока при решении данной задачи возникают трудности, а к концу урока он уже может легко решать  такие задачи.

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Основой развития мотивационной сферы личности являются социально выработанные эталоны общественного и индивидуального сознания – «значения» и «смыслы»

Мотивация деятельности включает  два вида мотивации – мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания неудачи.  

- учебные и познавательные мотивы. Учебный мотив – направленность на освоение новых знаний и новых способов действий. Познавательные мотивы отвечают познавательной потребности  в деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема.

- социальные мотивы,  включают

широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу;  мотив долга и ответственности перед обществом (Матюхина 1984), направленность на идеалы и социальные ценности (Маркова А.К., 1983),

узкий социальный, позиционный мотив – стремление добиться одобрения и признания окружающими; направленность на способы взаимодействия с другими людьми (Маркова А.К., 1983), социальной идентификации как стремление к одобрению родителей, учителей, сверстников (Бибрих, 1987, Елфимова Н.В., 1991);

мотивы аффилиации  - стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми;

мотив социального сотрудничества – направленность на способы взаимодействия, кооперации своих усилий с другими людьми в ходе учебной деятельности.

- мотивы саморазвития и самообразования – направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями (Маркова, Орлов, Фридман, 1983).

        Побудительную и смыслообразующую функцию могут выполнять внешние мотивы. К ним относятся:

- мотив материального вознаграждения, мотив отметки;

- мотив стремления к безопасности и стабильности (учеба как вынужденное поведение или как привычное функционирование);

- престижные и статусные мотивы (учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания);

- мотив избегания неудач.

На уроках используем:

  1. Интерес к информации: А знаете ли вы …
  2. Интерес к способу действия (Понять как это делается и сделать это лучше)
  3. Потребность в самовыражении и самопрезентации (  В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
  4. Физический кроссворд (Люди разных возрастов любят разгадывать кроссворды , а физический кроссворд сделанный учащимися , позволяет повторять пройденный материал в интересной форме)
  5. Метод познавательной деловой игры
  6.  Ученик учится потому что ему это надо. (Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.  Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ)

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Подростковый возраст имеет особое значение для морального развития человека. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в этом возрасте подчеркивает значение общение и взаимодействия с другими людьми, где главное значение придается сверстникам. В процессе общения со сверстниками происходит познания себя, развивается самосознание. Формируется чувство взрослости (Д.Б.Эльконин). Процесс морального развития и развития ценностной сферы личности становится одной из главных задач развития в подростковом возрасте. (Д.Б.Эльконин, Р.Хевигхерст). Подросток становится активным субъектом морального поведения, осуществляя собственные моральные выборы. Можно говорить о том, что именно в подростковом возрасте человек начинает осуществлять самостоятельные выборы в сфере моральных поступков. Таким образом, программы морального развития  подростков должны, с одной стороны учитывать психологическую специфику возраста, а с другой, опираться на современные подходы к моральному развитию.

Существуют различные программы морального развития в школьном обучении. Выделяют  3 подхода к решению вопроса о моральном развитии.

Первый подход может быть обозначен как подход к формированию характера. Его цель – развитие в ученике таких личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе. (Havighusrt and Taba, 1949). Такими личностными особенностями могут выступать честность, доброта, ориентация на других, ответственность, дружелюбие, моральное мужество, самоконтроль и т.д. Однако остается вопрос о том, насколько наличие этих или иных черт будет определять моральное поведение человека. Другим важным и спорным вопросом является вопрос. Как развивать доброжелательность или мужество у человека?

Второй подход – программа ценностного самоопределения, направленная на определение людьми ценностей, значимых для их жизни.  Цель данной программы: активизация процесса самоопределения в области приоритетных ценностей, которые оказывают влияние собственно на поведение. В свободном обществе должны быть представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. Все ценности, так или иначе, связаны между собой. В мире  нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения со стороны.  В программе морального развития  не заложена идея обучать конкретным ценностным установкам. Задачи, решаемые в рамках программы, носят более общий и фундаментальный характер. Во-первых, это осознание своих ценностей и того, насколько как они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям. Во-вторых,  выделяя значимые ценности человек должен убедиться, что значимость и иерархия его ценностей носит стабильный характер. В-третьих, осознание того, что существуют различия между людьми в ценностной структуре их сознания. В-четвертых, развитие толерантности к различиям в ценностях между людьми. Однако самостоятельный выбор в неблагополучных условиях может привести к присвоению ценностей, которые являются асоциальными, таких как «обзывание», воровство, обман и т.п. Возникает сложный вопрос о том, нужно ли поддерживать и принимать такую позицию.

Третий подход к программам морального обучения получил свое развитие в концепции «Справедливого сообщества». Цель образования – не только интеллектуальное, но и моральное развитие человека. Соответственно, важной задачей образовательной среды является создание условий для психологического и личностного развития учащихся.

определены 3 основные цели программы «Справедливое сообщество»:  

- развитие морального мышления учеников за счет участия в моральных дискуссиях по поводу решения моральных дилемм;

- развитие культуры моральных норм и ценностей через демократический выбор норм  и построение групповой солидарности;

- создание контекста взаимодействия и сотрудничества, где и ученики,  и учителя могут действовать в соответствие со своей моральной интуицией и внутренними решениями.

Программа «Справедливое сообщество» включает в себя 2 основных этапа. Первый  Ориентировочный этап длится две недели и включает в себя встречи с другими учениками, ориентация в возможностях и необходимых для успешного обучения умениях, знакомство с жизнью школы, присутствие на моральных дискуссиях. Второй этап связан с активным участием учеников в жизни сообщества. Встречи  учеников на уровне класса в малых группах происходят еженедельно, а  также существует  ежемесячная встреча всех учеников в большой группе, участие в которых является обязательным. Продолжительность одной встречи - полтора-два часа. Участие является обязательным. Заседание управляется несколькими учениками и учителем. Каждая встреча имеет программу, которая включает в себя решение и публичное обсуждение моральных вопросов и дилемм как предлагаемых извне, так и являющихся актуальными для школьного сообщества. Программа формулируется самими учениками на основании решений в малых группах во время встреч класса. Актуальные проблемы и вопросы выносятся на обсуждение большой группы. Решения принимаются путем демократического голосования, где каждый ученик и учитель имеет право одного голоса. Принятые решения об оценке происшествий и поступках в школе, сформулированных правилах и нормах поведения, а также поощрениях и наказаниях являются обязательными для выполнения учениками школы. На основании частных случаев происходит выделение общего содержания и общих норм поведения в отношении Другого.

Выделяются несколько органов управления: ведущие встреч в малых и больших группах; школьный комитет, утверждающий программу обсуждения на большой группе; дисциплинарный комитет, осуществляющий контроль за выполнением норм и правил. В состав данных структур входят ученики и учителя на равных основаниях. Дисциплинарный комитет принимает решения о наказании за нарушения правил с учетом обстоятельств и последствий, которые эти нарушения повлекли за собой. Важно, чтобы проблемы наказания обсуждали и принимали сами ученики, а не учителя. Это способствует развитию чувства ответственности. Все принятые  решения могут стать предметом апелляции на собраниях общества.  

Роль учителей в моральном воспитании в программе «Справедливое сообщество» велика. Они наравне с учениками участвуют в дискуссиях, где выполняют функцию не только посредников, но и людей, обладающих своей позицией и умеющих отстаивать ее. Мнение учителя выступает как мнение, равноценное мнению любого учащегося. Большое значение имеет предварительная работа с учителями, с целью исключить давление авторитетом на мнение учащихся.

Л.Кольберг считал, что в рамках программы «Справедливое сообщество» необходимо выполнять ряд условий, которые будут стимулировать как моральное мышление, так и моральное поведение:

наличие открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали;

создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, в соответствии со взглядами Ж.Пиаже, приводит к принятию новой позиции;

участие всех учеников в создании правил, выполнение которых  в дальнейшем становится обязательным для всех и принятие ответственности за свои решения и поступки;

развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.

Большое значение имеет создание атмосферы доверия и принятия в групповой работе. Такая атмосфера позволяет открыто рассуждать об актуальных вопросах и высказывать собственную точку зрения. Выражение различных точек зрений и их обсуждение в дискуссии способствует развитию морального мышления. В ходе групповых обсуждений происходит обмен аргументами. Дискуссия способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся.

Оценка эффективности  различных программ «Справедливого сообщества» позволяет расширить перечень условий морального развития учащихся. Во-первых, должна быть содержательная направленность дискуссий на моральную проблематику. Обсуждаемые вопросы должны касаться сферы взаимоотношений людей, быть актуальными и важными. Необходимо, чтобы содержание обсуждаемых моральных дилемм было значимо для учащихся. Наличие заинтересованности позволяет выражать свое собственное мнение, а не выдавать социально желательные установки. Во-вторых, необходимо в процессе обсуждения и дискуссиях объективировать моральный конфликт. Моральный конфликт предполагает отсутствие однозначно правильного решения. Возможные решения имеют аргументы как «за», так  и «против». Моральный конфликт позволяет развить ориентировку в условиях моральной дилеммы и поступка и принять взвешенное осознанное решение.  В-третьих, необходим достаточно высокий уровень  развития способности к рефлексии и уровня морального мышления  (соответствующий 3 и 4 стадии развития морального сознания по Л.Кольбергу). В-четвертых,  надо организовать возможность принятия других ролей и позиций, с которыми каждый участник дискуссии знакомится в процессе обсуждения. В-пятых, ориентировка должна быть направлена не только на позицию учителей, но и на позицию сверстников, принимающих участие в дискуссиях. Принципиальное значение имеет требование безусловного выполнения принимаемых решений всеми членами школьного сообщества. Это условие требует специального обсуждения и принятия ответственности за соблюдения этого важнейшего принципа организации «Справедливого сообщества».

Оценка эффективности подобных программ  кроме анализа изменений поведения ее участников,  должна учитывать самоотчет членов сообщества. Самоотчет может включать оценку значимости для себя моральной дискуссии, оценку эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения, оценку и степень принятия ответственности за результаты, анализ  того, насколько принятое решение справедливо и правильно и, наконец, оценку изменений собственных установок и позиции.

В отечественной психологии наиболее интересной представляется попытка использовать основные принципы теории планомерно-поэтапного формирования П.Я.Гальперина для формирования морального поведения.

 

Личностными результатами обучения физике являются: 
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 
5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода; 
6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения. 

Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании: 
• Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении; 
• Выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель; 
• Математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий; 
• Опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений). 
Личностным результатом обучения физике становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира. 

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание 5 класс. – 2-е  изд. – М.:Просвещение, 2010. – 80с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. – 159 с. : ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физики при проведении лабораторной работы"

Работа защищена на курсах повышения квалификации по именному образовательному  чеку. "Преподавание физики в условиях обновления содержания образования"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики

Рассмотрены виды УУД, их использование и реализация на уроках физики. Предложен мастер - класс по формированию коммуникативных УУД...

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе

Формирование личностных УУД на уроках литературы в 5 классе при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....

Мастер-класс "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики"

              Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:...

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...