Методическая разработка по истории Русского государства конца XVI – XVIII вв.(Итоговая работа) 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Образцов Сергей Николаевич

Методическая разработка по истории

Русского государства

конца XVI – XVIII вв.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_uroka_igry_7_klass.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина

Методическая разработка по истории

Русского государства

конца XVI – XVIII вв.

 (для учащихся 7 классов)

Подготовил:

Учитель истории и

обществознания

Образцов С.Н.

Губкин 2015

          Цель мероприятия: привлечение внимания детей к истории России

         Задачи:

  1. Формирование целостного восприятия исторического прошлого истории России, расширение исторического кругозора.
  2. Формирование умений работать с историческими текстами и картами.
  3. Развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы.
  4. Формирование чувства патриотизма, воспитание уважительного отношения, интереса к культуре и национальным традициям народов, живших на территории нашей страны.

  7 класс .

         Время урока: 45 минут.

         Оборудование и материалы.

  1. Оборудование для игры брейн-ринг
  2. Карточки с заданиями
  3. Компьютер;
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Мультимедийная доска;

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Тема: «Россия конца XVI – XVIII вв.».

Ход урока:

  1. «Историческая разминка»: задание на проверку понятий и терминов.

Суть задания: команды по очереди формулируют исторические понятия.

  1. Всероссийский  рынок – усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территории.
  2. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
  3. Мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
  4. Наемный труд – труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.
  5. Предприниматель – лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности.
  6. Социальная база – категории населения, поддерживающие кого-либо.
  7. Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
  8. Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
  9. Регентство – в монархических государствах: временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.
  10. Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
  11. Меркантилизм – экономическая политика, выражающаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
  12. Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.
  13. Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 в., направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
  14. Секуляризация – обращение государством церковной земельной собственности в светскую.
  15. Самоуправление – самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью.
  16. Капитал – состояние, совокупность материальных ценностей.

  1. «Известно ли вам, когда …»: задание на проверку знания событий.

Суть задания: проверка точного знания хронологии, поэтому необходим точный ответ.

  1. Введено патриаршество в России? (1589 г.)
  2. Избран на царство первый царь династии Романовых? (1613 г.)
  3. Принято Соборное уложение, закрепившее крепостное право? (1649 г.)
  4. Произошло воссоединение Украины с Россией? (1654 г.)
  5. Случился Медный  бунт? (1662 Г.)
  6. Заключен с Китаем Нерчинский договор? (1689 Г.)
  7. Основан Санкт-Петербург? (1703 г.)
  8. Произошла Полтавская битва? (27 июня 1709 г.)
  9. Заключен Ништадский мир? (1721 г.)
  10. Принят «Манифест о вольности дворянской»? (1762 г.)
  11. Принята «Жалованная грамота дворянству»? (1785 г.)
  12. Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова (1799 г.)

  1. «Узнай событие»:  задание на определение события по фрагменту из источника.

Суть задания: дать полноценное объяснение  на определение исторического события, при этом баллы снижаются или повышаются в зависимости от полноты ответа.

  1. «Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселя».

(Ответ: время Бориса Годунова, Смутное время, самозванцы, Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев).

  1. «Наиболее  вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Романов….

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят  на Московское царство царем».

(Ответ: Земский собор 1613 г. об избрании Михаила Романова царем).

  1. «В  то время когда Петр начал водиться с иностранцами, он нашел полусгнившее судно в Измайловском загородном доме, очень недалеко от Москвы. Голландец, с которым Петр иногда разговаривал, поправил этот бот и показал ему на Измайловском пруде, как можно плавать на нем по ветру и против ветра. Петр, имевший природную склонность к механическим искусствам, нашел особенное удовольствие в этом упражнении и велел построить себе несколько судов побольше на Переяславском озере».

(Ответ: Начало строительства русского флота).

  1. «Что стоял-стоял прусский король на крутой горе,

Что смотрел-то – глядел на Берлин-город!

«Охти! Батюшко укрепушка, Берлин-город!

Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?

Доставалась моя укрепушка царю белому,

А еще генералушке Краснощекому!».

(Ответ: Взятие Берлина русскими  в ходе Семилетней войны в 1760 г.)

  1. «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими»

(Ответ: Разгром русскими под командованием Орлова и Спиридова турецкой эскадры в Чесменском сражении 5 июля 1770 г.)

  1. «Четвертый лишний»: задание на исключение из ряда лишнего понятия.

Суть задания: необходимо правильно назвать лишнее по смыслу слово и за дополнительный балл объяснить причину исключения.

  1. Дети боярские,  дворяне, сословие, верховники
  2. Авантюрист, самозванец, фаворит, царевич
  3. Семибоярщина , регентство, двоецарствие, посольство
  4. Кондиции, ремесло, торговля, ярмарки
  5. Подворная подать, поземельная подать, подушная подать, перепись
  6. Владельческие крестьяне, приписные крестьяне, черносошные крестьяне, крепостные крестьяне
  7. Воевода, волость, брандер, уезд
  8. Протопоп, старообрядцы, раскол, гетман
  9. Работные люди, посессионные крестьяне, отходники, реестровые казаки

  1. “Как долго продолжались …»: задание на знание хронологии событий.

Суть задания: вопросы задаются командам по очереди.

  1. Царствование Петра Великого                        (1682-1725 гг. - 43 года)
  2. Смоленская война                                              (1632-1634 гг. - 2 года)
  3. Восстание Степана Разина                               (1670-1671 гг. - 1 год)
  4. Северная война                                                   (1700-1721 гг. - 21 год)
  5. Царствование Анны Ивановны                       (1730-1740 гг. - 10 лет)
  6. Русско-турецкая война                     (1735-1739 гг., 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.)
  7. Царствование Екатерины II                              (1762-1796 гг. - 34 года)
  8. Восстание Кондратия Булавина                      (1707-1708 гг. - 1 год)
  9. Царствование Павла I                                        (1796-1801 гг. - 5 лет)

  1. “Узнай личность»: задание на определение личности по источнику.

Суть задания: зачитывается отрывок из документа до тех пор, пока команда не назовет правильное имя.

  1. «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания».

(Ответ: Лжедмитрий I).

  1. «Современники отмечали, что (он) обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом».

(Ответ: Степан Разин)

  1. «Царь держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины. В  числе любимых развлечений государя была игра в шахматы». (Ответ: Царь Алексей Михайлович).
  2. «Он убеждал дворян отдавать детей своих учиться… разрешил им посылать детей в латинские училища в Польшу, другим же советовал нанимать для детей польских гувернеров; иностранцам он разрешил свободный въезд и выезд из Московии, что до него не было в обычае».

(Ответ: Князь В.В.Голицын).

  1. «Его стремительная карьера была бы невозможна в другое время. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками на московских улицах и площадях, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников.

 (Ответ: Александр Данилович Меншиков).

  1. «Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять».

(Ответ: Емельян Пугачев, Манифест).

  1. “Квартет»: задание для команды на соотнесение даты, имени и события.

Суть задания: раздаются по четыре одинаковые карточки для трех команд, которые необходимо собрать быстрее, чем все остальные и прокомментировать.

  1. Екатерина II, Уложенная комиссия, 1767 г., разработка проекта нового свода законов.
  2. Петр I, реформы, 1722 г., система служебного роста вне зависимости от происхождения
  3. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ополчение, 1612 г., освобождение Москвы от интервентов
  4. Степан Разин, народное движение, 1670 г., захват восставшими Царицына и Астрахани

  1. Историческая викторина.

Суть задания: вопросы задаются каждой команде по одному в быстром режиме

  1. Город, в котором был убит царевич Дмитрий (Углич).
  2. Настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий).
  3. Сколько было ополчений в истории Смуты (два).
  4. Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»).
  5. Имя полячки, жены Лжедмитрия (Марина Мнишек).
  6. Судьба Василия Шуйского после свержения с престола (пострижен в монахи).
  7. Прозвище царя Алексея Михайловича (Тишайший).
  8. Дата созыва последнего Земского собора (1653 г.).
  9. Максимальное количество приказов в России (100).
  10. Кем был Никон (патриархом).
  11. Какой продукт стал виновником восстания (соль).
  12. Кого Разин выбросил за борт корабля (княжну).
  13. Имя предводителя освободительного движения украинского народа (Богдан Хмельницкий).
  14. Живописец, автор «Троицы» (Симон Ушаков).
  15. Название главной площади столицы (Красная, Красивая)
  16. Брачный возраст крестьян 17 в. (12 – девушки, 15 – юноши)
  17. Имя короля-соперника Петра I (Карл XII)
  18. Фамилия Петра I (Романов)
  19. Фаворит Анны Иоанновны (Бирон)
  20. Прозвище помещицы Салтыковой («Салтычиха»)
  21. Книга Суворова («Наука побеждать»)
  1. Подведение итогов, выставление баллов, награждение.

Приложение к заданию VII.  Карточки с информацией  для раздачи командам.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ

1767 год

РАЗРАБОТКА

ПЕТР ВЕЛИКИЙ

РЕФОРМЫ

1722 год

СИСТЕМА СЛУЖЕБНОГО РОСТА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

КУЗЬМА МИНИН, ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

ОПОЛЧЕНИЕ

1612 год

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ИНТЕРВЕНОВ

СТЕПАН РАЗИН

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1670 год

ЗАХВАТ ВОССТАВШИМИ ЦАРИЦЫНА И АСТРАХАНИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия".

Методическая разработка урока алгебры (с презентацией) по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по теме "Арифметическая прогрессия". К данному уроку предлагается презе...

Методическая разработка урока "Job interview" (Собеседование при приеме на работу), 10-11 класс

Данный урок был проведен в 10 классе по учебнику "Opportunities Intermediate", как часть в системе уроков по теме "Занятость". План разработка может быть использована как для проведения урока, так для...

Методическая разработка. План-конспект урока по технологии для учащихся 5 класса. Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.

1.Обобщение и закрепление знаний по теме «Рабочая одежда», ознакомление учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок.2.Научить правильному измерению фигуру человека....

Методическая разработка урока по МДК.01.03 «Технология малярных работ» по Кейс - методу на тему: «Обойные работы»

Урок по Кейс - методу, построенному на принципе саморазвития, активности личности, который   ставит цель: освоение технологий проектирования и подбора оклеечных материалов при внутренней отд...