ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ XIX –XX в.в. . Урок – семинар
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ  XIX –XX в.в. .

                                                               Урок – семинар 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_11_klass.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

о

                ТЕМА: РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ  XIX –XX в.в. .

                                                               Урок – семинар

Цели урока:

- целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;

- уяснение учащимся важнейших отличий развития стран первой и второй «волн» модернизации (органического и догоняющего развития), факторов обострения межгосударственных противоречий;

- выявление особенностей российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономических, социальных, внутри- и внешне политических факторов;

- продолжение работы над развитием способностей учащихся к интегрирующему мышлению, которое помогает им увидеть новые стороны явления, формирует целостное виденье мира, а значит, облегчает поиск своего места в нем.

Оборудование: карты: «Мира», «Экономическое развитие России в начале 20-го века»

Схема на доске:

                                Предпосылки модернизации

«Революция в сознании»        Промышленный         Политические революции

«Буржуазная этика                             переворот, переход                                  17-18 веков; складывание

Протестантизма»                          к фабричному производству                элементов правового

                                                                                государства и буржуазного

                                                                                                                                        парламентизма.

Работа участников семинара включает пять основных частей, содержащих различные виды деятельности.

1.

Выбор темы

Вопроса

2.

Организационно-методическая подготовка

3.

Самостоятельная подготовка учащихся

4.

Решение основных целей

5.

Обобщение результатов

        Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых занимается рассмотрением одной из поставленных проблем.

1-я группа: на примере развития Великобритании, Франции, США выявляет общую характеристику стран первого эшелона модернизации.

2-я группа: на примере России составляет общую характеристику стран второй модели модернизации.

3-я группа: работая с материалами, определяет общие тенденции и специфику индустриального развития своего края на рубеже веков.

1 Вступление: Начало века – период, определяющий основные тенденции 20-го столетия и продолжающий тенденции века 21-го. Прежде всего, это выражается в завершении промышленного переворота и начале индустриализации, формировании индустриального общества и форм конкурентной борьбы, проявлении новой формы капитала – финансовой. Складывается новая социальная структура, главное место в которой займут предприниматели, рабочие и средние слои. В ведущих странах мира упрочиваются традиции парламентизма, развиваются политические партии, профессиональные союзы, конкурентная политическая сфера.

Определяющими тенденциями в духовной сфере являются изменение роли науки в обществе, формирование новых течений в искусстве. Происходит обострение международных противоречий, борьба за передел мира. Рубеж веко в характеризуется началом процесса модернизации в России – перехода к ускоренному развитию общества на основе обновления производства. Россия вступила на путь капиталистического развития позже европейских стран, поэтому модернизация носила догоняющий характер.

 

II. Учащиеся получают рабочие листы, в которых фиксируют общие черты стран:

- первого эшелона

- второго эшелона

В ходе групповой работы с использованием учебника выбирается материал, характеризующий страны в этот период времени.

III.  Реализация целей.

1-я группа. Каковы общие черты развития Великобритании, США, Франции?

Уч-ся формулируют общую хар-ку стран первого эшелона (исходя из анализа развития конкретных стран):

-раннее вступление на путь капитализма

-эволюция буржуазных отношений

Завершённость аграрного переворота ( фермерский путь)

-значение колоний ( рынки сбыта, источники сырья)

-новые экономические теории и учения либерализма

-накапливание социальных проблем

2-я группа: каковы особенности развития России на рубеже веков?

- Уч-ся фор-ют общую хар-ку России ,как страны второго эшелона :

- позднее вступление на путь индустриализации

- воздействие внешних факторов ( Крымская война)

-особая роль гос-ва, как инициатора эк. Преобразований

- недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

-протекционизм и активная таможенная политика

- многоукладность экономики

-отсутствие колоний

- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян

- острые социальные проблемы

IV. Какие новые явления вы заметили в развитии капитализма в конце XIX века начале XX в странах Запада и России?

 Уч-ся отмечают:

 -Усиление роли монополий

- Концентрация банковского и промышленного капитала

 - завершение территориального раздела мира

- неравномерность развития

- развитие науки и техники

- включение народа в общественную и политическую жизнь страны

V. Итоги.

 Уч-ся осознанно делают выводы на основе проделанной работы об особенностях процесса модернизации на рубеже веков, которые позволяют создать целостную картину развития и оформляют их в таблице в тетрадях.

Общие проблемы развития

Страны первого эшелона развития (Великобритания, Франция, США)

Россия (второй эшелон развития)

Начало перехода к модернизации

Преобладающие факторы развития

Элементы традиционного общества

Путь перехода к модернизации

Наличие либеральных политических традиций

Темпы модернизации

Политическая стабильность

Роль гос-ва в экономике

Показатели соц.- экон. развития

Характер экономики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Урок-семинар по истории России 1953 - 1964 г.г."Белое и чёрное в деятельности Н.Хрущёва."

Политика реформирования общества. Белое и чёрное в деятельности Хрущёва. Долго, очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Поэтому они особенно интересны для нас. Период преобразований...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу  к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

Презнтация по теме содержит большой материал: причин, повода к войне, участников войны, общую характеристику сторон. Речь идёт об исторических персоналиях: монархах, командующих армиями и фронтами, по...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...