Авторская программа курса «История и культура Самарского края» для 10 класса СКОУ VIII вида
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
После завершения изучения базового курса «История Отечества» в учебном плане для обучающихся с ОВЗ в 10 классе обозначен предмет «История и культура родного края». Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_10_klass_peredelannaya.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г.о. Жигулёвск
Авторская программа курса
«История и культура Самарского края»
10 класс
Автор-разработчик
учитель истории
первой квалификационной категории
Щербина В.Т.
Сызрань 2015 г
Пояснительная записка
После завершения изучения базового курса «История Отечества» в учебном плане для обучающихся с ОВЗ в 10 классе обозначен предмет «История и культура родного края». Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России. Однако программы по предмету нет, и разработка данной авторской программы связана с этим.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В курсе «Истории и культуры Самарского края» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях родного края, жизни, быте людей данной эпохи. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен историей региональной и краеведческой. Учитель использует в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История и культура Самарского края» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. В 10 классе изучается история с древности до XX века.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Программа рассчитана на 1 год и имеет 6 разделов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события, когда началось и закончилось событие ( по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- писателей, поэтов, учёных родного края;
- руководителей родного края;
- этнографию родного края.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться современными числовыми взаимосвязями, « лентой времени»;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
- передать содержание конкретного исторического материала.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события;
- писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;
- руководителей родного края.
Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- работать с «лентой времени» под руководством учителя;
- выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;
- передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.
Методические рекомендации к проведению уроков по предмету «История и культура Самарского края»
Методика обучения истории в 10 классе направлена на повышение уровня самостоятельности обучающихся, активности, развитие у них логической последовательности, формирование элементарного исторического образования и культуры.
Появляются задания, которые требуют доказательства, аргументирования, обобщения, элементарной самостоятельной оценки.
Помощь учителя (наводящие вопросы, подсказки, начало ответа) ограничивается. Вводятся приёмы активизации обучающихся, взаимопроверка письменных работ, оценка творческих работ.
На занятиях в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», отдельных фрагментов кино, диафильмов, презентаций.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
В 10 классе широко применяется самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, составление рассказов по картинам и иллюстрациям.
Работа с наглядностью имеет приоритетное значение. На каждом уроке проводится работа с различными средствами наглядности. Обучающимся даются задания проанализировать картину, дать описание исторической личности, на основе схем, таблиц отвечать на поставленные вопросы. Наглядность способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речевого развития. Иллюстративный материал, игры, видеоматериалы, презентации направлены на совершенствование и закрепление знаний обучающихся по курсу истории и культуры родного края.
Методические приёмы работы с наглядностью учитель выбирает исходя из возможностей обучающихся. Наиболее целесообразны следующие приёмы:
- рассматривание иллюстративного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного);
- сравнение исторических периодов, событий;
- беседа по вопросам после анализа картин, видеоматериалов, презентаций;
- анализ схем с опорой на материал учебника.
В целях закрепления знаний по фактическому материалу на уроках широко используются исторические карты. Разнообразить виды работ с картой можно, применяя настенные карты по различным периодам, настольные атласы. Учитывая опыт работы обучающихся с исторической картой, учитель даёт задания самостоятельно найти и показать рассматриваемые объекты, правильно пользуясь указкой.
Как обязательный вид работы обучающихся на уроке является работа с понятийным словарём. В методику работы необходимо внести элементы самостоятельности (нахождение слов и понятий в тексте, их объяснение, употребление в речи). Работа над понятием позволит раскрыть историческое событие с наиболее значимой стороны в доступной для обучающихся форме. Виды заданий усложняются: новые слова записываются в тетрадь, по ним составляются ребусы, кроссворды. Наиболее успешно закрепление новых понятий и терминов проводится в ходе словесных игр, бесед.
При отборе исторического материала наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание следует уделять соблюдению и других принципов:
- принцип цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам учеников с ОВЗ, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать подростков на уроках истории в 10 классе, с учётом того что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
Программа
10 КЛАСС
История и культура Самарского края
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел I. Введение (3 ч.)
Введение в курс «История и культура Самарского края».
Древнее население края. Исторические памятники.
Археологические раскопки и археологические памятники: каменный век (стоянки), бронзовый век (селища), железный век (городища). Древние могильники (курганные и бескурганные) на территории Самарского края.
Понятийный словарь: предки, археологи, музеи, стоянки каменного века, городища железного века, селища бронзового века, могильники.
Раздел II. Поволжье XV –XVI веков (6 ч.)
Монголо-татарское нашествие (повторение). Образование Казанского ханства на месте бывшей Волжской Болгарии Улу-Мухаммедом.
Ногайская Орда. Население Самарского края в период нахождения в составе Казанского ханства и в составе Ногайской Орды.
Освобождение края от монголо-татарских захватчиков.
Присоединение к Российскому государству.
Казаки на Волге. Волжская вольница и её излюбленные места: Самарская Лука, район Переволок и устье Усы, броды через Волгу под будущей Сызранью.
Основание Самары.
Понятийный словарь: тараны, ханство, орда, иго, ясак, караул, казаки, круг, атаман.
Раздел III. Поволжье в XVII в (13 ч.)
Наш край в лихолетье Смуты. Самара в XVII столетии. Население Самары: воинские люди, стрельцы, местные служилые люди, посадское население. Верхушка местного общества – приказные люди во главе с воеводой.
Рост населения Самары.
Образование Самарского уезда на Самарской Луке. Система управления в Самарском уезде. Население Самарского уезда и его состав.
Природа Самарской Луки.
Надеинское Усолье – один из крупных центров сельского заселения нашего края (современное с. Усолье Шигонского района). Занятия населения в Надеинском Усолье. Переход Надеинского Усолья под власть звенигородского Савво-Сторожевского монастыря.
Волжский торговый путь.
Жизнь и быт населения Самарского края.
Промышленность и земледелие Самарского края.
Помещичьи и монастырские землевладения.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Строительство Закамской черты (сплошная линия оборонительных сооружений), как средство от нападения кочевников-калмыков.
Строительство Сызрани, Кашпира и слобод: Печерской, Подвалья, Усинской, Жемковской. Земледелие – главное занятие жителей Сызранского Поволжья. Вхождение Сызрани с округой в XVII в. в состав Симбирского уезда. Понятийный словарь: Смутное время, служилые люди, посадское население, приказные люди, воевода, калмыки, уезд.
Раздел IV. Наш край в XVIII веке (14 ч.)
Строительство новых оборонительных сооружений: Самарской укреплённой линии и новой Закамской черты.
Нападения калмыков на города и сёла Самарского уезда.
Экономическое развитие Поволжья в начале 18 в.
Земледельческое освоение родного края. Город Сызрань как место, которое славилось яблоневыми садами в XVIII в.
Промышленность Самарского края.
Торговля в Самарском уезде.
Развитие ремесел в г. Сызрани и Самаре.
Управление краем в первой половине XVIII в.
Административное устройство Самарского края. Передача сёл и деревень бывшего Самарского уезда в Сызранский в 1764г.
Усиление эксплуатации крестьян во II половине XVIII в.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Окончание войны.
Развитие г.Сызрани в XVIII веке.
Административное и земельное обустройство в Самарском крае в правление Екатерины II.
Реформы местного управления в Поволжье.
Этнография Самарского края. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.
Понятийный словарь: Закамская черта, этнография, дезертировать, наказы, вольная.
Раздел V. Поволжье в XIX веке (15 ч.)
Образование Самарской губернии. Влияние реформ Александра II на развитие Самарской губернии. Самара – экспериментальная площадка для реформ, проводимых Александром II.
Первые губернаторы нашего края: Степан Григорьевич Волховский, Константин Карлович Грот.
Юрий Самарин — один из первых губернаторов Самарского края.
Отмена крепостного права. Преобразования в системе местного самоуправления на селе. Создание общинно-волостных структур, выборы сельских старост и волостных старшин.
Удельные и государственные крестьяне.
Образование земских управ в Самарской губернии.
Земские выборы.
Л.Б. Тургенев — первый председатель губернской земской управы
Усольская вотчина Орловых – Давыдовых.
Реформы в судебной системе нашего края. Принятие новых судебных уставов в Самарской губернии. Присяжные заседатели.
Н.М. Окулов – первый председатель нового суда, А.А. Головинский – первый прокурор новой формации.
Преобразование городского самоуправления. Первые выборы всесословной городской думы в нашем крае. Значение великих реформ Александра II для нашего края.
Изменения в деревне после реформ. Пореформенное крестьянство. Становление крестьянского хозяйства как самостоятельного экономического организма. Разграничение крестьянских и помещичьих владений.
Самарское купечество в эпоху реформ и пореформенный период. Три купеческие гильдии. Благотворительная деятельность Самарского купечества. Торговая деятельность купечества в эпоху реформ.
Развитие промышленности в Самаре и губернии.
Появление банков в эпоху реформ в нашем крае. Открытие акционерных ипотечных банков, создание Крестьянского поземельного и Государственного дворянского земельного банков для выдачи кредитов.
Революционное движение 70-80 г.г. 19 века.
Понятийный словарь: реформы, губерния, губернатор, волость, удельные и государственные крестьяне, земства, суд присяжных, присяжные заседатели, купеческие гильдии, акционерные ипотечные банки, вотчина.
Раздел VI. Культура в Самарском крае в XIX в. (17 ч.)
XIX век – век развития науки, архитектуры и культуры в родном крае.
Архитектура Самары и Сызрани в 19 веке. Смешение архитектурных стилей в застройке городов: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, «мавританский стиль», русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или «петушиный стиль»), модерн.
Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в г. Сызрани в 1830 году. Александровская публичная библиотека в г. Самаре.
Музеи. Их значение в жизни человека.
Открытие краеведческого музея П.Ф.Алабиным.
Самарский художественный музей.
Музеи природы.
Театры. Появление в Сызрани первых профессиональных актёрских групп.
Русские писатели и поэты в Самарском крае. И.А. Второв – первый самарский литератор. Д.Н.Садовников – собиратель фольклора. Д.В. Давыдов – поэт и писатель.
Русские писатели и поэты в г.Сызрани. И.И. Дмитриев – знаменитый поэт Сызранского уезда. Н. Овчинников – писатель, автор книги «Сызранская бывальщина». Н.А. Панов – крестьянский поэт.
Создание школы иконописи в Сызрани. Расцвет искусства иконописи в женском Сретенском монастыре. Александр Архипович Бочкарёв – лидер группы иконописцев г. Сызрани. Создание А.А.Бочкарёвым на улице Канатной (ныне ул. Чапаева), иконописной мастерской.
Развитие образования и науки в Самарском крае в XIX веке.
Понятийный словарь: архитектура, архитектурные стили: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, «мавританский стиль», русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или «петушиный стиль»), модерн, иконопись.
Краеведческая работа.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Дата, количество часов | Понятия и слова | Оснащение уроков |
1. | Раздел I. Введение в мир истории и культуры Самарского края | 3 | Предки, археологи, музеи, стоянки каменного века, городища железного века, селища бронзового века, могильники | Презентация, текст у каждого обучающегося «Как работают археологи», индивидуальные карточки, газета «Читай и думай» от 21 ноября 2014г. №21 |
2. | Раздел II. Поволжье XV –XVI веков | 6 | Тараны, ханство, орда, иго, ясак, караул, казаки, круг, атаман. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков», презентации, карта «Русское государство в XVI в.», лента времени, карточки с заданиями. |
3. | Раздел III. Поволжье в XVII в | 13 | Смутное время, служилые люди, посадское население, приказные люди, воевода, калмыки, уезд, крестьянская война. | Карточки с заданиями, стихотворение К Бальмонта «В глухие дни», репродукция картины С.В.Иванова «Смутное время», видеофильм «Страницы истории. Смутное время», карта «Русское государство в XVII в.», таблица «Крепостные крестьяне и помещики», репродукция картины А. Неврина «Торг», иллюстрация « В крестьянской избе», стихотворение Н.Кончаловской «Наша древняя столица», презентация «Крестьянская война под предводительством С. Разина», набор открыток «Старая Самара и Сызрань», иллюстрация с видом звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. |
4. | Раздел IV. Наш край в XVIII веке | 14 | Закамская черта, этнография, дезертировать, наказы, вольная. | Карта «Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.», карточки с заданиями, лента времени, портрет Екатерины II, репродукция картины А. Неврина «Торг», «Порка на конюшне», таблица «Крепостные крестьяне и помещики», портрет Е.И.Пугачёва, презентация «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва», презентация « Памятники культуры XVIII в. в городе Сызрани» |
5. | Раздел V. Поволжье в XIX веке | 15 | Реформы, губерния, губернатор, волость, волостной старшина, вотчина, удельные и государственные крестьяне, земства, суд присяжных, присяжные заседатели, купеческие гильдии, акционерные ипотечные банки. | Карточки с заданиями, таблица «Реформы в период правления Александра II», портрет Александра II, схема «Дела самарского купечества в эпоху реформ и пореформенный период», карты «Россия после реформ» и «Территория России в начале XIX в.», лента времени, таблица «Тайные революционные общества на территории Самарского края», иллюстрация «Суд присяжных», презентация «Усольская вотчина Орловых – Давыдовых», Портреты первых губернаторов нашего края: С. Г.Волховского, К. К.Грота, Юрия Самарина. |
6. | Раздел VI. Культура в Самарском крае в XIX в. | 17 | Архитектура, архитектурные стили: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, «мавританский стиль», русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или «петушиный стиль»), модерн, иконопись. | Презентации « XIX век – век развития науки, архитектуры и культуры в родном Самарском крае», « Создание школы иконописи в Сызрани», «Русские писатели и поэты в Сызрани и Самарском крае», «Развитие образования и науки в Самарском крае в XIX веке», карточки с заданиями,
|
Почасовой план.
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов | Дата |
Введение (3 ч.) | |||
Введение в курс «История и культура родного края». Презентация. | 1 | ||
Древнее население края. Презентация. | 1 | ||
Археологические памятники. Презентация. | 1 | ||
Поволжье XV –XVI веков (6 ч.) | |||
Монголо-татарское нашествие. Видео. | 1 | ||
Ногайская Орда | 1 | ||
Освобождение края от монголо-татарских захватчиков. | 1 | ||
Присоединение к Российскому государству | 1 | ||
Казаки на Волге | 1 | ||
Основание Самары. Интерактивная карта | 1 | ||
Поволжье в XVII в (13 ч.) | |||
Наш край в лихолетье Смуты. Видео. | 1 | ||
Рост населения Самары. | 1 | ||
Образование самарского уезда | 1 | ||
Природа и население Самарской Луки. Презентация. | 1 | ||
Надеинское Усолье – один из крупных центров сельского заселения нашего края | 1 | ||
Нападение на калмыков | 1 | ||
Закамская черта | 1 | ||
Промышленность и земледелие Самарского края | 1 | ||
Помещичьи и монастырские землевладения | 1 | ||
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Презентация | 1 | ||
Строительство Сызрани. Видео | 1 | ||
Экскурсия по историческому комплексу на территории Сызранского Кремля | 1 | ||
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поволжье XV –XVI веков» Тесты | 1 | ||
Наш край в XVIII веке (14 ч.) | |||
Строительство новой Закамской черты | 1 | ||
Экономическое развитие Поволжья в начале 18 в. | 1 | ||
Земледельческое освоение родного края | 1 | ||
Промышленность Самарского края | 1 | ||
Торговля в Самарском уезде | 1 | ||
Развитие ремесел в г. Сызрани презентация. | 1 | ||
Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
Административное устройство Самарского края | 1 | ||
Усиление эксплуатации крестьян во II половине XVIII в. | 1 | ||
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Интерактивная карта | 1 | ||
Экскурсия по историческим местам г. Сызрани | 1 | ||
Развитие г.Сызрани в XVIII веке | 1 | ||
Реформы местного управления в Поволжье | 1 | ||
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Наш край в XVIII веке» Тесты | 1 | ||
Поволжье в XIX веке (32ч.) | |||
Образование Самарской губернии | 1 | ||
Первые губернаторы. Видео | 1 | ||
Отмена крепостного права | 1 | ||
Удельные и государственные крестьяне | 1 | ||
Образование земских управ в Самарской губернии | 1 | ||
Усольская вотчина Орловых – Давыдовых. Экскурсия в с. Усолье по теме «Знакомство с имением Орловых-Давыдовых» | 1 | ||
Реформы в судебной системе нашего края | 1 | ||
Значение реформ 60-70 г.г. 19 в. | 1 | ||
Пореформенное крестьянство | 1 | ||
Экскурсия в выставочный зал | 1 | ||
Торговля | 1 | ||
Промышленность Самары и губернии | 1 | ||
Банки | 1 | ||
Революционное движение 70-80 г.г. 19 в | 1 | ||
Архитектура Самары и Сызрани. Видео | 1 | ||
Экскурсия к памятникам зодчества в г.Сызрани. Видео | 1 | ||
Печать | 1 | ||
Библиотеки | 1 | ||
Музеи | 1 | ||
Литературный музей. Аудио | 1 | ||
Открытие музея П.Ф.Алабина. Презентация. | 1 | ||
Художественный музей | 1 | ||
Музеи природы | 1 | ||
Театр | 1 | ||
Русские писатели в Самаре и губернии | 1 | ||
Экскурсия в библиотеку по теме «Русские писатели в Самаре, Сызрани и губернии. | 1 | ||
Русские писатели в г.Сызрани | 1 | ||
Город Самара в 90-х г.г. 19 в. | 1 | ||
Город Сызрань в 90-х г.г. 19 в. | 1 | ||
Экскурсия в краеведческий музей г. Сызрани. Видео | 1 | ||
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Поволжье в XIX веке». Тесты | 1 | ||
Итоговый урок по курсу. Тесты | 1 |
Литература
- Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. – 81 с.
- Добрусин В.А., Карасёв В.Н.(сост.) Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия. Самара: Издательский дом «Агни», 2010.-288с.
- Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680-х гг. Самара: Издательский центр «АртМакет», 1991.-74с.
- Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI – первая половина XIX века. М.: Наука, 2000.-287с.
- Кабытов П.С. Дмитриев Е.А. Самарская область. Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. – 440с.
- 6.Ответственный за выпуск Эппле Л.П. Сызрань – мой город родной. Учебное пособие по краеведению. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-69с.
- Шигина Н.А. О Сызрани с любовью. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-38с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»
В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...
Контрольно-измерительные материалы по естествознанию (9 класс СКОУ VIII вида) по разделу «Кровеносная система»
В данной разработке содержатся тестовые задания по темам "Состав крови", "Органы кровообращения", "Круги кровообращения", "Первая помощь при кровотечениях" для учащихся 9 класса коррекционной школы VI...
Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"
Урок создает условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает ...
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»
Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....
Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида
Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....
"Строение цветка" - урок биологии в 7 классе СКОУ VIII вида
Задачи:1. Образовательные: Научить учащихся выделять основные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки, пестик; закрепить основы рисования частей цветка в программе Paint.2. Коррекционные: развива...