Урок по теме:"Александр и Николай - первые?"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации знаний для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_i_nikolay.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Александр и Николай – первые?».

Цели: обобщение и систематизация знаний по теме на преобразующем уровне, формирование навыков участия в дискуссии, анализа исторических источников, личностного отношения к историческим персонажам

Ход урока:

Заранее ученики разделяются на две группы: одна группа на уроке будет выступать в роли защитников Александра I и критиков Николая I, другая – наоборот.

В ходе выполнения опережающего домашнего задания ученики подбирают аргументы, которые помогут поддерживать ту или иную роль.

        Во вводном слове учитель настраивает участников дискуссии на необходимость избегать односторонних категоричных оценок; определяет общее направление работы, целью которой должно стать лучшее понимание представленных исторических персонажей. Далее, учащиеся предлагают собственный вариант целеполагания, исходя из своеобразной формулировки темы.

        Первоначально, ученики, используя суждения историков и обывателей об императорах, доказывают необходимую по роли точку зрения, соглашаются или опровергают те или иные суждения, приводят в доказательство исторические факты.

        Во время подведения итогов ученики выражают собственное отношение к императорам.

        Во второй половине урока ученики выполняют познавательные задания преимущественно преобразующего уровня по теме.

        Домашнее задание заключается в подготовке вопросов для воображаемого интервью с императорами.

        

        

1.Приведите 2-3 примера деятельности исторических личностей первой половины 19 века. Начните ответ со слов: «Я горжусь…, потому что…», «мне стыдно за …, потому что…»

2.Приведите доказательства того, что в первой половине 19 века Россия была великой державой.

3. Суждения об Александре I

« Александр слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силён, чтобы быть управляемым »(М.М. Сперанский)

В народной среде обсуждали какие-то сведения об Александре как о защитнике униженных и оскорблённых.

« Лагарп сумел увлечь своего воспитанника хорошими словами настолько, что тот выучился повторять их с чувством, с толком, с расстановкой.

Но в действительности, эти мнения были наносными, лишь кажущимися убеждениями, прочно не сросшимися с душой» (В. Кочубей).

Он, возможно, считал, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа. Не одобряя французской революции, он желал ей успеха и радовался ему. Так он нередко рассуждал в кругу друзей.

« Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление, он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы только исполнял одну его волю» (А. Чарторыйский).

« Он умён, приятен, образован, но ему нельзя доверять, это истинный византиец…, тонкий, притворный, хитрый (Наполеон).

« В политике он тонок, как кончик булавки, остёр, как бритва, фальшив, как пена морская » (шведский посол)

Современные историки об Александре.

«Крупнейший государственный деятель эпохи наполеоновских войн, революций, эпохи назревания в России масштабного антиправительственного заговора, эпохи сплочения дворянства, со страхом и ненавистью воспринимавшего разговоры о реформировании государственного устройства, ликвидации крепостного права. Император, сломавший хребет наполеоновской военной машине, находившийся в ореоле громкой всероссийской и европейской славы»  

« В последние годы жизни царя после бурного водоворота международных событий, в который с головой окунулся молодой монарх, история, наконец, всё расставила по своим местам, воздала каждому по заслугам, сдёрнула вуаль с красивых и пустых слов, поставила царя один на один с прожитым и переживаемым временем»

В первые годы царствования он декларировал свои взгляды на жизнь, свою оценку действительности, определил перспективы начинающегося правления, пожинал первые плоды сделанного

Суждения о Николае I

«Никто лучше, чем он не был создан для роли самодержца. Он обладал для этого и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти и законности её. Его самодержавие было для него предметом поклонения» (из дневника фрейлины жены Александра II А.Ф. Тютчевой).

Современники Николая о его смерти:

« Все говорят о государе Николае Павловиче не только без раздражения, но даже с участием, желая даже извинить его во многом. Но между тем все невольно чувствуют, что какой-то камень, какой-то пресс снят с каждого, как-то легче стало дышать, вдруг возродились небывалые надежды, безвыходное положение, к сознанию которого пришли все, вдруг представилось доступным изменению».

«Полубог, прошедший ураганом, катком по русскому государству в течение 30 лет, вырезавший лица у мысли, погубивший тысячи характеров и умов, - околел, наконец

« Николай стремился оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы ».

Современные историки о Николае.

« Николай твёрдо верил во всесилие государства. Пытаясь во всём подражать Петру, он смотрел на государство как на инструмент, который способен изменять мир. Однако, в отличие от своего великого предка, Николай на самом деле вовсе не стремился к изменению окружающего мира. Ему было достаточно того, что бюрократический аппарат позволяет регулировать и держать под контролем жизнь общества»

« Император всю жизнь не сомневался, что отмена крепостного права большее зло, чем само крепостное право».

«Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и внутреннему миру»

В письме к своей жене Пушкин писал: « Видел я трёх царей. Первый велел снять с меня шапку и пожурил за то мою няньку. Второй меня не жаловал. Третий упёк меня в камер-юнкеры на старости лет, но променять его на четвёртого не желаю – от добра добра не ищут»(Александр Сергеевич имел в виду то обстоятельство, что Николай I, желая, чтобы красавица Наталья Николаевна танцевала на балах при дворе, дал Пушкину придворную должность камер-юнкера, которую обычно давали дворянским юношам, и потому Пушкин, которому было уже за 30 и который уже был известным литератором, не мог не чувствовать себя оскорблённым. Это письмо агенты III Отделения, как обычно, вскрыли и прочитали. Они передали письмо царю, чтобы он сам решил – есть ли здесь противоправительственное высказывание. Когда Пушкину стало известно об этом, он с гневом написал в своём дневнике: « Какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства. Полиция распечатывает письма мужа жене и приносит читать царю (человеку благовоспитанному и честному), царь не стыдится в том признаваться. Что ни говори, мудрено быть самодержавным».

О ком эти слова?

1. Ему, погибельной войною принуждённый, почти весь свет кричал: Ура!

Зачем он так за славою гонялся? Для чести счастье презирал?

С невинными народами сражался и скипетром стальным короны разбивал?

Ты побеждён московскими стенами

Бежал! И скрыл за дальними морями следы печальные твоих высоких дум.

Слайд с портретом М.Ю. Лермонтова. Кто автор этих строк о Наполеоне?

2.Душой готов на подвиг ратный, берёг войска, не шёл вперёд,

А шёл упрямо на попятный, и невзлюбил его народ.

И недовольства смутный ропот шел, словно тень за ним шаг в шаг.

Он слышал вечное: чужак.

Слайд с портретом М.Б. Барклая- де - Толли.

3.Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь и дождь.

И сколь с израненным челом пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом, и сколь врагу ужасен!

Слайд с портретом М.И. Кутузова.

Слайд отступления французов. Объясните смысл картины, взаимосвязь с предыдущим слайдом.

 Кто автор письма?

Слайд с портретом М.М. Сперанского.

Письмо к императору: «Я слишком часто встречаюсь с самолюбием, завистью. Толпа вельмож со всей их свитой, жёнами и детьми, меня, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного новатора. Эти люди превозносили бы меня до небес, если бы предполагали, что я во всём с ними буду соглашаться».

Слайд с изображением монеты нач. XIX века.

Как правило, на монетах изображали портреты коронованных особ. В России в начале XIX века была выпущена монета с изображением человека, так и не пришедшего к власти. Как это могло произойти? Когда была выпущена монета?

Слайд «Восстание на Сенатской площади».

Как называется картина?

Декабристы – борцы за идеалы просвещения или государственные преступники, посягнувшие на законную власть императора?

Слайд с портретом П. Пестеля.

Кто изображён на портрете? Какую роль сыграл этот человек в подготовке и проведении восстания?

Слайд с изображением «Русской правды» и «Конституции».

Придумайте заголовок для слайда.

Слайд с портретом Н.М. Карамзина.

Этот человек, по выражению А.С. Пушкина, открыл русскому дворянству историю России, как Колумб открыл европейцам Америку.

Слайд с портретом Александра I.

Кому посвящена эпиграмма, имеет ли она реальный исторический смысл?

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовый профессор!

Но фрунт герою надоел –

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел.

Кто автор строк?

« Прошлое России удивительно, настоящее более чем великолепно, а будущее выше всего, что может представить самое пылкое воображение»

« Крепостное право – это пороховой погреб под государством»

Слайд, посв. военным поселениям

Два состояния между собой различные выражены были одним ярмом: хлебопашца поневолели взяться за оружие, воина за соху.

О каком мероприятии правительства идёт речь?

Слайд с изображением одного из первых российских пароходов.

Накануне какого события Николай I  в беседе с английскими дипломатами сказал следующее: « Может случиться, что обстоятельства принудят меня занять Константинополь».

Назовите обстоятельство подготовки к войне, связанное с данным слайдом.

Назовите картины и их авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории, экономике и праву в 10 классе по теме "Внутренняя политика Николая 1"

Данный интегрированный урок имеет цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории; - углубить представления о теории официальной народности, познакомит...

Контрольная работа по теме "Александр I и Николай I"

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ...

Конспект урока по теме "Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста"

ЦЕЛЬ: - поэтика стихотворения;- смысл главного образа и идея текста;- воспитание чувства патриотизма...

Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса

Урок разработан в соответствии с ФГОС по  проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....

Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"

Технологическая карта урока по теме "Александр II. Отмена крепостного права"...

Урок на тему "Александро-Невская Лавра"

Урок, посвященный знакомству учащихся со Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой города Санкт-Петербурга. Изначально предназначена для  предмета ОДНКНР (5 класс), может быть использована и для в...

Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...