Инструментарий по истории
презентация к уроку по истории на тему

Степаненко Вера Петровна

Памятки для изучения истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamchtki.pptx474.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАМЯТКИ инструментарий по истории Подготовила учитель истории ОШ № 18 Степаненко В. П.

Слайд 2

Общие правила составления плана при работе с текстом : 1 . Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Слайд 3

Правила конспектирования : 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. 2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора. 4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. 5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями .

Слайд 4

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля : 1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их? 2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете? 3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания. 5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Слайд 5

Характеристика войн: 1 . Причина войн, хронологические рамки. 2 . Воюющие страны или группировки стран. 3 . Цели сторон. 4 . Соотношение сил воюющих стран. 5 . Повод к войне. 6 . Ход военных действий (по этапам): - планы сторон в начале каждого этапа, - военные и политические итоги этапа. 7 . Характер войны. 8 . Условия мирного договора. 9 . Военные и политические итоги войны .

Слайд 6

Как дать оценку историческому событию : 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: - для участников события, - для последующего исторического развития .

Слайд 7

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему : 1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой. 2. Составить план. 3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание. 4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Слайд 8

Структура реферата: 1 . План или оглавление с указанием страниц. 2 . Обоснование выбора темы. 3 . Теоретические основы выбранной темы. 4 . Изложение основного вопроса. 5 . Вывод и обобщение. 6 . Практическое значение реферата. 7 . Список используемой литературы. 8 . Приложения

Слайд 9

Примерные аспекты содержания реферата. 1 . Вводная часть: -Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме). 2 . Основная часть: -суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата, -критический обзор источников, -собственные сведения, версии, оценки. 3 . Заключение : -основные выводы, -результаты и личная значимость проделанной работы, -перспективы продолжения работы над темой.

Слайд 10

Оформление титульного листа : - название школы , - тема реферата , - Ф.И. автора, класс , - Ф.И.О. учителя , - год написания реферата .

Слайд 11

Алгоритм изучения революции 1 . Определите предпосылки революции. 2 . Изучая ход революции, определите: время и место начала выступлений; требования выступавших ; реакцию властей; задачи и характер революции; движущие силы, основные группы участников; ход революции; лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика); особенности данной революции. Решение вопроса о власти ; итоги и результаты, значение революции; оценка ее с позиций различных политических деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.

Слайд 12

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4 » — в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное ( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2 » — основное содержание материала по вопросу не раскрыто .

Слайд 13

Изучая ход революции , определите : время и место начала выступлений; требования высту - павших; реакцию властей; движущие силы, основные группы участников; ход революции; лидеры и их политические позиции, цели (стратегия), методы и средства ее достижения (тактика); особенности данной революции. Решение вопроса о вла - сти ; итоги и результаты, значение революции; оценка ее с позиций различных политических деятелей, участников, обывателей, деятелей культуры.

Слайд 14

Революционная ситуация — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность осуществления революции (объективные фак торы). Помимо революционной ситуации необходимо наличие субъективных условий — способности революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации . Революция — это глубокие, качественные изменения, рез кий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.

Слайд 15

Революция — это глубокие, качественные изменения, рез кий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе. Социальная революция — резкий переворот, в результате которого на смену одним общественным силам приходят другие.

Слайд 16

Революция «сверху » — крутой переворот всего уклада общественной жизни, производимый самой государственной властью . Обычно в качестве примера указывается на преобразования Петра I и Александра II. Революция «снизу » — резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооруженной борьбы представителей разных слоев общества и власти.

Слайд 17

Война — вооруженное столкновение государств друг с другом с целью установления господства, разрешения территориальных притязаний. Гражданская война — наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Слайд 18

Революция — это глубокие, качественные изменения, рез кий переворот в экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе . Субъективный фактор — степень готовности, организации, сознательности, сплоченности масс, правильности политики революционных партий. Совокупность объективных факторов — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность революции.

Слайд 19

Алгоритм изучения крестьянских выступлений Опишите социально-экономическую ситуацию в стране. Раскройте причины выступления крестьян: внутренние : экономические, политические, социальные; укажите районы социальной активности крестьян; опишите основные события (по этапам); определите основные итоги каждого из этапов; выделите причины успеха или неудачи той или иной стороны .

Слайд 20

Характеристика предводителя крестьян Определите: характер выступления: состав восставших; их вооружение и организация; требования основных групп восставших. Обобщите и оцените итоги и значение выступлений крестьян .

Слайд 21

Алгоритм анализа идейных течений ( общественной мысли ) Определите предпосылки возникновения общественных настроений, идей. Охарактеризуйте идеологов, представителей идейного течения : чьи интересы они выражали, что подвергали критике; какой положительный идеал стремились утвердить; какие предлагали средства достижения цели.

Слайд 22

Алгоритм изучения общественных движений ( политических, социальных, национальных) Определите масштабы движения, проанализируйте социальный состав его участников. Раскройте причины и цели общественного движения: против чего или кого оно было направлено. Определите цели и требования (экономические и политические ) участников общественного движения, средства и методы их достижения (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акции протеста или гражданского неповиновения и т.п.). Степень организованности движения. Его итоги и последствия: раскройте причины успеха или неудач данного движения. Обобщите и оцените историческое значение движения.

Слайд 23

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ 1. Определите цель составления конспекта. 2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте выводы. 3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них. 4. Наиболее значимые положения (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат. 5. В конспект включаются также выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). 6. Отдельные слова или целые предложения можно писать сокращенно, выписывать только главные слова, вместо цитаты ссылаться на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения. 7. Чтобы конспект был нагляднее, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов.

Слайд 24

Как дать рецензию на ответ товарища 1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил. 2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил. 3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам. 4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия. 5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Слайд 25

Как составить синхронистическую таблицу 1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века. 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов. 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время. 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты. 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Слайд 26

Как дать оценку историческому событию : 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: -для участников события, -для последующего исторического развития.

Слайд 27

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений : 1. Причины возникновения явления: -противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления, -потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий. 2. Содержание явления, его развитие: -важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия, -социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий. 3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления. 4. Последствия развития и значение явления: -разрешение данным явлением назревших противоречий, -влияние данного явления на общий процесс исторического развития .

Слайд 28

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ 1 . Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит. 2 . Сначала прочитай параграф полностью. Раздели на смысловые части. 3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, что происходило в это же время в других странах. Используй для этого синхронистическую таблицу. 4 . Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки. 5. Перескажи содержимое сначала по пунктам, а затем весь параграф используя карту, рисунки в учебнике. Лучше пересказывать вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

Слайд 29

Отзыв учителя - содержательность , логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов; - умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы; - умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку; - присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений; - умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата; - правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление, - сопроводительные материалы к реферату.

Слайд 30

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧ И 1 . Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней. 2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, ис -торический объект, исторический деятель, дата, исторический факт). 3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за стро -кой) и определи, что они делают для ответа на вопрос. 4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии зада- чи , не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия. 5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению. 6. Обязательно докажи свое решение. 7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

Слайд 31

Памятка для работы с документом обратите внимание на названий автора и время создания документа; прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы к нему; подумайте, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках современников и автора данного документа; анализируя текст документа, попробуйте выделить объективные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора документа об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.

Слайд 32

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории 1 . Внимательно выслушай ответ своего одноклассника. 2 . Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник. 3 . Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии . 4 . Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость . 5 . Есть ли вывод в конце выступления. 6 . Попробуй оценить ответ.

Слайд 33

Желаю удачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Диагностический инструментарий

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля  качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...

Практический инструментарий педагога-психолога

материалы в помощь педагогу-психологугодовой план работы, анализ работы, материальнавя база....

ИКТ - инструментарий УУД

Выступление на педсовете об особенностях преподавания информатики в начальной школе в рамках введения ФГОС II...

Инструментарий по изучению удовлетворенности родителей учебным процессом

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе...

Контрольно–диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и развитию речи, истории и географии

9 класс (вспомогательный ) школы для учащихся II видаЦель работы: проверить:– сформированность навыков чтения (способ, правильность, выразительность, осознанность);– умение отвечать на воп...

Диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности метапредметных УУД (читательской грамотности) в 6-7-х классах. Предмет- «история»

Задания разработаны с учетом совершенствования системы уровневой критериальной оценки. Содержание задания соответствует возрасту и интересам обучающихся 6-7-х классов, позволяет проверить такие группы...