Конспект урока 5 класс Военные походы фараонов
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Шендакова Татьяна Викторовна

Тема:

Военные походы фараонов.

Класс:

Дата проведения:

5 В.

22 сентября 2014 г.

Тип урока:

Урок усвоения знаний, навыков, умений.

Формы работы учащихся:

 

Фронтальная, групповая, индивидуальная

СОТ:                

Технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая технология

 

 

Цели:

 Обучающие:

1.      Обеспечить достижение предметных результатов обучения

2.      Формирование приемов работы с исторической картой

Развивающие:

1.      Продолжить формирование умений работы с историческим источником.

2.      Развивать умения систематизировать новые знания по предмету

Воспитывающие:

1.       Понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Мотивационный.

1.1. Актуализация знаний

 - Какую большую тему мы изучаем?

 - Вспомним (приложение 1,2)что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях

1.2. Формулировка темы урока

- Определите тему урока с помощью карт и иллюстраций. Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона.

- Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что с одной картой они уже знакомы- «Древний Египет» и просит сравнить с картой «Военные походы фараонов». Какие новые условные обозначения появились на карте?

Учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты).

Правильным будет ответ – На карте появились завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками.

Что было сделано неправильно при работе с картой(Нет работы с легендой карты)

Сегодня на уроке мы будем работать с картой №2.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Учитель помогает:

Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход?

Может ли карта рассказать нам как выглядело войско фараона?

С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели

- Определите цель нашего урока.

- Создает условия для актуализации знаний обучающихся

- Организует  проблемную ситуацию;

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

- Создает учебную ситуацию целеполагания.

- Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

- Структурирует предложенные формулировки.

  • Отвечают на поставленные вопросы;
  • Актуализируют свои знания  о населении Древнего Египта;

- В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

- Определяют тему урока;

- Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока

Р: - целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование,

- волевая саморегуляция,

- выдвигают версии, определяют проблему. 

П:   - самостоятельное выделение познавательной цели,

- выбор оптимальных способов решения задач,

- умение строить речевое высказывание,

- самостоятельное выделение познавательной цели

- сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

К: - умение слушать и вступать в диалог,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

2.

Операциональный

2.1. Изучение нового материала (открытие нового)

Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Основу войска составляли пешие воины. Кто они?

Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос

Учитель просит рассмотреть рисунок «Египетское войско» и записать в тетради, чем были вооружены пешие воины?

Учитель предлагает проверить, все ли вооружение выписали учащиеся.

А что изображено на этом рисунке? (изображение колесницы)

Как она выглядит?

Мог ли рядовой воин иметь колесницу?

Учитель предлагает прочесть  п.2, начиная со 2 абзаца, и выяснить какую роль играла колесница в войске фараона, подобрав ряд глаголов

Учитель предлагает подумать – какую роль играло войско в египетском государстве?

Учитель проводит аналогию с современным государством – какую роль армия играет сегодня в государстве?

2. Работа с историческим источником. Учащиеся зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы:

•        Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

•         Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

•        Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

3. Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•        Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•        В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•        Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

  1. Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия. Направление походов (учебник  с.47 – работа с картой, составление схемы)

                                                                                                                           

ЮГ

-Нубия              ЗАПАД-Ливия                        СЕВЕРО-ВОСТОК –                          

                                                            Палестина

                                                                         Сирия, Финикия

 2.2. Работа в группах.

Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

2.3. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог

ЦЕЛЬ ПОХОДОВ

…………    ……  ……….

-Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

- Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта?

Физминутка.

- Организует работу учащихся с учебником и с информацией из презентации по плану урока.

- Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

- Знакомит с понятиями

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».

Рассматривают рисунок, записывают в тетради: копье, топорик, лук и стрелы, щит

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Рассматривают рисунок, отвечают – колесница

Учащиеся описывают колесницу

Дают аргументирован-ный ответ

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают:  мчались, вносили беспорядок в ряды врагов, преследовали врага

Предполагаемый ответ учащихся: совершало военные походы

Учащиеся отвечают – Охраняет границы, защищает

- Организует работу учащихся с учебником, с атласом

- Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

- Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

- Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания

- Осуществляют поиск информации;

- Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока.

- Осуществляют поиск информации и ее преобразование

- Узнают и запоминают существующие понятия

- Осуществляют поиск информации по картам атласа

- Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют  данные

- Оформляют схему

- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

П: - поиск информации,

- умение строить речевое высказывание,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- смысловое чтение,

- анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

сравнение

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли,

- владение монологической и диалогической речью

Р: - волевая саморегуляция,

- работают по плану, сверяясь с целью;

- определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность

3.

Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Подведение итогов.

- Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах)

 Вернемся к целям урока. Все ли достигнуты теперь?

- Как думаете, что еще можно узнать о военных походах египтян из дополнительной литературы?

3.2. Рефлексия.

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 9, учить термины по истории Древнего Египта. 

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите, куда и с какими целями движется войско.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

- Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.

- Обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний и умений

- Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

- Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Р: - оценка достижения планируемых результатов,

- коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,

- волевая саморегуляция

П: - рефлексия способов и условий действий,

- контроль и оценка способов и результатов действий

К: - сотрудничество с учителем и сверстниками,

- участие в коллективном обсуждении проблем,

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

Приложение:

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

•        Какие занятия существовали у древних египтян?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

•        Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 3):

•  Какие племена были соседями египтян?

•  Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

•  Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 4):

•  С какой добычей возвращались египетские войска домой?

•  Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

•  Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 5):

•  Как жил простой воин?

•  Как жила семья война?

•  Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Рефлексия

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект открытого урока в 5 классе Военные походы фараонов

Через решение учебной задачи решается проблемная ситуация, поставленная в начале урока. Учащиеся самостоятелльно подходят к выводу о целях военных походов фараонов....

Урок истории в 5 классе. Военные походы фараонов.

Разработка урока истории в 5 классе. Военные походы фараонов....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...

Рабочий лист к уроку в 5 классе "Военные походы фараонов"

Рабочий лист к уроку по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свеницкой И.С. "История Древнего мира".Может быть использован для самостоятельной работы учащихся с учебником. И фильмом "Во...