Рабочая программа по истории 5 класса по ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Калндарно-тематичесоке планирование с УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass_fgos.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/ Т.Ю. Стрелкова/

«__»__________ 2015 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Нижнетигинская ООШ»

приказ №____от «___»___________2015 г

________/ С.Ю. Гусева/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕТИГИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа

по курсу «История древнего мира»

5 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы.

Авторы: Колпаков С.В., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В. – М  «Просвещение», 2005

Учебник: Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. 7-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2014.

Учитель: Юферова Т.Г., I категория, стаж 27 лет.

Пояснительная записка

    Курс «История Древнего мира» для 5 класса является первым систематическим научным курсом истории. На материале этого курса начинается формирование основ системных исторических знаний, а если в более широком плане, то основ гуманитарной культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

   На изучение истории Древнего мира в 5 классе отводится 70 часов – из расчета 2 часа в неделю.

Программа составлена на основе Программы курса «История Древнего мира» Ф.А.Михайловского для 5 класса общеобразовательных учреждений (Москва,  «Русское слово», 2005 г.), учебника Ф.А.Михайловского «История Древнего мира» (Москва, «Русское слово», 2014 ). 

Цели курса:

-формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

-развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

-приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:

-формирование исторического мышления учащихся;

-развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

-формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

-формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

-формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

-формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

-формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

-формирование правовой культуры школьников;

-формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

-развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

-формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

-развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы. 

Содержание курса учебной программы

Введение (1 ч)

История древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (7 Ч)

ГЛАВА I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА (3 Ч)

Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства собирательство и охота; г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.

Опорные понятия и термины: человеческое стадо, человек разумный, каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 1. Первые люди на земле

Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Человек разумный.

Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников

Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие каменный век. Орудия каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Тема 3. Искусство и религия первобытных людей

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

ГЛАВА 2. У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (4 Ч)

Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.

Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства

Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия — из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

Тема 5. От первобытности к цивилизации

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие бронзовый век. Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.

Тема 6. Счет лет в истории (1 ч)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие дата. Обозначение дат на линии времени

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие Древний Восток.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 Ч)

ГЛАВА 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (5 Ч)

Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.

Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н.э.)», карта «Рост территорий государств в древности».

Тема 7. Египет — дар Нила

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства.

Тема 8. Страна двух рек

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Тема 9. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие закон. Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Тема 10. Индия и Китай в древности

Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ — «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие Древний Восток

ГЛАВА 4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (5 Ч)

В разделе изучается история Египта эпохи бронзы, т.е. времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие культура. Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.

Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Тема П. Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.

Тема 12. Жизнь в Древнем Египте

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Тема 13. Завоевания фараонов

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Тема 14. Культура Древнего Египта

Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины. Понятие культура.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Понятия история и культура (на материале Египта).

ГЛАВА 5. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ВЕК ЖЕЛЕЗА (5ч)

В разделе дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.

Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Тема 15. Финикийские мореплаватели

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Си-дон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.

Тема 16. Древняя Палестина

Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Тема 17. Ассирийская военная держава

Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Тема 18. Победители Ассирии

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

ГЛАВА 6. ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (4 Ч)

 В разделе показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н.э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».

Тема 19. Образование державы Маурьев в Индии

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.

Тема 20. Единое государство в Китае

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.

Тема 21. Великая Персидская держава

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария I. Персидская держава при Дарий I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 Ч)

ГЛАВА 7. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (3 ч)

В разделе учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.

Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».

Тема 22. Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.

Тема 23. Поэмы Гомера

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Тема 24. Боги и герои Эллады

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла, дане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

ГЛАВА 8. РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА (4 Ч)

Тема 25. Греческие полисы и Великая колонизация

Греческое чудо. Эллины. Варвары. Полис. Афины. Спарта. Милеет. Акрополь. Агора. Граждане. Великая колонизация. Амфора. Аристократы. Демос.

Тема 26. Афинский полис

Аттика. Афины. Пирей. Ареопаг. Арес. 9 архонтов. 594 год до н. э. – Солон. Борьба с городом Мегарами за остров Саламин. Законы Солона. Народное собрание. Демократия. Вождь демоса Писистрат.

Тема 27. Древняя Спарта

Лакония. Спарта. Илоты. «Община равных». Совет старейшин. Олигархическое государственное устройство.  Спартанское воспитание. Лаконичная речь.

ГЛАВА 9. ВОСТОК ПРОТИВ ЗАПАДА: ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ (2 Ч)

Тема 28. Герои Марафонской битвы.

Восстание в Милете. Триера. Эретрия. Остров Эвбея. Афонский мыс. Полководец Мильтиад. Фаланги гоплитов. Марафонская битва.

Тема 29. Персидское нашествие на Грецию.

Фемистокл. Ксеркс. Геллеспонт. Фермопилы. Царь Леонид. Коринфский перешеек. Эврибиад. Битва при Платеях.

ГЛАВА 10. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН (3 Ч)

Тема 30. Расцвет демократии в Афинах.

Демократия. Народное собрание в Афинах. Остракизм. Стратеги. Век Перикла. Афинская морская держава.  Метеки. Пелопонесский союз.

Тема 31. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

Рабство и работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Тема 32. Пелопоннесская война

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.

ГЛАВА 11. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (3 ч)

В разделе углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.

Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.

Тема 33. Граждане, ученые и атлеты Греции

Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Тема 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

ГЛАВА 12. ЗАПАД ПРОТИВ ВОСТОКА: МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (4 Ч)

В разделе учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».

Тема 35. Возвышение Македонии

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Тема 36. Завоевания Александра Македонского

Начало Восточного похода. Битва при Иссе. Осада Тира и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Тема 37. Греческий Восток

Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 Ч)

ГЛАВА 13. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (3 Ч)

Из материалов раздела учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство».

Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н.э.)».

Тема 38. Рим под властью царей

 Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Тема 39. Республика римских граждан

Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских    богов: понтифики, авгуры, фециалы.

Тема 40. Рим во главе Италии

Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Борьба римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй».  

Организация римлянами управления Италией.

ГЛАВА 14. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ (4 Ч)

В разделе содержится фактический материал о превращении Римской республики в Ш-Н вв. до н.э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.

Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Учебное оборудование: карта «Римская республика III—I вв. до н.э.».

Тема 41. Первая война с Карфагеном

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Тема 42. Война с Ганнибалом

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Тема 43. Рим — завоеватель Средиземноморья

Римские завоевания во II веке до н.э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Рост Римского государства. Причины возвышения Рима. Последствия римских завоеваний.

ГЛАВА 15. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (6 ч)

В разделе изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями империи. Гражданские войны рассматриваются период римской истории, приведший к падению  как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.

Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Учебное оборудование: карта «Римская республика в III—I вв. до н.э.».

Тема 44. Народные трибуны — братья Гракхи

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Тема 45. Сулла — первый военный диктатор Рима

Война с Югуртой и превращение римской армии в наёмную. Гай Марий и Луций Корнелий Сулла. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Диктатура Суллы. Проскрипции.

Тема 46. Восстание Спартака

 Использование рабского труда. Причины гражданских войн и падения крестьянского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе' во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

 публики в Риме. Основные этапы борьбы.

Тема 47. Цезарь — повелитель Рима

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Тема 48. Падение республики

Положение в Риме после убийства Цезаря. Последние республиканцы и наследники Цезаря. Второй триумвират. Проскрипции и гибель Цицерона. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Битва при Акции и захват римлянами Египта. Падение республики.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

ГЛАВА 16. РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (4 ч)

В разделе изучается период Ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.

Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в I—III вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.

Тема 49. Император Октавиан Август

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии.

Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».

Тема 50. Цезари Рима

Правление преемников Августа. Правление Нерона. Пожар Рима. «Наилучший император» Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.

Темы 51—52. Жизнь в Римской империи

Рим — столица империи. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.

ГЛАВА 17. ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (5 ч)

В разделе изучается период заката античной цивилизации и переходный к средневековью период Поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.

Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи».

Тема 53. Кризис Римской империи в III веке

Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи». Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис идеологии.

Тема 54. Христианство

Христианство — мировая религия. Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Пророки в Палестине. Жизнь и учение Христа. Распространение

христианства. Евангелия. Первые христиане. Гонения на христиан. Христианская церковь.

Тема 55. Императоры Диоклетиан и Константин

Императорская власть при Диоклетиане. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Победа христианства. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»).

Тема 56. Падение Западной Римской империи

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях. Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

Повторение и проверка знаний (1 ч)

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру.

Итоговое повторение (2 ч)

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма организации учебных занятий

теория

практика

1.

Что изучает история?  

1

1

2.

Жизнь первобытных людей

7

5

2

3.

Древний Восток

19

15

4

4.

Древняя Греция 

19

16

3

5.

Древний Рим

22

19

3

6.

Итоговое повторение

2

1

1

Итого 

70

57

13

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

при освоении содержания курса «История Древнего мира»:

Знать / Понимать:

Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

Оперировать историческими понятиями и датами.

Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Календарно – тематическое планирование курса  «История Древнего мира» в 5 классе (70 часов)

уро

ка

Тема

 урока

Кол.

час.

Тип

 урока

Деятель

ность

учащихся

Планируемый

результат

Формируемые

УУД

Сроки проведен

по

плану

по

факту

1

Что изучает история?

1

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа. Работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

П: выделять существенную информацию, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

К:.слушать собеседника, строить понятные высказывания.

2.09

Жизнь первобытных людей и их открытия (7 часов)

Собиратели  и охотники каменно

го  века

3

2

Первые люди

на земле

1

Изуче

ние и первичное закрепление знаний

 Работа с текстом, с иллюстра

циями. Составление рассказа по иллюстрац.

Уметь: - давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

П: работа с текстом, выделение главной мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

К: высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других

Л: оценивание усваиваемого содержания.

3.09

3

Открытия и изобрете

ния древних охотников

1

Изучение и,

первич

ное закрепле

ние нов. знаний

Работа с текстом,

с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий:

каменный век

- описывать условия открытий древнейших людей;

- излагать свое суждение о роли овладения огня в развитии человека

П: работа с текстом, выделение главной мысли.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

К: высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других

Л: оценивание усваиваемого содержания.

9.09

4

Искусство и религия первобытных людей

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Заполнение таблицы, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: религии, искусство, колдовской обряд, душа;

- высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

П: работа с текстом, выделение главной мысли.

Р: принимать и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

К: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Л: оценивание усваиваемого содержания.

10.09

Первобытные зем

ледельцы и скотово

ды

4

5

Возникно

вение земледе

лия и скотовод

ства

1

Изуче

ние и первич

ное закрепление нового знания

Групповые формы работы

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

П: рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Р: схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

16.09

6

От первобыт

ности к цивилиза

ции.

1

Урок -усвоения новых знаний

Самостоят

ельная работа

с учебником и рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Р: Определять условия, делать выводы.

П: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса.

Л: Принятие ценностей группы или сообщества.

17.09

7

Счет лет в истории

1

Урок -усвоения новых знаний

Работа с рабочей тетрадью, решение задач

Уметь:

- решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени

-осмыслить различие понятий:

год, век, столетие, эра, исторический период

П: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Р: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.  Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

23.09

8

Повторе

ние и проверка знаний

1

Контр

оль, коррекция и  оценка знаний

 Самостоятельная работа

Уметь: - определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

- описывать условия пер хода от первобытности к цивилизации  

П: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи.

Л: Уметь доказать свою позицию

( отличие мировоззрения первобытного человека от  современного).

24.09

Древние Восток (19 часов)

Цивилизации речных долин

5

9

Египет - дар Нила.

1

 Урок - образ

Групповые формы

Работы. Составление таблицы

Уметь:

- показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

- характеризовать природные условия

Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

П: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.          

Л: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

30.09

10

Древнее Двуречье

1

 Урок - образ

Историчес

кий диктант, работа с картой

Уметь: сравнивать природные условия древнейших государств, работать с картой

умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья   и выделить ее особенные признаки.

Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

1.10

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

 Урок логичес

кого мышления

самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

7.10

12

Индия и Китай в древности.

1

 Урок - образ

Историчес

кий диктант, работа с картой

Уметь:- сравнивать природные условия древнейших государств,

-работать с картой

-уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

П.:   Географическое положение Индии и Китая, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия  буддизм.                

Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие историю и культуру.

9.10

13

Повторение и проверка знаний.

1

Контр

оль, коррекция и  оценка знаний

Самостоя

тельная работа

Уметь: - определять значение древних цивилизаций в истории человечества;

- описывать условия перехода от первобытности к цивилизации  

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.

Р.: Показывать на карте самые известные города цивилизаций речных долин и соотносить их местоположение с современной картой.

14.10

Древний Египет

5

14

Фараоны и пирамиды

    1

Изуче

ние и первич

ное

закрепление новых знаний

Работа с тестом, составление таблицы

Уметь:

- давать определение понятий: миф, религия;

- называть характерные

признаки и особенности

верований древних египтян;

- давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

П: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.

Р: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.

К: Работать  в малых группах по определенному заданию.

15.10

15

Жизнь в Древнем  Египте

1

Урок логиче

кого мышле

ния

Групповые формы работы

Уметь: 

- давать определение понятий: шадуф, «живые убитые»;

-характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп

К: Находить и группировать  информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Л: Оценивать условия для развития земледелия.

Р: Выделять причины народного восстания.

21.10

16

Завоева

ния

фараонов

1

 Урок логичес

кого мышле

ния

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами

Уметь:

- давать определение понятий: дротик, дань;

- называть характерные признаки и особенности войска древних египтян;

-работать с картой

П: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Л: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

К: Представлять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа.

22.10

17

Культура древнего Египта

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Работа с учебником,  с рабочей тетрадью.

Описывать:

-предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных впечатлениях.

Уметь: -выявлять причины возникновения научных знаний

П.: Искать информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Пересказывать миф об Осирисе.

К.: Высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства

5.11

18

Повторение и проверка знаний

1

Конт

роль, коррек

ция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Р.: анализировать достижения в земледелии.  

Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.

7.11

Западная Азия в первом тыс.

до н.э.

5

19

Финикийские мореплаватели

1

 Урок логичес

кого мышле

ния

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.

К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.

12.11

20

Древняя Палестина

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Работа с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- новые понятия темы

Уметь:

- объяснять причины появления государственности у древних евреев.

- пересказывать мифы,

- на основе иллюстрации составлять описание  объекта

П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.

Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности  и до наших дней

Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

14.11

21

Ассирийская военная держава

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповые формы работы

Уметь:

- определять причины возникновения и усиление Ассирии;

- характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

- характеризовать управление Ассирийской державы

П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

19.11

22

Победители Ассирии

1

Урок логичес

кого мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять причины нового возвышения Вавилона

- характеризовать научные достижения вавилонян

- описывать мидийцев и персов в Древнем Иране.

П.: Определение условия возникновения данного государств, основные даты, связанные с историей Вавилонского государства.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на сравнение уровней культуры.

21.11

23

Повторение и проверка знаний

1

Контр

оль, коррекция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.

Р.: Показывать на карте самые известные города Западной Азии  и соотносить их местоположение с современной картой.

26.11

Великие Державы Древнего Востока

4

24

Образование державы Маурьев в Индии

1

Урок- образ

 Работа с рабочей тетрадью, с документа

ми

Знать: новые понятия темы

Уметь:

- характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

- составлять описание представителей индийских каст

П.:   Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия буддизм.                

Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

28.11

25

Великое государст

во в Китае

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповые формы работы с рабочей тетрадью, с текстом учебника

Знать:

- новые понятия темы

Уметь:

- определять особенности географических и природных условий Китая;

- сравнивать учения Будды и Конфуция;

П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.

Р.: Составлять представление о вкладе китайцев в мировую культуру.

3.12

26

Великая Персид

ская держава

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на карте расположение Персидской державы;

- раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

- сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

П.: Основные даты истории создания Персидской державы.

К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

5.12

27

Повторение и проверка знаний

1

Конт

роль, коррек

ция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

- описывать исторические объекты и культурные памятники;

- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

10.12

Древняя Греция (19 часов)

Древнейшая Греция

3

28

Греция и остров Крит в эпоху бронзы.

1

Урок - образ

Групповые формы работы

Уметь: - характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

—анализ документа «Миф о начале Троянской войны»

П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.

К.: Пересказывать мифы о Дедале и Икаре.

Л.: Выявление нравственного аспекта  поведения главных героев мифа.

12.12

29

Поэмы Гомера

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы

Знать:

- новые понятия темы

Уметь:

- рассказывать основное содержание поэмы Гомера «Илиада»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

- высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

К.: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

Р: Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады». Оценить поступки героев.

17.12

30

Боги и герои Эллады

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».

19.12

Рождение античного мира

4

31

Греческие полисы и Великая колонизация

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Работа над словарем, с рабочей тетрадью

Знать: - понятия и термины.

Уметь: - объяснять результаты борьбы демоса со знатью

- показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

- раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Комментировать наряд грека.

Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.

24.12

32

Афинский полис

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Индивидуальная работа

Уметь: - объяснять значение понятий:  

- раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

- анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Р.: Работа с новыми терминами

 ( вставить пропущенные буквы).

26.12

33

Древняя Спарта

1

 Урок логичес

кого мышле

ния

Индивидуальная работа

Уметь:

- сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.

14.01

34

Повторе

ние и проверка знаний

1

Обобще

ние и

система

тизация ЗУН

Групповая форма

работы

Уметь:

- определять значение

культурного наследия

древней Греции

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

16.01

Греко-персидск

ие войны

2

35-36

Победа греков над персами  в Марафонской битве. Персид

ское нашествие на Грецию

2

Урок логичес

кого мышления

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

- раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказать о наиболее крупных сражениях

П.: Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

К.: Используя информацию, составить собственный рассказ о Марафонской битве, о создании военного флота;  о Фермопильском сражении;  о Саламинской битве.                  

Л.: Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку.

21.01

23.01

Могущество и упадок Афин

3

37

Расцвет демократии в Афинах

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять значение понятий: остракизм, стратег, метек;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

- составлять характеристику Перикла

П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий.                                  Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.

28.01

38

Хозяйственное развитие Греции.

1

Изуче

ние и первич

ное закре

пление знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы

Уметь:

- раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

- описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов

П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.

Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.

30.01

39

Пелопонесская война

1

Изуче

ние и первич

ное закре

пление знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы

Уметь:

- раскрыть противостояние Афин и Спарты.

-  объяснять причины и начало войны.

- рассказать о наиболее крупных сражениях

-  оценить итоги войны.

П: Причины, цели, события войны. Иметь представление о слоях населения, выступающих за войну.

Л: Осмысление Алкивиада, способность к определению своей позиции.

К: Представлять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа.

4.02

Греческая культура

3

40

Граждан, учёные и атлеты Греции

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Флегий;

- раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

- описывать ход проведения Олимпийских игр;

- излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

П.: Особенности образования в Древней Греции. Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх.

К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

6.02

41

Архитекторы, скульпто

ры и поэты Греции

1

Урок – образ

компле

ксное примене

ние ЗУН

Работа с рабочими тетрадями, описание иллюстраций

Уметь:

- составлять описание и объяснять значение памятников  Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

- раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков;

- рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

П.: Особенности греческой архитектуры, историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад  Греции в историю развития мировой культуры.

Л.: Оценивать роль современного театра для общества.

11.02

42

Повторение и проверка знаний

1

Обобще

ние и

система

тизация ЗУН

Групповая форма

работы

Уметь:

- определять значение

культурного наследия

древней Греции

П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала.

Р.: Показывать на карте самые известные города Древней Греции и соотносить их местоположение с современной картой.

13.02

Македон

ские заво

евания

4

43-44

Македонские завоевания в IV веке до н. э.

2

Изуче

ние и первич

ное закрепление новых знаний

Словарная работа, работа с текстом учебника

Уметь:

- раскрывать причины подчинения Эллады Македонии;

- показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

- высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Уметь составлять оценочную характеристику  государственного деятеля.

Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осёл может взять непреступную крепость».

Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

18.02

20.02

45

Греческий Восток

1

Изуче

ние новой темы

Работа с текстом, описание иллюстра

ций

Знать:

- греческие «чудеса света»

- понятия и термины.

Уметь:

- понимать достижения эллинистической культуры

П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

25.02

46

Повторение и проверка знаний

1

Обобщение и

Система

тизация

ЗУН

Групповая форма

работы

Уметь:

- определять значение

культурного наследия

древней Греции

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

27.02

Древний Рим (22 часа)

Образование Римской республики

3

47

Рим под властью царей

1

Изуче

ние и первич

ное

закрепление

новых знаний

Работа с текстом  

Уметь:

- показывать на карте местоположение Древней Италии;

- объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

- описывать условия жизни древних латинян;

- называть дату освоения Рима;

- излагать легенду об основании Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

4.03

48

Республи

ка римских граждан

1

 Урок - образ

Фронталь

ная, индивидуальная формы работы

Уметь:

- определять даты основных событий;

- объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

- характеризовать войско римлян

П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.

6.03

49

Рим во главе Италии

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповая работа

Уметь:

- объяснять основные понятия и термины;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско галльских племен

П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

11.03

Римские завоева

ния в Средиземноморье

4

50-51

Первая война с Карфагеном. Война с Ганнибалом

2

Урок логичес

кого мышле

ния

Индивиду

альная работа

Уметь:

- характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

13.03

18.03

52

Рим -  завоева

тель Средизем

номорья

1

 Урок логичес

кого мышле

ния

Индивиду

альная, групповая работа

Уметь:

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья; - объяснять значение основных понятий; - раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.

Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме.

20.03

53

Повторе

ние и проверка знаний

1

Обобще

ние и

систематизация

ЗУН

Групповая форма

работы

Уметь:

- определять значение завоеваний

древним Римом

П.: Показывать на карте этапы расширения  границ Рима.  Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных римлянам.

К.: Решать кроссворды, проблемные задания.

1.04

Граждан

ские войны в Римской республике

6

54

Народные трибуны – братья Гракхи.

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповая работа

Уметь:

- объяснить основные понятия; - раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов; - анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

3.04

55

Сулла – первый военный диктатор Рима

1

Урок логичес

кого мышле

ния

Групповая работа

Уметь:

- объяснить основные понятия;

- раскрывать причины и итоги военной диктатуры

- анализировать деятельность Суллы

П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия  Суллы.

Л.: Анализировать поступки и действия  Суллы..

8.04

56

Восстание Спартака

1

Компле

ксное примене

ние ЗУН

Индивидуальная, групповая работа

Уметь:

- описывать восстание рабов в Риме; - раскрывать причины, ход, результат восстания; - давать характеристику Спартака; - высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.

Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.

К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

10.4

57

Цезарь – повелитель Рима

1

Изуче

ние и первичное закрепле

ние новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

 - работать с историческим источником

П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.

15.04

58

Падение республики

1

Изуче

ние и первичное закрепле

ние новых знаний

Индивиду

альная работа

Уметь:

- раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

- рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- характеризовать римского императора Октавиана

П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.

17.04

59

Повторение и проверка знаний

1

Обобще

ние и

систематизация ЗУН

Групповая форма

работы

Уметь:

- определять причины и значение падения республики

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных персонажей римской истории.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

22.04

Расцвет и могущество Римской империи

4

60

Император Октавиан Август

1

Компле

ксное применение ЗУН

Индивиду

альная работа

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

П.: Определение понятия император, хронологию установления единовластия Октавиана, причины сохранения видимости республики.

Л.: Анализировать поступки и действия Октавиана.

24.04

61

Цезари Рима

1

Комплексное применение ЗУН

Индивиду

альная работа

Уметь:

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.

Характеризовать период правления императора Траяна.

Л.: Анализировать причины крайнего своеволия Нерона и правление Трояна

29.04

62- 63

Жизнь в Римской империи

2

Изуче

ние нового материала

Работа с рабочей тетрадью,

 с текстом учебника

 Знать: - понятия и термины.

Уметь: - давать описание быта римлян, его особенности.

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

- определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

К.: Составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Р.: Определять вклад римлян в развитии архитектуры

6,7.05

Закат античной цивилизации

5

64

Кризис Римской империи в 3 веке

1

Изуче

ние и первич

ное закрепление новых знаний

Групповая работа

Уметь:

- раскрыть причины упадка рабовладения.

- рассказать о натиске на границы империи варваров.

- описать частую смену императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций.

- определить причины кризиса идеологии.

П.: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Рассказывать о достижении империи во 2 в.

Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.

Р.: Умение составлять предложения с новыми словами.

8.05

65

Христианство

1

Изуче

ние и первич

ное закрепление

знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

— объяснять суть христианского учения;

- сравнивать учение христианства с другими религиями

П.: Определение понятий христианство, преимущества и условия зарождения христианства, причины гонений на христиан.

Р.: Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

К.: Составлять рассказ о христианстве с опорой на иллюстрации.

13.05

66

Императо

ры Диоклети

ан и Констан

тин

1

Комплексное примене

ние знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- характеризовать деятельность Константина;

- рассказывать о переменах в положении христиан;

- раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток

П.: Определение понятий реформа, монарх.

Р.: Комментировать последствия управления Диоклетиана и Константина.

К.: Составлять рассказ о Диоклетиане и Константине.

Л.: Сравнивать управление Диоклетиана и Константина.

15.05

67

Падение Западной Римской империи

1

Комплексное примене

ние знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами;

- объяснять причины распада Римской империи

П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей.

Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю

20.05

68

Повторение и проверка знаний

1

Обобще

ние и система

тизация

ЗУН

Групповая, индивидуальная работа

Уметь:

- анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

- описывать основные

памятники культуры;

П.: Показывать на карте этапы расширения  границ Рима.  Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

К.: Решать кроссворды, проблемные задания.

22.05

69-70

Итоговое повторе

ние и обоб

щение по всему курсу

2

Обобще

ние и система

тизация ЗУН

Фронталь

ная, групповая,  самостоя

тельная работа

Уметь:

 - сравнивать древние мировые цивилизации;

- определять общее и различное

П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.

27.05

29.05

Литература и средства обучения:

1. Михайловский Ф.А. «История Древнего мира». 5 класс.
2. Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»
3. Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»
4. Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»
5. Алексеев С.И. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»
6. Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»
7.  Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. Выпуск I . Жизнь первобытных людей. Древний Восток.
8. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. Выпуск II.  Древняя Греция. Древний Рим.
9. Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»
10. Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Древнего мира»
11. Мифы народов мира: Энциклопедия. Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М.,   1991..

12. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск.   М., 1992.
13. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб 2000.

14. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.
15. Электронные учебные материалы:

     1. 5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис§Медиа» 2005 информационный источник    

         сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г

    2. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира», 5 класс. – М, Просвещение.

    3. История Древнего мира. Загадки сфинкса. МедиаХауз.

    4. Атлас истории Древнего мира.

    5. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс.

    6. СD –диски, презентации, видеофильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в рамках ФГОС с 5-9 классы

Рабочая программа по истории для учащихся 5-9 классов разработана на основе:- федеральных образовательных стандартов;- примерной программы основного общего образования по истории России;- авторс...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Рабочии программы по истории и обществознанию фгос 5-9 класс

Рабочии программы составлены из материалов с сайтов и основной образовательной программы ФГОС с 5-9 класс с характеристиками УУД...

Рабочая программа по истории древнего мира (ФГОС) 5 класс

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основного общего образования , примерной программы по  предмету "истории"...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 5 класс

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. О...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 6 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают ист...

Рабочие программы по истории на основе ФГОС 7 класс

Курс истории на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают историческ...