Рабочая программа " Волововедение"
календарно-тематическое планирование по истории на тему

Рабочая программа разработанная мной по курсу краеведения " Волововедение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Согласовано Утверждаю

зам. директора по УР                                               директор МКОУ «Борятинская СОШ»

_____ Л.А.Цибикова                                                __________________ Л.С.Сергеева          

                                                                        «____»  ________ 20__ г.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Борятинская средняя общеобразовательная школа»

                               

                                  Рабочая программа

                          по краеведению 7  класс

                                         

                                                   учителя

                              Евдохиной Ирины Федоровны

                         

                          Принята на заседании педагогического совета.

                          Протокол от «____»  ___________ 20___ г.  №___

    2014-2015 учебный  год

                       

                                                       Пояснительная записка

1.Статус программы.

            Данная рабочая программа составлена самостоятельно учителем истории Евдохиной И.Ф. и обеспечивает выполнение требований предъявляемых к курсу Краеведения.

Программа рассчитана на 1 часа в неделю, 34 часов в год.

2.Общая характеристика учебного предмета «Краеведение»

          Предмет включает в себя сведения  по географии, истории и культуре  Воловского района. Курс интегрирует эти знания в целостную, педагогически обоснованную систему. Он содержит  обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о Воловской земле и её героях. Курс включает в себя три темы: « Природные ресурсы Воловского района», «История нашего края», « Легенды и традиции нашего края». Первая тема знакомит с географическими особенностями малой родины, полезными ископаемыми, водами, почвами растительным и животным миром родного края. Вторая тема охватывает историю Воловского района с древнейших времён и до наших дней. Третья тема знакомит с традициями, талантами и легендами нашего края.

3.Цели обучения.

    Изучение волововедения направлено на:  

  - ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, географии и культуре родного

края;

  -   выработка у школьников знаний об основных  источниках  исторического прошлого родного района;

 - развитие у учащихся способностей рассматривать события прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа

 - развитие гуманитарной культуры у школьников, приобщение к ценностям родного края;

 -воспитание уважения к истории, культуре, традициям русского  народов;

 - воспитание стремления сохранять и приумножать культурное достояние своего края, народа и человечества в целом


4.Место предмета в учебном плане.

       Учебный план МКОУ « Борятинская СОШ»  отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета « Краеведение» на ступени основного (общего) образования. В 7  классе на изучение « Краеведение» отводится 34ч. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

        Опыт познавательной и практической деятельности:

- знать основные этапы и ключевые события в истории Воловского района

- знать о важнейших достижениях и исторических личностях Воловского края

-  получение информации из разнообразных источников, осмысление единства исторического прошлого малой родины с историей страны.

- формулирование собственных оценочных суждений об истории и культуре родного края

-  наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в жизни родного района и села.

-  совместная деятельность в ученических исторических проектах в школе, районе, области.

6. Результаты обучения

        В ходе изучения предмета  учащийся должен

               Знать/понимать:

 Понятия:   « территория»,  « край», «культура», «исторические источники»,  «музей» .      « православие», «церковь», «таланты», «легенды», « традиции»,

               Уметь:

 -  работать с литературой по родному краю и историческими источниками из школьного музея

 - сравнивать  историю Родины и историю края на определённом историческом этапе

- объяснять явления происходившие в родном краю

 - характеризовать понятия « территория»,  « край», «культура», «исторические источники»,  «музей», « православие», «церковь», «таланты», «легенды», « традиции»

- приводить примеры из истории края

- характеризовать основные проблемы района

- уметь анализировать, делать выводы.

- характеризовать выдающиеся личности района

- характеризовать ограниченность ресурсов

- анализировать информацию, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

                                                 Основное  содержание

                   

               Введение (1 час).

      Содержание предмета «Волововедение». Слово об авторе книги «Мой родной край» Васильеве П.Г. Воловский район на карте России.

               Тема 1 « Природные ресурсы Воловского района» (11 ч)

       Географическое положение и территориальное оформление Воловского района. Территория. Административное деление. Географическое положение.

       Геологическое строение  и полезные ископаемые нашего района. Формирование Восточно-Европейской платформы. Полезные ископаемые нашего района: известняк, глина, песок, каменный уголь, бокситы.

       Строение земной поверхности Воловского района. Местоположение нашего района на Среднерусской возвышенности. Рельеф. Балки. Овраги.

       Климат нашего района. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, географическое положение, воздушные массы.

      Воды Воловского района. Окско-Донской водораздел. Реки. Источники питания рек. Родники. Пруды.

      Почвы нашего края. Плодородие почв. Чернозёмы оподзоленные. Чернозёмы выщелоченные.  Дерновые почвы.

       Растительность Воловского района. Зона лесостепей. Наиболее крупные урочища нашего района. Породы деревьев. Травянистая растительность.

       Животный мир. Видовой состав животного мира нашего района. Постоянные обитатели. Миграция животных в нашем районе.

      Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Воловского района. Рекультивация земель. Сохранение плодородия почв. Охрана вод. Турдейский заказник. Особо охраняемые растения и животные нашего края.

       Календарь природы нашего края. Средние сроки природных явлений. Народные приметы.

           Тема 2 « История нашего края» (14 ч.)

        Археологические раскопки нашего края. Древнейшие памятники Воловского района. Тульский краевед Н.И. Троицкий. Древние обитатели нашего края.

        Нашествие монголо-татар. Урон нашему краю. Отношения с Золотой Ордой. Баскаки. Ассимиляция славянских и тюркских народов. Крымские татары. «Дикое поле».

        Заселение нашего края во второй половине 16-н.17вв. Лесные засеки и городки по берегам рек. Тульский краевед А.Н.Нечаев о заселении реки Непрядва. Сёла Непрядва, Волово, Верхоупье, Солодилово.

        Освоение нашего края во второй половине 17-до второй половины 19в. Белогородская сторожевая линия. Крепость Офремов. Служилые люди. Поместья. Сёла Борятино, Лутово, Сахаровка. Деревня Красавка.

        Социальное развитие района в к.19-20вв. Населённые пункты. Миграция. Уменьшение численности населения. Посёлок Волово.

        Экономическое развитие нашего края. Сельское хозяйство. Коммуны. Колхозы. Совхозы. Торговля. Промышленные предприятия.

         Земельный фонд района. Структура посевных площадей. Сады и ягодники. Пастбища. Приусадебные участки. Леса. Нарушенные земли.

        Транспорт. Железные дороги района. Автомобильные дороги.

        Церкви и церковные приходы нашего края. Распространение христианства. Устройство церквей. Первый храм в селе Никитское. Строительство церквей в деревнях: Непрядва, Любимовка, Волово, Верхоупье, Истленьево, Рождествено, Солодилово, Борятино, Лутово, Луговка, Остропяты.

        Народное образование. Церковно-приходские школы. Земские школы. Воскресные школы. Школы грамоты. Преподаваемые предметы. Единые трудовые школы. Ликвадация неграмотности. Всеобщее начальное, семилетнее, восьмилетнее и среднее образование. Современные школы.

       Учреждения культуры нашего края. Библиотеки. Клубы. Дома культуры. Воловский художественно-краеведческий музей.

      Здравоохранение. Организация медицинской помощи в нашем крае. Аптеки. Фельдшерские пункты. Больницы.

      Великая  Отечественная война. Мобилизация наших земляков. Всё для фронта.269-я стрелковая дивизия. Оккупация нашего района. Ущерб нанесённый хозяйству нашего района немецко-фашистскими оккупантами. Герои Великой Отечественной войны.

              Тема 3 « Легенды и традиции нашего края» (7 ч.)

       Легенды нашего края. «Красивый меч» татарского хана. «Казачий бор». «Денежная яма». «Кудеяров клад». «Воловье озеро».

       Жилище крестьян. Изба южнорусского комплекса восточного варианта.

       Одежда и обувь. Юбка-понёва. Сарафан. Рубаха. Душегрейка. Летние и осенние серяки. Кокошники. Рубаха-косоворотка. Головные уборы мужчин. Сапоги и полусапожки. Туфли. Лапти и чуни.

        Основные занятия населения нашего края. Земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры. Орудия труда. Сев. Уборка урожая.

         Таланты воловсой земли. Т.И. Филипов. Е.Н. Хренникова. А.И.Наумов. А.А.Липаев. В.И.Минин. В.В. Троицкий.

         Известные люди нашего края. Е.В.Хрунов. А.А. Слепцов. М.А. Ерошкин. В.Т.Подшибякин. Т.П.Кравец. Г.Н.Копылов. Семья Кирюхиных.

                Повторение курса « Волововедение» (1 ч.)

             Требования к уровню подготовки выпускников

     Выпускники должны:

     знать основные события Воловского района

     называть  изученные процессы и явления жизни родного края

     сравнивать изученные материалы с материалами истории России

     характеризовать изученные события и процессы, т.е. указывать свойственные им значительные признаки;

     объяснять (интерпретировать) изученные понятия и исторические события;

     приводить собственные примеры, т.е. пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать;

      давать оценку изученных исторических фактов родного края

                                         Учебно-тематический план.

Четверти

Содержание программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Введение

Природные ресурсы Воловского района

1

7

2

Природные ресурсы Воловского района

История нашего края

4

3

3

История нашего края

11

4

Легенды и традиции нашего края

Повторение курса «Волововедение»

7

1

Итого

  3 темы

34



Предварительный просмотр:

                           Перечень  программного и  учебно-методического обеспечения учебного курса.

класс

количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК   обучающихся

УМК   учителя

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

Школьный

компонент

7

1

Книга «Волово» П.Г.Васильева.-М.: АБВ, 2007

  1. Книга «Волово» П.Г.Васильева.-М.: АБВ, 2007
  2. Книга « Мой родимый край» П.Г.Васильева.-М.: АБВ, 1997

№  урока

№ ур. по теме

Дата проведения  урока

Тема урока

ТСО,

демонстрации,

наглядность

Виды

контроля

знаний

Дом.

задание

1

1

 Введение.  Содержание предмета «Краеведение». Слово об авторе книги «Мой родной край» Васильеве П.Г. Воловский район на карте России.

Карта Тульской области

Стр. 3-4

                                                               Тема «Природные ресурсы Воловского района»

2

1

Географическое положение и территориальное оформление Воловского района. Территория. Административное деление. Географическое положение.

Карта Тульской области

Физическая карта России

Устный опрос

Стр.5-7

3

2

 Геологическое строение  и полезные ископаемые нашего района. Формирование Восточно-Европейской платформы. Полезные ископаемые нашего района: известняк, глина, песок, каменный уголь, бокситы.

Карта Тульской области

Почвенная карта России

Устный опрос

Стр.8-10

4

3

Строение земной поверхности Воловского района. Местоположение нашего района на Среднерусской возвышенности. Рельеф. Балки. Овраги.

Карта Тульской области Физическая карта России

Устный опрос

Стр.10-12

5

4

Климат нашего района. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, географическое положение, воздушные массы.

Карта Тульской области Физическая карта России

Устный опрос

Стр.12-17

6

5

Воды Воловского района. Окско-Донской водораздел. Реки. Источники питания рек. Родники. Пруды.

Карта Тульской области Физическая карта России

Устный опрос

Стр.17-23

7

6

Почвы нашего края. Плодородие почв. Чернозёмы оподзоленные. Чернозёмы выщелоченные.  Дерновые почвы.

Карта Тульской области Почвенная карта России

Тест

«Воды района»

Стр.23-24

8

7

Растительность Воловского района. Зона лесостепей. Наиболее крупные урочища нашего района. Породы деревьев. Травянистая растительность.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.24-26

9

8

Животный мир. Видовой состав животного мира нашего района. Постоянные обитатели. Миграция животных в нашем районе.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.26-28

10

9

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Воловского района. Рекультивация земель. Сохранение плодородия почв. Охрана вод. Турдейский заказник. Особо охраняемые растения и животные нашего края.

Карта Тульской области

Устав МО «Турдейское»

Устный опрос

Стр.28-30

11

10

 Календарь природы нашего края. Средние сроки природных явлений. Народные приметы.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.30-31, повторить стр.5-31

12

11

Повторение по теме: «Природные ресурсы Воловского района»

 Тест «Природные ресурсы района»

                                                                            Тема « История нашего края»

13

1

Археологические раскопки нашего края. Древнейшие памятники Воловского района. Тульский краевед Н.И. Троицкий. Древние обитатели нашего края.

Карта Тульской области

Стр.31-33, 43-45

14

2

Нашествие монголо-татар. Урон нашему краю. Отношения с Золотой Ордой. Баскаки. Ассимиляция славянских и тюркских народов. Крымские татары. «Дикое поле».

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.33-35

15

3

Заселение нашего края во второй половине 16-н.17вв. Лесные засеки и городки по берегам рек. Тульский краевед А.Н.Нечаев о заселении реки Непрядва. Сёла Непрядва, Волово, Верхоупье, Солодилово.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.35-43

16

4

Освоение нашего края во второй половине 17-до второй половины 19в. Белогородская сторожевая линия. Крепость Офремов. Служилые люди. Поместья. Сёла Борятино, Лутово, Сахаровка. Деревня Красавка.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.45-67

17

5

Социальное развитие района в к.19-20вв. Населённые пункты. Миграция. Уменьшение численности населения. Посёлок Волово.

Карта Тульской области

Тест «Заселение края»

Стр.67-70,165-169

18

6

Экономическое развитие нашего края. Сельское хозяйство. Коммуны. Колхозы. Совхозы. Торговля. Промышленные предприятия.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.71-78,81-82

19

7

Земельный фонд района. Структура посевных площадей. Сады и ягодники. Пастбища. Приусадебные участки. Леса. Нарушенные земли.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.79-81

20

8

 Транспорт. Железные дороги района. Автомобильные дороги.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.88

21

9

Церкви и церковные приходы нашего края. Распространение христианства. Устройство церквей. Первый храм в селе Никитское. Строительство церквей в деревнях: Непрядва, Любимовка, Волово, Верхоупье, Истленьево, Рождествено, Солодилово, Борятино, Лутово, Луговка, Остропяты.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.89-107

22

10

Народное образование. Церковно-приходские школы. Земские школы. Воскресные школы. Школы грамоты. Преподаваемые предметы. Единые трудовые школы. Ликвидация неграмотности. Всеобщее начальное, семилетнее, восьмилетнее и среднее образование. Современные школы.

Карта Тульской области.

Экспонаты школьного музея

Устный опрос Устный опрос

Стр.108-120

23

11

Учреждения культуры нашего края. Библиотеки. Клубы. Дома культуры. Воловский художественно-краеведческий музей.

Карта Тульской области. Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.120-122

24

12

Здравоохранение. Организация медицинской помощи в нашем крае. Аптеки. Фельдшерские пункты. Больницы.

Карта Тульской области

Устный опрос

Стр.122-124

25

13

 Великая  Отечественная война. Мобилизация наших земляков. Всё для фронта.269-я стрелковая дивизия. Оккупация нашего района. Ущерб нанесённый хозяйству нашего района немецко-фашистскими оккупантами. Герои Великой Отечественной войны.

Карта Тульской области.

Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.82-88,

Повторить стр.31-124

26

14

Повторение по теме «История нашего края»

Карта Тульской области

Тест «История края»

                                                                  Тема « Легенды и традиции нашего края»

27

1

 Легенды нашего края. «Красивый меч» татарского хана. «Казачий бор». «Денежная яма». «Кудеяров клад». «Воловье озеро».

Карта Тульской области

Стр.124-126

28

2

Жилище крестьян. Изба южнорусского комплекса восточного варианта.

Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.126-128

29

3

Одежда и обувь. Юбка-понёва. Сарафан. Рубаха. Душегрейка. Летние и осенние серяки. Кокошники. Рубаха-косоворотка. Головные уборы мужчин. Сапоги и полусапожки. Туфли. Лапти и чуни.

Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.128-131

30

4

Основные занятия населения нашего края. Земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры. Орудия труда. Сев. Уборка урожая

Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.131-132

31

5

Таланты воловской земли. Т.И. Филипов. Е.Н. Хренникова. А.И. Наумов. А.А. Липаев. В.И. Минин. В.В. Троицкий.

Карта Тульской области.

Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.134-144

32

6

Известные люди нашего края. Е.В. Хрунов. А.А. Слепцов. М.А. Ерошкин. В.Т. Подшибякин. Т.П. Кравец. Г.Н. Копылов. Семья Кирюхиных.

Карта Тульской области. Экспонаты школьного музея

Устный опрос

Стр.145-161,

повторить стр.124-161

33

7

Повторение темы «Легенды и традиции нашего края»

Карта Тульской области.Экспонаты школьного музея

Тест «Традиции нашего края»

34

1

Повторение курса « Краеведение»

Карта Тульской области

Тест

«Воловская земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...