рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа по истории для 9 класса содержит все основные разделы, характерные для рабочей программы по истории. Представлен развернутый календарно-тематический план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.Пояснительная записка  к курсу « История 9 класс»

  Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в  XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-  М.: Просвещение, 2007,  Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2007.                                                                                                                            Рабочая программа  разработана  с учетом преемственности преподавания  истории  и на основе следующих нормативных документов:

- Закон « Об образовании» от 10.07.1992 № 32661( с уточнениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного (общего) образования;

- Приказ Министерства образования РФ от 20 августа 2008 года № 241 « О внесении  изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования. Утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2011 № 1312;

- Распоряжение №2207-р от 27июня 2011 года;

- СанПиН2.4.2.-2821-10, Санитарно-эпидемилогические  требования к условиям организации и обучения в образовательных учреждениях.  

  Данная рабочая программа  составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  по предмету «История» публикуемого в Сборнике нормативных документов издательства « Дрофа» 2009 г.,                   С целью наиболее эффективного усвоения учебного материала, целостного его восприятия и в связи с рекомендациями, содержащимися в Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе синхронно-параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Для решения задач патриотического и гражданского образования программа дополнена за счет резервного времени темами, включающими региональный компонент. Предложенные темы изучаются в органичном соответствии с хронологией истории России.

 Место предмета в базисном учебном плане

     Предмет «История» включен в Федеральный базисный учебный план. На его изучение в 9-х классах в текущем учебном году отведено 102 часа (3 часа в неделю). На изучение курса «Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека» отводиться 35 часов  и на изучение курса «Россия в  XX в – начале  XXI в.» - 68 часов .  (при ориентации на современный подход – отводить не менее 60% на изучение отечественного компонента истории в школе).

         

Цели курса

      Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

            Задачи:

  1. Ознакомить обучащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте своей страны и человечества, служащих основой индивидуального и социального самоопределения личности.
  2. Сформировать ценностные ориентации и убеждения обучающихся  на основе осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения прав человека и демократических ценностей.
  3. Выработать у обучающихся представление о многообразии отражений и объяснений событий истории и современности с позиций историзма, с использованием приемов исторического анализа.

           Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям обучащихся 9 класса. Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.                                                             Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

                                                                                                                               

Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории  в 9 классе обучающися  должен

знать/ понимать:

  1. основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в
  3. ходе исторического развития;
  4. изученные виды источников.

Уметь:

  1. Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории.
  2. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников.
  3. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границ государств, города, места исторических событий.
  4. Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  5. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий.
  6. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;

- высказывание собственных суждений об историческом наследии России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план курса

«Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI века»

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Новейшая история как историческая эпоха.

1

2

Первая мировая война

6

3

Версальско-Вашингтонская система в действии .

10

4

  Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в.

3

5

 Вторая Мировая война и ее уроки.

3

6

Мировое развитие  во второй половине 20 в.

5

7

Страны и регионы во второй половине 20 в.: единство и многообразие.

4

8

Культурное наследие 20 в.

2

9

Глобализация в конце 20- начале 21 века

1

Содержание изучаемого курса «Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI века»

Новейшая история как историческая эпоха.

Периодизация новейшей истории 20-21 веков; особенности исторического развития, основные события и вехи, достижения и проблемы.

требования к уровню подготовки:

- Называть хронологические рамки значительных событий и процессов

Первая мировая война ( 6часов)

Новая индустриальная эпоха, бурный рост городов и городского населения, массовое производство, концентрация производства и капитала, формирование финансового капитала, социальный реформизм. Индустриализация и единство мира, неравномерность экономического развития США, Германии, Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Италии. Демократизация, политические партии и политическая борьба в начале 20 века, социалистическое и рабочее движения,  либералы у власти. Смена военно-политических союзов, раскол великих держав на два противоборствующих блока, гонка вооружений и рост националистических настроений в европейском обществе. Соперничество ведущих держав за передел колоний и сфер влияния.Июльский кризис, цели и планы участников войны, основные фронты, этапы, сражения; состав участников двух противоборствующих сторон; Четвертной союз и Антанта; человек и общество в условиях войны; итоги и жертвы.

требования к уровню подготовки:

-Умение использовать данные исторической карты для характеристики изучаемых событий

-Умение характеризовать позицию и взгляды автора источника( подготовка к ГИА

- Читать историческую карту с опорой на легенду

- Знать предпосылки формирования единого мирового хозяйства и его последствия, неравномерность экономического развития. Выявлять новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами

Версальско-Вашингтонская система в действии (10 ч.)

Парижская мирная конференция, Версальский мирный договор, Лига Наций, Вашингтонская конференция, договор четырех держав, договор пяти держав, непрочность Версальской системы. Формирование массового общества, демократизация общественной жизни, раскол в рабочем и социалистическом движении. Революция в Германии 1918-1919, распад Австро-Венгерской империи, образование Чехословакии и Югославии,

восстановление независимости Польши. Особенности экономического восстановления, план Дауэса, международные отношения в 20-е годы США- процветание по американски, Германия – кризис Веймарской республики, Великобритания- коалиционные правительства, Франция- политическая нестабильность. Причины экономического кризиса и его масштабы, Великая депрессия, социально-психологические последствия кризиса, проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Экономические и социальные приоритеты, рост профессионального движения, социальные реформы и внешняя политика США. Особенности экономического кризиса в этих странах и модели борьбы с ним, историческое значение либ.- демократической модели преодоления кризисных явлений в социальной сфере. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экон. кризиса решение соц. проблем и реализация внешней экспансии.

требования к уровню подготовки:

-Определять и объяснять свое отношение и оценку к формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Характеризовать особенности итальянского, германского и испанского фашизма.)

- Умение сравнивать излагаемые исторические версии и  оценки , выявляя сходство и различия Иметь представление о британской и французской модели борьбы с экономическим кризисом

- Умение излагать оценки событий  приводимых в учебной литературе. Оценивать деятельность Ф. Рузвельта и его «Новый курс».

- Определять причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Характеризовать Великую депрессию.

- Проводить сравнительный анализ( подготовка к ГИА)

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в ( 3 часа).

Традиция и модернизация, Япония, Китай, Индия. Рассмотреть историю Китая: «Сто дней реформ», две революции и две гражданские войны. Оценивать деятельность Сунь Ятсена и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Знать суть гражданской войны (1928—1937 гг.) в Китае, агрессию Японии в Северном Китае. Охарактеризовать политические процессы в Индии. Оценивать деятельность М. Ганди и его учение, а также кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима. Особенности общественного развития, пути экономического развития континента, Мексиканская и Кубинская революции. Крах Версальско-Вашинктонской системы, несостоятельность Лиги Наций, Чехословацкий кризис, провал идеи коллективной безопасности.

требования к уровню подготовки:

- Умение характеризовать позиции, взгляды автора источника( подготовка к ГИА)

- Умение показывать последовательность возникновения  и развития исторических явлений

- Излагать суждения о причино-следственных связях Охарактеризовать географические и политические параметры понятия «Восток», способы осуществления модернизации

Вторая Мировая война и ее уроки.(3 часа).

Канун войны, начало 2-ой мировой войны, политика СССР, поражение Франции, Великая Отечественная война. Военные действия на различных театрах, антифашиская коалиция движения  Сопротивления, Тегеранская, Крымская, Берлинская конференции, капитуляция Германии и Японии.

требования к уровню подготовки:

- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках

- Знать причины, характер,  периодизацию, фронты, участников, основные военные операции II мировой войны.

Мировое развитие  во второй половине 20 в. (5 ч.)

Геополитическая ситуация в мире после 2-ой мировой войны, утверждение решающей роли двух сверх держав, причины и главные черты « Холодной войны», ядерное оружие как равновесие мира, НАТО. Особенности послевоенного восстановления, либерализация мировой торговли, экономическая интеграция, гос. регулирование .      Определение НТР, экономическая политика в 70-е -80-е, противоречия экономического подъема. Международное коммунистическое движение, Интернационал, новые Конституции и права человека, классификация групп современных государств, новые левые движения студентов и молодежи.

требования к уровню подготовки:

- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий( подготовка к ГИА)

-  Определять и объяснять своё отношение к значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе.

- Умение составлять сравнительно-обобщающие таблицы. ( подготовка к ГИА)

- Объяснять, в чем состояли причины и цели , результаты и мотивы деятельности отдельных людей в истории

Страны и регионы во второй половине 20 в.: единство и многообразие. ( 4 ч.)

Послевоенный курс  Рейгана, Билл Клинтон, возращение к неокейсианству; анг. Лейбористы,  этнические проблемы и Конституционная реформа, внешняя политика. Экономическое, политическое, социальное развитие данных государств , реформы и революционные преобразования в конце 20 века. Общие особенности строительства социализма, кризис тотального социализма, революции 1989-1999гг., реформы в странах Восточной Европы, « шоковая терапия» и её последствия. Национал-реформизм и модернизация, поворот к неоконсерватизму, деколонизация и выбор путей развития, противоречивые итоги Основные направления реформирования и их итоги, внешняя политика этих стран. Биополярный мир, Карибский кризис и его значение при переходе от конфронтации к переговорам, разрядка международных отношений, роль ООН в современном мире, расширение НАТО на восток, угроза международного терроризма, российско-американские отношения в конце 20-начале 21 века

требования к уровню подготовки:

- Читать историческую карту с опорой на легенду

- Называть хронологические рамки наиболее важных исторических явлений Сравнивать данные различных источников, выявлять сходство и различия

- Соотносить единичные исторические факты и общие явления

- Отработка навыков по составлению синхронистической таблицы ( подготовка к ГИА)

Культурное наследие 20 в.(2 ч.)

НТР- достижения и проблемы, новые философские направления, новые художественные направления, массовая культура и элитарная.

требования к уровню подготовки:

-Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий

Глобализация в конце 20- начале 21 века ( 1 час)

Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, её социально-экономические последствия; глобальные проблемы человечества и пути их разрешения

требования к уровню подготовки:

-Излагать суждения о причинно-следственных связях

Учебно-тематический план курса

«Россия в  XX в – начале  XXI в.»

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Россия в начале 20 века ( 1900 – 1916 гг. )  

12

2

Россия в 1917 – 1927 годах.

14

3

СССР в 1928 – 1938 годы

6

4

Великая Отечественная Война

10

5

СССР в 1945 – 1952 гг.

5

6

СССР в 1953 – середине 60-х гг.

5

7

СССР в середине 60- середине 80-х гг.

5

8

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.

5

9

Новая Россия. 1991 – 2012 гг.

3

10

Итоговый урок «Россия в начале 21 века»  1 час.

1

11

Резерв времени.

2

Содержание изучаемого курса «Россия в  XX в – начале  XXI в.»

Россия в начале 20 века ( 1900 – 1916 гг. )  12  часов.

Территориальная структура Российской империи, её геостратигическое положение. Количественная и качественная характеристика населения ; особенности процесса модернизации. Особенности развития экономики, роль государства, иностранного капитала. Государственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия. с/х : оскудение центра. Сельская община. Характеристика политической системы и необходимость её реформирования; личность Николая Второго и его политические воззрения; либеральная программа политических преобразований; С. Ю. Витте; национальная и конфессиональная политика. Борьба в высших эшелонах власти  по вопросу политических преобразований. Особенности социальной структуры  российского общества начала 20 века. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Крестьянство: экономическая дифференциация. Количественная и качественная характеристика русского пролетариата. Внешнеполитические приоритеты; миротворческая инициатива русского императора; международная конференция в Гааге; русско-японская война: причины, ход, последствия. Предпосылки формирования т особенности генезиса политических партий в России. Классификация и характеристика политических партий. Антиправительственное движение в 1901 – 1904 годах. Зубатовский социализм. Кровавое воскресенье. Причины. Ход, основные события революции. Создание первого представительного органа власти – Государственной Думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий. Итоги революции.Альтернативы общественного развития России. Аграрные проекты Гос. Думы.  Правительственная программа Столыпина. Третьеиюньский государственный переворот. Свертывание курса на реформирование. Русская внешняя политика после русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны. Ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914 – 1916 гг.. итоги военной кампании. Психологический перелом в армейских настроениях.Влияние военного фактора на экономическое и политическое положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне .Дискредитация царизма и гос. власти. Духовное состояние русского общества в начале века. Основные тенденции развития культуры. Развитие науки. Русская философия, просвещение, литература, архитектура, скульптура. Драматический театр, русский балет, рождение кинематографа.

требования к уровню подготовки:

-На основе текста учебника составлять описание памятников культуры.

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  в истории .

- Умение читать историческую карту с основой на легенду.

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным личностям в истории и их оценку.

- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

Россия в 1917 – 1927 годах. ( 14 часов)

Начало Февральской революции. Двоевластие. Курс на продолжение войны. Приоритеты новой власти. Альтернативы развития после февраля. Кризисы Временного правительства. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы. Первые  декреты советской власти. Крах леводемократической альтернативы. Формирование советской государственности. отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Конец правительственной коалиции. Брест-Литовский мирный договор и его последствия. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли.  Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной  коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация ТДО. Причины, ход военных действий, причины победы красного лагеря. Интервенция иностранных государств. Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Сущность НЭПа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е годы. Кризис НЭПа, его причины. Отношение  к  НЭПу в различных слоях населения и в партии.  Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП. Главное противоречие НЭПа. Формирование однопартийной системы. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти Ленина. Усиление В. И. Сталина. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. Прорыв мировой изоляции. Усиление международной напряженности в конце 20-х годов. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Большевистские приоритеты в науке. Творцы Серебряного века в советской России. Начало « нового искусства». Начло партийного наступления на культуру.

требования к уровню подготовки:

- Сравнивать предлагаемые исторические версии, выявлять сходство и различия.

- Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках.

- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

- Излагать суждения о причинно-следственных связях. Отработка навыков работы с тестами.

- Отработка навыков рассказа по исторической карте с опорой на легенду.

СССР в 1928 – 1938 годы ( 6 часов )

Хлебозаготовительный кризис. Победа сталинской линии. Индустриализация и коллективизация: цели, методы, источники. Определение и основные черты тоталитарного режима. Идеологизация общественной жизни. Попытки сопротивления тоталитарному режиму. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии.. принятие Конституции 1936 г. Изменение социальной структуры общества.  Конституция 1936 г.  О социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановской движение. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации. Ограничение прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. « Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Курс Коминтерна. Мюнхенское соглашение советская дипломатия. Идеологическое наступление на культуру. Семья и школа. Советская наука. От свободы в творчестве к творческим союзам. Советский кинематограф.

требования к уровню подготовки:

- Умение выполнять тестовые задания разного уровня сложности .( подготовка к ГИА)

- Излагать суждения о предметах и деятелях культуры.

- Объяснять смысл, значение важнейших исторических событий.

- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

- Излагать суждения о причинно-следственных связях. Отработка навыков работы с тестами. ( подготовка к ГИА)

- Рассказывать о исторических событиях и явлениях. Вести дискуссию по заданной тематике, аргументировано отстаивая свою точку зрения.

Великая Отечественная Война ( 10 ч.)

Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения.. советско-германские договоры 1939 г. реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства. По организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. героизм советских воинов. Причины неудач Красной армии. Нацистский «новый порядок». Битва под Москвой. Зимние наступление Красной Армии и его итоги. Неудачи советских войск в Крыму. Летнее наступление немецких войск. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и  образование в годы войны. Художественная культура.

Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления красной армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр, освобождение Донбасса. Итоги  летне-осенней кампании 1943 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Открытие второго фронта. Наступление советских войск летом 1944 г. операция « Багратион».  Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной армии в Европе .Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашисткой Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Манчжурии. Причины победы советского народа над фашизмом. Современные точки зрения на роль Восточного фронта во Второй Мировой войне.

требования к уровню подготовки:

- Умение выполнять тестовые задания разного уровня сложности ( подготовка к ГИА

- Рассказывать о исторических событиях и явлениях. Вести дискуссию по заданной тематике, аргументировано отстаивая свою точку зрения.

- Объяснять смысл, значение важнейших исторических событий. Умение работать с хронологической таблицей.

- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

- Умение  читать историческую карту с опорой на легенду.

- Умение давать оценку историческим событиям, видеть альтернативу развития, аргументировать свою точку зрения.

СССР в 1945 – 1952 гг.(5 ч.)

Состояние экономики страны после войны. Экономические  дискуссии 1945-1946 гг. восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства.. жизнь и быт людей. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа после войны. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации. Идеологические кампании 40-х гг. эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра. Кино, музыки. Научные дискуссии. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «Холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в Корейской войне.

требования к уровню подготовки:

- Умение выполнять тестовые задания разного уровня сложности ( подготовка к ГИА)

- Умение читать историческую карту с опорой на легенду.

- Умение давать оценку историческим событиям, видеть альтернативу развития, аргументировать свою точку зрения

- Рассказывать о исторических событиях и явлениях. Вести дискуссию по заданной тематике,

- Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе

СССР в 1953 – середине 60-х гг. (5 ч.)

Смерть Сталина и борьба за власть. Г. Маленков, Л. Берия, Н. Хрущев. 20 съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Разработка новой Конституции. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения основ  индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли. Первый пилотируемый полет. Открытие советских ученых в важнейших областях науки. зарождение обновленческого направления в советской литературе. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографа. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский и Карибский кризисы. Отношение СССР со странами «третьего мира».

требования к уровню подготовки:

- Объяснять смысл, значение важнейших исторических событий. Умение работать с хронологической таблицей.

- Умение выполнять тестовые задания разного уровня сложности ( подготовка к ГИА)

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  в истории .

- Излагать суждения о причинно-следственных связях. Отработка навыков работы с тестами.

( подготовка к ГИА)

СССР в середине 60- середине 80-х гг.(5 ч.)

Отстранение Н. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. Брежнев. А. Косыгин. Усиление позиций партийной номенклатуры. Курс на « стабильность кадров» проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Конституция 1977 г. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастание отставания СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма» теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за СМИ. Движение диссидентов. Установление военно-политического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе. СССР в региональных конфликтах. Доктрина Брежнева.

требования к уровню подготовки:

- Излагать суждения о причинно-следственных связях.

- Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Умение составлять простой и сложный план.

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  в истории

- Вести дискуссию по заданной тематике, аргументировано отстаивая свою точку зрения.

Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.(5 ч.)

Смерть Л. Брежнева. Ю. Андропов. М. Горбачев.»Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы1988 г. проведение выборов народных депутатов. Возрождение российской многопартийности. Национальная политика  и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис и его последствия. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее не завершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» и еепоследствия. Пересмотр партийной идеологии. Политика гласности. Утрата КПСС контроля над СМИ. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Динамика общественных настроений. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой социалистической системы. Итоги и последствия политики нового мышления.

требования к уровню подготовки:

- Объяснять смысл, значение важнейших исторических событий. Умение работать с хронологической таблицей.

- Излагать суждения о причинно-следственных связях. Отработка навыков работы с тестами.

( подготовка к ГИА

- Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Умение составлять простой и сложный план.

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  в истории .

Новая Россия. 1991 – 2012 гг.(3ч.)

Реформы Е. Гайдара: либерализация цен и ее последствия. Приватизация и ее издержки. Падение промышленного производства. Упадок колхозов и развитие фермерства. Изменения соц. структуры российского общества. Соц. последствия реформ. Создание гражданского общества и правового государства. Октябрьские события 1993 г. и их принятие новой Конституции. Стабилизация полит. Жизни. Выборы в Государственную Думу. Президентство Б. Ельцина.Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 1990-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия – СНГ. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. Страны СНГ и Балтии в 1990-е гг. Русское зарубежье в 1990-е гг.

требования к уровню подготовки:

-Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках. Умение составлять простой и сложный план.

- Определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  в истории

- Умение работать с дополнительными источниками информации ( библиотечный фонд, ресурсы Интернета).

Итоговый урок «Россия в начале 21 века»  1 час.

Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика  и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Россия при президентстве Д. А. Медведева. Новые экономические условия развития России (глобальный экономический кризис).

требования к уровню подготовки:

-Объяснять смысл, значение важнейших исторических событий. Умение работать с хронологической таблицей.

Резерв времени.- 2 часа.

Отработка навыков работы с КИМами.

6.Перечень учебно-методического  обеспечения по курсу.

  1. Арсланов О.В.  Поурочные разработки к учебнику«России XX -   начала XXI века. - М.; Просвещение, 2007.
  2. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - М.; Просвещение, 2008
  3. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - М.; Просвещение, 2012
  4. Данилов А.А., Косулин В.Г. История России XX -   начала XXI века. Учебник.- М.; Просвещение, 2008
  5. Данилов А.А., Косулин В.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX -   начала XXI века. - М.; Просвещение, 2012
  6. Данилов А. А., Пыжиков  « Дополнительные материалы у учебнику История России XX -   начала XXI века», « Просвещение», 2002 г.
  7. Данилов А. А. « Методические рекомендации к курсу История России XX -   начала XXI века» , « Просвещение», 2005 г.
  8.  « История. Обществознание. Внеклассные мероприятия.», издательство « Учитель», 2009 г.
  9. Кочетов Н. С. « Поурочное планирование по История России XX -   начала XXI века», « Учитель», 2003 г.
  10. Петрович В. Г. « Уроки истории», « Сфера», 2002 г.
  11. Соловьев К. А. « Поурочные разработки по Новейшая истории» ВАКО, 2006 г.
  12. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. « Поурочные разработки по курсу Всеобщая история. Новейшая история.» « Просвещение», 2007 г.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по истории России XX –  начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
  2. А.А.Данилов. Справочник школьника: История России. XX век. — М.: Дрофа, 1999.
  3. Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А.  

Залеский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «издательство Астрель»: ОАО «ВЗОИ», 2004

  1. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. - М.: Дрофа, 2007
  2. Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
  3. Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-пресс»»,2002

7. Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.

8. Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001

9. Яковер Л. Б. Справочник по истории Отечества. - М.: Сфера, 1996

                                                Ресурсы Интернета

http://www.history.inc.ru/

http://lichm.narod.ru/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan/index.php

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2d93c4a-5cb4-42b9-a38c-649ca28fd9f4/

http://www.zadachi.org.ru/?n=7937

http://www.dazzle.ru/spec/iir5508.shtml

http://www.5ballov.ru/referats/preview/32170

http://www.krotov.info/history/solovyov/lichmanl.html

http://www.ancient.ru/

http://www.rulers.narod.ru/

http://www.hronos.km.ru/

http://www.hist.msu..ru/ER/Etext/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...