Разработки уроков, презентации, КИМы
методическая разработка по истории (5 класс)

Семенычева Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Вариант 1

«5» - 27-24 балла                «4» - 23-16 баллов                «3» - 15-11 баллов

  1. Укажите главные занятия древнейших людей: (2б)
  1. ремесло
  2. земледелие
  3. собирательство
  4. скотоводство
  5. охота
  1. Укажите, что называется человеческим стадом: (1б)
  1. объединение родовых общин
  2. коллектив древнейших людей
  3. все древнейшие люди
  4. постоянная группа  крупных обезьян

3. Когда появился «человек разумный»? (1б)

  1. около 40 тыс. лет назад
  2. более 1 млн. лет назад
  3. примерно 600-700 лет назад

4. Укажите, какие орудия труда человек использовал для земледелия: (2б)

  1. мотыгу
  2. рубило
  3. гарпун
  4. палку-копалку

6. Какое хозяйство называют присваивающим?(1б)

А) земледелие и скотоводство

Б) охоту и собирательство

7. Напишите напротив  орудия труда  занятие человека.(3б)

1.мотыга                                __________________

2. лук и стрелы                        __________________

3. гончарный круг                __________________

8. Выберите правильное продолжение предложения: (1б)

Отличие земледелия от собирательства в том, что люди добывали пищу

  1. использую только то, что давала природа
  2. использую собственные умения и труд

9. Отметьте на ленте времени следующие даты: (5б)

853 г. до н.э.

94 г.

332 г. до н.э.

133 г

783 г. до н.э.

10. Каменный век закончился около 5 тысяч лет назад. В каком тысячелетии до нашей эры это было? (2б)

___________________________

11. Какой год был раньше 34 год до н.э., или 74 год до н.э.? На сколько лет? (2б)

_____________________________

12. Какой век шел после 6 века н.э.? ________________________ (1б)

13. Напишите подробно, чем отличается соседская община от родовой общины: (3б)

14. Распишите, как возникло неравенство между людьми (3б)

Вариант 2

«5» - 27-24 балла                «4» - 23-16 баллов                «3» - 15-11 баллов

  1. Укажите главные занятия древнейших людей: (2б)
  1. ремесло
  2. земледелие
  3. собирательство
  4. скотоводство
  5. охота
  1. Укажите, что научился использовать «человек разумный» в период потепления (1б)
  1. палку-копалку
  2. дубину
  3. лук и стрелы
  4. заостренный камень

3. Вера в богов, духов и поклонение им –это (1б)

1. религия

2. мистика

3. магия

4. Укажите, какие орудия труда человек использовал для земледелия: (2б)

  1. мотыгу
  2. рубило
  3. гарпун
  4. палку-копалку

6. Какое хозяйство называют производящим?(1б)

А) земледелие и скотоводство

Б) охоту и собирательство

7. Напишите напротив  орудия труда  занятие человека.(3б)

1.мотыга                                __________________

2. лук и стрелы                        __________________

3.         ткацкий станок                __________________

8. Выберите правильное продолжение предложения: (1б)

Отличие земледелия от собирательства в том, что люди добывали пищу

  1. использую только то, что давала природа
  2. использую собственные умения и труд

9. Отметьте на ленте времени следующие даты: (5б)

753 г. до н.э.

24 г.

526 г. до н.э.

33 г

213 г. до н.э.

10. Земледелие и скотоводство возникли около 10 тысяч лет назад. В каком тысячелетии до нашей эры это было? (2б)

11. Какой год был раньше 38 год до н.э., или 56 год до н.э.? На сколько лет? (2б)

_____________________________

12. Какой век шел после 3 века н.э.? ________________________ (1б)

13. Напишите подробно, чем отличается соседская община от родовой общины: (3б)

14. Распишите, как возникло неравенство между людьми (3б)



Предварительный просмотр:

Тест «Новая экономическая политика».

9 класс

1. Кризис советской власти 1921г. не характеризуется:

1) уходом в отставку части советского правительства

2) массовыми крестьянскими восстаниями

3) восстанием моряков в Кронштадте

4) сокращением промышленного производства

5) ростом инфляции.

2. Новая экономическая политика (нэп) – это:

1) система мер в социально-экономической сфере, направленная на сохранение и укрепление власти большевиков и выход из экономического кризиса, проводимая в 1921-1928гг. в  советском государстве;

2) система мер, направленная на победу советской власти в Гражданской войне, проводимая в 1918-1921 гг. в советской республике;

3) переход к осуществлению «Декрета о земле» после победы революции в 1917г.

3. Найдите черты нэпа (группа А) и черты «военного коммунизма» (группа Б):

1) продразвёрстка               2) отмена платы за коммунальные услуги

3) свобода торговли           4) всеобщая трудовая обязанность

5) национализация промышленности      6) денационализация части промышленных предприятий

7) введение хозрасчёта         8) замена продразвёрстки продналогом

9) создание концессий

4. Нэп был воспринят населением как:

1) отказ от революционных идеалов      2) временный тактический манёвр

3) противоречивый курс внутренней политики

4) все перечисленные точки зрения присутствовали.

5. Договор о сдаче иностранным фирмам предприятий или земли в аренду на определённых условиях называется:   1) синдикатом          2) трестом          3) концессией.

6. Одна из причин перехода к нэпу -

а) социально-политический кризис власти большевиков

б) стремление большевиков обобществить средства производства

в) поиск средств на индустриализацию

г) стремление повысить эффективность труда

7. Социальная группа людей, появившаяся в годы нэпа:

а)  люмпены

б)  пролетариат

в)  нэпманы

г)  кулаки

8. Кому принадлежит высказывание: «Нэп – это всерьез и надолго»?

а) И.В.Сталину

б) Н.И.Бухарину

в) В.И.Ленину



Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Семенычева Лариса Николаевна

Район

Бутурлинский

Место работы

 МБОУ Базинская ООШ имени Н.В. Сутягина

Должность

Учитель истории и иобществознания

УМК по отечественной истории

  • УМК по отечественной истории издательства «Просвещение»

Общая информация

Тема урока

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.  Куликовская битва

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: на основе фактов развития русских земель в XIV веке сформировать представление о причинах действий Дмитрия Донского – возможности противостояния Золотой Орде. Выделить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

Задачи:

- выявить причины политического возвышения Москвы, рассмотреть ход битвы на поле Куликовом, выделить причины победы русских войск.

- закрепление умения использовать исторические понятия в ходе обсуждения, продолжать формировать умение определять цель и составлять план, выделять проблему в изучаемом материале и искать пути ее решения, оценивать результат деятельности, работать с текстом исторического источника, выделяя необходимую информацию;

-создать условия для осознания роли единства в истории народов нашей страны, понимания чувств, мыслей и переживаний людей того времени, способствовать формированию гордости за историческое прошлое нашего народа.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, карта, презентация, карта «Русь XIV-XV в.в.»

Дидактическое обеспечение

А.А Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца 16 века. Учебник для 7 класса.

Карта «Русь в XIV-XV веках.

Планируемые результаты  урока
  • личностные

Помочь обучающемуся понять в чём значение знаний по теме, учить аргументировано оценивать чужие поступки в неоднозначных ситуациях. Осознавать многообразие взглядов, проявлять себя гражданином России в делах и поступках.

  • предметные

Показать преимущества Московского княжества, оценить, какое влияние на мировоззрение людей оказала Куликовская битва.

  • метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

Познавательные: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Коммуникативные: продолжать развивать умения и навыки работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тестирование, таблица

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

1.Программы по учебным предметам История 5-9 классы" М.: Просвещение, 2016.

2.Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI века»6 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная

1)История России  с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /автор – составитель Н.Ю. Колесниченко.- Волгоград: Учитель, 2014

2)   Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М.: Наука, 1985. — 152 с. 

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.orgКуликовская битва

ЭОРы

Презентация «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.  Куликовская битва»

Анимированная карта «Куликовская битва»

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Как реализованы требования ИКС
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Этап мотивации

Осознание своей идентичности как гражданина страны.

- Приветствие.

- Вопросы– «Ребята, а кто из вас был Москве? Где именно вы были? Что делали там, что видели?»

-На экране появляется картинка «Москва 14 века». И следует вопрос «Есть ли связь между тем, что вы видели в Москве и этой картинкой».

Интерактивный метод, метод иллюстраций. Построение логической связи.

Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.

Высказывания собственных мыслей

Фронтальная форма работы

2.Этап актуализации знаний

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Прочтите наш эпиграф к уроку, попробуйте определить

чему будет посвящен наш урок:

« Шли годы. И с Москвою во главе неспешно, потихоньку,

понемногу,

Из множества разрозненных земель -единое слагалось

государство,

Как из перстов слагается кулак»

                       Н. Кончаловская.

Задание

- С какими из предложенных ниже слов ассоциируется у вас понятие «государство»

 

Слова:

  • Издает обязательные для всех законы
  • Единая организация
  • Располагает специальным аппаратом управления
  • Которая
  • Распространяет свою власть на всю территорию

- Дайте определение понятию, которое вы указали.

Беседа, дискуссия, метод иллюстрации

Выдвигают варианты формулировок тем:

  • Москва – единое сильное государство
  • Москва - сильный политический центр
  • Москва – сильный духовный центр

Дают ответ

Государство – единая организация, которая располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы, распространяет свою власть на всю территорию .

Фронтальная, индивидуальная формы работы

3.Выявление места и причины затруднения

Современный учитель должен  способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.

- Перечислите  предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство.

- Назовите причины возвышения Москвы

Карта «Русь в XIV-XV веках

-Какие княжества вы можете назвать в качестве «сильных» на Руси?

- Покажите на карте Московское княжество.

- Вспомните династию московских князей

Беседа, дискуссия, работа с картой

Обсуждение в группах по 4 человека

Предпосылки:

- Восстановление хозяйства, ремёсел, торговли

- Единство традиций, веры, языка

Причины:

- Необходимость свержения ордынского ига

- Сохранение единства церкви

Причины возвышения Москвы

-Выгодное географическое положение

-Удобные торговые пути

Поддержка московских князей ордынскими ханами

-Умелая политика московских князей

-Поддержка московских князей православной церковью

 

      Дают ответы

-Тверское княжество

-Московское княжество

-Нижегородское

Работа с картой

Вспоминают, уточняют

Даниил Александрович

     Юрий           Иван Калита

 Андрей         С. Гордый         И.Красный

                      Владимир                                                

                                               Дмитрий

4. Построение проекта выхода из затруднения

Побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы

«Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью, что был в багрец окрашен Дон, до самого низовья»

                Н. Кончаловская

- Зачем для нашего урока использованные изображения и эпиграфы?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Какова цель урока?

Предложите план урока

Высказывают предположения

Дают ответы:

-Москва – центр объединения всей Руси против монгольского ига

-Москва – глава борьбы с ордынцами.

Ожесточённая битва на Дону

Высказывают своё мнение

Формулируют цели:

-Узнать, почему именно Москва стала центром объединения русских земель

-Как действовали монголы

Узнать о битве, её итогах

Варианты ответов:

-Москва – центр объединения против Орды

-Отношения между Ордой и Русью

-Битва на Дону, её итоги и значение

5. Реализация построения проекта

Работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом – и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации.

- Совпадает ли сформулированная вами тема с названием темы изучаемого параграфа

Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Чтобы сделать шаг к открытию нового, нужно учесть, что вам знакомо из предшествующих уроков и какие трудности вас подстерегают!

Тестирование

Проверка по ключу теста

Прием метода «Круг». На слайде круг разделён на 4 сектора. По количеству пунктов параграфа

Вывод: Московское княжество единое, сильное

- Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других княжеств?

- Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве?

Вывод

Значит, Москве нужно побороться за  политическое первенство.

Задание.

- Опираясь на ключевые слова ответьте на вопрос

- Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?

Вывод: Таким образом, мы видим, что Русь всё сильнее желает избавиться от ордынского ига.

Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти.

- Каков будет дальнейший шаг?

Учащимся предлагается проанализировать источник, отрывок из повести « О великом побоище на Дону» из московского летописного свода

Вопрос:

- Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении ордынцев?

- Какой обычай сложился в отношениях с Ордой у Александра Невского и Ивана  Калиты?

- Какое противоречие мы наблюдаем ?

- Что нам предстоит выяснить?

Формулировка проблемы

- Почему Дмитрий Иванович нарушил обычай предков, пошёл против Орды?

- Какие у вас есть предположения, версии в решении проблемы

Приём « Круг»

Работа с учебником , стр. 148-150

- Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?

Задание: Заполнить таблицу

Проверка с эталоном на слайде

Проблемный метод, частично-поисковый

Работа с текстом учебника  §18, стр.147

Записывают тему урока в тетрадь

Сделать корректировку в названии битвы Куликовская битва

Выполнение теста, работа в парах, взаимопроверка по образцу на слайде.

Ответ: Могло

Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве.

Ключевые слова: + работа с текстом учебника , стр. 147-148

Работа в группах

- 9- летний Дмитрий Иванович

- Владимирское княжество

- Тверской князь борется

- Сильная воля Дмитрия Ивановича

- Договор князей

Предполагаемый ответ:

9- ти летний Дмитрий Иванович при поддержке митрополита Алексея получил ярлык на великое Владимирское княжение

Благодаря сильной воли, поддержки жителей Москвы и Владимира, тверской князь вынужден заключить договор, по которому владимирский престол стал наследственным владением московских князей.

Предположение учащихся

Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.

Работа с источником, анализ

Работа в группе

Исторический источник

«В том же году (1380) безбожный и нечестивый ордынский князь, Мамай поганый, собрав многочисленные войска и всю землю половецкую и татарскую, пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. В августе из Орды пришла весть Дмитрию Ивановичу о том, что поднимается рать татарская на христиан.

Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрав множество воинов, пошел против татар, чтобы защитить свои вотчины, за святые церкви и за веру правую христианскую и за всю землю русскую».

Ответы учащихся

Избегали столкновение с Ордой, т.к не было достаточно сил для борьбы. Исправно платили дань Орде.

Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде и готовиться к столкновению с Ордой.

Формулируют учебную проблему ( различные варианты)

Предлагают свои версии по решению проблемы

Испытывают затруднения, понимают, что пока недостаточно знаний, позволяющих ответить на вопрос

Работа с текстом учебника 

Работа в группе по 4 человека (Орда и  Русь)

Работа в группах

Линии

сравнения

Русь

Орда

Деятельностьправителей

Военные события

1374

Военные события 1377

Военные события 1378

 Состав и численность войска

самопроверка

6.Первичное закрепление с проговариванием

Особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы.

- Назовите причины начала борьбы с Ордой

И вот момент истины настал. В третьем секторе «Круга» появляется запись: Куликовская битва

Индивидуальные задания учеников

Ответы, дополнение, анализ:

- Усиление Московского княжества

- Ослабление ханской власти

- Поддержка Дмитрия Ивановича населением и церковью

- Понимание, что пора бороться за освобождение

Сообщение

- Благословление Сергия Радонежского Дмитрия Ивановича

-Поединок Челубея и Пересвета

7.Самостоятельная работа с проговариванием

Современный учитель должен  способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.

Работа с анимационной картой: Куликовская битва

Приём «Пометки на полях»

Внимательно просмотрев ход битвы, сделайте пометки

Подготовьте рассказ по плану:

1.Состояние войска противника и их союзников

2.Выбор места битвы

3.Расположение войска Дмитрия Донского. Засадная тактика

4.Итог битвы

- Предположите причины победы русского войска в битве

Оцените в ней роль Дмитрия Ивановича

Куликовская битва имеет огромное значение

Заполнение четвёртого сектора «Круга»

V – уже знаю

                                                                                                                       + - новое

                                                                                      ? – не очень понятно

                                                                                                                          ! – ценная информация

                                                                                                                          С- тревога, страх

                                                                                                                          В – восхищение

                                                                                                                          Г – гордость

Ответы по желанию

Ответы учащихся

- Удачная расстановка сил

- Военный талант Дмитрия Ивановича

-Героизм и мужество русских воинов

-Вера в победу

Ответы учащихся:

-Вел себя как герой

-Талантливый полководец

- С любовью относился к своей Родине

Ответы учащихся:

-Впервые была одержана крупная победа над Ордой

-Восстановлена вера в свои силы

-Ускорила распад Орды

-Превратила Москву в центр освободительной борьбы  против Орды

-Показала, что единственный способ избавления от владычеств орды – является объединение всех русских земель.

Затем с помощью учебника корректируют их и проверяют по эталону

Выдвигают свои версии

-Возросла роль Московских князей

-Укрепилось Московское княжество

-Орда признала за Москвой – роль центра политической власти

-Окрепла вера в свои силы и совместную борьбу под единым руководством

Взаимопроверка.

8. Рефлексия учебной деятельности

Самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось ли решить поставленные цели?

- Удалось ли решить поставленную проблему?

- Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись на уроке

- Каким образом Вы преодолевали трудности?

- Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?

- Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы

- Оцените свою работу на уроке в баллах по школе оценок

Выберите смайлик своего настроения.

Беседа

Ответы учащихся

Фронтальная форма работы

9.Домашнее задание

Стимулирование учащихся к получению исторических знаний из других источников

Прочитать §19, подготовить устно ответы на вопросы 1 – 6 на «5». Вопросы 1-4 на «4», вопросы 1-3 на «3».

По желанию: собрать информацию о Грюнвальдской битве с помощью дополнительной литературы и

интернет - ресурсов

Запись домашнего задания



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс истории России.

6 класс

1 – вариант.

1. Древнерусское государство образовалось в:

1) VII веке                                  2) VIII веке                        3) IX веке                          4) X веке

2. Наивысшего своего расцвета Древнерусское государство достигло в период правления:

1) Владимира Святого                                               2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Мономаха                                           4) Мстислава Великого                    

3. В ходе монгольского нашествия на Руси в XIII веке «злым городом» завоеватели назвали:

1) Козельск                            2) Торжок                      3) Владимир          

 4) Псков

4. Укажите, как называлась река, на берегах которой в 1480 году решился вопрос о независимости Руси:

1) Дон                         2) Угра                        3) Нева                         4) Волга

5. Первыми книгопечатниками на Руси были:

1) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец

2) Феофан грек и Дионисий

3) Алексей Адашев и Андрей Курбский

4) Макарий и Федор Колычев

6. В 1556 году в состав российского государства вошло:

1) Казанское ханство                                           2) Астраханское ханство

3) Сибирское ханство                                          4) Крымское ханство

7. Русь приняла христианство в:

1) 899 году                                  2) 988 году                        3) 989 году                          4) 1097 году

8. Ледовое побоище новгородских войск с крестоносцами состоялось на льду … озера:

1) Ильмень                     2) Ладожского                       3) Онежского                       4) Чудского

9. Кто из перечисленных лиц был создателем иконы «Троица», хранящееся в Третьяковской галерее:

1) Нестор                    2) Феофан Грек                      3) Дионисий                        4) Андрей Рублёв

10. Круг приближённых Ивана IV проводивший реформы в стране, назывался:

1) Негласный комитет                                                 2) Совет приближённых  

3) Избранная Рада                                                        4) Боярская дума

11. Соотнесите термин и определение:

1.  ярлык                 А. монгольские сборщики дани

  2.  полюдье             Б. грамота от хана на право княжения

  3.  баскаки              В. господство ордынцев, угнетение

  4.  иго                      Г. сбор дани на Руси

12. Соотнесите события и даты:

  1.  Невская битва                            А.  1223 г.

  2.  Куликовская битва                    Б.  1240 г.

  3.  Ледовое побоище                      В.  1380 г.

  4.  Битва на р. Калка                       Г.  1242 г.

13. Укажите имя исторического деятеля.

По настоянию этого князя был созван съезд князей в Любече.

Этот князь организовал общерусские походы против половцев.

Киевляне пригласили этого князя на великокняжеский престол.

После смерти сына этого князя распалось единое Древнерусское государство.

14. Творческая работа. Напиши мини-сочинение на одну из предложенных тем:

1. Что мне дало изучение истории Руси в шестом классе?

2.  Каким я представляю  Русь? (Город, село.)

3. Личность из русской истории, наиболее поразившая меня.

4. Самое яркое событие из истории Руси.

5. Если бы у меня была машина времени, какие места и периоды из изученного в 6 классе я бы посетил.

Итоговая контрольная работа за курс истории России.

6 класс

2 – вариант.

1. Феодальная раздробленность на Руси началась в:

1) XI веке                                  2) XII веке                        3) XIII веке                          4) XIV веке

2. Кто из древнерусских правителей провёл реформу налогообложения, введя уроки и погосты:

1) Владимир Святой                                                  2) Ярослав Мудрый

3) княгиня Ольга                                                        4) князь Игорь                    

3. Создателем древнейшей дошедшей до нас летописи «Повести временных лет» считается:

 1) Нестор                                                2) митрополит Илларион      

3) Дионисий                                            3) Афанасий Никитин

4. Первый в истории России Земский собор был созван по инициативе:

1) Ивана III                          2) Василия III                3) митрополита Макария                4) Ивана IV

5. Поместье – это:

1) наследственное земельное владение

2) усадьба боярина

3) земельное владение, дававшееся за службу государю

4) личное имение царя

6. Важнейшее деяние Владимира Святославовича:

1) завоевательные войны

2) подавление восстания вятичей и радимичей

3) крещение Руси

4) реформа язычества

7. Укажите событие, в результате которого Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости:

1) битва на реке Калке                                2) Ледовое побоище

3) Куликовская битва                                  4) стояние на реке Угре

8. В 1552 году в состав российского государства вошло:

1) Казанское ханство                                           2) Астраханское ханство

3) Сибирское ханство                                          4) Крымское ханство

9. При Иване Грозном было введено:

1) опричнина                                       2) местничество

3) Юрьев день                                     4) новое летоисчисление

10. Русское княжество, первым подвергшееся нападению со стороны монголо – татар:

1) Киевское                                                    2) Смоленское

3) Новгородское                                            4) Рязанское

11. Соотнесите термин и определение:

1. Баскак                                    А. наследственное земельное владение                    

2. Полюдье                                Б. монгольский чиновник, собиравший дань на Руси

3. Ярлык                    В. сбор дани в Древней Руси

4. Вотчина                          Г. грамота на княжение, которую получали    

                                            русские князья в Золотой Орде

12. Соотнесите события и даты:

1. Куликовская битва                                 А. 1380  год

2. Судебник Ивана III                           Б. 1480 год

3.  Стояние на реке Угра                           В. 1497 год

4.  Ливонская война                                   Г.1558 - 1583 годы

13. Укажите имя исторического деятеля.

Он был внуком создателя величайшей империи Средневековья.

Этот человек был во главе нашествия, разрушившегося половину Руси.

Он был основателем государства, в названии которого есть упоминание благородного металла.

Перед ним склони голову Александр Невский ради спасения Родины.

14. Творческая работа. Напиши мини-сочинение на одну из предложенных тем:

1. Что мне дало изучение истории Руси в шестом классе?

2.  Каким я представляю  Русь? (Город, село.)

3. Личность из русской истории, наиболее поразившая меня.

4. Самое яркое событие из истории Руси.

5. Если бы у меня была машина времени, какие места и периоды из изученного в 6 классе я бы посетил.

Ключи к контрольной работе.

Вариант 1.

  1. 3
  2. 2
  3. 1
  4. 2
  5. 1
  6. 2
  7. 2
  8. 4
  9. 4
  10. 3
  11. 1б2г3а4в
  12. 1б2в3г4а
  13. Владимир Мономах

Вариант 2.

  1. 2
  2. 3
  3. 1
  4. 4
  5. 3
  6. 3
  7. 4
  8. 1
  9. 1
  10. 4
  11. 1б2в3г4а
  12. 1а2в3б4г
  13. Батый



Предварительный просмотр:

Семенычева Лариса Николаевна, учитель истории и обществознания.

Тема урока: Греки и критяне.

Тип урока – комбинированный, с элементами проектной деятельности.

Цели урока:

1.  Изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать их влияние на занятия древних греков;

2. Развивать основные компетенции:

Информационная:

- извлечение первичной информации;

- первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры;

- обработка информации (делает вывод на основе полученной информации).

Коммуникативная:

- продуктивная групповая коммуникация;

- публичное выступление.

Оборудование:

1. презентация учителя по теме «Греки и критяне».

2.Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И.  «История древнего мира».

3.Компьютер, мультимедийный проектор и экран.

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы.

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

 Доброе утро всем!

Доброе утро МНЕ!

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

2. Актуализация знаний

Ребята, мы с вами познакомились с историей         многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. (2-3) Учащимся необходимо назвать имена, изображённых на слайде лиц и назвать сооружения древности. Проверьте себя (4). В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания. В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

3. Определение темы урока.

(5)Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?

(6)Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олипийские игры.

(7)Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения:  

школа

география

ботаника

арифметика

история

грамматика

тетрадь

кино

(7)Итак, тема нашего урока “Греки и критяне”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами.

Сегодня на уроке я хочу   узнать …   выяснить…

(8) Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре.

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества.

 (9)Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции. 

Задание: Используя карту, определите местоположение Древней Греции.  

  1. В какой части света находится Греция?
  2. На каком полуострове находится Греция
  3. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
  4. Водами какого моря Греция омывается на востоке? 
  • (10)Оцените свою работу на данном этапе

(10)Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.

Природные условия Древней Греции.

(12)А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции. Работая в группах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Природные условия

Древняя Греция

Реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плохая, горная почва

Море

Омывает всю Грецию

Горы

Много, непроходимые

Климат

Теплый

(13)Оцените свою работу на данном этапе.

(14)У нас сегодня в гостях эксперт по истории Древней Греции (сообщение).

Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.

Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции? Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

(15-17) Ответы учеников.

Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

Мифы Древней Греции.

(19) Любая страна интересна нам не только  с точки зрения природы, она славится, прежде всего, своими людьми. Память о древнейшей истории греков сохранили мифы. Миф- это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Критское царство.

(20)Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Одиссея» описывает остров, на котором гостил Одиссей :

«Остров есть ____________ посреди виноцветного моря, прекрасный,

  Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный;

 Там девяносто они городов населяют великих.

  Разные слышатся там языки…»

О каком острове идет речь?

(21) И вновь слово эксперту (сообщение). На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.

(22)Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.) Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом. Миф о Тесее и Минотавре.

Мне бы хотелось, что бы и на сегодняшнем уроке вы почувствовали себя настоящими исследователями. Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел. (Правда – заключается в том, что на самом деле был остров Крит, неправда – не существовало такого чудовища как минотавр, почему море назвали Эгейским).

Сегодня на уроке вы показали очень хорошие знания. Все работы были интересными. А сейчас давайте заслушаем, как вы оценили свои работы по критериям.

Рефлексия:

Назовите 5 слов, которые вам приходят в голову, когда говорят о Греции.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

Домашнее задание: п. 24; творческое задание – подготовить исторический экскурс по Древнему Криту; для любознательных: объяснить значение выражения «нить Ариадны»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариант 1. Вариант 2. 1 задание. Дать определение. 1) Золотая Орда 1) Выход 2) Баскак 2)Раздробленность 3) Иго 3) сарай 4)Ярлык 4)Вече 5) Евпатий Коловрат 5) Крестоносцы 2 задание. 1) Заслуги Александра Невского 1) Заслуги Дм. Ивановича 2) Последствия ордынского 2) Причины победы монголо - татар владычества 3) Причины возвышения Москвы 4) Назвать достижения культуры 3 задание . 1. 1223 г. 1. 1242 2. 1240 2. 1382 3. 1380 3. 1237

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариант 1 1378 г.- Баскак Ярлык Значение Куликовской Битвы Участники Куликовской битвы (Кто возглавлял русской войско и ордынское войско?) Вариант 2 1.1382 г. 2.Иго 3. «Ордынский выход» Монархия

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 . Проявлением кризиса традиционного общества в конце ХV - начале XVI в. является 1) преобладание сельскохозяйственного производства 2) развитие научных знаний 3) неограниченная власть монарха 4) господство натурального хозяйства 2. Лидерами в исследовании новых земель были 1) Англия и Франция 2) Англия и Испания 3) Испания и Португалия 4) Португалия и Франция 3. Новым типом морского судна в XVI в. становится 1) галера 2) баркас 3) пароход 4) каравелла

Слайд 2

4 . Популярное ручное огнестрельное оружие 1) бомбарда 2) мушкет 3) аркебуза 4) мортира 5. Первым организатором исследований Африки стал 1) король Франции Людовик XVI 2) принц Энрике Португальский 3) Елизавета Английская 4) французский король Генрих IV 6. Запишите термин, о котором идет речь. Период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию

Слайд 3

7. Кто изобрел печатный станок? 8. Что служило основным источником энергии в XVI веке? 1) ветер 2) керосин 3) нефть 4) каменный уголь 9. Причины ВГО 10. Астролябия - это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

методическая разработка урока, презентация по теме "Английский - язык мира", проведен в 8 классе, по учебнику Афанасьевой О.В. "English VII"

Методические разработки уроков английского языка в начальной и средней школе по темам: "Экология", "Лондон", "В мире игрушек", "Мой дом", "Моя родина", "Английский - язык мира"...

"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...

Разработка урока (презентация, конспект урока)

Тема урока "Разговор о странах, национальностях, языках"Биболетова М.З. "Enjoy English" 7 класс...

Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...

Разработки уроков, презентации к урокам технологии

Уроки по технологии для девочек и другие полезные материалы для учителя технологии...