Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Кузнецова Оксана Олеговна

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс по учебнику Вигасин А.А. (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_k.docx80.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа  по истории Древнего мира предназначена для изучения   истории в 5 классе. Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.            
  • Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г.
  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кватчинская СОШ».

        Цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свентицкая. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2.  Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2013.
  3. Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. История Древнего мира 5 класс. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011

Общая характеристика учебного курса.

    В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Личностно - деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.    

Место предмета в учебном плане:

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.

 При реализации программы используется педагогические технологии: проектная технология, технология развития критического мышления, ИКТ-технологии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  •  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  •  формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  •  складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  •  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными  результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  •  способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  •  готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результатами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  •  владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  •  умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  •  владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  •  первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  •  расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  •  составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  •  понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Содержание учебного предмета

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся, получают представление об истории как научной дисциплине, впервые узнают о далеком прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, присваивают УУД в соответствии с ФГОС.

Курс истории 5-го класса – важное звено исторического  образования и развития школьников. Он складывается из следующих содержательных компонентов: Первобытное общество,  Древний Восток, Древняя Греция,  Древний Рим.

Раздел «Первобытное общество»  (7 часов) призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.

Раздел «Древний Восток» (20 часов) нацелен на формирование представлений о  соседской общине, переходе от собирательства к  земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождении неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.

Раздел «Древняя Греция» (21 час) позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).

           Раздел «Древний Рим» (19 часов) призван способствовать приобретению знаний об природных условиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.

        Направления проектной деятельности учащихся:

  1. Путешествие к древнему человеку.
  2. Наследие Древней Греции.
  3. В поисках динозавров.
  4. Откуда берутся мифы?
  5. Животные в мифах и легендах.
  6. Традиции чаепития.
  7. Изобретения и открытия первобытных людей.
  8. Древнейшие виды письменности.
  9. Древняя культура Китая.
  10. Религии мира.
  11. Мудрецы древности о правилах поведения.
  12. Устройство древних государств.
  13. Зрелища, возникшие в древности.
  14. Знаменитые сооружения и постройки древности.
  15. Олимпийские игры: история и современность.
  16. Искусство первобытных людей.
  17. Чудеса света.
  18. Река – источник жизни.
  19. Счет лет в истории.
  20. Вечный город.
  21. Афинский театр.
  22. Александр Македонский.
  23. Боги Древнего Египта.
  24. Боги Древнего Рима.
  25. Рабство в древнем мире.
  26. Литература Древнего мира.


Учебно-тематический план. 5 класс

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Введение

1

1

-

-

1

Жизнь первобытных людей

7

5

2

Тестирование

2

Древний Восток

20

15

5

Контрольная работа

3

Древняя Греция

21

16

5

Контрольная работа

4

Древний Рим

19

15

4

Контрольная работа

Итого

68

52

16


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Название раздела, тема урока

Содержание образования

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность (метапредметные, личностные результаты)

Виды деятельности учащихся

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение во всеобщую историю

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Выполнение работы по предъявленному алгоритму

- участие в диалоге, отражение в письменной форме своих решений.

Освоение правил поведения на уроке.

Индивидуальная работа. Работа с картой, терминами.

1.09

1.09

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

2

Древнейшие люди

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Грамотно строить устный ответ на основе полученных знаний; выделять черты сходства и отличия двух объектов;      кратко излагать суть прочитанного текста.

Умение слушать учителя и одноклассников; высказываться в свое время и по теме.

Работа с текстом, с иллюстрациями. Составление рассказа по иллюстрациям.

3.09

3.09

3

Родовые общины охотников и собирателей

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.

Умение находить в тексте нужную информацию; выявлять признаки указанного объекта или   явления;

умение строить устный ответ

ответственное отношение к учению;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

 Работа с текстом, с картой.

8.09

8.09

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.

Умение давать характеристики объектам или явлениям; выявлять причинно-следственные связи;

- умение строить устный ответ.

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога;

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию

-навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

10.09

10.09

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Выявлять причинно-следственные связи;

умение строить устный ответ.

Овладение навыками. внимательного отношения к одноклассникам.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

15.09

15.09

6

Появление неравенства и знати

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.

Самостоятельная работа  с учебником.

17.09

17.09

7

Счет лет в истории

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять собственные задания по предложенному образцу.

Овладение навыками индивидуальной работы.

Работа с текстом, лентой времени, решение задач.

22.09

22.09

8

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов.

Умение анализировать, сравнивать, находить лишнее в ряду однородных понятий.

Получение опыта совместной работы.

Самостоятельная работа.

24.09

29.09

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 часов)

9

Государство на берегах Нила

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Установление причинно-следственных связей;

умение строить устный ответ;

навыки конспективной записи материала.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

29.01

1.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.

Умение фиксировать информацию в виде схемы; навыки работы с текстом;

умение грамотно строить устный ответ.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

1.10

6.10

11

Жизнь египетского вельможи

Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон.

Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Умение составлять план рассказа;

- мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

6.10

8.10

12

Военные походы фараонов

Военные походы. Рабы.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Умение фиксировать информацию в виде схемы; умение грамотно строить устный ответ; умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления. Получение навыков сотрудничества и вежливого отношения к оппоненту.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

8.10

13

Религия древних египтян

Религиозные верования египтян. Жрецы.

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Умение фиксировать информацию в виде таблицы; навыки получения информации из специфического источника;

анализ полученной информации, умение делать выводы. Получение навыков индивидуальной работы

ответственное отношение к учению; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

13.10

14

Искусство древних египтян

Храмы и пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Умение грамотно строить устный ответ; описывать изображение. Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

15.10

15

Письменность и знания древних египтян

Познания древних египтян. Письменность.

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Умение выполнять задание на основе заданного алгоритма

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам; интерес и уважение к чужой культуре; понимание ее значимости для человечества и стремление ее сохранить.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

20.10

16

Повторение по теме  «Древний Египет»

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы; приобщение к ценностям мировой культуры через знакомство с ее артефактами.

Самостоятельная работа.

22.10

17

Древнее Двуречье

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

Овладение навыками сравнения.

Овладение навыками внимательного отношения к одноклассникам.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

3.11

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Умение характеризовать объекты и явления.

Овладение навыками индивидуальной работы.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

5.11

19

Финикийские мореплаватели

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Овладение навыками сравнения; умение грамотно строить устный ответ.

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

10.11

20

Библейские сказания

Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Овладение навыками сравнения; умение активно применять уже полученные знания в новой ситуации.

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

12.11

21

Древнееврейское царство

Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

Способность организовывать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Овладение навыками совместной работы:

- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

17.11

22

Ассирийская держава

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.

Овладение навыками анализа и сравнения; умение грамотно строить устный ответ

умение выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр-примеры;

-  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой  деятельности.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

19.11

23

Персидская держава «царя царей»

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях

Активное применение полученных знаний в измененной ситуации;

умение грамотно строить устный ответ; навыки анализа текста. Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению;  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

24.11

24

Природа и люди Древней Индии

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений.

Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

26.11

25

Индийские касты

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев

Активное применение полученных знаний в измененной ситуации;

умение грамотно строить устный ответ; навыки анализа текста.

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

1.12

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости

Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений.

Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

3.12

27

Первый властелин единого Китая

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

Способность представлять результат своей деятельности в форме сообщений.

Овладение навыками осмысления опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

8.12

28

Контрольная работа №1 по теме  «Древний Восток».

Древний Восток: понятие. Карта древнего мира.

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Самостоятельная работа

10.12

РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 час)

29

Греки и критяне

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите.

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

Применение полученных знаний для анализа источника

. - мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

15.12

30

Микены и Троя

Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война.

Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.

Умение составлять конспект по тексту параграфа;

навыки анализа и сравнения;

навык участия в обсуждении проблемной учебной ситуации.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

17.12

31

Поэма Гомера «Илиада»

«Илиада» и «Одиссея».

Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

Активное применение уже полученных знаний в измененной ситуации

Освоение гуманистических ценностей,   коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

22.12

32

Поэма Гомера «Одиссея»

«Илиада» и «Одиссея».

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

Приобретение навыков синтеза;  активное применение уже имеющихся знаний.

Понимание значимости чужой культуры в общечеловеческой истории.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

24.12

33

Религия древних греков

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Способность решать поставленные проблемы и искать пути для их решения

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

29.12

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

Умение выявлять положительные и отрицательные стороны явления. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам;

осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

35

Зарождение демократии в Афинах

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

Умение сравнивать; умение делать выводы.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам;

осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

36

Древняя Спарта

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев

Умение применять полученные знания в новой ситуации

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Великая греческая колонизация.

Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.

Поиск и систематизация информации; умение представлять результаты своей деятельности в виде сообщения.

Приобретение навыков определения собственной позиции.

Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям.

38

Олимпийские игры в древности

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени

Умение анализировать и делать выводы. Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

Активное применение имеющихся знаний в новой ситуации.Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.

Навыки составления конспекта по тексту учебника.

Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

41

В гаванях афинского порта Пирей

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.

Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

Умение анализировать и делать выводы. Умение ценить и понимать  чужой  вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

42

В городе богини Афины

Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

43

В афинских школах и гимнасиях

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

44

В театре Диониса

Культура Древней Греции. Театр.

Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.

Навыки составления плана.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

овладение навыками уважительного отношения к одноклассникам.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

45

Афинская демократия при Перикле

Афинская демократия при Перикле.

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в форме эссе.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Период эллинизма. Македонские завоевания.

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

47

Поход Александра Македонского на Восток

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока.

Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

Навыки составления плана

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

овладение навыками уважительного отношения к одноклассникам.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

48

В Александрии Египетской

Культура эллинистического мира.

Называть причины распада державы А. Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии — центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.

Использование современных источников информации; умение представлять результаты своей работы в форме эссе.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

49

Контрольная работа №2 «Древняя Греция»

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Самостоятельная работа.

РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНИЙ РИМ (19 часов)

50

Древнейший Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиа ресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению собственной позиции.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

51

Завоевание Римом Италии

Завоевание Римом Италии.

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.

Навык фиксирования информации в виде схемы.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

52

Устройство Римской республики

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Умение определять проблему, искать пути решения и решать.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работа с текстом. Составление рассказа.

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

Умение фиксировать информацию в виде схемы.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье

Установление господства Рима в Средиземноморье.

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.

Выявление причинно-следственных связей, умение делать выводы.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

55

Рабство в Древнем Риме

Рабство в Древнем Риме.

Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

уважительное отношение к правам и свободам человека.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

56

Земельный закон братьев Гракхов

Реформы Гракхов.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.

Умение формулировать и обосновывать выводы.

-ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работа с текстом. Составление рассказа.

57

Восстание Спартака

Рабство в Древнем Риме.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».

Получение навыков сравнения, умение делать выводы, определять причинно-следственные связи.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

58

Единовластие Цезаря

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.

Умение формулировать и обосновывать выводы.

- мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение  к иному мнению при ведении диалога.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по теме.

59

Установление империи

Установление императорской власти; Октавиан Август.

Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.

Способность организовывать и регулировать свою деятельность. Формирование

навыков сотрудничества в разных ситуациях.

Работа с текстом. Составление рассказа по теме.

60

Соседи Римской Империи

Римская империя: территория, управление.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

Активное применение уже имеющихся знаний; навыки сравнения.

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

61

Рим при императоре Нероне

Римская империя: территория, управление.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Умение оценивать и сопоставлять.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний  исторических персонажей.

Работа с контурной картой,  беседа, работа над терминами.

62

Первые христиане и их учение

Возникновение и распространение христианства.

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

Активное применение знаний при работе с интернетом и дополнительной литературой.

Осмысление нравственного опыта предшествующих поколений; умение ценить и понимать их вклад в общечеловеческую культуру.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

63

Расцвет Римской империи во II в.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы.

Овладение навыками уважительного и внимательного отношения к одноклассникам.

Работа с текстом. Составление рассказа по иллюстрациям.

64

«Вечный город» и его жители

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.

Выявлять причинно-следственные связи; делать и обосновывать выводы; выдвигать гипотезы.

Умение приводить примеры;

-  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Работа с картой,  беседа, работа над терминами.

65

Римская империя при Константине

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы ответственное отношение к учению;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа по иллюстрациям.

66

Взятие Рима варварами, Восточная Римская империя

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Восточная Римская империя

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. Знать собрание законов Юстиниана.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы ответственное отношение к учению;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.  

Работа с текстом, картой. Составление рассказа по иллюстрациям.

67

Контрольная работа №3 «Древний мир»

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Самостоятельная работа.

68

Семь чудес света. Защита проектов.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.

Умение  анализировать, синтезировать, сравнивать; выявлять общее и различия.

Получение опыта совместной работы.

Заполнение таблицы, работа с картой.  Составление рассказа.


Описание материально-технического обеспечения

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение -  2007.

8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.

9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;

10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004

12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005

13. Мифы Древней Греции. — М., 2001.

14. Кун Н.А. Олимпийские боги. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.

15. Кун Н.А. Боги, дети богов. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.

16. Кун Н.А. Персей и Геракл. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2014.

Атласы:

  1. Атлас. История древнего мира с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2015.

Контурные карты:

  1. Контурные карты. История Древнего мира. 5кл. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Настенные карты:
  1. Древние государства мира.
  2. Рост территории государств в древности.
  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в.н. э.).
  5. Древняя Греция (до середины Ув. до н. э.).
  6. Древняя Греция (Ув. до н. э.).
  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  8. Древняя Италия.
  9. Рост Римского государства в период республики и империи.
  1. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  2. Римская республика в 111—1 вв. до н. э.
  3. Римская империя в I— III вв. н. э.
  4. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».


Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса истории 5 класса выпускник научится: 

в сфере предметных результатов

  • работать с учебным историческим текстом (извлекать необходимую информацию);

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .

в сфере метапредметных результатов:

  • анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков;
  • строить логическую цепочку рассуждений;
  • критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .

в сфере личностных результатов

  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • оценивать личностную значимость тех или иных учебных исторических заданий;
  • контролировать процесс и результат учебной исторической  деятельности.

Получат возможность научиться:

в сфере предметных результатов

  • анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;
  • выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и схем;
  • давать характеристику общественного строя древних государств научиться видеть историческую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • научиться самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных исторических проблем;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;
  • научится планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в сфере личностных результатов

  • понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • проявить креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
  • научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.

Контрольно-измерительные материалы

Тема

Формы контроля

Литература

1

Входное тестирование по истории

Тестирование

2

Жизнь первобытных людей

Тестирование

К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011

3

Древний Восток

Контрольная работа

К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011

4

Древняя Греция

Контрольная работа

К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011

5

Древний мир

Контрольная работа

К.В.Волкова. КИМ. История Древнего мира. 5 кл. – М.:ВАКО, 2011

Критерии оценивания.

За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 2 балла (при наличии полного ответа).

 Если ученик правильно отвечает на 50-70%  вопросов, то получает оценку «3», 70-90 % правильных ответов – «4», 90-100 % правильных ответов – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...