«РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ»
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

«РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ»

10 класс (70 ч)

 

Пояснительная записка

 

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 70  часов  на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе школ различных типов. Структура календарно-тематического планирования  соответствует структуре учебника «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта (издательство «Просвещение», первое издание – 2010 г.)

Курс:

1) ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;

2) учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10 – 11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;

3) завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6 – 9 классов.

Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.

В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блока:

1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;

2) важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;

3) процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;

4) историческое наследие эпохи, ее значения для современного этапа развития человечества;

5) человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.

 1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

 

1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 

2. Программы  общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, Москва, «Просвещение», 2007 г. (История России. 6-11 классы, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_istoriya_pech.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ»

10 класс (70 ч)

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 70  часов  на изучение курсов отечественной и всемирной истории в 10 классе школ различных типов. Структура календарно-тематического планирования  соответствует структуре учебника «История России и мира. Древность. Средневековье. Новое время» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта (издательство «Просвещение», первое издание – 2010 г.)

Курс:

1) ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне;

2) учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10 – 11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;

3) завершает (вместе с курсом истории России и мира в XX в. 11 класса) вертикальную линию учебников по истории России для 6 – 9 классов.

Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного стандарта исторического образования материалы о теоретико-методических основах исторического процесса, особенностях научного познания истории.

В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блока:

1) обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;

2) важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;

3) процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи со всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;

4) историческое наследие эпохи, ее значения для современного этапа развития человечества;

5) человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.

 1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007  

2. Программы  общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы, Москва, «Просвещение», 2007 г. (История России. 6-11 классы, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

2.Цели изучения курса:

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, области, стране.

Компетенции:

Общеучебные

Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения  раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

Предметно-ориентированные

Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

Умения составлять характеристику историческим   личностям, высказывая при этом собственные суждения;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся;

Умения изучать исторический источник, как письменные, так и вещественные, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;

Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

Умения читать историческую карту, картосхемы,  используя их легенду,  определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

Умение давать оценку отдельным явлениям культуры;

3. Структура курса

№ темы

Глава

Примерное количество часов

1.

Раздел I. Введение в историю  

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука

5 ч

2.

Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч)

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира

9 ч

3.

Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья

19 ч

4.

Раздел III. Мир в Новое время (28 ч)

Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время

13 ч

5.

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

15 ч

Обобщающее повторение

2 ч

Резерв

7 ч.

Итого:

70

4. Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты  уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения  тем – проверочные тесты (тематические).

в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2016 г.

г) Диагностические работы – декабрь 2015 г., февраль, март 2016 года

Календарно-тематическое планирование по истории (базовый уровень)

10 класс

п/п

Наименование раздела программы

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Домаш.

задание

Вид контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел I. Введение в историю (5 ч)

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч)

1-2

История и исторический процесс

2

ИНЗ

Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса.

Знать:  многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности   исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы  в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.

Уметь: находить отличие исторического времени от календарного; обосновывать свой выбор; устанавливать взаимосвязь вопросов смысла,  цели и единства мировой истории; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса; указывать признаки концепций всемирной истории; анализировать; структурировать материал в виде тезисного плана, «линии времени»

Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация,  локальная цивилизация, периодизация всемирной истории

§ 1

Рефераты «Система летоисчисления» «Календари»

Беседа, тестовые задания, тезисный план

3-4

История и познание истории

2

КУ

Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в.

Знать: о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки, теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).

Уметь:   определять специфику исторической науки, достоинства и слабости подходов к исследованию истории и исторической науки 20 века; анализировать мнения, мысли документы; высказывать своё отношение; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана.

Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход, менталитет, цивилизация

§ 2, вопросы, записи

Подготовиться к семинару с.22-24

Беседа, анализ мнений, тезисный план, конспект

5

Зачем нужно знать историю?

1

Семинар

УППЗ

Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки.

Знать: о некоторых проблемах, находящихся в центре  внимания современной исторической науки и широко обсуждаемых историками; некоторых вопросах, которые исследуются в рамках такого направления историографии конца XX – начала XXI в., как глобальная история; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.

Уметь: высказывать свое мнение по  поводу альтернатив в истории; дискутировать; представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата, эссе. 

Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки.

Эссе, проекты (по выбору учителя)

Беседа, анализ документов, дискуссия

                                               Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч)

                                            Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч)

6

Предцивилизационная стадия истории человечества.

Архаические цивилизации древнего Востока.

1

УИНЗ

Лекция

лабораторный урок

Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы.

Знать:  о современных научных представлениях, о предцивилизационной  стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природоклиматических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; об особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.
Уметь:  представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы

Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, неолитическая революция, восточная деспотия.

§ 3 проблемные вопросы с.34

Беседа, работа с документами, доп. литературой,  Интернет-ресурсами, понятийный аппарат, проблемные вопросы

7-8

Античные цивилизации Средиземноморья

2

УИНЗ

Лекция

УППЗ

семинар

Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов.

.

Знать:  о современных научных представлениях, о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирую-щих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.

Уметь:  представлять результаты изучения исторического материала в виде
конспекта; работать с картой; анализировать документы, делать выводы; характеризовать исторические события; составлять словарь темы; выделять особенности архаичных цивилизаций; работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами

Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация, деспотия, социальна структура, социальные нормы

§ 4–5 , вопросы, Эссе, проекты (по выбору учителя)

Беседа, тезисный план, конспект, понятийный аппарат, сравнительная характеристика «Афины и Спарта»

9

Древнейшая история нашей Родины

1

УИНЗ

лекция

Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь.

Знать:  о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племенами и народами; происхождении, расселении,  образе жизни восточных славян; тюркских народах на территории нашей страны; специфике норманнских экспедиций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; о взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.

Уметь: работать с картой; выделять характерные черты общественных отношений, сложившихся у восточных славян; определять особенности норманнского присутствия в Восточной Европе по сравнению с Западной

Понятия: колонизация, территориальная община, вече, демос, тирания, гражданская община, гражданская война, империя, эллинизм

§ 6, вопросы

Беседа, работа с картой, конспект, понятийный аппарат

10-11

Духовный мир древних обществ. Венок мудрости

2

УППЗ

Лабораторный урок

Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности.

Знать: о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, нудейской, христианской культурных традиций; особенностях возникновения научного мышления в древности,

Уметь: сравнивать  определения; анализировать мифы, информацию; выявлять особенности мифологической картины мира; объяснять смысл выражений; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.

Понятия:

картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм, даосизм.

§ 7, 8

доклады и сообщения о жизни и открытиях ученых, философов древности

материалы для семинара

Работа с текстом учебника, анализ мифов, таблица, понятийный аппарат, конспект

12-13

Историческое наследие древних цивилизаций

2

УППЗ семинар

Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций.

.

Знать:  как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и политическом развитии человечества; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира.

Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск аргументов; сравнивать; определять смысл выражений

Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности, демократия, власть идеи, гражданская община

Рефераты, сообщения, работа с источниками разного типа, понятийный аппарат

Проекты (по выбору учащихся)

14

Обобщающее повторение на тему: «Первобытность. Цивилизации Древнего мира

1

КУ

Раздел II, с. 26-80

                                                     Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (19 ч)

15-16

Средневековая цивилизация Европы

2

УИНЗ

Урок-исследование

УППЗ

практикум

Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв.

Знать:  о современных научных представлениях,  о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факто-рюх формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневековье» и «феодализм»; об особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе;  сословном строе, источниках и фирмах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; о причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

Уметь: анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его; давать характеристику отношениям сеньоров и крестьян; доказывать, что рыцарство строилось в соответствии с корпоративными принципами особенности отношений между церковью и светской властью,  структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.

Понятия: Средние века,  феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси, домен,  

§ 9-10, вопросы, Реферат (сообщение) «Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях»

Работа с текстом, анализ документов, фактов, тезисный план, понятийный аппарат, таблица, схема, беседа, тесты

17

Византийская империя, Арабо-мусульманский Восток Китай, Индия, Япония  в Средние века

1

КУ

Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века.

Знать:  об  основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;

Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм, индуизм, синтоизм, традиционное общество.

§ 11,сообщения «Культурное наследие Византии»,

«Культурное наследие арабо-мусульманского Средневековья»

Тесты, работа с текстом, анализ документа, характеристика взглядов автора документа, тезисный план, беседа, познавательное задание, работа с картой, Интернет-ресурсами, дополнител. литературой

18-19

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

2

УИНЗ

Лекция с элементами дискуссии

Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории.

Знать:  о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; о влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы.

Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население, генезис феодализма, патернализм

§ 12, вопросы , 112 (индивид. задания)

Беседа, дискуссия, тезисный план, анализ утверждений и пословиц, аргументация своего мнения, понятийный аппарат

20-21

Древнерусское государство и общество

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

практикум

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение.

Знать:  о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между норманнистами и антинорманнистами; характере Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизонтальном» (договоры братьев между собой); о решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусской государственности играла княжеская дружина, об эволюции  дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической особенностью до монгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний.

Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы; осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа

Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение, норманнисты, вече, наместник, сотня,  сотники, тысяча, тысяцкие, полюдье, легитимность власти

§ 13-14, вопросы, сообщения «Выдающиеся личности Древнерусского государства», хронологическая таблица, проект (по выбору учителя и учащихся)

Беседа, проблемные вопросы, тезисный план, схемы «Древнерусские князья», «Теории происхождения государства у вост. славян», «Структура и основные категории населения», «Организация Древнерусского государства», работа с документом, понятийный аппарат, таблица «Функции княжеской власти»

22-23

Формирование различных социально- политических моделей развития древнерусского общества и государства

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

лабор. урок

Причины раздробления Древнерусского государства. Новгородская республика. Владимиро-Суздальское княжество.  Галицко-Волынское княжество. Ордынское владычество: формирование даннических отношений. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества: точки зрения.

Знать о дискуссии по проблеме причин раздробления Древнерусского государства; том, что в XII – XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм  общежития; причинах и проявлении монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве;  том, что особенностью Галицко-Волынской Руси конца XII – первый половины XIII в. Была нестабильность княжеской власти при  огромном политическом влиянии бояр; о сущности и правлениях ордынского владычества на Руси; эволюции даннических отношений; точках зрения на эволюцию княжеской власти и вечевой  организации в период владычества; о том, что одним из следствий монголо-татарских на-шествий стало отделение юго-восточных русских земель от северо-западных и включение их в состав Литовского княжества; том, что русские земли в составе Литовско-Русское государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки.

Уметь: обсуждать проблемные вопросы, высказывать своё мнение: анализировать документ; устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой, картой; структурировать учебный материал в виде схемы, таблицы; осуществлять поиск исторической информации в источниках разного типа

Понятия: новгородская система вечевых органов, дворяне, ордынский выход, даннические отношения, система откупов, перепись населения, баскаки, ярлык, вассалитет, магдебургское право, «восточные» и «западные» политические влияния, республика,

§ 15-16, вопросы, сообщение «Роль монгольского завоевания в истории Руси», эссе «Альтернативы политического развития в период феодальной раздробленности», хронологическая таблица

Беседа, работа с текстом учебника, таблицы «Причины и последствия раздробленности на Руси», «Политические особенности … земли, княжества», тезисный план, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой

24-25

Особенности процесса объединения русских земель

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

лабор. урок

Причины объединения русских земель. Возвышение Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.

Знать о причинах и особенностях объединения русских земель в единое государство; о том,  что, почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество; том, что реальные шансы в споре с Москвой имели еще два политических центра – Тверское и Литовское княжества; том, что главным фактором возвышения Москвы стала политическая деятельность московских князей, а не выгоды географического положения; том, что было общего в политике московских и тверских князей и в чем принципиальное различие; положительном воздействии тверской политики  на процесс становления великорусской государственности.

Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы; определять черты

 Сходства и отличия в политике московских и тверских князей.

Понятия: преемственность власти, «тихая экспансия», «силовая консолидация», геополитическое положение, уния, феодальная война.

§ 17-18, вопросы

Эссе

«Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» (Марк  Блок)  «Иван Калита: князь добрый или «подлый сердцем?»

Схемы «Московские и тверские князья», «Великие князья литовские и русские»

Сравнительная таблица «Причины образования центр. госуд. в Запад. Европе  и единого Русского государства»,  таблицы: «Предпосылки объединения русских земель в единое государство», «Присоединение земель к Московскому княжеству», беседа, тезисный план, понятийный аппарат, работа с доп. литературой и Интернет-ресурсами

26-27

Борьба альтернативных вариантов развития страны в конце XV- начале XVII в.

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

семинар

Характер Московского государства во второй половине XVI в. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития страны. Смута и различные варианты эволюции государственного строя.

Знать о том, что освобождение от ордынского владычества и объединение русских земель в единое государство вызвали перемены в характере политической власти; новой системе центрального и местного управления, сложившейся при Иване III; том, что Иван III и Василий III проводили последовательную политику укрепления единодержавия, но в то же время они опирались на традиции общности, имевшие глубокие корни в российской истории; том, что реформы, проведенные правительством Избранной рады, преследовали цель создания сильной центральной власти, опирающейся на традиционное местное самоуправление. При том главным результатом реформ являлось создание системы управления, огранившей монархическую власть; дискуссии, ведущейся в исторической науке по поводу сущности опричной политики Ивана Грозного; попытках возрождения древнерусских традиций взаимоотношения «власти» и «земли» в период Смутного времени.

 Уметь: сравнивать устройство русского государства в конце XV века - начале XVI  в.;  анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана, схемы, таблицы;

Понятия: самодержавие, централизация, Дворец, Казна, Боярская дума, боярин, окольничий, думные дьяки, станы, волости, наместники, волостели, кормление, тиуны, городовые приказчики, Избранная рада, стрелецкие полки, избранная тысяча, губные старосты, земские старосты, целовальник, воевода, «кормленичий окуп».

§  19-20, вопросы;

Сообщения «Василий III-последний собиратель земли Русской», «Реформы Избранной рады - успех или неудача?», «Опричная политика Ивана Грозного», «Самозванство во времена Смуты»,

«Царевич Дмитрий - судьба и легенды», «Земский собор 1613 г.»

«Полководец М.В.Скопин-Шуйский»,

«Причины и результаты польской интервенции в период Смуты»

Беседа, анализ мнений, работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план, схемы, хронологическая таблица, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами

28

Социально-экономическое развитие России

1

УИНЗ

Урок-исследование

УППЗ

семинар

Характер землевладения в X – начале XIII в. Структура землевладельческого населения в X – начале XIII в. Эволюция поземельных отношений в период ордынского владычества. Подземельные отношения в период становления единого Русского государства.

Знать об особенностях социально-экономического развития русских земли в сравнении с западноевропейскими странами; том, почему в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная  земельная собственность, а землевладение свободных крестьян - общинников; категориях зависимого населения Древнерусского государства; том, почему подавляющую часть в домонгольской Руси составляли свободные крестьяне-общинники; том, почему в XII – XIV вв. происходит значительный рост княжеского церковного и боярского землевладения; изменения структуры землевладения в период становления единого Русского государства; о процессе  закрепощения крестьянства в XV – XVII вв.

Уметь: работать с текстом; заполнять таблицу, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных слоев населения

Понятия: общинное землевладение, княжеское хозяйство, вотчина, церковное землевладение, княжеский домен, рядовичи, закупы, челядь, холопы, смерды, люди, поместье, помещик, оброк, барщина, Юрьев день, пожилое, «заповедные лета», урочные годы, крепостное право.

§21, вопросы

Эссе «Роль Соборного уложения в формировании крепостного права», «Роль личности в социально-экономическом развитии России»

Работа с текстом. Таблицы: «Основные формы земельной собственности в России XV-XVI в.в.», «Социально-сословная структура российского общества», проблемные вопросы, понятийный аппарат, эссе

29

Россия в средневековом мире

1

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

презентация

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Геополитическая ситуация на южных границах  Древнерусского государства. Европейская политика  Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси. Московское государство в системе международных отношений: западное направление. Восточное направление внешней политики Московского государства.

Знать об  особенностях геополитического положения Древнерусского государства; взаимоотношениях Древней Руси со своими южными соседями Хазарским каганатом, печенегами, тюрками, половцами; взаимоотношениях Древней Руси с Византийской империей; форме и принципах взаимоотношений Руси с европейскими державами; эволюции политики Руси в период ордынского владычества; внешнеполитических приоритетах и национально-государственных интересах Московского государства; стратегических целях московских государей на западном направлении; о стратегических задачах и их реализации на восточном направлении внешней политики Московского государства

Уметь: сравнивать внешнюю политику Русского государства и передовых стран  Европы, находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы

Понятия: геополитическое положение,  геополитическая ситуация.

§ 22, мини-презентации по темам, выбранным учащимися

§ 23, подготовиться к семинару (групповые задания)

Беседа, работа с картой, таблицы

30-31

Человек в Древности и Средневековье

2

УППЗ

круглый стол

Человек в Древности и Средние века. Представления о времени. Представления о пространстве. Человек и его детство. Наука и знание в Древнем мире и Средние века.

Знать о современных научных представлениях, об основных социальных ролях, которые играл человек в Древности и Средневековье; представлениях о времени, сложившихся в Древнем мире и в Средние века; особенностях восприятия людьми Древности и Средневековья пространства, способах его преодоления и освоения; понимании детства в цивилизациях Древнего мира и Средних веков; отношении к знаниям на Древнем Востоке, в античной и средневековой Европе.

Уметь: находить общие и отличительные черты; работать с картой, таблицей; устанавливать причинно-следственные связи; обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, анализировать документы, работать в группе

Понятия: социальные роли, цивилизация, духовные ценности Древности и Средневековья.

§ 23, материалы для семинара

Проекты (темы выбраны учащимися, предложены учителем)

Анализ документов, беседа, проблемные вопросы, групповая работа

32-33

Повторение:   Россия и мир в эпоху Средневековья

2

УППЗ

Презентация проектов      урок-зачет

Знать: основные вопросы темы, ключевые понятия, выдающихся личностей и каков их вклад в историю

Проекты, индивидуальные и групповые задания

Презентация проектов, рефераты, дискуссия, проблемные вопросы, беседа, таблицы, тесты, схема, понятийный аппарат

                                                   Раздел III. Мир в Новое время (28 ч)

                                                           Тема 4. Россия и мир в раннее Новое время (13 ч)

34-35

Раннее Новое время и начало индустриализации

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

семинар        

Ранее Новое время и начало модернизации. Великие географические открытия и их последствия. Запад и Восток в ранее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Великая научная революция XVII в. Европа в XVIII в.: кризис «старого порядка».

Знать о сущности процесса модернизации и содержании исторического процесса в ранее Новое время; причинах и значении Великих географических открытий; начале европейской колониальной экспансии  и ее значении для истории Запада и Востока; экономике эпохи мануфактурного капитализма; особенностях социальной структуры европейского общества раннего Нового времени; сущности и значении Возрождения и Реформации; сущности великой научной революции XVII в.; месте XVIII века в европейской истории

Уметь: устанавливать связь понятий, определять отличие централизованных мануфактур от рассеянных, сравнивать учения Лютера и Кальвина, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы

Понятия: модернизация, ранее Новое время, Великие географические открытия, мануфактурный капитализм, мировой рынок, буржуазия, Реформация, Возрождение, лютеранство, кальвинизм, антропоцентризм, гуманизм, рационализм.

§ 24-25, вопросы, проекты (темы сформулированы учащимися)

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов

36

Россия: особенности перехода к Новому времени

1

УИНЗ

лекция

Когда Россия вступила в Новое время? Каковы черты экономического и социального развития России в Новое время? Россия и Европа. Россия и Азия. Кризис традиционализма.

Знать о том, какие взгляды существуют на время перехода России к Новому времени; том, в чем состоит специфика экономического и социального строя России в Новое время; том, чем отличается путь России в Новое время от развития западноевропейских стран в эту эпоху; том, что общего и в чем различие российского Нового времени в сравнении с ведущими странами Азии; том, в чем истоки кризиса традиционной модели общественного устройства в России в Новое время.

Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, анализировать мнения, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристики историческим событиям

Понятия: Новое время, традиционализм, система внеэкономического принуждения, крепостничество, меркантилизм, модернизация, протекционизм

§ 26, вопросы

Доклад «Россия и запад в XVII веке»

Работа с текстом, таблицы

37

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII-XVIII вв.

1

УИНЗ

лекция

Российский тип феодализма. Крепостничество. Рост городов и развитие всероссийского рынка. Российская экономика и иностранное влияние. Российская власть и экономика.

.

Знать о характере дискуссий о российском типе феодализма; феномене крепостного права в России, его специфике; особенностях становления в России городов и развития городского хозяйства; времени начала формирования и особенностях становления всероссийского рынка, дискуссиях вокруг этой проблемы и исторической науке; иностранном влиянии на развитие экономической системы России; взаимовлиянии российской власть и экономики

Уметь: работать с текстом учебника, таблицей, анализировать мнения, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристики историческим событиям

Понятия: российский тип феодализма, крепостничество, Смута, всероссийский рынок

§ 27, эссе «Закрепощение крестьян в России»

Таблица « Три стадии  развития промышленности», беседа, тезисный план, понятийный аппарат

38-39

Европейские государства в XVI-XVIII вв.

2

КУ

Формирование абсолютизма. Голландия — первая европейская республика Нового времени. Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.

Просвещенный абсолютизм.

.

Знать о   современных научных представлениях, о причинах формирования и сущности абсолютизма;  роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории; сущности просвещенного абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии.

Уметь: анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде  тезисного плана, схемы, таблицы;

Понятия: абсолютизм, абсолютистские формы правления, бюрократия, республика, парламентаризм, просвещенный абсолютизм

§ 28, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)

Таблицы:  «Нидерландская революция 1566-1609 г.г.: задачи, значение», «Причины и итоги Английской революции середины XVII века», анализ документов, тезисный план, работа с текстом учебника, проблемные вопросы, беседа, понятийный аппарат

40-41

Феномен российского самодержавия

2

УИНЗ

Проблемная лекция

УППЗ

Урок-исследование

Абсолютизм в Европе и России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Иван Грозный и начало формирования самодержавия.

От самодержавия к абсолютизму. Екатерина II и формирование идеологии абсолютизма. Попытки ограничения самодержавной власти.

Знать о специфике абсолютной власти монарха в Европе   и России; факторах исторического пути России, определивших наличие сильной самодержавной власти; зарождении самодержавной власти в России в XVI в.; дискуссиях вокруг соотношения понятий «самодержавие» и «абсолютизм», причинах трансформации первого во второе; месте идеологии в формировании системы абсолютизма, роли правителей XVIII в. в становлении идеологии российского абсолютизма; о попытках   ограничения   самодержавной   власти   в   России   в XVII—XVIII вв.

анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде  тезисного плана, схемы, таблицы;

Уметь: работать с текстом учебника, сравнивать, находить общее и особенное в абсолютизме Европы и России, анализировать документы, высказывать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемой

Понятия: абсолютизм, самодержавие, ордынское господство, идеология абсолютизма.

§ 29, мини-проекты (темы сформулированы учащимися)

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, схема государственного управления

42

Особенности социальных движений в России в XVII-XVIII вв.

1

УИНЗ

Лабор.

урок

УППЗ

Социальная политика властей. Причины социальных движений.

Крестьянские восстания. Городские восстания. Движение старообрядцев. Национальные движения.

Знать об общей направленности и содержании социальной политики России в XVII—XVIII вв.; основных причинах социальных движений, составе их участников и их требованиях; дефинициях понятий «крестьянская война», «крестьянское восстание», «крестьянское выступление», «крестьянские волнения», «крестьянский бунт»; основных  крестьянских  выступлениях  в России в XVII—XVIII вв., общем и особенном в них; основных выступлениях городского населения России, их отличиях от европейских, результатах выступлений; о причинах и особенностях религиозных выступлений XVII—XVIII вв.;  специфике национальных движений в России этого времени.

Уметь: работать с текстом учебника, заполнять таблицу, находить отличие крестьянской войны от крестьянского восстания; устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой  

Понятия: крестьянское восстание, крестьянская война, крестьянские волнения, крестьянский бунт, крестьянское выступление, старообрядцы, национальные движения.

§ 30, проекты: «Выдающаяся личность», «Бунташный век»;  сообщения (по выбору учащихся)

Таблицы «социальные движения XVII-XVIII в.в.», беседа,  работа с текстом учебника, картой, понятийный аппарат

43-44

Церковь, общество, государство в  России в XVII-XVIII вв.

2

УИНЗ

Лекция

УППЗ

конференция

Многоконфессиональность. Православие и его роль в жизни российского общества.

Церковь и государство. Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения.

Знать о многоконфессиональности как одной из важнейших специфических черт российского общества;

исторической роли и месте православия в духовной жизни россиян; взаимосвязи и взаимовлиянии Русской православной церкви и российской власти;

конфессиональной политике властей России и ее влиянии на характер межконфессиональных отношений.

Уметь:  анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде  тезисного плана, схемы, таблицы;

Понятия: многоконфессиональность, иудаизм, православие, «народное христианство», секуляризация, конфессиональная политика, межконфессиональные отношения, джихад, мюридизм, имамат, конкордат.

§ 31, сообщения о патриархах

Беседа, проблемные вопросы, работа с текстом, сравнительный анализ, понятийный аппарат, характеристика, анализ документов, работа с дополнительной и справочной литературой, Интернет-ресурсами

45

Россия – великая европейская держава

1

УИНЗ

Лабор.

урок

УППЗ

Круглый стол

Изменение места и роли России в европейской поля тике в XVI—XVIII вв. Западное направление внешней политики России в  XVI—XVIII вв. Южное направление внешней политики. Восточное направление внешней политики. Рост национального самосознания и становление имперского сознания.

Россия — великая мировая держава.

Знать о внутренних и внешних факторах, повлиявших на изменение места и роли России в Европе в XVI—XVIII вв.; западном направлении внешней политики российского руководства и причинах нарастающего западного влияния на востоке Европы; особой важности южного направления внешней политики России в XVI—XVIII вв.; причинах и особенностях продвижения России на восток; о взаимодействии и взаимовлиянии национального самосознания и имперского сознания в условиях становления Российской империи;

о предпосылках и проявлении обретения Россией статуса великой европейской и мировой державы.

Уметь:  анализировать события, высказывания; устанавливать причинно-следственные связи; работать с картой, текстом учебника; анализировать документы; проводить поиск информации в источниках разного типа;  структурировать учебный материал в виде  тезисного плана, схемы, таблицы

Понятия: культурно-конфессиональная изоляция, общеевропейский конфликт, национальное сознание, имперское сознание, великая держава, национальные интересы, государственные интересы.

§ 32, вопросы

Подготовиться к уроку повторения (проекты, рефераты, понятия)

Работа с картой; беседа; понятийный аппарат, эссе         « Северная война - рубеж в процессе европеизации России»

46

Повторение по теме:  Россия и мир в раннее Новое время

1

УППЗ

Россия: особенности перехода к Новому времени

Знать: основные вопросы темы

Повторить основные вопросы, подготовиться к зачету

Презентация проектов, дискуссия, проблемные вопросы, беседа, таблица, схема

Тема 5. Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества (15 ч)

47

Промышленная

революция: сущность и значение

1

УИНЗ

Проблемная лекция

Промышленная революция: сущность и значение. Индустриальное общество. Мировой рынок, колониальные империи и империализм. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Знать о сущности, предпосылках, этапах и последствиях промышленного переворота;

о причинах  лидерства Англии в промышленной революции;

об особенностях  и признаках индустриального общества; формировании мирового рынка, складывании колониальных империй; положении традиционных обществ Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; определять связь между промышленной революцией и модернизацией; анализировать, делать выводы; работать  с картой

Понятия: промышленный переворот, колониальная экспансия, фабрика, социальная сторона промышленного переворота, промышленная буржуазия, промышленный пролетариат, индустриальное общество, колониальная империя, империализм, революция Мэйдзи.

§ 33, эссе «Великобритания - родина промышленной революции», комментарии к мнению «Пролетарский вопрос станет причиной чудовищного взрыва, если общество или правительство ре заметят и не решат его»

Беседа,  работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план,  понятийный аппарат

48-49

Революции и их место в историческом процессе второй половине XVIII-XIX в.

2

КУ

УИНЗ

лабораторный урок

Модернизация и революции Нового времени. Война за независимость английских колоний в Северной Америке — Американская революция конца XVIII в. Великая французская революция конца XVIII в. Политическая модернизация и революции 1848—1849 гг. Реформы и модернизация.

.

Знать о современных научных подходах к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVIII—XIX в., их причинах и историческом значении; причинах, основных событиях, итогах и значении  Войны за независимость английских колоний в Северной Америке; причинах, основных событиях, этапах, итогах и значении Великой французской революции конца XVIII в.; роли европейских революций 1848—1849 гг. в модернизации; о возможностях и потенциале реформ в решении задач модернизации.

 Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать  с картой; таблица

Понятия: революция, революция и реформы, революция и модернизация, фазы революционного процесса, конституция, термидор, легитимизм, чартистское движение, политические партии

§ 33-35, эссе «Великая французская революция - это «своеобразное вспоминание о будущем»

Беседа,  работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план,  понятийный аппарат

50-51

Рождение современных идеологий

2

УИНЗ

лабораторный урок

Век Просвещения.

Либерализм.

Консерватизм.

Социализм и радикализм.

Национальные движения и идеологии.

.

Знать о ключевых идеях философии Просвещения и значении века Просвещения для европейской и мировой истории; идеологии либерализма, ее становлении, идейном содержании, эволюции;

идеологии консерватизма, ее становлении, идейном содержании,

эволюции; идеологии социализма и радикализма, их идейном содержании, эволюции, основных направлениях.

Уметь: анализировать документы; определять особенности идеологии Просвещения, давать характеристику идей; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана; устанавливать причинно-следственные связи

Понятия: идеология, Просвещение, рационализм либерализм, консерватизм, радикализм, социализм, анархизм, национализм

§ 36, эссе «Представитель века Просвещения»

Беседа, тезисный план; таблица «Идеологии: представители, идеи и учения», работа с текстом учебника, анализ документов, взглядов, точек зрения;  понятийный аппарат, схема «Общественные движения»

52-53

Индустриальное общество и особенности перехода к нему в России.

2

УИНЗ

Лекция

УППЗ

семинар

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Демографические процессы. Начало российской индустриализации. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.

Знать о   специфике индустриального общества в России и основных этапах ее перехода к нему; демографических переменах в российском обществе в XIX в.; специфике и противоречиях начального этапа российской индустриализации; демографических и социальных последствиях второго этапа российской индустриализации; месте и роли России в мировой экономике в конце XIX в.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать  с картой;  структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Понятия: индустриальное общество, индустриализация, промышленный переворот, страны «первого эшелона» и «второго эшелона» капиталистического развития, аграрное общество, феодально-крепостническая система, демография; мануфактура; кредитная система.

§ 37, вопросы, эссе (темы по выбору учителя и учащихся), сообщения о Ползунове, Кулибине

Беседа,  работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план,  понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами

54-55

Российские реформы в XIX в.: причины, цели, противоречия

2

УИНЗ

Лекция с элементами беседы

УППЗ

Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования.

Метод и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ.

.

Знать о причинах и специфике реформ в России в XVIII—XIX вв.; источниках финансирования российских реформ; методе и темпах реформ в России; составе реформаторов, отношении к направлению и темпам реформ, как с их стороны, так и со стороны общества, различных его страт;

об основных точках  зрения историков на проблему результативности российских реформ.

Уметь: извлекать необходимую информацию из текста учебника, схем, документов; высказывать свое мнение; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Понятия: реформа, контрреформа, модернизация, источники финансирования, аннексии, контрибуции, займы, метод и темпы реформирования

§ 38, таблица «Российские реформы в XIX веке», эссе « В России никакие реформы не могут быть успешными без просвещения населения» Александр I

Беседа,  проблемные вопросы, понятийный аппарат

56-57

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы

2

УИНЗ

Лекция

УППЗ

семинар

Эволюция власти. Формирование государственной идеолог Либеральные  идеологические доктрины о судьбах России. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в XIX в.

Знать о представлениях власти об идеальном общественном устройстве в России; неоднородности российских либералов, их различных подходах к обновлению российской действительности; предпосылках зарождения и специфике российского революционного лагеря, основных направлениях революционной модели переустройства России; месте и противоречивой роли интеллигенции в обновлении страны; о формировании под влиянием процессов индустриализации национальных элит в регионах России, выработке их идеологических конструкций, о попытках власти сочетать имперские и национальные интересы.

Уметь: выявлять особенности российского либерализма и его отличие от западноевропейского; извлекать  необходимую информацию из текста учебника, схем, документов; высказывать свое мнение; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана

Понятия: законосовещательное учреждение, правовое государство, разделение властей, конституционная монархия; всесословные органы местного самоуправления, гражданское общество, государственная идеология, теория «официальной народности», теория «народного самодержавия», либерализм, западники, славянофилы, революционизм, народники, интеллигенция, национальные элиты, имперские интересы.

§ 39-40, рефераты об исторических личностях (на выбор)

§ 41, подготовиться к семинару

Беседа,  работа с картой, проблемные вопросы, тезисный план,  понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, рефераты, схемы «Структура власти», «Революционные  движения»

58-59

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества

2

семинар

Новое восприятие пространства. Человек и техника. Урбанизация: сущность и значение. Человек в повседневной жизни. Человек в движении. Миграции и социальная мобильность.

Знать: как изменилось пространство всемирной истории и России в новое время, в эпоху становления и развития индустриального общества; каковы технические открытия и изобретения, особенности урбанизации; суть новизны миграционных процессов

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, делать выводы; работать  с картой; таблица

Понятия: миграции населения, эмиграция, иммиграция, урбанизация.

Задания к уроку повторения темы

Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения

60-61

Повторение по теме: Россия и мир в эпоху становления и развития индустриального общества

2

УППЗ, урок контроля ЗУНов, урок-зачет

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России.

Знать: основные вопросы темы, понятийный аппарат, выдающихся личностей и их вклад в историю

Раздел III, с. 282-352

Повторить основные вопросы, понятия, темы, подготовиться к зачету

Рефераты, дискуссия, проблемные вопросы, беседа, таблица, схема, тесты, понятийный аппарат, работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами

62-63

Итоговое повторение по теме:  Россия и мир в эпоху Средневековья

2

Повторение обобщение

Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения

64-65

Итоговое повторение по теме: Россия и мир в раннее Новое время

2

Повторение обобщение

Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения

66-67

Итоговое повторение по теме: Особенности российского Средневековья

2

Повторение обобщение

Беседа, работа с текстом учебника, таблицей; сообщения

68-70

Итоговое тестирование по курсу

3

Повторение обобщение

Тестовый контроль

УМК:

  1. Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд. М.: Просвещение, 2010
  2. Россия и мир: метод. рекомендации/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Бранд. М.: Просвещение, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест Эпоха классического средневековья и раннее новое время

Тест предназначен для повторения и обобщения материала по всеобщей истории 10 класса...

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

практикум к методической разработке "Выдающиеся личности от древности до нового времени"

Практикум можно использовать при подготовке к ГИА, ЕГЭ, а также на элективных занятиях по истории....

«Россия в Новое время»

Тест по истории России для 7 класса...

Тестовые задания по истории для 10 класса по теме Средневековье и Новое время

Проверка знаний обучающихся по истории для 10 класса.Тема:Средневековье и Новое время....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...