Конспект урока истории "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Денежкина Виктория Юрьевна

конспект урока истории для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Истории Древнего Мира

Класс: 5 «А»

Учитель: Васецкая В.Ю.

Тема урока: Восстание Спартака

Форма урока: традиционная

Технология: Объяснительно-иллюстративная 

Программное содержание: 

Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода.

Задачи урока:

  • Дать характеристику личности Спартака
  • Дать характеристику хода восстания
  • Сформировать представление о понятии «восстание»
  • Дать характеристику причинам восстания рабов
  • Подвести к выводу о том, что любое угнетение человеческой личности приводит к негативным последствиям
  • Продолжить формирования навыка работы с картой
  • Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы

Основная идея: Восстание Спартака – имело огромное историческое значение для всего мира, как первое крупнейшее восстание рабов.

Основные даты: 74-71 гг. до н.э.

Основные понятия: рабство, восстание

Основные географические названия: г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий

Деятели: Спартак, Красс

Образовательные результаты: по изучению темы учащиеся:

- выявляют причины восстания Спартака;

- называют даты восстания;

- выявляют причины поражения восстания Спартака

- дают собственную оценку событий

План изучения:

  1. Героическая личность Спартака
  2. Причины восстания
  3. Ход восстания
  4. Причины поражения

Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу – д\з

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент (1 мин)

Приветствие, отметка отсутствующих

II. Проверка домашнего задания (7 мин)

III. Постановка учебной задачи. (2 мин)

вводная беседа (жетонная система оценивания)

- Как вы понимаете слово «восстание»?

- Какие восстания в истории вы знаете?

- Как вы думаете, из-за чего происходят восстания?

- Были ли в Римской республике причины для восстания?

- У каких слоев населения?

вводное слово

Действительно, на предыдущих уроках мы узнали, что с тех пор, как Рим стал хозяином Западного Средиземноморья, там появилось множество дешевых рабов. Положение их было незавидным. Все они мечтали о свободе. К тому же некоторые из них владели военным искусством. (Кто?)

В результате всех этих причин в 74 г до н.э в г. Капуя началось массовое восстание рабов под предводительством смелого, сильного гладиатора Спартака.

Вопрос сегодняшнего урока:

Какое значение имело восстания Спартака для Римской республики?

дают различные варианты ответов.

Восстание - открытая акция сопротивления группы людей против государственной власти.

Гладиаторы

Запись темы в тетрадь


IV. Изучение новой темы.

  1. Причины восстания

эвристическая беседа (жетонная система оценивания)

- Вспомните прошлые уроки и скажите, какие источники рабства были в древнем Риме?

- Каково было положение рабов?

- Подумайте и сформулируйте причины восстания рабов в Риме.

Вывод:

Причинами восстания стало большое количество рабов в Риме и жестокое обращение с ними

  1. Ход восстания

Рассказ учителя с использованием карты

Итак, восстание началось в городе  Капуя.  в 74 г. до н.э. 200 гладиаторов составили заговор, который быстро был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим Предводителем они выбрали Спартака (изображение). У Спартака был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.

лагерь они устроили у подножия Везувия, где и состоялось первое сражение, выигранное повстанцами.

После этой победы, восстание охватило юг Италии. Повстанцы захватывали города и деревни, освобождая рабов.

работа с учебником

Прочитайте самостоятельно п. 3 пар 51 и  ответьте на вопросы устно (вопросы на слайде):

- куда направился Спартак после победы у Везувия?

- Почему сенат отправил на борьбу с повстанцами обоих консулов? Что это значит?

- Перешел ли Спартак через Альпы? Почему? (Вспомните поход Ганнибала)

- Как изменились планы Спартака?

рассказ учителя с использованием карты

Для разгрома восставших сенаторы отправили полководца Красса (изображение), а в помощь ему полководцев Помпея и Лукулла. Он сумел запереть восставших на юге Аппенинского полуострова около города Апуя. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, обманули его. Восставшие попали в западню. Восставшие сражались храбро, но их силы были неравны и они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Это случилось в 71 г. до н.э.

  1. Причины поражения

Эвристическая беседа

- Как вы думаете, почему  повстанцы не сумели воплотить свои планы в жизнь?

- Могло ли восстание Спартака закончиться хорошо? В каком случае?

- Если бы вам предложили сражаться, то за какую сторону и почему?

- Что могли бы сделать римляне, чтобы не допустить восстания?

Выводы:

- Восстание Спартака послужило большим уроком для римлян.

- Спартак потерпел поражение, так как его войско уступало римской армии, у него не было четкого плана и его обманули пираты.

- Для того, чтобы восстаний больше не было, римляне должны были улучшить условия жизни рабов

- Спартак стал олицетворением освободительной борьбы.

  1. Героическая личность Спартака

Видео

Запись в тетрадь

71-71 гг. до н. э. – восстание Спартака

Причины:

  1. Скопление массы рабов в Риме
  2. Жестокое обращение с рабами

Запись в тетрадь:

Причины поражения:

  1. Слабое войско
  2. Отсутствие четкого плана
  3. Обман пиратов

V. Закрепление изученного материала

Давайте вспомним вопрос, который был задан в начале урока: Какое значение имело восстание Спартака для Римской республики?

фронтально

VI. Домашнее задание

пар. 51 чтение, ответить устно на вопросы после параграфа.

выставление оценок 5 жетонов = 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Восстание Спартака

План-конспект урока "Восстание Спартака", дает представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело о...

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Урок истории для 5 класса с использованием приема заполнения контурной карты в ходе изучения нового материала....

конспект урока по истории 5 класс "Восстание Спартака"

урок истории разработан в соответствии с требованиями фгос, к уроку прилагается технологическя карта и презентация...

Конспект урока "Восстание Спартака"

Конспект урока "Восстание Спартака"...