Театр в Древней Греции
проект по истории на тему

Степаненко Вера Петровна

Информация  о  достижениях Греции,  инсценизация трагедии Эсхила "Прометей прикованный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_5.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Троицко –Харцызская ОШ № 18

                             Донецкой Народной Республики

            ТЕАТР

В  ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ

                                       Внеклассное  мероприятие

                                                                                        Подготовила

                                                                                    учитель истории

                                                                                    Степаненко В. П.

                                                 2015

Цель:  расщирить  знания  учащихся  о театре  в  Греции
Задачи :

Обучающие: 

  • расщирить знания  учащихся  о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции,
  • понятиями: скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;

Развивающие: 

  • активизировать познавательную деятельность учащихся
  • продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • развивать творческие, поисковые  способности  учащихся.
  • развивать познавательные способности и творческое воображение, ,познавательную активность и деятельность учащихся

Воспитательные: с

  • спобствовать воспитанию у детей чувства коллективизма и взаимопомощи, а так же навыков индивидуальной работы эмоциональной и творческой активности
  • воспитать любознательность, интерес к театральному искусству, вызывать чувство прекрасного и  уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций.

Оборудование: карта Греции, цветные иллюстрации, схемы.

 Понятия:  скене, орхестра, места для зрителей, трагедия, комедия;


Тип  мероприятия:  творческая гостинная

План изучения:

1. Возникновение театра.

2. Здание театра и театральные представления.

3. Актеры  в древнегреческом театре.

4. Инсценировка трагедии Эсхила  “Прометей прикованный”

                                              Ход  мероприятия:

Рассказ учителя

        Действительно, Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. И это не только имена, которые мы произносим ежедневно, мы облекаем мысли в греческие слова: философия, риторика, политика, география, биология, все мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции. На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Это – театр.

 Сообщения  учащихся:

                                              Древнегреческий  театр

        Одним из древнейших театров на территории Европы является Древнегреческий театр. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса.

Дионис считался богом виноделия, а потом стал богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).

В древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов». и шутливая - комедии.

Слово «комедия» тоже происходило от двух греческих слов «комос» и «оде». Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками. Следовательно, слово «комедия» обозначает песнь комоса.

К рассказу запевал примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника

                                       .                  Устройство театра.

Античный театр напоминал открытый стадион: ряды его поднимались вокруг орхестры — площадки, где происходило действие. За ней кольцо зрительских мест размыкала скена — небольшая палатка, где хранился театральный реквизит и переодевались актёры. Позднее скену стали использовать и как элемент декорации — она изображала дом или дворец, как требовалось по сюжету.  

 В театре была хорошая акустика Если бросить монету в центре орхестры, звон её был слышен на самых задних скамьях

 В Афинах на спектакле могли присутствовать сразу от 17 до 27 тысяч зрителей! Так что всё население города могло смотреть спектакль. Однажды из-за этого случилась беда, во время представления деревянные скамейки рухнули, не выдержав столько народа. С тех пор места для зрителей стали делать каменными.

А ещё у древнего театра не было крыши, и все представления шли прямо под открытым небом. Что касается занавеса - то его тоже не было...

За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины На «билетах» указывались не места, а секторы.

 В первом ряду обычно сидели самые знатные горожане. Зрители брали с собой специальную подушечку, так как сидеть на каменной скамейке было прохладно. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками.

За один день в древнем театре показывали  4 пьесы:  3 трагедии и 1 комедию. Спектакли в Древней Греции ставили только 2 раза в год, во время праздников посвящённых Дионису .

Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н. э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана.

 Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

                                  Актеры древнегреческого театра.

Актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный.

 В греческой драме число актеров не превышало 3 человек, но одному и тому же актеру в течение пьесы приходилось играть несколько ролей.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством,  Кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца. 

Актеры носили маски. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Греческий зритель наивен и впечатлителен. Несчастья героев трагедии заставляют его рыдать.

Если актер высказывает благородные мысли, раздаются нескончаемые аплодисменты.

И наоборот, безнравственным и подлым героем спектакля возмущаются так глубоко, что перестают отделять актера от роли.

 Однажды, когда герой трагедии сказал, что деньги ценнее совести, все зрители набросились на актера. Автору трагедии пришлось вмешаться и успокоить публику сообщением, что мошенник будет наказан в конце спектакля.

Если зрители недовольны, они свистят и стучат сандалиями. Бывает и хуже: если автор уж очень не нравится, его оскорбляют, бросают в него виноградом, маслинами, даже камнями.

 Костюм трагических актеров это - театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят.

Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматий (широкий плащ, располагавшийся складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече).

Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников. 

Театральные постановки проводились в форме состязания:

  • перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей,
  • которые должны были распределить 1, 2 и 3-е места между тремя поэтами, тремя первыми актерами и тремя богатыми гражданами,
  • которые дали деньги на театральные постановки.

Все участники состязания получали награды - венки и ценные подарки (быка, бронзовый треножник, деньги), но только первая награда означала победу, третья же была равносильна провалу.

Итак,  

  • Греческий театр имел народный характер.
  •  Зрители оценивали поступки героев.
  • Безнравственных и подлых героев осуждали.
  • Благородным мыслям аплодировали.
  •  Театр – школа жизни.
  • Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Т
  • Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине.

 Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты.

Самым знаменитым произведением Эсхила стала трагедия «Прикованный Прометей». В ее основе лежит миф о Прометее

Эсхил создал в своем произведении образ борца за правду и справедливость. Он противопоставил его всем другим персонажам. Так, Гефеста он превосходит силой духа, , Прометей непримирим к «тирании Зевса». Царь богов для него — воплощение жестокости и несправедливости.

 Таким образом,  он выступает и как борец с тиранией, с абсолютной  властью Отца, способного на любое преступление. 

Образ мужественного, бесстрашного, благородного и волевого титана и после Эсхила не раз воссоздавался в мировой культуре. Прометей стал героем бунтарского стихотворения Гете, проникнутых духом свободы поэм Байрона и Шиллера, музыкальных произведений Листа, Скрябина. Воспет он и многими русскими поэтами XIX—XX веков. 
  Эсхил с давних времен заслуженно считается «отцом трагедии». В самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным из поэтов-трагиков. 'Одним из величайших его открытий явилось введение в действие второго актера, что усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета. 
  В своем творчестве Эсхил стремился раскрыть важнейшие вопросы своего времени: проблемы вины и возмездия, ответственности человека за свои поступки, противоборства добра и зла, стремления к торжеству справедливости, взаимоотношений человека и сил внешнего мира, выражающих божественную волю. Самым выдающимся из созданий древнегреческого поэта является образ титана Прометея, без которого сейчас трудно представить себе ряд великих образов мировой литературы. 

                                                      Сценарий                                                            

                 инсценизации  трагедии  ,Эхила    « Прометей прикованный»

                                                                                                                       

Орел: Беда с этим божественным огнем.Охраняй его, заботься о нем.Надо поторопить Гефеста.

(В это время Гефест доделывает стражника)

(Входит Прометей)

Прометей: Смотри, друг мой Гефест,что я принес тебе.

Гефест: Аааа,друг мой Прометей...Ты всегда с чем-то новым.Что это?

Прометей: Я научил людей обрабатывать камень.Поверь,это не легко мне далось.За то  теперь этим камнем можно выдолбить из дерева лодку.Привяжи к нем палку, и можно вскопать землю.Можно защититься от зверя.И…

(Гефест прерывает его своим смехом)

Гефест:Нечего сказать,научил.Ха-ха-ха.Ты лучше полюбуйся на мою работу.У священного огня нашего повелителя Зевса будет надежный стражник.

Прометей: Какое чудище…На что ты тратишь свой талант,друг Гефест?Если бы знал,как нужен Зевсов огонь,там на низу!

Гефест: Кому он там нужен?

Прометей: Людям,он нужен людям!!!Он согрел бы им землю,зажег их сердца,осветил бы их мысли.

Гефест: Опять ты о людях.

Прометей: Я только что оттуда(показывает на землю)

Девушка: Боги,пошлите нам тепла.О,Боги…

Гефест: Осветить их мысли говоришь?Ты понимаешь,что ты задумал?

Прометей: Ведь,если люди получат священный огонь,они будут подобны нам,богам.

Гефест:А кто же тогда отличит богов от людей?Представляешь,какая будет путаница?Э-э-э,нет уж.Мой бронзовый воин знает одно:повиноваться.Вот представь: к священному огню крадется похититель…

(Подходит ближе к стражнику,тот хватает его за шею)

Гефест: А-а-а-а,останови его,иначе он задушит меня

Прометей: Как,как остановить его?

Гефест:Ключ…Поверни его…Скорее.

(Прометей подходит к спине стражника и поворачивает ключ.Стражник возвращает руки в исходную позицию)

Гефест: ух,ну и ну…Видал?Ха-ха-ха-хах…

Прометей: Дааа, Гефест, ты бесподобный мастер

Гефест: Хах-ха-ха.

(Гефест уходит,Прометей в это время вспоминает девушку,которая молила богов о тепле.Он все таки решил украсть божественный огонь)

Прометей:Будь,что будет.                                                                                                                                   

(Берет в руки палку,и дает её в руки стражнику,чтобы тот не напал на

него.Подходит к огню и  смело берет его.Спускается с ним на землю)

Гермес: Ах,не может быть.Прометей…Больше некому.

Стражник: Прометей,больше некому.

Гермес:Молчи,молчи кусок железа.

(После слов Гермеса Зевс посылает молнии на стражника.А рядом с ним находится Орел)

Гермес(хватаясь за голову): А-а-а-а, мое лучшее создание..

Зевс: Я утешу тебя,сын мой Гефест.Ты должен настичь и покарать дерзкого Прометея.

Гефест: Я? Я не могу.Прометей друг мой.Смилуйся надо мной,владыка!!!(Падает на колени перед зевсом)

(Зевс ничего не отвечает,а лишь скрывается за тучами)

Орел: В чем задержка? Мучение,сомнение? Смотри,мастер, у богов тяжелая рука.Вспомни,как тебя однажды сбросили с Олимпа? До сих пор хромаешь.

(Прометей раздает людям огонь на земле)

Гефест: Огни…Огни повсюду.

Орел: Надо их уничтожить.Все,все до одного.

(Орел подлетает к людям и начинает тушить огонь)

Орел: Обрадовались?Все равно с богами вам не сровняться.

Гефест: Я хочу найти Прометея, поговорить с ним.

Орел: Сейчас с ним ничего не сделаешь.Надо выжидать время

Гефест: Палачом Прометея я не стану!!!

Орел: Можешь успокоиться.Твой дружок не так прост,как ты думаешь.Пока у него в руках хоть один лепесток священного огня, он неуязвим.

Гефест: Вот как?Ха,а я и не знал.

Орел: Ха-ха,знаем мы этих титанов: жертвы,подвиги.А про себя они забывают.(Поворачивает голову) А-а-а-а,еще огонь! Помоги же мне,Гефест.

Гефест: Помогай себе сам.Теперь не потушишь…

Орел: Великий Зевс,Великий Зевс!!!Все пропало!

(Зевс услышав крики Орла,посылает молнии на землю и начинается большой ливень,который тушит весь огонь на земле)

Девушка: Кронос,я замерзаю без огня.Что же нам делать?

 Парень: Ах,Тея,если бы я только знал…

(Зевс смеется)

Прометей: Рано смеешься, отец богов.Пока я жив,огонь на земле будет гореть!!!(Достает из-за пазухи последнее пламя огня)

(В это время Гермес с Орлом Разыскивают Прометея)

Орел: Ну,что я говорил.Один лепесток наш Прометей все таки спрятал.

Гермес: Каждый на его месте поступил бы также.Теперь мы с ним нечего не сможем сделать.Правда?

Орел(огорченно) Правда….Хитер Прометей,он все предвидит.

(В это время девушка с парнем совсем замерзли и упали от холода на землю. Прометей видя все это,подходит к ним)

Парень: Смотри, Тея, огонь!Мы спасены!!!

(Прометей подходит к ним и отдает последнее пламя священного огня).

Прометей(уходя): Живи, род человеческий.

Гермес: А-а-а-а,он погубил себя.

Орел: Теперь он в наших руках!!!(Потирает руки)

Прометей(Подходит в Гермесу и Орлу): Ну,кто победил?

Гермес: Но ты…Ты сам…Зачем ты это сделал?

Прометей(Кладя руку на плечо Гефест): Хех,если ты сразу этого не понял,друг мо Гефест,тебе этого никогда не понять.

Зевс: Что же делать?Что же делать?Сила,Власть,слушайте мой приказ!Берите Гермеса и ведите Прометея к скале.Там и приковывайте его стальными цепями.И будет он там по век,пока какой-нибудь смертный не осмелиться освободить его.

(Сила и Власть ведут закованного Прометея.Сзади них идет Гефест)

Гефест: Прости,друг мой Прометей.Я не хотел…Меня заставили.

Прометей: Такова воля Зевса.

Гермес: Такова воля Зевса…

Прометей: Мне лучше быть вот так,прикованным к скале, чем быть у Зевса рабом!!!                                                                                                             

(Гефест приковывает Прометея к скале)

Орел: Готово? (Гефест лишь кивает в ответ)

Орел: А теперь скажи…Во имя чего ты пошел на все это?Какие тайные причины тебя заставили?Признайся.Иначе участь твоя будет обречена.

Гефест: Да-да,подумай о своей судьбе.Подумай, на что ты рассчитывал?

Прометей: Я хотел помочь людям!

Орел: Ха-ха,так мы тебе и поверили. Говори правду.Скажешь?

Прометей: Я хотел помочь людям!!

Орел: Ложь!!!

Прометей(Крича): Я хотел помочь людям!!!

Парень(Услышав крик Прометея): Боги,вы не справедливы.

(Тут с неба Зевс посылает молнию,которая разделяет единой пламя огня на мелкие жаринки,которые быстро гаснут)

Гефест: Признайся,одно только слово и тебя пощадят.

Прометей: Вы все равно не поймёте.

Орел: Почему же?Это же так просто.Скажи,мол хотел власти,силы,могущества.Каждый тебя поймет.

Прометей: Я хотел помочь людям.Это же так просто, неужели вы не понимаете? Ха-ха-ха-хах…

Орел: Он смеется над нами.

Зевс: Тебе мало твоих мук? Так получай самую страшную кару: забвение.

(Тут скала вместе с Прометеем обрушуется в пропасть)

Прометей: Я хотел помочь людям.И я помог им!

Зевс: Все,нет больше Прометея…И не было его никогда.

Огонь: Не покидайте меня.Сохраните меня.

Девушка: Это говорит огонь.Прометеев огонь!!!

(Поднимается еще и сильный ветер.Но девушка с парнем успевают схватить не погасшее пламя огня.)

Парень: Мы сохранили твой дар,Прометей.

Опущен занавес,
Погашена свеча,
Актеры сняли маски вдохновенья.
Спасибо им за теплые слова
И яркие, живые впечатления!

Итог занятия