урок истории 5 класс "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сайберт Надежда Васильевна

Разработка урока истории 5 класс "Восстание Спартака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

 тема «Восстание Спартака»

 учитель  истории Сайберт Надежда Васильевна БОУ «Вставская СОШ» Тарского муниципального района Омской области.

Курс «История Древнего мира»

Учебник «История Древнего мира» для 5 кл. общеобразовательных учреждений

Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, ТРКМ, технология решения проблемных задач.

Цель: подвести учащихся к пониманию причин  восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с  личностью Спартака.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
  • формировать навык работы  с текстом учебника и с историческим документом;
  • развивать умение обучающихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте маршруты и изучаемые объекты;
  • развивать умение объективно оценивать свои результаты и результаты деятельности одноклассников;

воспитание гражданственности и гуманизма. . Кто желает восстановить их у доски?  Оборудование:  

  • Настенная карта «Рост Римского государства в III - II вв. до н. э.» и «Восстание Спартака 74-71 гг. до н.э.» (врезка)
  • учебник “История Древнего мира ”- авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер,

И.С. Свенцицкая

  • карточки с текстом для групп;
  • историческая справка о Спартаке;  
  • фрагменты из книг о Спартаке  
  • рабочий лист по теме «Восстание Спартака»;
  • иллюстрации, разрезанные на 4 части разной формы, характеризующие положение рабов в Риме
  • основные понятия и даты: г.Капуя, Галлия, Везувий, Фракия, Красс, Лукулл, Помпей, Альпы, Брундизий. 74 – 71 гг.. до н.э.; 
  • компьютер, проектор, презентация «Восстание Спартака»  
  • раздаточный материал  

План урока:

1.        Причины восстания.

2.        Походы восставших.

3.        Итог восстания

Вопрос учителя: Что будем делать на уроке для достижения поставленной цели?

Дадим определение понятия «восстание» и будем изучать восстание под руководством Спартака по плану        

  •  работать с историческим документом;
  • учебными картами учебника, найдём места сражений армии Спартака
  • Необходимо узнать о Спартаке. Что он сделал выдающегося?  Оценку человеку дают по его поступкам и результатам дел.
  • Составим личностный портрет Спартака, отметив его качества (Написать на листе)
  • Выполним задания на рабочем листе с целью закрепления

Работа обучающихся в 3-х группах.

 

Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение с целью смены власти.

Город Капуя, Везувий, Мутина, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Ход урока

I. Организационный момент.      

     II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

     Учитель: - На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинные изображения. Они пожелтели от времени, и в руках ученых распались на части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать эти изображения (см. приложение: рисунки, разрезанные на 4 части «Труд рабов»

- Попытайтесь собрать в группах (готовые работы прикрепляются магнитами на доске)

- Кто изображен? Что делают рабы? (комментарий учеников к рисункам)

- Сделайте вывод по всем рисункам о положении рабов.

  – Назовите источники рабства. (ВОЙНЫ, ПИРАТСТВО, ДЕТИ РАБОВ – РАБЫ, НЕУПЛАТА НАЛОГОВ В ПРОВИНЦИЯХ).                                                

 - Где использовался труд рабов?(Слайд 3)Составить схему в тетради.

 (в КАМЕНОЛОМНЯХ, НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ, В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ РИМЛЯН, В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЛАДИАТОРОВ) .

-  Проверить (Слайд 4,5)        

Вывод: С середины 3 века до н.э. Рим вёл активную завоевательную политику, в результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов. Попавшие в рабство были оторваны от своих семей. Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов.

– Как вы думаете, как рабы реагировали на такое к ним отношение?  (МНОГИЕ БОРОЛИСЬ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ).

- О чем  рабы могли мечтать? (О СВОБОДЕ)

- Каким способом рабы могли бороться? (ПОРЧА ОРУДИЙ ТРУДА, ПОБЕГИ, НЕПОВИНОВЕНИЕ ХОЗЯИНУ, ЗАГОВОРЫ, ВОССТАНИЯ).

Определяем понятие  «ВОССТАНИЕ»:  

 Обучающиеся делают запись в тетрадь:  Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.   

Цель нашего урока -  узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, как оно проходило.

 III. Знакомство с новым материалом.

Тема нашего урока “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”

Обратите внимание, перед вами рабочий лист, по которому в течение урока мы будем работать (словарь урока, задания для закрепления…)

Работать мы будем по следующему плану:

План изучения восстания Спартака

1. Причины восстания  

2.Состав восставших  

3. Цели восставших      

4. Руководитель восстания - Спартак  

5. Ход восстания  

6. Причины поражения                              

7. Значение восстания

 

Этот план имеется у вас в рабочем листе.

Чтобы раскрыть план нашего урока мы с вами проведем исследовательскую работу

Для этого создадим 3 поисковх отряда.

Задание: перед вами лежит исторический документ, по которому вы будете проводить исследование, работая в группах, внимательно его прочитайте и ответьте устно на вопросы после текста, на работу 1–2 минутки.

Задания для групп:

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана ВезувийСпартаказа силу и знание военного дела избрали предводителем.

Вопросы:

  1. С чего и где началось восстание рабов?
  2. Цель восставших?
  3. Чем были недовольны гладиаторы?
  4. Кого выбрали своим предводителем?
  5. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2..

Ответьте на вопросы:

  1. Какая задача стояла перед Спартаком?
  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первым++и нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

  1. У восставших был план ведения войны с Римом?
  2. По карте учебника на стр. 235 проследите походы восставших.
  3. Было ли единство и согласие между рабами?

Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст);ответы давать полные.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем ответы 1 поискового отряда.

  1. С чего и где началось восстание рабов? Цель восставших? (Работа с картой.)
  2. Чем были недовольны гладиаторы? Предводитель? Где устроили лагерь?

Учитель: Чтобы назвать причины восстания, выполните задание № 1 (рабочий лист).

Слушаем ответ, вывод . проверяем причины восстания          (.Слайд 6)

Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке. 

     О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. В качестве конкретного места его рождения принято указывать город Сандански в Родопских горах, почти на границе с Югославией.  

     Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины власти. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.
      Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.
         После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян.  Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором."

  Через какое-то время Спартак вторично попал в плен; смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором в школе Лентула Батиата в Капуе.

   Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объездил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

   Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу в амфитеатрах и цирках Италии.

— Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка, вывод.

 Слайд 8.

 Рассказ учителяработа с иллюстрацией.

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.

Физминутка

Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

– А теперь слушаем ответы 2 отряда:

  1. Какая задача стояла пред Спартаком?
  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско?
  3. Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 отряда 

Учитель: У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

– Походы восставших – работа по карте.

Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

– Удалось Спартаку осуществить свой план? (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем в слух. (Нет.)

Слайд 9,10     Римский сенат полностью осознал опасность и принял чрезвычайные меры:НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). 

Учитель: Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист). Задание № 3. Назовите важнейшие причины.

Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:

а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.

п.7 плана Значение восстания?

Выводы: Восстания рабов обычно заканчивались поражением и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные государства рабов, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, провозглашали себя царями.

  В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства, старался отучить их от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории,  в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

IV. Закрепление.

А сейчас в форме игры “Да – нет”, закрепим полученные знания. Инструктаж.

  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
  2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)
  3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
  5. Последний бой Спартака произошел в Альпах в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

Проверьте себя и поставьте оценку.

1

2

3

4

5

да

да

да

нет

не

V. Домашнее задание. 

  • Прочитать §51.

Для любознательных!

  • На боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки. Предположите, почему?
  • Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?

Предполагается, что в поисках ответа на этот вопрос учащиеся обратятся к ресурсам Интернета.

VI. Подведем итог урока. 

Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

VII. Рефлексия.

Я предлагаю оценить вам наш урок, как мы с вами поработали:

  • если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового и активно работали, то бросьте в сосуд красный «камешек»;
  • если вам было не совсем интересно, вы многого не поняли бросьте в сосуд зеленый «камешек».

На столе сосуд, дети заполняют его камешками выбранного цвета, после чего делается вывод по содержанию урока.

Спасибо за урок, до свидания.

Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака в 74-71 гг. до н.э.”

План:

План изучения восстания Спартака

1. Причины восстания  

2.Состав восставших  

3. Цели восставших      

4. Руководитель восстания - Спартак  

5. Ход восстания  

6. Причины поражения                              

7. Значение восстания

 Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.

Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Задание № 1. Выберите правильный ответ.

Причины восстания:

а) скопление массы рабов;
б) римские легионы поддержали рабов; 
в) жестокое обращение с рабами.

Задание № 2. Впишите недостающие слова.

______________ родом из Фракии, предводитель восставших. Лагерь они устроили на вершине вулкана _____________ . Цель восстания _________________ .

Задание № 3. Назовите важнейшие причины.

Восстание Спартака потерпело поражение, потому что:

а) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
б) среди восставших постоянно возникали разногласия о дальнейших действиях;
в) Спартаку не удалось привлечь на свою сторону большого количества рабов;
г) у восставших не было ясного плана, их цели не раз менялись.

Игра “Да – Нет”

  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
  2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)
  3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
  5. Последний бой Спартака произошел в Альпах в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

1

2

3

4

5

Оценка___

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"

Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам....

урок истории 5 класс, тема: "Восстание Спартака"

Методическая разработка урока была апробирована в 5 классе «А» МКОУ ШР «СОШ № 4» 10 апреля 2014 г. в рамках межмуниципального семинара «Реализация системно - деятельностного подхода в построении совре...

Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Урок истории для 5 класса с использованием приема заполнения контурной карты в ходе изучения нового материала....

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"

Презентация к уроку истории на тему "Восстание Спартака"...

Конспект урока истории "Восстание Спартака"

конспект урока истории для 5 класса...