Урок-викторина по теме: "От Руси к России"
методическая разработка по истории (6, 7 класс) на тему

Быкова Светлана Геннадьевна

Урок-викторина в которой говориться о подвигах русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – викторина в музее: «От Руси к России»

Цель урока: продолжить формирование  компетенций обучающихся в виде расширения  знаний  и повышения роли школьных музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций  по теме: «Древняя Русь и символика России»

Методическая цель: Использование приёмов критического мышления

для активизации познавательной деятельности  обучающихся.

Задачи

образовательные: 

  • Систематизировать  знания основных событий, исторических личностей, дат и символике России.

 развивающие: 

  • Способствовать развитию умений работы в группе;  умений работы с картой и дополнительными источниками; умений решения проблемных заданий.
  • Способствовать развитию навыков публичного выступления;
  • Способствовать развитию умений анализировать и сравнивать.

воспитательные: 

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;
  • Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Оборудование: карточки-задания, переносная доска, карандаши, магниты, 2 листа  А 4.

Используемые технологии: игровая

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

Организационный  момент.    ( 5 мин)

Наш урок будет проходить необычно - в музее! Тема: От Руси к России!

Вы разделены на 2 команды. Команды занимают свои места и готовятся к поединку.

Представляются названия и капитаны команд.

Сегодня мы с вами проводим викторину по истории и обществознанию.

Объявляются цели,  задачи и план урока, а также правила игры:

-  мы будем говорить о славе России, вспомним ратные подвиги русских героев, полководцев, которые своим искусством, талантом отстояли наше Отечество, не позволили врагам овладеть территорией страны, её богатствами.

Правила поединка: Вам будет предложено 10 заданий. Та команда, которая ответит на вопрос первой, получает 1 балл. Победителем будет названа та команда, которая наберет наиболее  колл-во баллов. Оценивать Вас будет жюри.

Представляется жюри.

Учитель: Вот как о своей Родине (России) высказывается великий русский писатель А.С. Пушкин (на доске)

Эпиграф урока

 "...клянусь честью, что ни за что на свете я не
хотел бы переменить отечество, или иметь другую
историю, кроме истории наших предков, такой,
какой нам Боже дал".
А.С. Пушкин.

Учитель: Вперед! Начнем поединок!

I.  Первый блок - история

  1. Хронологическая поэтическая головоломка (карточки)  (5мин)

Вам предлагается прослушать стихи, посвященные прошедшим историческим событиям и установить, какое событие произошло,  распределить их в хронологическом порядке.

1. Когда-то… князь Великий свой народ

Укутал верой, принесённой с Византии…

Под алой мантией, согрев славянский род,

Он заложил в умах величие России…

В Киеве стольном

Народ, собираясь с утра,

Толпился в волненье и страхе невольном

У вод темно-синих Днепра…

Сияли хоругви парчой золотою,

Дымились кадила окрест,

Сиял, вознесенный над всею толпою,

В руках архипастыря крест.

(988 г – крещение Руси)

2. В ожидании победы
На просмоленных челнах
По Неве приплыли шведы
Навести на русских страх

Князя, храбрые дружины
Окружили шведский стан
И побили, шведов, финнов
Был разрушен дерзкий план

(1240 г – Невская битва)

3. Ой, ты Новгород Великий,
Господин торговых дел!
От боев с ордою дикой
Ты счастливо уцелел.
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час -
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
Шла в поход большая рать. ..
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сковало льдом
Озеро Чудское.
Ведь спасли они тогда Русскую землицу -
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!
(1242 г – Ледовое побоище)

4. Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном - тын, за домом - дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
( 1147 г – Первое упоминание о Москве)

1432

Представляется командами и оценивается жюри.

2.  Юный картограф (на  карте)                                                                                                        (2мин)

Командам  раздают фрагмент исторической схемы битвы.

Изучите  и выполните задания:

Какое событие из истории Древней Руси изображено?

Когда и где  оно произошло? (показать на карте)

  1. Битва на реке Неве.
  2. Ледовое побоище.

Представляется командами на карте и оценивается жюри.

3. Понятийный поединок. (карточки) (3мин)

Задание командам. Дать определение следующим понятиям.

1 команде:

Летопись – погодные записи событий

Вече – народное собрание на Руси

Патриотизм – любовь к Родине

2 команде:

Политика – искусство управления гос-вом

Рать – войско

Республика – форма государственного правления, при которой власть принадлежит избранным населением представителям

Представляется командами и оценивается жюри.

4. Головоломка «Тайнопись»    ( карточки)   (5мин)

Присмотритесь к шифру и прочтите высказывание великого князя. Назовите имя этого князя.

Анерабктонерабснерабменерабчомнерабк нерабнамнерабвонерабйдет - неработнерабмечанерабинерабпогинераббнет! НанерабтомнерабстоитнерабинерабстоянерабтьнераббуднерабетРунерабсская землнерабя!

(А кто с мечом к нам войдет – от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!)

Представляется командами и оценивается жюри.

5. На этом историческая часть закончена и предлагаю перенестись в наше время…

Сколько веков прошло? C1242 года по 2015год   (773)

Представляется командами и оценивается жюри.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  

ДЕТИ, хлопая ладошами на головой громко говорят слово - Россия

II. Обществознание

6.  Перечислите символы России. (Герб, гимн, флаг)(2 мин)                                                                                                                          

Представляется командами и оценивается жюри.

7. Предлагаем Вам вспомнить и нарисовать флаг России, обозначая при этом символику цветов. (Лист А4 и карандаши) ( 5мин)

Какой цвет Российского флага символизирует храбрость, удаль, красоту? (красный)

Какой цвет на флаге означает величие, красоту, ясность? (синий)

Цвет чистоты и святости на флаге (белый)

Представляется командами и оценивается жюри.

8. Гимн России.     (4мин)

Команды вытаскивают из мешочка полоски бумаги с цифрой 1+ припев  или 2+ припев.                                        Это означает, какой куплет с припевом гимна они будут зачитывать наизусть или петь. (Кто быстрее и правильнее расскажет или споет )

9.Завершающее задание - кроссвордово поле.

Отгадайте кроссворд  (на отдельном листе каждой команде).

  1. Один из цветов российского флага.
  2. Основной закон государства.
  3. Наука о прошлом.
  4. Закон воинской жизни.
  5. Торжественная песнь.
  6. Защищать Родину-……… гражданина

 К

 Р  

 А

 С

Н

Ы

Й

К

О

Н

С

Т

И

Т

У

Ц

И  

Я

И

С

Т

О

Р

И

Я

У

С

Т

А

В

Г

И

М

Н

О

Б

Я

 З

А

Н

Н

О  

С

Т

Ь

Работа жюри.

Учитель: цель этих  поединков показать, насколько богата история нашей страны, которую мы должны стремиться познать.

Слово предоставляется жюри.

Подводится итог игры, объявляется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина обобщение по теме "Органы цветкового растения"

Обобщение по теме "Органы цветкового растения". урок-игра  в виде Брейн-ринга....

Сценарий урока-викторины "Роль П.А.Столыпина в истории России"

Вопросы предлагаемой викторины будут интересны для учащихся 9, 11 классов. Цель- проверить и расширить знания учащихся о политике,  который вошёл в историю Российской империи как великий реформат...

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Крещение Руси"

Презентация содержит характеристики основых исторических деятелей, даты, основные поняти. репродукции по теме "Крещение Руси", усть оглавление, навигация по презентации, вопросы для закрепления....

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...

Урок – викторина “Счастливый случай”. Тема: “Четырехугольники”. 8 класс.

Урок – викторина “Счастливый случай”.Тема: “Четырехугольники”. 8 класс.Используются игровые технологии. повышаю мотивацию к учёбе...