Программа внеурочной деятельности «История народов Поволжья»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Вильдеватова Людмила Николаевна

 

Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана  внеурочной деятельности  учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подростки 5 классов. Программа разработана с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно – правовых требований к внеурочной деятельности утвержденным Сан Пин.

Актуальность программы заключается в том, что на этапе интенсивного взросления,  исключительно важно  расширить деятельность, направленную  на  приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных  значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к  общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской  российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной  любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные  в статье 2  Закона  Российской Федерации «Об образовании»,  задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач воспитания учащихся: «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Последовательная и полная реализация этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если  сложнейший и многомерный процесс воспитания центрируется, в конечном счете,  на  подростке, обеспечивая высокое качество   усваиваемых им духовно-нравственных идеалов и ориентиров.

В основу программы положены следующие педагогические принципы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_narodov_povolzhya_5klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Согласовано:

Руководитель МО классных руководителей

 ________Ларионова Т.А.

«___»_______ 2014г.

   Согласовано:                      

   Зам. директора по УВР

   ________Селеш О.А.

  «___»_______2014г.

      Утверждено:

      Директор МБУ  школы № 5

      ____________ Шкатова Т.Ф.

      «____»________2014.

Программа принята на основании

решения педсовета МБУ школы №5

                                                                Протокол №    от

Программа

внеурочной деятельности

«История народов Поволжья»

Детское объединение  ДиМО « Юный краевед»

Направление:   духовно-нравственное

Тип:  авторская

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся:  5 класс (11-12 лет)

Автор: Л.Н.Вильдеватова

        Тольятти 2014        

История   народов    Поволжья

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана  внеурочной деятельности  учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подростки 5 классов. Программа разработана с учетом концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно – правовых требований к внеурочной деятельности утвержденным Сан Пин.

Актуальность программы заключается в том, что на этапе интенсивного взросления,  исключительно важно  расширить деятельность, направленную  на  приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных  значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к  общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской  российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной  любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные  в статье 2  Закона  Российской Федерации «Об образовании»,  задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач воспитания учащихся: «…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, любви к Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Последовательная и полная реализация этих принципов означает, что все граждане, получившие образование, сами становятся их носителями. Однако это может произойти только в том случае, если  сложнейший и многомерный процесс воспитания центрируется, в конечном счете,  на  подростке, обеспечивая высокое качество   усваиваемых им духовно-нравственных идеалов и ориентиров.

В основу программы положены следующие педагогические принципы:

1.Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других

2.Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию:

• обществоведческих дисциплин;

• произведений искусства;        

•  духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

В ходе реализации программы ученики знакомятся с  культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта, с историей народов России, узнают о важнейших событиях в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников, получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни.

 Программа рассчитана на 34 часа и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю ), так и возможность организовать занятия блоками, например, экскурсии, викторины, выставки, игры.

 Программа состоит из разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности.

 Данная программа направлена на развитие познавательного интереса ребят к славной истории Отечества и своей малой Родины и способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а так же формированию нравственных чувств и этнического сознания.

Цель  курса

         гармоничное духовно-нравственное развитие личности обучающихся и воспитание основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических и общенациональных традиций  народов  Поволжья - русских, татар, мордвы, марийцев и башкир.        

Задачи:

 формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народа, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;

    формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

       доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

    уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

    развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.                                                                                                                                                                                                                            По ходу изучения курса организуются  экскурсии в Краеведческий музей, а завершается  оно  защитой  проектных  работ (как групповых,   так  и  индивидуальных)   по  одной  из  тем курса.

Ребята собирают материал , изготавливают и оформляют:

  1. Альбомы
  2. Газеты
  3. Книжки-раскладушки
  4. Макеты
  5. Музыкальные подборки
  6. Сувениры, поделки

        

Рекомендуемые проекты: 

Выставка народной  одежды;

Фестиваль народной  музыки и танца;

Рецепты  национальной кухни;

Инсценировка  народных  сказок.                 

.

Содержание программы

        Тема 1. Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий.

Основные требования к занимающимся; регулярность, отсутствия, пропуски без уважительных причин, заинтересованность. Техника безопасности правил поведения во время занятий в аудитории и экскурсий. Правила поведения в коллективе, честность, взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопомощь.

        Тема 2.  У карты нашей  Родины.

Географическая  и  политическая  карта Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство России. Многонациональный  характер Российского  государства. Геополитический  фактор  в  становлении и развитии Российского  государства.

        Тема 3. Этапы становления  русской  государственности. Особенности  исторического  развития  и взаимодействия  русских,  татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Самарская область – субъект Российской Федерации.

Тема 4. Религиозные  представления  и верования  русских,   татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Основы  христианства,  ислама.

        Тема 5. Обычаи  и праздники  русских , татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Народный  календарь. Календарные  обряды. Сезонные  праздники. Масленица.  Сабантуй. Свадебные   обряды.

 

        Тема 6. Национальный   костюм  русских,   татар, башкир,мордвы, марийцев, чувашей. Повседневная  и праздничная  одежда  мужчин  и женщин. Цвет  в  национальном костюме,  детали и украшения.

        Тема 7. Национальная еда  русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей.  Особенности   национальной кухни.  Постный  и скоромный стол. Рецепты  национальных  блюд.

        Тема 8. Музыкальная   культура  русских, татар,  башкир, мордвы, марийцев, чувашей.  Народная музыка и танцы. Музыкальные  инструменты. Смысл  танца. Обрядовые  и бытовые  танцы.  Обрядовые  песни.

        Тема 9. Народные  игры  русских,  татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей. Взаимосвязь  игры  с природно - климатическими  и хозяйственными  особенностями  жизни

        Тема 10 . Уважение   культуры и традиций  других   народов -  одно  из  главных   условий  жизни   в многонациональном  государстве.

Без  любви и уважения к родному краю нет успешной личности. Приобщение учащихся к изучению истории народов Поволжья, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Изучение и пропаганда и национальных традиций, культуры народов Поволжья.

         

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты  распределяются по трём уровням.        

  1. Результаты первого уровня  (приобретение  школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):                                                                 приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации;                              о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм;                                                                                                                                                      о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):    развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность);                                                                                
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия)              :                                                                                                                      приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися,  позиционного самоопределения в открытой общественной среде.                                                                                                                                                                                                      

                 


Тематическое планирования курса по программе

«История народов Поволжья»

   №

Название раздела тема

Форма проведения занятий  

Количество часов

1

Тема 1.  Изучение правил, техники безопасности и этнических норм при проведении экскурсий.

аудиторная

1 час

Тема2. У карты нашей Родины

6 часов

2

Введение

аудиторная

1 час

3

Географическая и политическая карта Российской Федерации

аудиторная

1 час

4

Государственно-территориальное устройство России

аудиторная

1 час

5

Многонациональный характер Российского государства

аудиторная

1 час

6

Геополитический фактор в становлении и развитии Российского государства

аудиторная

1 час

7

Самарская область-субъект Р.Ф

аудиторная

1 час

Тема3. Этапы становления русской государственности

2 часа

8

Этапы становления русской государственности

аудиторная

1 час

9

Особенности исторического развития и взаимодействия русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей

аудиторная

1 час

Тема4. Религиозные представления и верования

2 часа

10

Религиозные представления и верования русских,  татар, башкир, мордвы, марийцев, и чувашей

внеаудиторная

1 час

11

Основы христианства, ислама

внеаудиторная

1 часа

Тема5. Обычаи и праздники русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

3 часа

12-13

Народные календари. Календарные обряды

аудиторная

2 часа

14

Сезонные праздники. Масленица. Сабантуй

внеаудиторная

1 час

Тема6. Национальные костюмы русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей.

2 часа

15

Повседневная и праздничная одежда мужчин и женщин русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

аудиторная

1 часа

16

Цвет в национальном костюме, детали и украшения

аудиторная

1 час

Тема 7. Национальная еда русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

2 часа

17

Особенности национальной кухни

аудиторная

1 час

18

Постный и скромный стол

аудиторная

1 час

19

Рецепты национальных блюд  

аудиторная

1 час

Тема 8. Музыкальная культура русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

1 часа

20

Народная музыка и танцы. Музыка  татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

внеаудиторная

1 час

Тема 9. Народные игры русских, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей

3 часа

21-22

Взаимосвязь игры с природно-климатическими и хозяйственными особенностями жизни  

внеаудиторная

2 часа

23

Урок-игра

«Игры народов Поволжья»

внеаудиторная

1 час

Тема 10. Уважение культуры и традиции других народов - одно из главных условий жизни в многонациональном государстве

1 час

24-25

Экскурсия в краеведческий музей

внеаудиторная

2 часа

26-28

Защита проектов

аудиторная

3 часа

29-

30

Защита рефератов

аудиторная

2 часа

31-32

Выставка рисунков, поделок

внеаудиторная

2 часа

33-34

Обобщающие уроки

аудиторная

2 часа

Список используемых источников и литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

3. Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края/ Н.В. Бородина. Т.И. Ведерникова,- Самара: Издат. Дом. Агни, 2007-236 стр.

4. Бузин В.С. Этнография русских: Учебное пособие,- СП(б),:Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007г.

5. Башкиры Самарской области.: история и современность: Материалы круглого стола. (Ред.  Размахина. Н.Н,- Самара: Аппарат правительства Самарской обл.; Гос. учреждение Самарской обл. « Дом дружбы народов», 2007г.

6. Духовное наследие народов Поволжья; живые истоки; Т. 2- Самара издательство           «Книга», 2008г.

7. Ягафова, Е.А. Этническая история и культура народов Урало – Поволжья(мордва, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры): Учеб. пособие для вузов/Е.А. Ягафова – Самара: СамГПУ, 2002г.- 159 с.

8. Николаев В.В. Чувашский костюм от древности до Современности./В.В. Николаев,  Г.Н.Иванов- Орков, В.П. Иванов на русском, чувашском и английском яз, - Москва- Чебоксары- Оренбург, 2002.- 400с.

9. Мордва, Очерки по истории этнографии и культуре мордовского народа- /сост. Маркова С.С.- Изд. перерабо) доп.- Саранск; Мордовское кн. издательство, 2004, - 991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: "История Кузбасса" для 5-9-ых классов. В базисном учебном плане в образовательной области «история» на региональный компоне...

Дополнительная программа внеурочной деятельности "История и культура англоговорящих стран"

Программа внеурочной деятельности для 5 класса с театральной постановкой "Джек и бобовое зёрнышко"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История становится ближе"

Рабочая программа «История становиться ближе» рассчитан на углубленную работу с учащимися 12-15 лет по изучению истории своей семьи. Развивает интерес учащихся к предмету история, позволяет найти точк...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Игры народов мира» Спортивно – оздоровительного направления

Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизнишкольников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическоми психологическом развитии. Русские народные игры в рамка...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...